СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексно - целевая программа социально-педагогической деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних "SOS"

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Введение

1.1. Основные позиции   

Подпрограмма «SOS» направлена на развитие и совершенствование системы социально-педагогической деятельности  в МОУ «Корболихинская СОШ».

Она является основой деятельности педагогического коллектива  школы. 

Подпрограмма рассчитана на  учащихся МОУ «Корболихинская СОШ» в возрасте 6-18  лет.

К реализации программы привлекаются специалисты правоохранительных органов, сельской администрации, ФАП, члены общественных организаций расположенных на территории поселения Корболиха.

Срок реализации  программы – 3 года.

Содержание программы носит творческий характер, возможны варьирование и дополнения по ходу реализации.

Программа открыта для  внесения корректив  по ходу реализации,  предусматривает постоянный анализ деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Комплексно - целевая программа социально-педагогической деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних "SOS"»




Утверждена

педагогическим советом школы

протокол №

от «___» __________ 200 г



Комплексно - целевая программа

социально-педагогической деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
































1. Введение

1.1. Основные позиции

Подпрограмма «SOS» направлена на развитие и совершенствование системы социально-педагогической деятельности в МОУ «Корболихинская СОШ».

Она является основой деятельности педагогического коллектива школы.

Подпрограмма рассчитана на учащихся МОУ «Корболихинская СОШ» в возрасте 6-18 лет.

К реализации программы привлекаются специалисты правоохранительных органов, сельской администрации, ФАП, члены общественных организаций расположенных на территории поселения Корболиха.

Срок реализации программы – 3 года.

Содержание программы носит творческий характер, возможны варьирование и дополнения по ходу реализации.

Программа открыта для внесения корректив по ходу реализации, предусматривает постоянный анализ деятельности.

Программа разработана на основе:

  • Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании»;

  • Семейного кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ;

  • Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ;

  • Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ

  • Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

  • Приказа Министерства образования и науки от 03.02.2006 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений»;

  • Приказа МВД РФ от 26.05.2000 N 569 «Об утверждении инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел»;

  • Приказа МВД РФ от 06.04.2007 N 338 «О внесении изменений в инструкцию по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденную приказом МВД России от 26 мая 2000 года № 569»;

  • Постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196 «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении»;

  • Постановления Федеральной службы государственной статистики от 10.07.2007 № 54 «Об утверждении статистического инструментария для организации Рособразованием статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений»;

  • Закона Алтайского края от 15.12.2002 N 86-ЗС «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае»;

  • Закона Алтайского края от 03.12.2004 № 54-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»;

  • Приказа Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 01.02.2006 № 112 «Об утверждении примерного положения о классном руководителе в общеобразовательных учреждениях Алтайского края»;

  • «Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении», утвержденный постановлением КДН и ЗП Алтайского края от 17.10.2007 № 5;

  • Приказа ГУВД Алтайского края от 28.10.2006 № 583 «О закреплении за образовательными учреждениями сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних».

  • Районной программы «Сохранение и развитие системы образования в Третьяковском районе до 2010 года»;

  • Районных программ и подпрограмм, включающих вопросы воспитания;

  • Устава школы;

  • Школьных локальных актов, отражающих вопросы воспитания.

Содержание программы носит творческий характер, возможны варьирование и дополнения.

Программа открыта для внесения корректив по ходу реализации, с учётом новых реальностей образовательного процесса, предусматривает постоянный анализ деятельности.

Программа предполагает совместную деятельность школы, специалистов государственных структур и общественных организаций в решении широкого спектра проблем педагогической деятельности по предупреждению правонарушений среди школьников и призвана придать ей дальнейшую динамику.

1. 2. Информационная справка

Вопрос, связанный с профилактикой правонарушений детей и молодежи был актуален всегда, и волнует сегодня не только учителя, педагога, но и каждого гражданина, а так же государство в целом. Коллектив  школы ведет целенаправленную работу по правовому всеобучу, предупреждению правонарушений, стимулированию здорового образа жизни с учащимися школы их родителями, сельской молодёжью. Постоянно сотрудничает с районной комиссией по делам несовершеннолетних. При составлении плана работы на год согласовываем совместную деятельность с представителями правоохранительных организаций. Всего в школе обучается 202 человека. Из них  на учете в отделе по делам несовершеннолетних на 15 октября 2006 года состоит 4 человека (для сравнения в прошлом году эта цифра была равна 7); на внутри школьном учете на   1 октября 2006 года состоят – 5 учеников; неблагополучных семей – 4.
Повысилась общественная активность ученических коллективов в целом, а так же в свободное от уроков время. Всего в работу кружков вовлечено 72% учащихся, спортивной работой охвачено 46%, физкультурно-оздоровительной – 98%. За первое полугодие 2006-2007гг.  учебного года коллектив школы-гимназии

Проделал следующую работу:
Сентябрь:

  • Обновлены списки учащихся состоящих на учете в отделе по делам

  • несовершеннолетних и на внутри школьном учете, неблагополучных семей. Проведен мониторинг правонарушений.

