Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.
Такой подход нашел отражение в основных нормативных документах образовательной сферы, в частности во ФГОС. Метапредметные компетентности внесены в перечень основных результатов обучения, которые, согласно новым стандартам, должны освоить обучающиеся.
При рассмотрении данной темы хотелось бы остановиться на следующих вопросах:
какие требования предъявляет образовательный стандарт к метапредметным результатам обучающихся, формируемым в основной школе;
какие образовательные технологии оказывают влияние на достижение метапредметных результатов;
как оценить метапредметные результаты.
Требования ФГОС ООО к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в письменной и устной речи;
для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
формирование способности планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
формирование умения выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
формирование умения оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами при организующей помощи тьютора;
формирование умения адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;
развитие способности самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу, социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;
формирование умения активного использования знаково-символических средств для представления информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;
развитие способности самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию из различных источников.
1) Качественно новой позицией стандартов второго поколения являются требования к достижению метапредметных и личностных результатов. При этом метапредметные результаты наряду с предметными подвергаются оценке, что налагает на педагогов определенную ответственность. Чтобы достичь метапредметных результатов, учитель сталкивается с проблемами:
планируемые метапредметные результаты описаны достаточно обобщенно, учителю приходится самому решать, как распределить их по годам обучения;
неясно, в каком порядке осваивать те или иные учебные действия, как определить среди них приоритетные;
неизвестно, как оценить их сформированность.
Учителю приходится предпринимать самостоятельные шаги в решении обозначенных достаточно сложных, но очень значимых проблем. Учитель сам разрабатывает педагогические ситуации и создает новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности, т.к. метапредметные результаты обучения – это освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях.
В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку обучающихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый день человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.
В то же время следует отметить, что метапредметная деятельность тесно связана с предметной деятельностью, является её основой. Качественно сформированные метапредметные результаты обучения позволяют добиваться более высоких предметных результатов.
2) Для того, чтобы добиться высокого качества образования, учителя находятся в постоянном поиске различных приемов, методик, технологий. Сложно сказать, какие из них можно отнести к инновационным. Когда-то инновационными были: проблемный диалог, дифференцированный подход, разноуровневое, личностно-ориентированное обучение, метод проектов. Сейчас, бесспорно, системно-деятельностный подход объединил все перечисленные технологии. Главное, что ставка делается на повышение уровня активности обучающихся на уроках, что в свою очередь способствует появлению у детей потребности саморазвития, самоопределения и самоуправления. Именно поэтому задача педагога в метапредметном подходе заключается в формировании активной, инициативной позиции обучающихся в учебном процессе. Ученик не просто усваивает предлагаемый материал, а становится соучастником происходящего, вступает в активный диалог, ищет ответы, и не останавливается на достигнутом как на окончательной истине.
Правильный выбор современных образовательных технологий позволит успешно решать сегодня основную задачу школы − учить всех обучающихся и, добиваясь планируемых результатов обучения, обеспечивать формирование личности школьника.
3) Следующая проблема, с которой сталкивается учитель основной школы: как оценить метапредметные результаты и что оценивать.
Объектом оценки метапредметных результатов можно считать:
способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;
умение планировать собственную деятельность;
умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
умение использовать знако-символические средства;
умение осуществлять информационный поиск;
владение логическими операции сравнения, анализа, обобщения;
умение сотрудничать с учителем и сверстниками.
Метапредметные результаты нельзя проверить традиционными предметными тестами.
Оценка достижений метапредметных результатов:
может проявляться в успешности выполнения промежуточных и итоговых комплексных заданий на межпредметной основе;
может рассматриваться как инструмент и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач;
в защите итогового проекта;
в решении задач творческого и поискового характера.
Ряд коммуникативных и регулятивных действий, таких как: умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д., трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ. Уровень сформированности таких действий может быть зафиксирован в портфолио в виде оценочных листов наблюдения учителя и школьного психолога.
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения подразумевает изменение подхода к оценке результативности обучения. В практику работы начальной школы введён новый вид диагностических работ – комплексная контрольная работа.
Проведение итоговой комплексной работы позволяет установить степень соответствия подготовки учащихся образовательного учреждения требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку, литературному чтению, математике и окружающему миру. Работа охватывает две основные междисциплинарные программы: «Чтение: работа с информацией» и «Программу формирования универсальных учебных действий».
В соответствии со стандартами второго поколения задания комплексных работ ориентированы не только на проверку освоения отдельных знаний, но и на оценку способности учащихся начальных классов решать учебные и практические задачи на основе полученных знаний, сформированных умений и универсальных учебных действий.
Все комплексные работы имеют схожую структуру и строятся на основе текста, к которому дается ряд заданий по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру.
Итоговая комплексная работа состоит из двух частей – основной и дополнительной.
Задания основной части направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. Содержание и уровень сложности заданий основной части соотносятся с таким показателем достижения планируемых результатов обучения, как “учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно”. Поэтому выполнение заданий основной части обязательно для всех учащихся, а полученные результаты можно рассматривать как показатель успешности достижения учеником базового уровня требований ФГОС.
Задания дополнительной части имеют более высокую сложность. Выполнение заданий дополнительной части для учащегося необязательно и выполняются учащимися только на добровольной основе. Негативные результаты по заданиям дополнительной части интерпретации не подлежат. Успешное выполнение этих заданий может рассматриваться как показатель достижения учеником повышенного уровня требований и служит поводом для дополнительного поощрения ребенка.
В работе используются разнообразные формы и типы заданий. По форме ответа можно выделить следующие типы заданий:
- с выбором одного или нескольких правильных ответов;
- на установление последовательности и соответствия;
- со свободным кратким ответом (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведённом месте);
- со свободным развёрнутым ответом (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу).
Выполнение комплексной работы оценивается в целом суммарным баллом, полученным за выполнение всех заданий.
Результаты выполнения каждым учеником комплексной работы представляются как процент набранных баллов от максимального балла за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы в целом.
Принятый минимальный критерий оценки освоения учебного материала находится в пределах от 50% до 70% от максимального итогового балла. Если выпускник начальной школы получает за выполнение всей работы число баллов ниже заданного минимального критерия оценки освоения учебного материала, можно сделать вывод о том, что он имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения в основной школе. Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий оценки освоения учебного материала, – он демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени.
Работа проверяется учителем в соответствии с приложенными к каждому варианту верными ответами и ключами оценивания. Баллы, полученные учеником, не переводятся в отметки. Фиксация результатов проводится по уровням: ниже базового уровня, базовый, повышенный.
Для учителя и родителей результаты комплексной работы позволяют определить, на каком уровне развития находится соответствующее умение ребёнка и что нужно сделать, чтобы помочь ему в дальнейшем продвижении.
При введении нового Федерального государственного образовательного стандарта комплексная работа становятся одним из основных диагностических инструментариев учителя, поэтому введение такого вида работ является обоснованным и актуальным.
Литература:
1. Бойцова Е. Г. Формирующее оценивание образовательных результатов учащихся в современной школе. Журнал «Человек и образование», № 1 (38), 2014.
2. Артемьева М. н. Универсальные учебные действия в системе совершенствования и реализации творческого опыта школьников//Сибирский педагогический журнал, 2009, №3