Комплексные задания по русскому языку во 2 классе по работе с текстами (повествование, описание, рассуждение)
УМК «Школа России»
Подготовил:
Антипов Данил Андреевич,
учитель начальных классов
2023 год
Ф.И. _______________ Класс _____ Дата ________
1. Прочитайте текст О. Карловича. Придумайте и запишите заголовок к тексту.
2. Определите, сколько частей в тексте?
3. Укажите, какой текст вы прочитали? Рассуждение Описание Повествование
4. Определите главную мысль текста. Запишите предложение, в котором она выражена.
5. Определите значение слова уникальная по толковому словарю учебника Уникальный -
6. Запишите предложение, в котором дан вывод и авторская оценка птице.
7. Укажите, какой вопрос можно задать к этому тексту?
Какая? Что случилось? Почему?
8. Укажите, какой текст вы прочитали сейчас?
Мне очень нравится эта птица! Яркая, пёстрая с большими глазами сова. Она -очень внимательная птица. Глаза её ночью, как огненный факел! Клюв небольшой, острый, загнутый вниз. Лапы короткие с острыми крючковатыми когтями. Крылья большие, а хвост короткий.
Рассуждение Описание Повествование
Укажите, какой вопрос можно задать к этому тексту?
Какая? Что случилось? Почему?
9. Выберите часть речи, которая помогла представить сову в этом тексте? Ответ обведите в кружок: А. Имя существительное Б. Глагол В. Имя прилагательное
10. Выпишите из текста 3 словосочетания: сущ. + прилаг., которые описывают внешний вид совы:
11. Укажите, какой текст предложен ниже?
Сова — хищная птица. Она охотится по ночам, а днём спит, спрятавшись в глубоком дупле. Свои гнёзда совы строят в глубоких дуплах, в развалинах домов, на высоких колокольнях, часто занимают заброшенные гнёзда на деревьях.
Летом совы любят купаться. Когда редкие крупные капли дождя падают на листья и травы, совы кружатся в воздухе, распушив перья и хвост, и с удовольствием принимают тёплый душ.
Рассуждение Описание Повествование
Выберите, какой вопрос можно задать к этому тексту?
Какая? Что делает? Почему?
12. Ознакомьтесь с информацией из энциклопедии и определите, какое название подходит для энциклопедии:
«Самая маленькая сова – это карликовый сыч. Длина его тела всего 15 см, а вес около 50 граммов. Размах крыльев до 45 см.
Самая большая сова – филин. Длина его тела до 80 см, вес около 3 кг, размах крыльев 150-180 см.
Самки сов крупнее, чем самцы. Места обитания – леса, луга, пустыни, тундры (белая сова). Часто совы выбирают для жительства чердаки заброшенных жилищ человека».
«В мире животных» «Птицы нашего леса» «Люби живое»
* Запишите прочитанные сведения о совах в таблицу:
Название совы | Длина тела (см) | Вес тела (г, кг) | Размах крыльев (см) |
| | | |
| | | |
13.* Продолжите ответ на вопрос: «Почему в слове СОВА надо писать букву О?», используя слова - помощники ПОТОМУ ЧТО или ТАК КАК.
В слове СОВА надо писать букву О, ______________________________________
______________________________________________________________________
Методический инструментарий по проверке заданий к текстам
№ | Содержание верного ответа и указанию по оцениванию | Баллы |
1. | Соответствующий выбор заголовка к тексту и безошибочное оформление записи заголовка Соответствующий выбор заголовка к тексту, оформление записи заголовка с ошибками Несоответствующий выбор заголовка к тексту | 2 1 0 |
2. | Безошибочный выбор ответа Выбор ответа с ошибками | 1 0 |
3. | Безошибочный выбор ответа Выбор ответа с ошибками | 1 0 |
4. | Верное определение главной мысли текста, безошибочное оформление записи: Сова – действительно уникальная птица. Верное определение главной мысли текста, оформление записи с ошибками Неверное определение главной мысли текста | 2 1 0 |
5. | Верное определение значения слова «уникальная» по толковому словарю учебника и запись без ошибок Запись определения значения слова с ошибками Неверный ответ, невыполненное задание | 2 1 0 |
6. | Верно выбрано и записано без ошибок предложение, где дан вывод и авторская оценка птице: В общем, не птица, а чудо! Верно выбрано предложение, но записано с ошибками Неверный ответ | 2 1 0 |
7. | Безошибочный выбор ответа Выбор ответа с ошибками | 1 0 |
8. | Верно определены тип текста и вопрос к тексту (по 1 баллу за критерий) | 2 |
9. | Безошибочный выбор ответа Выбор ответа с ошибками | 1 0 |
10. | Верно выбраны словлсочетания из текста (по 1 баллу за критерий) | 3 |
11. | Верно определены тип текста и вопрос к тексту (по 1 баллу за критерий) | 2 |
12. | Верно определено название энциклопедии «Птицы наших лесов» * Верно внесены критерии в таблицу для карликового сыча и филина (по 1 баллу за критерий) Максимальное количество баллов | 1 2 3 |
13. | *Полное и верное завершение ответа на вопрос Неполный ответ на вопрос по существу Нет ответа на вопрос, ответ не по существу | 2 1 0 |
ИТОГО | 24 |
Максимальный балл за выполнение комплексных заданий - 24 (из них - 4 балла за дополнительные задания): «5» - 24 – 20, «4» - 19 – 15, «3» - 14 – 10, «2» - менее 10 б. |
Интернет источники
https://needlewoman.ru/articles/rasskaz-pro-sovu-dlya-2-klassa-okruzhayuschiy-mir-kratko.html
https://www.idealdomik.ru/yenciklopedija-poleznyh-sovetov/deti-i-roditeli/raskazy-dlja-detei/raskaz-pro-sovu-1-2-klas-okruzhayuschii-mir.html
http://www.chudesnayastrana.ru/ptitsi-sova.htm
https://gdz-raketa.ru/russkiy-yazyk/2-klass/uchebnik-kanakina/2-chast-stranitsa-105/