  • Составлен методический бюллетень на тему «Система организации работы с педагогически запущенными учащимися».

Октябрь:

  • Проведены диагностические мероприятия по определению общего показателя социального благополучия каждого ученика, выявлению уровня занятости школьников в свободное от учебных занятий время и др. Составлены характеристики на детей имеющих склонности к нарушению правопорядка.  

Ноябрь:

  • Семинар-тренинг в рамках работы МО классных руководителей «Разработка профилактических планов»

  • Участие в районном семинаре для заместителей директоров школ по воспитательной работе «Система организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних».

Воспитательная работа проводится администрацией, социально-психологической службой школы, классными руководителями, учителями предметниками, родителями и, конечно, самими учениками.
Дополнительно ведется активное привлечение обучающиеся к внеурочной занятости, через систему клубной, кружковой, секционной работы.

1. 3. Актуальность программы

1.3.1 Аналитические основы программы

Одной из серьезнейших проблем современного общества остается проблема асоциального поведения детей и подростков, безнадзорность и правонарушения, негативные зависимости (табакокурение, алкоголизм, токсикомания, наркомания). Большинство детей попадают в группы риска в подростковом возрасте. Подросток ожесточается, замыкается из-за отсутствия чуткости, заинтересованного внимания к себе, сопереживания со стороны родителей, учителей, сверстников. «Подростку на каждом шагу мерещится несправедливость, он уже по привычке считает необходимым принять угрожаюше - защитную позу, в любом слове и движении ему видятся чуждые и враждебные силы.» А.С. Макаренко.
Как правило, такие дети неуспешны и в учебной деятельности, и социальной адаптации.

Образовательное учреждение является важнейшим после семьи фактором, способным существенно влиять на сознание ребенка, обеспечивать защиту его прав и законных интересов, выявлять причины и условия развития преступных наклонностей, существенно влиять на обстановку в семьях, относящихся к группе «социального риска», и корректировать процесс развития личности ребенка.

Система семейного воспитания претерпела значительные изменения, что обусловлено рядом негативных факторов: социальными, экономическими трудностями, неблагоприятным психологическим климатом, недостаточным уровнем психолого-педагогической культуры родителей, а также правовых знаний у детей. В результате даже во вполне благополучных семьях часто отсутствует взаимопонимание между детьми и родителями. Следствием этого является отсутствие превентивной психологической защиты, ценностного барьера у ребенка или подростка, препятствующего негативным проявлениям в его поведении, а также является проблема здоровья детей, в последнее время обозначенная как главная программа национальной безопасности России. Об этом свидетельствует заметное увеличение в обществе, особенно в подростковой среде, социально обусловленных заболеваний, таких, как алкоголизм, наркомания.

На вытеснение взрослых из воспитательного процесса и подрыв нравственных принципов и авторитета семьи, школы, государства направлены эскалация насилия и жестокости в средствах массовой информации, распространяющийся игровой бизнес, пропаганда способов «легкой наживы».

Необходимость создания и реализации программы «SOS» обусловлена именно этими факторами. Выход из создавшейся ситуации возможен в выработке механизмов эффективного взаимодействия образовательного учреждения, семьи, ведомственных организаций, занимающихся профилактикой асоциального поведения детей и подростков, совершенствовании воспитательного процесса, направленного на формирование у школьников активной гражданской позиции, правовой культуры и культуры здорового образа жизни.

1. 4. Концептуальные положения программы

Концепция программы основана на необходимости осуществления системной работы по профилактике правовой безграмотности, асоциального поведения, негативных зависимостей среди учащихся, использования эффективных форм взаимодействия с семьей и ведомственными организациями и опирается на следующие идеи:

- опоры на базовые потребности ребенка;

- развития гражданского потенциала личности в процессе воспитания;

- развития социального партнерства общества, семьи, школы в процессе формирования культуры здорового образа жизни;

- формирования единого воспитательного пространства для нравственного развития и последующего самосовершенствования личности ребенка;

- формирования у школьников осознанного отношения к собственному будущему и будущему своих детей;

При этом важным является формирование у всех субъектов образовательного процесса установки на творческую деятельность путем внедрения активных, эффективных технологий и психолого-педагогических методик и на основе единых принципов:

- гуманистической направленности, признания уникальности и своеобразия каждого ребенка, приоритетности отношения к нему как к части будущего человеческого и интеллектуального потенциала государства;

- акцентирования на преимущественное право и обязанность родителей на воспитание, охрану здоровья, образование и защиту прав своих детей;

- комплексного подхода учебного заведения, правоохранительных органов, органов здравоохранения, социальных служб к деятельности по профилактике подростковой преступности, безнадзорности несовершеннолетних, улучшение обстановки в неблагополучных семьях, выявление и устранение причин способствующих асоциальному поведению детей и подростков;

- системности;

- открытости, обеспечивающей тесный контакт с семьей, стимулирование родителей в осуществлении в воспитательном процессе; повышение психолого-педагогических и правовых знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях

продуктивного воспитания.

