СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексный анализ текста при повторении и обобщении темы «Однородные члены предложения»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ текста при повторении и обобщении темы «Однородные члены предложения»»

Комплексный анализ текста при повторении и обобщении темы «Однородные члены предложения»

Урок русского языка в 8 классе по учебнику Л.М. Рыбченковой

Цель: показать как разные уровни системы языка «работают» над содержанием художественного образа, участвуют в передаче смыслового содержания текста.

Задачи:

  1. Формирование умения определять тему и идею текста, его стилистическую и типологическую принадлежность, выделяя характерные стилистические приемы;

  2. Развитие умения доказательно обосновывать свою точку зрения;

  3. Развитие навыков взаимодействия в группе и в коллективе.


Тип урока: урок-практикум


План.

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Постановка целей и задач урока

  4. Работа с текстом

  5. Закрепление

  6. Итоги урока

  7. Домашнее задание


Ход урока

1.Организационный момент.

Взаимное приветствие учителя и учащихся.


2. Актуализация знаний

В качестве эпиграфа к нашему уроку я предлагаю высказывание М.И. Цветаевой


«Что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение –прежде всего сотворчество.»


Объясните, как вы понимаете это высказывание?

Что значит – разгадать текст?

Почему чтение – это сотворчество?

Учащиеся высказывают свои мысли и предположения.

3.Постановка целей и задач урока

Сегодня на уроке мы с вами будем читать текст, разгадывать его.

Тема нашего урока «Анализ текста»

Что значит проанализировать тест?

Внимательно прочитать и выявить мысли и чувства, которые автор хочет передать читателю. Объяснить, какими средствами языка он это делает.

Мы сегодня прочитаем отрывок из рассказа В. Закуткина «Подсолнух» и постараемся выявить авторскую позицию и средства ее выражения.


4.Актуализация знаний


Давайте вспомним основные этапы работы с текстом, если не помните обратитесь к плану.

План анализа текста.

  1. Прочитать текст, высказать впечатление о прочитанном.

  2. Определить тип текста и стиль речи.

  3. Определить тему текста.

  4. Сформулировать основную мысль, идею текста.

  5. Определить какие языковые средства использует автор и какую роль они играют в тексте.

  6. Определить позицию автора.

  7. Высказать свою точку зрения по проблеме.

Для работы вам необходимо вспомнить значение следующих терминов: тема текста, идея (основная мысль) текста, проблема текста, антитеза, контраст, метафора, эпитет, олицетворение.

Обсуждение содержания терминов, при затруднений учащиеся обращаются к словарю и памяткам в учебнике


5.Работа с текстом


Чтение текста упр. 3 стр.154 учебника Л.М. Рыбченковой , отрывка из рассказа В. Закуткина «Подсолнух».

Докажите, что данный отрывок является текстом.

Все предложения данного отрывка связаны по смыслу (рассказывают о подсолнухе и обстоятельствах, в которых он вырос) и грамматически. Отрывок обладает смысловой цельностью и относительной законченностью .


О чем говорится в тексте, определите его тему?

В тексте говорится о подсолнухе, который расцвел в степи во время засухи.

К какому типу речи вы отнесете этот текст, почему?

Описание, автор изображает как выглядит степь во время засухи, рисует подсолнух, который выделяется на фоне серой степи.

Текст-описание можно представить в виде фотографии или рисунка, какую иллюстрацию к этому отрывку вы бы подобрали?

Серый , блеклый фон, на котором смутно угадываются очертания предметов и ярко пятно желтого подсолнуха на нем.

На сколько смысловых частей можно разделить данный текст, о чем говорится в каждой из них.

Озаглавьте каждую часть одним словом.

1.Степь

2.Ветер

3.Подсолнух


Работа с каждой смысловой частью по группам.


СТЕПЬ

Вопросы для работы

1. Выпишите ключевые слова. Обьясните, какую картину рисует автор с их помощью?

Жгло немилосердно, горячее дыхание, раскаленная печь, сухая земля, тяжело дышали, бессильные крылья, разинутые клювы.

