СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексный подход к организации мониторинговых мероприятий образовательного процесса

Категория: Директору

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются актуальные вопросы педагогической задачи как основной единицы инновационного процесса в реализации программы развития образовательной организации и порядка внутреннего мониторинга качества образования как основного механизма управления инновационной деятельности образовательной организации.

Просмотр содержимого документа
«Комплексный подход к организации мониторинговых мероприятий образовательного процесса»


КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ

МОНИТОРИНГОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Громак Надежда Ивановна,

заведующий центром анализа

и методического сопровождения

среднего общего образования

ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт

дополнительного педагогического образования» ДНР, г. Донецк


Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы педагогической задачи как основной единицы инновационного процесса в реализации программы развития образовательной организации и порядка внутреннего мониторинга качества образования как основного механизма управления инновационной деятельности образовательной организации.

Ключевые слова: государственный образовательный стандарт, педагогическая задача, качество образования, мониторинговые мероприятия, качество инновационной педагогической деятельности, программа развития, порядок внутреннего мониторинга инновационного образовательного процесса.


В настоящее время в Донецкой Народной Республике идет процесс значительной активизации инновационной работы образовательных организаций. Инновационная деятельность в образовательной системе – это разработка нового содержания образования, внедрение новых методов обучения, организационно-технологических основ образовательного процесса, условий его осуществления, направленное на повышение качества образования, обеспечение всестороннего личностного развития обучаемых.

Термин «инновация» происходит от латинского innovati – нововведение. Существует два подхода к понятию «инновация»: инновация как процесс (А. В. Лоренс, М. М. Поташник, В. А. Сластенин, О. Г. Хомерики) и инновация как само новшество (А. Ф. Ангеловски, Балакирев, С. Д. Ильенкова) [3, c. 47]. Инновационный процесс может иметь характер как стихийный, так и сознательно управляемый. Введение новшеств – это, прежде всего, функция управления искусственными и естественными процессами изменений. А. В. Хуторской подчеркивает единство трёх составляющих инновационного процесса: создание, освоение и применение новшеств. Именно такой трёхсоставный инновационный процесс и является чаще всего объектом изучения в педагогической инноватике, в отличие, например, от дидактики, где объектом научного исследования выступает процесс обучения [10]. Педагогическая инновация – это нововведения в педагогической деятельности, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания. Педагогические инновации направлены на повышение эффективности воспитания и образования: введение в цели, содержание, организацию совместной деятельности учителя и обучающегося.

Практика показала, что при системном использовании активных методов роль учителя принципиально меняется. Он становится наставником, модератором, консультантом, что меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего» педагог последовательно превращается в более опытного партнера, работающего с обучающимися в одной команде.

Новая образовательная парадигма республики ориентирована, прежде всего, на повышение активности, самоконтроля и творческих способностей детей и подростков, расширение использования активных форм и методов обучения, организации творческой работы обучающихся. Мы считаем, что для эффективного управления деятельностью системы образования и образовательных организаций в ней необходимо правильно организовать мониторинговые мероприятия и оценивать как качество инновационной педагогической деятельности учителя, так и результаты, достигнутые обучающимися.

Педагогическая задача – это основная единица педагогического процесса по которой мы можем судить о его течении, и она должна соответствовать следующим условиям:

  • обладать всеми существенными признаками педагогического процесса;

  • являться общей при реализации любых педагогических целей;

  • наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе.

Задачи, которые ставят перед собой педагогические коллективы Донецкой Народной Республики, очень разнообразны, однако объединяет их то, что все они решаются согласно одной и той же схеме, которая предполагает следующие взаимосвязанные этапы:

  • анализ ситуации и постановки педагогической задачи;

  • проектирование вариантов решения и выбора оптимального для данных условий;

  • осуществление плана решения задачи на практике, включающего организацию взаимодействия, регулирование и корригирование течения педагогического процесса;

  • анализ результатов решения.

Сегодня мы свидетели того, что важной задачей и составной частью инновационной деятельности, во многих образовательных организациях Донецкой Народной Республики, стала научно-исследовательская работа. Основным документом, на основе которого строится вся система учебно-воспитательного процесса в образовательной организации, должна стать программа развития. В программе должны быть определены стратегия и тактика развития образовательной организации. При этом стратегия развития соответствует идеям приоритетных направлений государственных образовательных стандартов, концепциям развития образования, а тактика выражена в самой программе развития. Можно утверждать, что программа развития – это план будущего. Главная задача программы – переход образовательной организации из режима функционирования в режим развития. Разработка программы развития и ее реализация в ходе образовательного процесса – это основное условие управления. Только задачи, ориентированные на завтрашний день развития, вызывают интерес и потребность в их решении. Это говорит о необходимости проектирования близких, средних и далеких перспектив коллектива педагогов и обучающихся.