2. Пояснительная записка

2.1. Направленность программы

Подпрограмма «SOS» нацелена на совершенствование системы социально-педагогических мероприятий, способствующих формированию высоко нравственной личности школьника, развитие специальных способностей детей, формирование их духовных и душевных качеств.

Содержание и специфика данной деятельности определяется идеологией содержания образования в школе.

2.2. Приоритеты программы

Ценностные приоритеты Подпрограммы и условия педагогической деятельности :

  • Открытость;

  • Сохранение и развитие школьных традиций;

  • Обеспечение преемственности наиболее эффективных форм и методов социально-педагогической работы в условиях школы;

  • Предоставление детям возможности выбора сферы деятельности, способной реализовать их потенциальные возможности и интересы;

  • Расширение границ здоровье-сберегающих педагогических и

медицинских действий, воспитание культуры здорового образа жизни;

  • Учёт возрастных, индивидуально-психологических, половых особенностей воспитанников;

  • Знание причин отклонения в поведении ребёнка;

  • Учёт особенностей положения, статуса воспитанника в коллективе сверстников, в социуме, семье;

  • Уважение к воспитаннику, установление доверительных отношений в общении с «трудными», понимание его душевного состояния;

  • Опора на положительное в личности «трудного», педагогический оптимизм, вера в возможности воспитанника, заинтересованность в его судьбе;

  • Защита ребёнка от неблагоприятных условий и влияний;

  • Выработка единых требований, действий по отношению к «трудному» со стороны школы, семьи и других воспитательных институтов.

2.3. Организация выполнения программыпрограмма реализуется педагогическим коллективом, контроль за реализацией осуществляет администрация гимназии; промежуточные и итоговые

результаты обсуждаются на заседании педагогического совета, родительских собраниях, совещаниях при директоре, МО классных руководителей, Совете школы, Совете профилактики.

2.4. Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания.

Системой мер по развитию научно-теоретических и методических основ реализации программы в школе предусматривается:

– освоение и внедрение в воспитательную практику активных форм и методов воспитания, инновационных технологий;

– создание «методической копилки» рекомендаций по проблемам профилактики правонарушений в среде школьников, формированию навыков нравственного поведения учащихся, в том числе навыков здорового образа жизни.

2.5 Взаимодеятельность школы и социума.

Системой мер по координации взаимодеятельности школы, родителей, общественных организаций и специалистов государственных учреждений в интересах воспитания учащихся школы предусматривается:

– создание условий, расширение и укрепление связей с общественными организациями, государственными учреждениями для решения проблем организации правого воспитания детей;

– привлечение специалистов учреждений культуры, общественных организаций, представителей творческой интеллигенции к шефской работе, направленной на организацию полезного досуга школьников;

– включение родителей, общественности в воспитательный процесс по реализации Программы;

Формы взаимодействия:

- совместные мероприятия

- совместные социально-значимые дела

- анкетирование

- интервью

- методическая помощь

2.6. Составляющие образовательного пространства


Образовательное пространство




Профилактика-

коррекционные

социально-педагогические

и психологические

мероприятия


Совокупность познавательно

– досуговых дел













Социальная, предметная, эстетическая среда






Воспитательное пространство социума








2. 7 Формы работы с детьми:

  • медико-социально-псилологические и педагогические коррекционно - профилактичесике и информационно-просветительские мероприятия;

  • психолого-педагогические диагностические исследования;

  • спортивные игры, соревнования, праздники;

  • праздники, викторины, конкурсы, кружки, творческие мастерские.

2.8. Методы определения результативности Программы

  • тематическое и комплексное инспектирование; персональный, административный, взаимный контроль, самоконтроль;

  • анкетирование, наблюдение, опрос, тестирование;

  • анализ продуктов деятельности, экспертиза;

  • беседа, собеседование; анализ.

3. Цели и задачи подпрограммы

Цель программы: содействовать формированию у школьников социально позитивных потребностей и установок построения своей жизнедеятельности, развитию и раскрытию индивидуальности школьников, их духовно-нравственного и творческого потенциалов, устранению негативных явлений в сфере поведения и отношений детей с окружающими.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • способствовать на основе диагностики формированию гражданской позиции, нравственных качеств, духовной культуры учащихся, положительной мотивации к обучению и участию в делах класса и школы;

  • создать условия для вовлечения детей группы «риска» в общественно-полезную деятельность, воспитания навыков неконфликтного поведения и общения, успешной самореализации личности ребёнка и повышения его самооценки;

  • формировать у учащихся негативное отношение к вредным для здоровья привычкам: курению, токсикомании, употреблению алкоголя и наркотических средств;

  • обеспечить координацию всех участников образовательного процесса в организации профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

  • Совершенствовать работу психолого-педагогического и правового просвещения родителей.

4. Этапы реализации программы

I.Организационный

  1. • анализ деятельности по профилактике правонарушений, преступлений и негативных зависимостей среди учащихся;

• изучение современной практики по данной проблеме.

II. Деятельностный

  1. • формирование группы педагогов, родителей, представителей ведомственных организаций по реализации направлений программы;

• реализация программы.