Под палящими лучами солнца страдает все живое: травы, животные, птицы.

Выпишите из отрывка словосочетания , построенные на основе согласования, какие определения использует автор, в какой целью?

Горячее дыхание, раскаленная печь, невыносимая жара, неподатливая земля, бессильные крылья и т.д.

Определения подчеркивают силу засухи.

Какие из них являются эпитетами?

Бессильные крылья

Найдите предложения с однородными членами. Какую роль они играют?

Травы стали буреть, сохнуть, и вся степь словно потускнела, сделалась серой и неприютной. Однородные члены выстроены по усилению признака – восходящей градации. Это позволяет показать жестокость засухи.

Какие средства выразительности вы нашли в этом отрывке? Какую роль в понимании смысла текста они играют?

Метафора, олицетворение- Солнце обдавало землю своим горячим дыханием

Автор говорит о том, что жара уничтожает все живое, природа гибнет под лучами палящего солнца. Жара изображается как враждебное всему живому существо.


ВЕТЕР


1.Прочитайте описание ветра. Выпишите ключевые слова.

Пробегал, ненадолго, жестяной шелест, душный, горячий облегчения не приносил, песок

2.О каких двух типах ветра говорится. Какой из них более страшен?

Автор описывает легкий ветерок, который иногда появлялся, но не приносил прохлады. На смену ему пришел ветер, который дул постоянно, он был ровным и не менялся, но нес с собою песок.

3. Какие эпитеты использует автор описывая второй тип ветра?

Тоскливый, зловещий. Этот ветер несет смерть всему живому.

4.Найдите предложения с однородными членами, какую роль в созданий страшной картины они играют?

Он не ослабевал и , казалось, не крепчал, дул утром и днем, вечером и ночью с тоскливым, зловещим однообразием. …

Однородные члены усиливают страшную картину. Показывают, что ветер становится постоянным, неизбежным злом.

5.Какой художественный прием использует автор и почему?

Олицетворение. Ветер, как и жара – злая сила, разрушающая все живое.

6. Какова основная мысль этого абзаца?

Ветер усиливает жару, делает ее зловещей.


ПОДСОЛНУХ


1.Выпишите ключевые слова.

Зацвел ярко, молодо, наперекор всему, виден издалека, высился, цветущая корзинка.

2.Каукю картину рисует автор в этом абзаце?

Яркий солнечный цветок на фоне умирающей природы.

3.Какое настроение передается в этом отрывке. Сравните его с настроение отрывков Степь и Ветер?

Радостное настроение , восхищение молодостью и силой.

4.Найдите в тексте обстоятельства, какую роль в создании образа они играют?

Обстоятельства ярко, молодо, наперекор всему показывают силу цветка, которая позволяет ему противостоять засухе.

5.Наидите в отрывке слова, которые позволяют понять основную мысль всего текста.

Он расцвел наперекор всему… вызывающе поворачивал горячему солнцу свою цветущую корзинку


Фронтальная работа, выводы по тексту

Сравните 1и2 части текста с 3. Как они связаны между собой?

Части противопоставлены. Этот художественный прием называется антитеза.

С какой целью автор использует антитезу?

Чтобы выразить основную мысль текста. Природа живет наперекор самым страшным обстоятельствам. Антитеза помогает понять, насколько тяжела жизнь всего живого во время засухи и как силен подсолнух, который не сдался и зацвел, когда все живое умирало.

Как вы считаете, олицетворением какого качества характера человека является подсолнух?

Стойкость, сила духа

Какую мысль хочет донести автор до читателя?

Человек должен быть сильным, должен уметь противостоять обстоятельствам и идти к своей цели.


Письменное выполнение заданий 4,5,6 упражнения – повторение расстановки знаков препинания при однородных членах предложения.


6.Итоги урока

Удалось ли нам достичь цели урока?

Да, мы учились выполнять анализ текста, развивали свои языковые умения и навыки, учились применять их на практике. Прочитали и разгадали текст

7.Домашнее задание

Используя текст упражнения в качестве аргумента написать рассуждение на тему: «Что значит быть сильным духом?»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!