СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Комплексный анализ рассказа-миниатюры В.П. Астафьева «Хвостик»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен комплексный анализ текста рассказа В.П. Астафьева "Хвостик" в формате задания 25 (сочинение-рассуждение) ЕГЭ по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
««Комплексный анализ рассказа-миниатюры В.П. Астафьева «Хвостик»»

Урок русского языка в 11 а классе


Учитель МБОУ г. Астрахани «СОШ № 49» В.В. Саблина


Тема урока

«Комплексный анализ рассказа-миниатюры В.П. Астафьева «Хвостик»


Цели урока:

  • Образовательные:

1. Формирование у учащихся навыка анализа текста в рамках ЕГЭ: умение определять проблему текста, позицию автора , выражать собственное мнение, аргументировать его примерами из жизни и художественной литературы.

2. Расширить и углубить представления об изобразительно-выразительных средствах языка.

3. Готовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения.

  • Развивающие:

1. Формирование умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

2. Развивать умение использовать тропы языка в своей речи.

  • Воспитательные:

1. Вызвать интерес к творчеству В. П.Астафьева.

2. Способствовать осмыслению своего назначения.

3. Воспитывать ответственное отношение к окружающей природе .

Методы работы: беседа, совместный анализ текста, работа со словарем, рефлексия, написание сочинения.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование, техническое оснащение: компьютер, медиапроектор, презентация в программе Microsoft Office Power Point, дидактический материал (рассказ В. П.Астафьева «Хвостик», «План написания сочинения-рассуждения»)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Объявление темы и цели урока.

Вступительное слово учителя.

II. Выступление ученика с презентацией «В.Астафьев-самобытный русский писатель»

Учитель: -- В 1961 году В. П. Астафьев начал писать короткие рассказы-миниатюры, которые составили цикл «Затеси». В «Затесях» в лаконичной и иносказательной форме выражены все проблемы, которые рассмастривал В. П. Астафьев в своих «больших» произведениях, его боль по поводу того, что происходит вокруг: оскудение человеческой души, безжалостное отношение к природе, состояние культуры и искусства; все так же звучит тема войны и значит, тема бесценности человеческой жизни, тема самопожертвования. «Затеси» создавались на протяжении всего позднего творчества писателя.

3. Словарная работа.

Затеси –зарубки. В старину люди, уходя далеко в лес, делали по дороге зарубки на деревьях, чтобы не заблудиться. Белеющие на стволах зарубки или меты были видны издалека, и люди по ним узнавали обратный путь. В разных местах их называли по- разному : В Сибири – затесь.

4. Комплексный анализ текста.

А)Перед вами рассказ-миниатюра В.П.Астафьева «Хвостик». Внимательно прочитайте текст и поделитесь своими впечатлениями.


Исходный текст


1)Смеется, заливается, хохочет мальчик…2) Овсянский остров напоминал когда-то голову — туповатую с затылка и заостренную, чубатую со лба.3) В любое время года была та голова в окладе венца — бледная зимняя плешь обметана чернолесьем; весной плешь острова нечесано путалась серо-свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно-мерцающих тальников, которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспененного черемушника. 4)Пока черемуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув в себя рыхлый цвет, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черемухи, отгородившись от пожара полосой небоязного к огню смородинника…

5)В осени мягкий лист кустарников бронзовел, и выкошенный, чистый остров в ровной стрижке зеленой отавы победно возносил мачту над высоким стогом сена. 6)И всю-то зимушку покрыто было боязливое темечко земли пухлой шапкой сена, и серебряно звенел венец, надетый на чело острова. 7)Желтая птица кружилась и кружилась над зимним стогом.8) Ветер с Енисея гнал ее встречь бурям, и алым флагом вспыхивало крыло высокой птицы под широкой зарею в часы предвечерья.

9)Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. 10)Захудала на нем некошеная трава, усохли кустарники.11) По оголившейся отноге и пологим берегам налет зеленого помета — цветет малопроточная вода.12) Перестала цвести и рожать черемуха, обуглились, почернели ее ветви и стволы; не полыхают более цветы — они вытоптаны или вырваны с корнем.13) Лишь живучий курослеп сорит еще желтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по оподолью бывшего острова.

14)Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были — уже не найти. Нынче сооружен здесь деревянный причал. 15)Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить на личных огородах и в теплицах редкую овощь, цветы, ягоды,16) В субботу и воскресенье — пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, «Ракета» за «Ракетой» прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.

17)Под бравую песню «То ли еще будет…» расползаются они пo затоптанному клочку земли, глядя на который еще раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может — ни птица, ни зверь… 18)Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене — гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит — ведь они приехали отдыхать от трудов.

19)Оглохла земля, коростой покрылась. 20)Если что и растет на ней, то растет в заглушье, украдкой, растет кривобоко — изуродованное, пораненное, битое, обожженное…

21)Хохочет мальчик на берегу. Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет.