III. Обобщающий

  1. • анализ полученных результатов, обобщение опыта, определение перспективных направлений совершенствования данной деятельности.

5. Механизм реализации программы

Осуществляется через:

• аналитико-диагностическую деятельность;

• установку партнерских отношений гимназии, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства, продуктивного взаимодействия с ведомственными организациями;

• формирование позитивной установки всех субъектов образовательного процесса на здоровый образ жизни;

• правовое, психолого-педагогическое, медицинское просвещение учащихся и родителей;

• привлечение родителей к активной созидательной воспитательной практике.

6. Содержание деятельности

В системе профилактической деятельности школы выделяем основные направления:

1.Меры общей профилактики:
- вовлечение всех учащихся в жизнь школы.
2. Меры специальной профилактики:
- выявление учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании;
- проведение работы на индивидуальном и групповом уровне.

3. Правовое просвещение.

Деятельность по реализации программы предполагает:

1. Проведение мероприятий по выявлению учащихся, склонных к правонарушениям, курению, употреблению алкоголя, наркотических и психотропных веществ.

2. Участие в операции «Подросток».

3. Диагностику детей группы «риска», включение их во внеурочную деятельность в соответствии с их склонностями и интересами.

4. Организацию интересного и полезного каникулярного отдыха учащихся.

5. Подготовку и проведение тематических классных часов, бесед, часов общения, родительских собраний, лекториев.

6. Помощь в решении вопросов трудоустройства и занятости несовершеннолетних.

7. Выявление и постановку на учёт неблагополучных семей.

8. Социальную защиту и помощь детям, оставшимся без попечения родителей или самовольно покинувшим свои семьи.

6.1 Основные направления


Направления

Содержание

Диагностика учащихся, процесса и условий их развития:


    • анкетирование и тестирование учащихся;

    • анализ медицинских карт;

    • составление картотеки детей группы «риска»;

    • систематическое педагогическое наблюдение за учащимися, установление причин педагогической запущенности;

    • изучение положения ребёнка в семье, классе и школе;

    • определение круга общения подростка.

Организация межведомственного взаимодействия между:


  • школой и сельской администрацией;

  • школой и правоохранительными органами;

  • школой и социальными службами;

  • школой и медицинскими учреждениями;

  • школой и Комиссией по делам несовершеннолетних;

  • школой и родителями учащихся;

  • школой и общественными организациями.

Информационно-просветительская правовая и охранно-защитная работа с учащимися.

Индивидуальные:

    • Занятость учащихся во внеурочное время;

    • Беседы;

    • Социально-педагогическое сопровождение.

Групповые:

Нормативно-правовой всеобуч;

    • Тема Тематические уроки;

Организация свободного времени учащихся школы;

Организация работы Совета Профилактики правонарушений;

    • Занятия-лекции;

    • Классные часы;

    • Групповые тренинги;

    • Создание ситуации успеха в учёбе;

Организация различных видов внеурочной деятельности:

экскурсии, походы, поездки, спортивные мероприятия,

творческое самовыражение и т.д.;

Трудоустройство и организация летнего отдыха во время каникул и в летний период;

Акции, движения;

Выпуск тематических газет;

Дежурства по школе и классам;

Оформление информационных правовых стендов;

Развитие кружковой деятельности на базе школы по интересам учащихся.

Социально-педагогическое и медико-психологическое сопровождение:

Проведение медицинских обследований подростков, склонных к употреблению алкоголя, наркотических и токсических веществ;

Оперативное выявление проблем в учебной деятельности учащихся и оказание им необходимой помощи;

Поддержка социально ценных инициатив и интересов школьников, забота о вовлечении детей из группы «риска» в кружки, клубы, секции, в деятельность детских и юношеских общественных организаций;

Ведение систематического учёта пробелов в знаниях, умениях и навыках проблемных детей;

Установление доброжелательных отношений с родителями проблемных детей, оказание им систематической и действенной помощи;

Ведение учёта особо сложных и неблагополучных семей, проводимой с ним работы и её результатов;

Проведение профилактических бесед, встреч с работниками медицинских и правоохранительных служб.

Информационно-просветительская работа с родителями:


Выявление неблагополучных семей и родителей, уклоняющихся от воспитания детей;

Обеспечение участия в работе с неблагополучными семьями инспектора по делам несовершеннолетних и членов соответствующей городской Комиссии;

Организация консультаций специалистов (психолога, социального педагога, медицинских работников, педагогов) для родителей;

Посещение на дому детей группы «риска» и неблагополучных семей;

Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, учреждений здравоохранения;

Проведение общешкольных и классных родительских собраний по проблемам наркомании, токсикомании, алкоголизма, ВИЧ и других инфекций;

Лектории, Семинары, Педагогические практикумы;

Конференции;

Обзоры и выставки литературы по семейному воспитанию;

Организация групп поддержки;

Организация курсов по проблемам воспитания и педагогическому просвещению;

Тренинги, Ролевые игры;

Практические занятия;

Оформление информационных стендов.

