Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Болгарская средняя общеобразовательная школа № 2»
Спасского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено на заседании МО учителей гуманитарного цикла Протокол № 1 от « » августа 20 г. Руководитель МО _________ | Согласовано на заседании МС школы Протокол № 1 от « » августа 20 г. Руководитель МС ________ | Утверждаю Директор МБОУ«БСОШ № 2» _____ Приказ № от « » августа 20 г. |
Рабочая программа
элективного курса « Комплексный анализ текста »
среднего общего образования
Классы: 11-а,б
Год разработки: 2019
Срок реализации программы 2019-2020 учебный год
Рабочая программа составлена в соответствии Федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования (2004г.) и Программой общеобразовательных учреждений «Русский язык» под редакцией Гольцовой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Рабочая программа составлена: Перегудовой Н.Г., учителем русского языка и литературы первой квалификационной категории
1. Пояснительная записка.
Элективный курс «Комплексный анализ текста» на базовом уровне ориентирован на достижение следующих целей:
совершенствование умений анализировать единицы различных языковых уровней; систематизация и обобщение знаний по орфографии и пунктуации, повышение языкового чутья; формирование умений лингвистического анализа текстов разной функциональной и жанровой принадлежности, оценки изобразительно‑выразительных возможностей художественного текста;
расширение используемых языковых и речевых средств; формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, формирование умений нормативного словоупотребления, активного владения синонимическими средствами языка в соответствии с содержанием и условиями речевого общения, а также умения оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
развитие творческих способностей, основанных на интеграции знаний, умений и навыков по разным предметам гуманитарного цикла; развитие способности использовать результаты исследования в процессе практической речевой деятельности и подготовки к продолжению образования по избранному профилю;
развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений для осуществления межличностного и межкультурного общения; способности использовать разные формы учебно‑познавательной деятельности в вузе.
Изучение элективного предмета «Комплексный анализ текста» на уровне среднего общего образования направлено на совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Приоритетным направлением содержания обучения является совершенствование коммуникативной компетенции через практическую речевую деятельность.
Содержание учебного предмета предусматривает развитие у обучающихся учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.
При изучении практико-ориентированного подхода применяются такие формы деятельности:
как работа с книгой, в том числе с использованием современных компьютерных технологий, ресурсов сети Интернет;
работа с текстами учебника, дополнительной литературой;
решение практических задач, выполнение тестовых заданий по темам;
работа с таблицами, графиками, схемами;
ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач;
решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время;
мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов;
написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ образцов ученических сочинений;
тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ.
Организация занятий будет осуществляться в форме практических занятий, конференций, презентаций.
Обучение элективному курсу «Комплексный анализ текста» осуществляется с использованием следующих педагогических технологий: проблемное обучение (характерно выполнение следующих действий учащимися: выявление проблемы, формулирование ее, поиск решения,
Требования к уровню подготовки выпускников. В результате изучения курса русского языка ученик должен
знать/понимать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культур речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства
2. Содержание элективного курса
«Комплексный анализ текста».
№ | Наименование модулей | Максимальная нагрузка учащегося, ч. |
1. | Что такое текст? | 6 |
2. | Стили и типы текста | 15 |
3. | Языковой анализ текста | 37 |
4. | Составление текста-рассуждения | 10 |
5. | Итого | 68 |
3.Календарно-тематическое планирование элективного курса « Комплексный анализ текста » в 11-а,б классе
Количество часов в неделю – 2 ч. Количество часов в год – 68 ч.
Уровень: базовый
№ | Изучаемый раздел\Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Виды, формы контроля | Дата проведения урока | Примечание |
По плану | По факту |
1-2 | Вводное занятие. Новые требования к сочинению. | 2 | Комбинированный | Работа с КИМами | 04.09. 12.09. | | |
3-4 | Что такое текст? Связь предложений в тексте. | 2 | Урок-практикум | Работа с текстом, тематический тест | 14.09. 19.09. | | |
5-6 | Текст и его строение. | 2 | Урок-практикум | Цифровой диктант, распределительный диктант | 21.09. 26.09. | | |
7-8 | Слово в словаре и слово в тексте | 2 | Урок-практикум | Цифровой диктант, словарный диктант | 28.09. 03.10. | | |
9-11 | Стили текста: публицистический стиль. | 3 | Урок-практикум | Работа с текстом, тематический тест | 05.10. 10.10. 12.10 | | |
12-14 | Стили текста: художественный стиль. | 3 | Урок-практикум | Работа с текстом, тематический тест | 17.10. 19.10. 24.10. | | |
15-17 | Стили текста: научный стиль. | 3 | Урок-практикум | Работа с текстом, тематический тест | 26.10. 07.11. 09.11. | | |
18-20 | Стили текста: официально-деловой стиль. | 3 | Урок-практикум | Работа с текстом, тематический тест | 14.11. 16.11. 21.11. | | |