22)Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего, воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из нее торчит хвостик суслика, и скрюченные задние лапки. 23)И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте ее, где крупно, во всю полосу нарисована художником шапка: «В защиту природы…»

24)Шапка подчеркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающиеся, промоклые красные буквы, из них составлено слово: «Отклик».

25)— Что же ты смеешься, мальчик?!

26)— Хво… хво… хвостик!

27)Да, хвостик суслика смешон — напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик — не сеют нынче в заречье хлеба.28) Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали веселые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обертке, засунули живого. 29)И «отклик» на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки.

Учитель: -- Итак,…

  • Что увидели, услышали?

  • Какие ощущения испытали?

  • Какие картины предстают перед глазами?

  • На что настраивает первая фраза?

  • А потом?

  • Какие проблемы вы могли бы выдвинуть? (Основные проблемы записать на доске)

  • Что такое бездуховность?

  • Какова композиция рассказа?

  • Каковы особенности композиции?

(Проблемы: добра и жестокости, воспитания ребенка в семье, ответственности и долга перед тем, что нас окружает; проблема жестокости, доходящей до цинизма.)


Анализ текста и подготовка рабочих материалов для сочинения.


1.Рассказ «Хвостик» действительно, очень пронзительный, волнующий. Выберите одну проблему, которую затрагивает Виктор Астафьев в рассказе.

(Учащиеся выявляют проблему экологическую- человек и его отношение к окружающей природе. История мальчика - это зеркальное отражение позиции взрослых по отношению к природе. Итак, проблема этого рассказа не столько экологическая ,сколько нравственная.)

(Влияние равнодушного отношения взрослых к природе на воспитание нравственных качеств молодежи.)

2.Комментарий проблемы. Какие аргументы подходят для комментария проблемы?


3.Сформулируйте позицию автора. В чем будет сложность?

(Стиль текста- художественный – значит авторская позиция заявлена не одним или двумя предложениями, но читатель все равно понимает, что Виктор Петрович с болью в сердце пишет о равнодушном и даже циничном отношении человека к природе, для автора остров живой!


Виктор Петрович, содрогаясь, пишет о реакции мальчика, который «заливается, хохочет», глядя на бедную зверушку!


4.Выражение согласия с позицией автора и собственный тезис

(Чтобы слышать боль каждого, нужно жить по правилу четырех “СО”:

cожалеть,

cочувствовать,

cострадать,

cопереживать.

И тогда меньше будет зла на Земле, а больше радости.

Научить этому должна семья.)


5.Подбор аргументов

См. распечатку о милосердии.

(Тема людской жестокости во все времена была актуальна. Многие из русских писателей обращались к ней. Например, Ф. М. Достоевский, А. Платонов, В. Железников и другие. В их произведениях показывается противостояние сильных и слабых людей.

«Сильные мира» - это жестокие, бездушные и не понимающие друг друга

люди. Но особенно становится страшно, когда речь идет о жестокости детей. Они словно колючий леденящий поток сильного ветра, который сбивает все слабое и неустойчивое на своем пути. Такие, как Миронова из повести В.Железникова « Чучело», беспощадная и безжалостная, которая никогда не отступала от своих принципов, или же взрослые люди, не осознающие своих поступков, черствые и бездушные, как в рассказе А. Платонова «Юшка».

«Слабые мира» - тихие, покорные, безропотные люди. Они живут своей особенной, понятной только им одним жизнью. Их можно сравнить с листиками, боящимися упасть с большого дерева жизни. Некоторые слетели от сильного порыва ветра, как, например, Юшка погибает из-за злых и безнравственных людей. А те, что посильнее, еще держатся на ветвях этого старого дерева, но скоро поток воздуха унесет их души, потому что зло не даст житья людям с чистыми и ранимыми сердцами, хотя и некрасивыми обликами.

Откуда же берется жестокость у детей? В чем причины бездушного, подчас леденящего душу от сухих цифр статистики криминального поведения детей?

Ведь все начинается с малого: издевательства над животными, ссор, а потом драк с одноклассниками и сверстниками. Затем все кончается огромными цифрами статистики детской преступности, ростом криминальных проявлений в пятидесяти трех регионах страны и шокирующими делами о зверских убийствах.

Поэтому в выборе темы сказалась и наша личная заинтересованность. Ведь такие люди живут среди нас, и если ты не столкнешься с ними, то очень велика вероятность того, что твои близкие люди могут пострадать от их жестокости. К тому же, на наш взгляд, очень важно знать, из-за чего и почему дети становятся жестокими. Это важно знать, чтобы заметив корни, задатки безжалостности, жестокосердия в ком-либо из своих друзей).


6.Заключение сочинения

-- Какую же затесь оставил в вашем сердце маленький рассказ большого писателя?

НАПИСАНИЕ ОЧИНЕНИЯ.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!