Информационно-методическая работа с учителями:


  • групповые и индивидуальные консультации;

  • анализ методической литературы;

  • создание методических и информационных бюллетеней;

  • круглые столы;

  • диспуты;

  • решение практических задач;

  • тренинги;

  • семинары;

  • конференции;

  • практические занятия по обмену опытом.

7. Перечень основных мероприятий

I. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди учащихся

Задачи: 1) организация комплексного межведомственного взаимодействия с

КДН и ЗП, КЦСПСД, ПДН РОВД;

2) обеспечение психолого-педагогической поддержки «проблемных» учащихся в осознании собственных социально-средовых ресурсов, в формировании и развитии у учащихся навыков ответственного отношения к собственному поведению, навыков самоконтроля;

3) активизация социально значимой деятельности детей, педагогов, родителей

учащихся и общественности в микрорайоне, направленной на повышение правовой

культуры, культуры здорового образа жизни;

4) организация правового и психолого-педагогического просвещения учащихся

и их родителей.

Направления

Мероприятие

Сроки

Исполнители

Организационно-методическая работа

Корректировка списков детей, нуждающихся в социальной защите

Сентябрь

Зам. директора по ВР

Контрольное обследование условий проживания и воспитания опекаемых детей

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

Контрольное обследование условий проживания и воспитания детей-инвалидов

Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители

Подготовка отчетов о выполнении ФЗ «Об образовании», выполнении комплексной межведомственной программы «Подросток»

Зам. директора по ВР

Контроль за посещаемостью учащихся

социальный педагог, классные руководители

Корректировка списков детей, нуждающихся в социальной защите

социальный педагог, классные руководители

Контрольное обследование условий проживания и воспитания опекаемых детей

социальный педагог, классные руководители, общественный инспектор по защите прав детей

Контрольное обследование условий проживания и воспитания детей-инвалидов

социальный педагог, классные руководители

Подготовка отчетов о выполнении ФЗ «Об образовании», выполнении комплексной межведомственной программы «Подросток»


Контроль за посещаемостью учащихся

социальный педагог

Выявление трудностей в работе классных руководителей с учащимися и их семьями

Зам. директора по ВР

Уточнение списков учащихся, состоящих на учете в ПДН РОВД

Зам. директора по ВР

Организация деятельности совета профилактики правонарушений и преступлений среди учащихся

Зам. директора по ВР

Постановка на внутришкольный учет семей, находящихся в социально опасном положении

социальный педагог, кл. руководители

Корректировка планов воспитательной работы классных руководителей

кл. руководители

Анализ и организация занятости «проблемных» учащихся в системе дополнительного образования

Октябрь

Зам. директора по ВР

Операция «Семья» (посещение на дому семей, находящихся в социально опасном положении)


Зам. директора по ВР, социальный педагог, кл. руководители

Работа совета профилактики (составление индивидуальных планов работы с несовершеннолетними, состоящими на ВШУ)


Зам. директора по ВР, социальный педагог, кл. руководители

Организация методической помощи классным руководителям в работе с «проблемными» детьми


Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог психолог

Анализ уровня воспитанности учащихся


кл. руководители

Анализ деятельности по профилактике правонарушений и преступлений среди учащихся в I полугодии

Ноябрь

Зам. директора по ВР, социальный педагог, психолог

Организация занятости учащихся в период каникул

Зам. директора по ВР, социальный педагог, кл. руководители

Анализ занятости «проблемных» детей

социальный педагог,

Сверка списков учащихся, состоящих на учете в ПДН РОВД

Зам. директора по ВР

Анализ воспитательной работы учителей начальных классов и внесение корректив

Зам. директора по ВР

Анализ воспитательной работы классных руководителей 5-8 классов и внесение корректив

Зам. директора по ВР

Анализ воспитательной работы классных руководителей 9-11 классов и внесение корректив

Январь

Зам. директора по ВР

Отчет классных руководителей о результатах работы с «проблемными» учащимися и семьями

кл. руководители

Организация мероприятий в рамках месячника «Защити меня»

Февраль


Совместное заседание МО классных руководителей, совета профилактики по проблеме предотвращения случаев нарушения дисциплины учащимися

Зам. директора по ВР

Организация занятости и трудоустройства учащихся в период летних каникул

Май

Зам. директора по ВР, социальный педагог, кл. руководители

Организация выполнения комплексной межведомственной программы «Подросток»

Май-сентябрь

Зам. директора по ВР, социальный педагог,

Деятельность социально-психологической службы

Изучение микросоциума учащихся с последующим составлением социального паспорта школы

Сентябрь

Кл. руководители, социальный педагог, психолог

Организация горячего питания

Социальный педагог

Обновление базы данных по «проблемным» учащимся

Кл. руководители, социальный педагог, психолог

Обновление базы данных по семьям «группы социального риска»