Выбор инновационных обучающих технологий широк и разнообразен, что дает педагогическим коллективам возможность использовать в своей практике те средства обучения, которые позволяют выйти на качественно новый уровень процесс обучения и воспитания в условиях образовательной организации. Инновационный методический арсенал педагогических работников нашей Республики включает в себя анализ проблемных ситуаций, метод проектов, деловые и ролевые и имитационные игры, дебаты, применение ИКТ, Интернет-технологий, кейс-метод, технологию развития критического мышления, командные и групповые формы работы и др.

Инновационные подходы требуют постоянной диагностики достигнутого обучающимися уровня обученности и воспитанности, поиска наиболее эффективных методов и форм деятельности. В этой связи возникает необходимость активной разработки методов контроля, которые бы создавали условия для развития индивидуальных способностей, активизации их творческой деятельности. К числу наиболее признанных способов контроля результатов обучения на всех этапах образовательного процесса в мировой практике относится тестирование. Современные тестовые технологии можно рассматривать как составную часть системы управления качеством образования. По сравнению с традиционными формами контроля, компьютерный тестовый контроль результатов обучения имеет ряд неоспоримых преимуществ перед другими формами контроля и бесспорно является одним из основных методов процедуры мониторинга качества образования. Следует отметить, что тестирование повышает эффективность и объективность контроля качества знаний обучающихся. Поэтапная диагностика уровня обученности позволяет педагогическим работникам образовательных организаций своевременно корректировать методику преподавания и их основной задачей становится управление познавательной активностью обучаемых и контроль ее результатов. Вместе с тем эффективность тестирования может быть обеспечена только целенаправленной подготовкой в области тестологии, поскольку составление тестовых заданий – очень трудоемкий, требующий специальных и профессиональных знаний процесс. Таким образом, для успешного решения этой задачи необходимо:

  • провести обучение педагогов современным средствам оценивания результатов обучения;

  • разработать и апробировать тестовые задания по образовательным отраслям и другим вопросам обучения и воспитания;

  • сформировать тематические базы тестовых заданий;

  • провести экспертизу тестовых заданий;

  • организовать проведение, обработку и анализ результатов оценки качества образования.

Опыт подтверждает, что компьютерное тестирование может стать эффективным средством управления качеством образования. Однако нельзя абсолютизировать возможности тестирования. Например, такие показатели, как умение логически, связно выражать свои мысли, давать оценки различным явлениям, умение работать в группе, некоторые другие характеристики, относящиеся к общим и некоторым профессиональным компетенциям, оценить с помощью тестирования невозможно. Наилучший эффект при контроле результатов оценки качества образования дает сочетание различных методов контроля: например, тестирования в сочетании с наблюдением, защитой портфолио, собеседованием и другими нетрадиционными формами контроля.

Резюмируя все вышеизложенное, следует отметить, что в условиях реализации государственных образовательных стандартов, научно-исследовательской деятельности педагогических коллективов, для обеспечения оценки качества образования необходим комплексный подход к организации мониторинговых мероприятий образовательного процесса. При этом очень важно осознавать, что задача оценки качества образования – это стимулирование развития образования, а не наказание за полученный результат.

В педагогике, как правило, под мониторингом понимается процедура отслеживания результатов; систематическое наблюдение за любым процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемым результатам или конечным целям; диагностически обоснованный метод непрерывного отслеживания эффективности обучения и воспитания и принятия управленческих решений, регулирующих и корректирующих функционирование образовательного учреждения [8, c.  21].

Сегодня мониторинг активно используется в педагогике и психологии. А. С. Белкин определяет мониторинг как непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое отслеживание образовательного процесса. Э. Ф. Зеер рассматривает мониторинг как процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей. [9, c. 207]. Мониторинг используется в тех случаях, когда в построении какого-либо процесса необходимо постоянно отслеживать происходящие в реальной предметной среде явления с тем, чтобы включать результаты текущих наблюдений в процесс управления. Понятие «мониторинг» близко к таким общенаучным педагогическим и психологическим понятиям, как «обратная связь», «рефлексия», «контроль», «аттестация», однако, по мнению Э. Ф. Зеера, все эти понятия являются отдельными элементами мониторинга или его частными случаями [9, с. 208].

Для правильного осуществления мониторинговых исследований, руководствуясь программой развития образовательной организации, администрации, совместно с педагогическим коллективом единомышленников, необходимо разработать порядок внутреннего мониторинга инновационного образовательного процесса и его программу. Внутренний мониторинг целесообразно рассматривать как совокупность основных технологических процессов, к числу которых относятся:

  • систематический сбор первичных данных о состоянии основных и обеспечивающих процессов или видов деятельности образовательной организации;

  • статистическая и аналитическая обработка собранных первичных данных, а также оформление результатов обработки;

  • предоставление информации о результатах обработки ее непосредственным потребителям в лице органов управления образования для принятия необходимых решений в сфере их компетенции;

  • хранение ранее собранных первичных данных и результатов их обработки на бумажном или электронном носителе в течение установленных сроков, обеспечение доступности указанной информации для лиц, которым предоставлено право доступа к ней.