21-22 | РР. написание сочинения по предложенному тексту | 2 | Развитие речи | Сочинение-рассуждение | 23.11. 28.11. | | |
23-25 | Средства выразительности языка | 3 | Урок-практикум | Цифровой диктант, распределительный диктант | 30.11. 05.12. 07.12. | | |
26 | Композиция сочинения на ЕГЭ | 1 | Комбинированный | Работа с текстом, индивидуальные задания | | | |
27-28 | Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ | 2 | Урок-практикум | Решение тестов | | | |
29 | Роль вступления в сочинении-рассуждении | 1 | Комбинированный | Работа с текстом, индивидуальные задания | | | |
30-31 | Формулировка основной проблемы исходного текста. | 2 | Комбинированный | Работа с текстом, индивидуальные задания | 09.01 | | |
32-35 | Комментарий основной проблемы | 4 | практикум | Работа с текстом, индивидуальные задания | 11.01 | | |
36-37 | Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ | 2 | практикум | Решение тестов | | | |
38-39 | Позиция автора и способы ее выражения | 2 | Комбинированный | Работа с текстом, индивидуальные задания | | | |
40-42 | Выражение собственной позиции. | 2 | Комбинированный | Работа с текстом, индивидуальные задания | | | |
43-44 | Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ | 2 | практикум | Решение тестов | | | |
45-46 | Роль заключения в сочинении-рассуждении | 2 | Комбинированный | Работа с текстом, индивидуальные задания | | | |
47-50 | Комплексный анализ текста | 4 | Урок-практикум | Работа с текстом, индивидуальные задания | | | |
51-52 | Работа с критериями оценивания сочинения | 2 | Урок-практикум | Групповые и индивидуальные задания | | | |
53-54 | Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ Написание сочинения. | 2 | Развитие речи | сочинение | | | |
55-56 | Редактирование .Взаиморецензирование сочинений-рассуждений. | 2 | Урок-практикум | Групповые и индивидуальные задания | | | |
57-58 | Типичные ошибки сочинений. | 2 | Комбинированный | Работа с текстом, индивидуальные задания | | | |
59-62 | Пробный ЕГЭ. | 4 | Контрольный урок | Решение тестов | | | |
63-64 | Анализ ошибок, редактирование сочинений | 2 | Урок-практикум | Групповые и индивидуальные задания | | | |
65-66 | Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ | 2 | Урок-практикум | Решение тестов | | | |
67-68 | Резервные уроки | 2 | Комбинированный | | | | |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Болгарская средняя общеобразовательная школа № 2»
Спасского муниципального района Республики Татарстан
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу элективного курса
«Комплексный анализ текста»
среднего общего образования,
за курс 11 класса
учителя русского языка и литературы Перегудовой Н.Г.
Программа элективного курса «Комплексный анализ текста» предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки выпускников среднего общего образования. Данный курс способствует приобретению учащимися систематизированных знаний по русскому языку и подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ.
Программа элективного курса «Комплексный анализ текста» составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования, входит в предметную область «Филология» и изучается на базовом уровне, сохраняет фундаментальную основу курса, способствует практической подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку и успешному прохождению итогового контроля по завершении основного образования.
Программа «Комплексный анализ текста» содержит следующие элементы: титульный лист, пояснительную записку ( цели, задачи изучения учебной области, требования к уровню подготовки учащихся); содержание учебного курса (с указанием количества часов на каждый раздел курса); к рабочей программе прилагается календарно - тематическое планирование, которое составляется на учебный год.
Программа рассчитана на 68 часов, из которых 17% учебных занятий отводится на знакомство с теоретическим материалом. Самостоятельная работа составляет 83% учебного времени, спланированы ее тематика, виды и формы по каждому разделу.
Четко сформулированная цель программы и структура находятся в логическом соответствии. В программе 2 раздела.
Содержание программы направлено на достижение результатов, определяемых ФК Гос. стандарта. Содержание отражает последовательность формирования знаний, указанных в Государственном стандарте. В полной мере отражены виды работ, направленных на приобретение умений.
Достоинством программы является практическая направленность и составлена на основе демонстрационных тестов ЕГЭ 2019 года, а также заданий КИМов 2019года. Настоящий элективный курс русского языка предусматривает подготовку к написанию сочинения-рассуждения (задание 27), т. е. написанию сочинений по тексту, охватывает повторение его основных разделов: орфографии, пунктуации, морфологии, синтаксиса, культуры речи.Форма итоговой аттестации – единый государственный экзамен – требует своей технологии выполнения заданий. Работа с тестами требует постоянного, активного, дифференцированного тренинга.
Программа может быть рекомендована для использования в образовательном процессе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Болгарская средняя общеобразовательная школа № 2» Спасского муниципального района Республики Татарстан.
Рецензент Н.Г.Мухутдинова, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Программа рассмотрена на заседании МО учителей гуманитарного цикла __ августа 2019 года, протокол №1
Руководитель МО ___________ Н.Г. Перегудова
Согласована на заседании МС школы __ августа 2019 года, протокол №__
руководитель МС ____________ Е.А. Черкасова