Кл. руководители, социальный педагог, психолог

Корректировка списков детей, нуждающихся в социальной защите

Кл. руководители, социальный педагог, психолог

Контрольное обследование условий проживания и воспитания опекаемых детей

Кл. руководители, социальный педагог, психолог

Контрольное обследование условий проживания и воспитания детей-инвалидов

Кл. руководители, социальный педагог, психолог

Планирование работы социально-психологической службы

Социальный педагог, психолог

Подготовка отчетов о выполнении ФЗ «Об образовании», выполнении комплексной межведомственной программы «Подросток»

Зам. директора по ВР, социальный педагог, психолог

Изучение психологических особенностей «проблемных» детей и подростков, разработка рекомендаций для педагогов и родителей

Октябрь

Социальный педагог, психолог

Оказание помощи семьям, находящимся в трудном социальном положении

В течение года

Социальный педагог

Организация и проведение тренингов по выработке навыков самоконтроля у учащихся

В течение года

Социальный педагог, психолог

Постановка на внутришкольный учет семей, находящихся в социально опасном положении

В течение года

Зам. директора по ВР, социальный педагог, психолог,

кл. руководители

Анализ и организация занятости «проблемных» учащихся в системе дополнительного образования

Ноябрь

Зам. директора по ВР, социальный педагог, кл. руководители

Мониторинг «Сформированность нравственных потенциалов личности учащегося»

Социальный педагог, психолог,

кл. руководители

Работа совета профилактики (составление индивидуальных планов работы с несовершеннолетними, состоящими на ВШУ)

Зам. директора по ВР, социальный педагог, кл. руководители

Организация методической помощи классным руководителям в работе с «проблемными» детьми

В теч. года

Зам. директора по ВР, социальный педагог, психолог

Организация методической помощи классным руководителям в работе с «проблемными» детьми

В теч. года

Зам. директора по ВР, социальный педагог, психолог

Изучение комфортности «проблемных» учащихся

Ноябрь

Социальный педагог, психолог

Анализ занятости «проблемных» детей в системе дополнительного образования

Каждую четверть

Зам. директора по ВР, социальный педагог, кл. руководители

Анализ деятельности по профилактике правонарушений и преступлений среди учащихся

Каждую четверть

Зам. директора по ВР, социальный педагог

Посещение уроков в классах с «проблемными» учащимися

В теч года

Социальный педагог, психолог

Участие в совместном заседании МО классных руководителей, совета профилактики, по проблеме предотвращения случаев нарушения дисциплины учащимися

Февраль

Социальный педагог, психолог

Рейды по семьям группы «социального риска»

В течение года

Социальный педагог

Анализ сформированности нравственных принципов у учащихся старших классов

Апрель

Социальный педагог, психолог

Анализ работы по профилактике асоциального поведения среди учащихся за учебный год

Май

Социальный педагог, психолог

Организация выполнения комплексной межведомственной программы «Подросток»

Май-сентябрь

Зам. директора по ВР, социальный педагог, кл. руководители

Организация индивидуальной работы с учащимися

В течение года

Социальный педагог,

психолог

Организация индивидуальной работы с родителями

В течение года

Социальный педагог,

психолог

Участие в работе родительского патруля

В течение года

Социальный педагог,

психолог

Операция «Семья», «Подросток»

В течение года

Социальный педагог,

психолог

Организация акций «Твори добро»

В течение года

Социальный педагог

Работа с родителями

Общешкольные родительские собраниея «Здоровье ребенка», «Права и обязанности родителей» . Факторы риска (социальные, правовые, нравственные, психологические аспекты воспитания ребенка)» (с участием специалистов ведомственных организаций)

Сентябрь, апрель

Директор, Зам. директора по ВР

Индивидуальные консультации:

  1. • «Особенности воспитания детей в неполных семьях»

  2. «Особенности воспитания детей в опекунской семье»

  3. • «Права и обязанности родителей»

  4. • «Искусство любить детей»

  5. • «В семье растет сын»

  6. • «В семье растет дочь»

  7. • «Здоровый образ жизни родителей - основа успешной жизнедеятельности детей»

Сентябрь, май

социальный педагог, педагог-психолог

Заседания совета профилактики

В течение года

Зам. директора по ВР, социальный педагог, кл. руководители

Индивидуальная работа с семьями группы «социального риска»

В течение года

Зам. директора по ВР, социальный педагог, психолог,

кл. руководители

Организация участия родителей из «проблемных» семей в жизнедеятельности школы

В течение года

Зам. директора по ВР, социальный педагог, психолог,

кл. руководители

Организация социальной, психологической, медицинской помощи семьям из группы «социального риска»

В течение года

Зам. директора по ВР, социальный педагог, психолог,

кл. руководители,


II. Профилактика негативных зависимостей среди учащихся


Задачи: 1)активизация социально значимой деятельности детей, педагогов, родителей учащихся, общественности и ведомственных организаций в микрорайоне, направленной на повышение правовой культуры, культуры здорового образа жизни;

2)формирование у учащихся осознанной мотивации к здоровому образу жизни и развитие навыков противостояния негативным зависимостям (табакокурение, алкоголизм, наркомания); 3)обеспечение психолого-педагогической поддержки «проблемных» учащихся.

