СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексный анализ текста

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок подготовлен и проведен в рамках программы "Стилистика русского языка". 

Просмотр содержимого документа
«Комплексный анализ текста»

Урок русского языка в 11-ом классе по теме "Комплексный анализ текста"

  • Кудряшова Валентина Михайловна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Преподавание русского языка

Цели урока: формирование коммуникативной и речевой компетенции старшеклассников, мобилизация теоретических знаний по русскому языку, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности.

Задачи:

1) формировать навыки комплексного анализа текста;

2) обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

3) совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;

4) формирование практических умений, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку.

Оборудование: тексты для анализа, портрет Ф.А. Абрамова, словари.

Ход урока

Приветствие.

Сообщение темы и целей урока.

Учащимся предлагается совместно определить цели и задачи урока. Самая главная задача на данном этапе обучения – хорошо подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Какие умения помогут это сделать? Орфографическая и пунктуационная грамотность, знание теории, умение написать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Сформировать все эти умения помогает комплексный анализ текста. Комплексный анализ текста включает в себя следующие этапы:

  • восприятие (выразительное чтение, определение темы, основной мысли, типа и стиля речи, смысла заголовка);

  • анализ языковых единиц;

  • сравнительный анализ текстов разных стилей

  • правописание.

Орфографическая и пунктуационная разминка(« по цепочке» ; 5-7 мин.)

Задание

Ответ

1)таинстве(н,нн)о


2)бе..молвной


3)(не)потухшая ни на минуту


4)з..ря


5)зол..тит


6)остр..конечные


7)путают?ся


8)бредёш?


9)деревя(н,нн)ого


10)з..мная


11)пр..открытых


12)н..плывает


13)сла..коватый


14)гореч?


15)избя(н,нн)ое


16)тон..нькую


17)з..глохли


18)(ядовито)сладкой


19)(какая)нибудь


20)(остро)конечные


21)на восток..


22)Не потухшая ни на минуту _ заря золотит остроконечные пики деревьев.


23)От деревянного днища ведра _ поднятого над колодцем _ отделится капля.


24)Дремлют в окружии леса _ тёмные,неподвижные.


25)Заслышав шаги _ пошевелится под крышей голубь _ и тогда _ медленно кружась( ) пролетит лёгкое перо.


26)Вдали перед нами пестрели _ и цвели луга _ и нивы золотые.


27)Тихо, так тихо _ что слышно _ как вздыхает черёмуха.


28)Ветер выл _ толкал меня _ то в спину _ то в грудь.


29)Около изб не видно было _ ни людей _ ни деревьев.


30)Берёзы _ и осины _ и липы _ и клёны _ уже стояли зелёными.


Вывод учителя. Какие орфограммы и пунктограммы вызвали затруднение? Обведите кружочком это задание.

Работа с текстом.

Перед вами отрывок из романа “Братья и сестры” Ф.А. Абрамова. Подготовьтесь к его выразительному чтению.

Текст 1.

И день не день, и ночь не ночь…

Таинственно, призрачно небо над безмолвной землёй. Дремлют в окружии леса – темные, неподвижные. Не потухшая ни на минуту заря золотит их остроконечные пики на востоке.

Сон и явь путаются на глазах. Бредёшь по селению - и дома и деревья будто тают и зыбятся слегка, да и сам вдруг перестаёшь ощущать тяжесть собственного тела, и тебе уже кажется, что ты не идёшь, а плывёшь над притихшей деревней… Тихо, так тихо, что слышно, как, осыпаясь белым цветом, вздыхает черёмуха. От деревянного днища ведра, поднятого над колодцем, отделится нехотя капля воды – гулким эхом откликнется земная глубь.

Из приоткрытых хлевов наплывает сладковатый запах молока, горечь солнца излучает избяное дерево, нагретое за день. И ещё: заслышав шаги, пошевелится под крышей голубь, воркнув спросонья, и тогда, медленно кружась, пролетит лёгкое перо, оставляя за собой в воздухе тоненькую струйку гнездовьего тепла.

Заглохли, притихли крикливые запахи дня. Уже не разит смолищей от сосен, не тянет с луга ядовито-сладкой сивериской, от которой дохнет скотина. Зато все тончайшие запахи разнотравья, которые теряются днем, невидимым парком наплывают с поля. И какая-нибудь маленькая, неприметная, стыдливо спрятавшаяся в лопухах травка, для которой и званья-то не нашлось у людей, вдруг радует таким непередаваемым ароматом, что томительно и сладко заноет сердце.

Белая ночь…

Ф.А Абрамов

Понравилось чтение?

Что вам известно об авторе этого текста? (Слайд 1)

Определите его тему и основную мысль. Подумайте над вариантами названия.

Какой тип речи использует автор, чтобы воспеть северные белые ночи? (Слайд 2)

Чтобы определить, к какому стилю речи принадлежит данный текст, предлагаю вам провести небольшое исследование. Сравните два текста. Заполните таблицу.

Текст 2

Бе́лые но́чи — это ночи, в течение которых естественная освещённость так и не становится слишком низкой, то есть вся ночь состоит лишь из сумерек. Явление наблюдается в умеренных и высоких широтах перед летним солнцестоянием и после него.

Наиболее известными российскими городами, где, как принято считать, наблюдаются белые ночи, являются Санкт-Петербург, Череповец, Вологда,Петрозаводск, Архангельск, Северодвинск и другие.



Название стиля


Текст 1

Текст 2

Цель (зачем?)




Ведущая стилевая черта




Языковые средства




Сфера применения




Жанры




Вывод исследования. Перед нами текст художественного стиля. Назовите его основные признаки?

Какие ещё средства выразительности использовал Фёдор Александрович? Какие функции они выполняют?

Цветопись Эпитеты

Звукопись Эмоционально-оценочные слова

Инверсия (во 2 предложении поменяйте слова местами. Что произошло?)

Метафоры

В тексте есть слово ЗЫБЯТСЯ («… и дома и деревья будто тают и зыбятся слегка…»). Объясните лексическое значение этого слова, используя толковый словарь. Почему зыбятся, а не колеблются, волнуются?

- С помощью какого приёма достигается завершённость текста?

Вывод учителя. Как видите, для комплексного анализа подбирается текст такого автора, у которого есть чему поучиться. Классический текст – единое целое, где каждый элемент на своем месте.

Найдите в тексте литературные параллели (аллюзии).

Ф.М. Достоевский. Повесть «Белые ночи» (Слайд 3)

«Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды, любезный читатель. Небо было такое светлое, что, взглянув на него, невольно нужно было спросить себя: неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди?»

И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Голуби».

«Но под навесом крыши, на самом кра́юшке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя. Нахохлились оба — и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…

Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них… »

К/ф А. Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына».

Не раз о белых ночах писал А.С. Пушкин:

Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса[7]

(Поэма «Медный всадник»)

Рефлексия. Творческая работа (5-10 предложений).

Опишите в художественном стиле какое-нибудь природное явление. (5-6 минут).



Д/З Учебник Дейкиной и Пахновой. Упр. 345

Расставить знаки препинания, графически объяснить.

Определить роль сравнительных оборотов

Определить функцию многоточия как знака завершения

Подобрать синоним к слову ДУМА


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!