Опыт практической деятельности в научно-исследовательской работе педагогического коллектива, позволяет сделать вывод о том, что основным механизмом управления инновационной деятельности образовательной организации выступает мониторинг ее эффективности. И мониторинговые мероприятия должны быть направлены, прежде всего, на:

  • индикацию инновационного процесса;

  • позиционирование работы образовательной организации по критерию инновационной активности;

  • выявление направлений повышения эффективности и значимости инновационной работы.

Мониторинговые исследования должны быть направлены на: созданные условия, процесс и результат с учетом следующих принципов:

  • непрерывности;

  • научной обоснованности наблюдений;

  • гуманитарности;

  • воспитательной целесообразности и здоровьесбережения (недопустимость применения технологий, наносящих ущерб интересам, достоинствам, правам участников образовательного процесса, их здоровью);

  • диагностико-прогностической направленности (основа мониторинга – научно-исследовательское слежение, в процессе которого обнаруживается до сего времени не исследованная сущность образования):

  1. учет внешних проявлений процесса или явления;

  2. выявление причинно-следственных связей;

  3. определение устойчивых тенденций;

  4. актуальность;

  5. перспективность.

К организации и осуществлению внутреннего мониторинга инновационного образовательного процесса в образовательной организации следует предъявлять определенные требования, игнорирование которых может свести на нет все затраченные усилия. Это, в первую очередь, систематичность проведения мониторинга и его стандартизация. Требование систематичности заключается в том, что мониторинг должен охватывать все ключевые процессы, объекты и стороны деятельности образовательной организации и проводиться с определенной периодичностью, т. е. повторяться многократно. [8, с. 26]. Требование жесткой регламентации предъявляется к срокам изучения состояния объектов управления и к используемым для этого методам и средствам. Так, например, если в текущем году в образовательной организации оценка воспитанности обучающихся осуществлялась путем устного опроса классных руководителей, то и в следующий период необходимо использовать этот же метод. Если же возникла необходимость метод изменить (например, использовать онлайн-анкетирование самих обучающихся), то тогда выводов об улучшении или ухудшении результатов воспитательной работы в образовательной организации сделать будет пока нельзя.

Мониторинговые мероприятия эффективности инновационной деятельности включают в себя контроль, экспертизу, коррекцию и прогноз инновационных процессов и их результатов.

Системный анализ и обобщение результатов мониторинговых мероприятий инновационного образовательного процесса приведут организаторов научно-исследовательской работы к составлению программ, схем, мероприятий коррекции и дадут основание для научно обоснованного прогноза ситуации. Этот прогноз последовательно учитывается в мониторинговых исследованиях следующего цикла, при определении ориентационных и стратегических полей развития образовательной организации, ведущих к проблематике последующих исследований.


Список литературы:

1. Базаров М. Инновация в образовании — весомый фактор развития общества // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1417-1421.

2. Бекетова О. А. Инновация в образовании: понятие и сущность // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб.: СатисЪ, 2014. — С. 1-2.

3. Иванченко В. Н. Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей: учебно-методическое пособие / В. Н. Иванченко. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — С. 341.

4. Иценко В. В. Административно-организационные основы информатизации управления общеобразовательных учебных заведений на базе аналитико-поисковой системы «Дидакт». Педагогика: традиции и инновации: материалы IV международной научно-практической конференции (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 25-28.

5. Коваленко М. В. Модель системы оценки качества образования общеобразовательного учреждения // Управление современной школой. Завуч. – 2013. – №1. – С. 21-38 .

6. Кучер С. Н., Гозман Т. М. Организация внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении: Методические рекомендации / Авт.-сост. С. Н. Кучер. – Барнаул, 2011. – С. 129.

7. Майоров А. Н. Мониторинг в образовании / А. Н. Майоров. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Интеллект-Центр, 2009.

8. Рыбина О. В. Мониторинг эффективности образовательного процесса как ресурс управления образовательным учреждением // Управление современной школой. Завуч. – 2012. – № 7. – С. 18-58.

9. Чепик Г. П. Проблема мониторинга в психолого-педагогических исследованиях / Г. П. Чепик // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 сент. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (9). — С. 206–210. — ISSN 2410-8642.

10. http://www.eidos.ru/journal /2005/0910–19.htm ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС» Хуторской А. В. докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, г. Москва «Педагогическая инноватика — рычаг образования»/.

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!