Сроки

Работа с учащимися

Сентябрь

Мероприятия в рамках Месячника безопасности

• Час общения «Полезный разговор о вредных привычках»; • Знакомство с Уставом школы

• Ознакомление с Федеральными Законами РФ,

Законами Пензенской области, об ответственности за совершение правонарушений, табакокурение, употребление алкогольных

напитков, наркотиков.( 5-8 классы)

• Час общения «Модно ли курить?»

• Акция «Здоровью – да, куренью – нет!» (5-11 классы)

• Конкурс рисунков и плакатов «Твое здоровье» (5-11 классы)

• День здоровья «Физкультуре, физкульт-ура!»» (2-11 классы)

• Выпуск общешкольной газеты «Антидоза

Октябрь

• Конкурс «На зарядку становись!» (2-8 классы)

• Первенство гимназии по футболу (5-11 классы)

• Беседа «Правила поведения в общественных местах»

• Акция «Дети микрорайона против алкоголя и табака (учащиеся и родители) • Конкурс плакатов «Мы выбираем ЗДОРОВЬЕ!»

• Акция «SOS – спасем общество от сигарет»

• Беседа «Инфекции, передающиеся половым путем» (юноши, девушки)

Круглый стол «Мы выбираем ЗДОРОВЬЕ!»

Ноябрь

• Минутки здоровья (с участием медработников)



• Спортивный праздник в селе «Будьте здоровы!» (1-11 классы)


• Спортивные соревнования «Семейный марафон» (1- 8 кл.)


• Выпуск общешкольной газеты «АлкоНЕТ» (7-11 кл.)

Декабрь

  • Конкурс «Веселая физкультминутка»

• Беседа «Береги здоровье смолоду

• Беседа «Табак как наркотическое вещество» (7-8 класс)

• Беседа «Табак и алкоголь»

• Тренинг «Выбор стиля жизни» (9 кл.)

• Беседа «ВИЧ-инфекция и смежные проблемы» (10-11 кл.)

Январь

• День здоровья «Снежные забавы» (1-11 кл.)

• Спортивный праздник в селе «Рождественские старты» (5-6 кл.)

• Минутки здоровья


• Беседа «Алкоголь и его воздействие» (5-6 кл.)

• Час общения «Закон о наркотиках» (7-8 кл.)

• Тренинг «Выбор стиля жизни» (10-11 кл.)

• Дискуссия «Что значит быть свободным?»

Февраль

• Конкурс «Самый сильный и здоровый»

• Беседа «Курить – здоровью вредить» (1-4 классы)

• Беседа-практикум «Права и обязанности подростка»

• Конкурс «Самый сильный и здоровый» (5-8 классы)


• Беседа «Влияние табака и алкоголя на организм женщины» (9-11 кл.)


• Спортивно-оздоровительные мероприятия в рамках месячника спортивно-патриотической работы

• Фольклорный праздник «Масленица» (1-4 кл.)

• Спортивный праздник в селе «Богатырская сила» (8-11 кл.) • Мероприятия в рамках Месяца отца (1-11 кл.)

• Выпуск общешкольной газеты «Правовой практикум»

Март

• Минутки здоровья


• Беседа «Здоровье девочки и вредные привычки» (5-8 кл.)

• Беседа «Репродуктивное здоровье мужчины и влияние негативных привычек» (юноши)


• Конкурс на лучшую организацию перемены

• Спортивные соревнования «Вместе с мамой» (1-11 кл.)

• Беседа «ВИЧ-инфекция и смежные проблемы» (8-9 кл.)


Апрель

• Мероприятия в рамках Всероссийского Дня здоровья (1-11 кл.)

• День здоровья «Весенние старты» (1-11кл.)

• Спортивный праздник «Семейные старты» (4-6 кл.)

  1. • Минутки здоровья

• Акция «SOS – спасем детство от сигарет и алкоголя»

• Спортивный праздник «Тропа здоровья» (1-11 кл)

Май

• Минутки здоровья

• Ролевая игра «Телефон доверия» (2-4 кл.)

• Ролевая игра «Телефон доверия» (5-6 кл.)

• Беседа «Поведение в общественных местах» (с участием инспектора ПДН)

  1. • Тренинг

«Скажи НЕТ!» (9-10 кл.)

Июнь

• Мероприятия в рамках пришкольного лагеря «Дружба»


• Операции «Семья», «Подросток»


  • Организация участия учащихся школы в сельских, районных, краевых соревнованиях


Примерный план диагностических мероприятий


Сроки

1-4 классы

5-8 классы

9-11 классы

Сентябрь

• Анкетирование «Что ты знаешь о здоровье?»


Анкетирование «Твое здоровье и отношение к курению»

Анкетирование «Отношение к курению»



• Анкетирование родителей «Проблемы воспитания детей»

Октябрь

  1. • Диагностика «Степень адаптации»



• Диагностика «Социально-психологический климат класса и уровень комфортности»


Определение обобщённого показателя социального благополучия


• Анкетирование родителей «Стили семейного воспитания»

• Анкетирование учащихся « Нравственные ценности»


Январь

• Диагностика «Уровень мотивации к здоровому образу жизни»


• Анкетирование «Уровень сформированности мотивации к здоровому образу жизни»

  • Анкетирование родителей «Роль отца в воспитании

• Анкетирование «Отношение к курению»


Март


• Анкетирование «Твое здоровье и отношение к курению, алкоголю, наркотикам»




  1. • Диагностика уровня воспитанности учащихся

Май

  1. • Анализ результативности профилактической работы

Примерный план работы с родителями


Сроки

Мероприятия

1-4 классы

5-8 классы

9-11 классы

Сентябрь


  1. • Мероприятия в рамках Месячника безопасности


Общешкольное родительское собрание «Здоровье ребенка. Факторы риска» (социальные, нравственные, правовые, психологические аспекты воспитания детей)


Октябрь


  1. • Родительское собрание «Здоровый образ жизни семьи – основа успешной жизнедеятельности ребенка»



  1. • Родительское собрание «Здоровый образ жизни семьи – основа успешной жизнедеятельности ребенка»



  1. • Родительское собрание «Здоровый образ жизни семьи – основа успешной жизнедеятельности ребенка»



  1. • Акция «Дети микрорайона против алкоголя и табака» (учащиеся и родители)


Ноябрь

• Совет отцов. Круглый стол «Здоровый образ жизни»

  1. • Акция «Мир без табака»

Январь

• Родительское собрание «Нравственные ценности семьи и их значение для ребенка»


• Родительское собрание «Нравственные ценности семьи и их значение для подростка».


• Родительское собрание «Нравственные ценности семьи и их значение для старшеклассника»


Февраль

• Родительское собрание «Роль отца в воспитании детей»


• Родительское собрание «Репродуктивное здоровье человека (профилактика подростковых табакокурения, алкоголизма, токсикомании и наркомании)»

• Родительское собрание «Репродуктивное здоровье человека (профилактика табакокурения, алкоголизма, токсикомании и наркомании среди старшеклассников)»

Апрель

• Родительское собрание «Здоровье ребенка. Факторы риска» (социальные, нравственные, правовые, психологические аспекты воспитания детей)

• Собрание родителей «О профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних» (для неблагополучных и «проблемных» семей)


Май

• Родительское собрание «Организация полезного досуга детей в каникулы»

• Родительское собрание «Организация полезного досуга детей в каникулы»


• Родительское собрание «Организация полезного досуга и трудоустройство детей в каникулы»


В течение года

• Родительский патруль в микрорайоне

• Выявление родителей, злоупотребляющих алкоголем

• Индивидуальная работа с родителями, посещение семей на дому

• Работа совета профилактики

• Операция «Семья», «Подросток»

• Спортивные праздники, соревнования, Дни здоровья

8. Ожидаемые результаты реализации программы и критерии оценки их эффективности

Основные результаты реализации программы:

1) уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и развитию негативных зависимостей у детей и подростков;

2) повысится положительная мотивация к обучению и участию в общественной жизни класса и школы у учащихся;

3) повышение уровня правовой культуры у учащихся и родителей;

4) отсутствие фактов совершения учащимися правонарушений и преступлений;

5) создание системы комплексного взаимодействия между образовательным учреждением, семьей, правоохранительными органами, органами здравоохранения и общественными организациями в целях предупреждения наркомании, токсикомании, табакокурения, пьянства и алкоголизма среди несовершеннолетних.

6)возрастёт количество учащихся, занимающихся в спортивных кружках и секциях, что даст возможность отвлечь ребят группы «риска» от вредных привычек и способствовать укреплению здоровья подростков;


Рекомендуема и использованная ЛИТЕРАТУРА


1 Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. Учебное пособие.- СПб.: Издательство «Союз», 2002.

2 Болотина Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях. – М.: АПК ПРО, 2003.

3. Буларчук А.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998.

4. Лебедев О.Е., Золотухина В.И., Кошкина И.С., Вершловский С.Г., Бакушина А.Н., Конасова Н.Ю., Неупокоева Н.И. профилактика правонарушений несовершеннолетних: возможности системы образования. Доклад. – М.: Интеллект-центр, 2003.

5. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М.: Генезис, 1997.

6. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. – М.: АПН РСФСР, 1950. Т.4.

7. Как помочь подростку с «трудным» характером. – Киев: НПЦ «Перспектива», 1996.

8. Вестник образования России. 2002. Декабрь.

9. Формирование здорового образа жизни российских подростков:

Для классных руководителей 5-9 классов\ Под редакцией Л.В. Баль, С.В. Барканова; М.- Владос,2003.

10 А.Н. Сизанов, В.А. Хриптович. Модульный курс профилактики курения «Школа без табака». 5-11 классы. М.:Вако,2004.

11 Модно быть здоровым. Из опыта проведения Всероссийского урока здоровья. - Йошкар-Ола: Педагогическая инициатива, 2004.

12. Воспитание школьников. Журнал: 2000-2005 гг.







20




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!