Методический материал по теме: «Комплексная работа по русскому языку в 11 классе»
Текст
Родной язык любого народа — это душа нации, первостепенный и наиболее очевидный её признак. В языке и через язык выявляется национальная психология, характер народа, особенности его мышления и художественного творчества. Высокая культура устной и письменной речи, умение пользоваться всеми выразительными средствами родного языка, его стилистическим многообразием — это самая лучшая опора и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной и творческой деятельности.
Культура речи предполагает общую высокую культуру человека,
его любовь к родному языку, нетерпимое отношение к его искажению
и обеднению. Известно, что язык принадлежит всем вместе и каждому в отдельности, и каждый говорящий и пишущий — не только послушный
раб, но и полновластный хозяин своей речи. Будучи важнейшим средством человеческого общения, язык развивается и живёт также по собственным внутренним законам, не подчиняться которым мы не можем. Именно поэтому культура родного языка — это и личное дело каждого, и одновременно общее дело всех.
Когда мелеют реки и вырубаются леса, человек создаёт искусственные водоёмы и озёра, проводит лесопосадки и сооружает плотины.
Совершенно не то в языке. Словарные и стилевые отмели, пересохшие живые ручьи здесь не спасти никакими запрудами: искусственное в языке всегда оборачивается искусственностью, ведёт к безжизненности, к угасанию мысли. Поиски живых родников народной речи, расчищение засыпанных или забытых колодцев, обращение к вековым богатствам национальной традиции — таков путь сбережения и обновления святыни родного языка, которую мы передаём своим потомкам.
От творческого, бережного обращения к языку каждого из нас во многом зависит настоящее и будущее отечественной культуры. (По Л. Скворцову )
Система заданий по тексту.
1.Какое из утверждений не соответствует содержанию текста? (2б.)
Известно, что язык принадлежит всем вместе, а не каждому в отдельности.
Когда мелеют реки и вырубаются леса, человек создаёт искусственные водоёмы и озёра, сооружает плотины.
Поиски живых родников народной речи, обращение к вековым богатствам национальной традиции — таков путь сбережения и обновления святыни родного языка.
2. Какое из определений «культуры речи» используется в тексте.(2б.)
1) это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
2) раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации (см. языковая норма) и оптимизации общения.
3. Какие из приведенных пословиц и афоризмов помогают понять основную мысль текста.(2б.)
1. Не умеющий ходить портит дорогу, не умеющий говорить портит речь.
2. Несказанному слову сам хозяин, сказанное слово — общее достояние.
3. Кто говорит — сеет, кто слушает — собирает.
4. Не та речь хороша, что убеждает, а та, что, убеждая, объединяет. (Л.Н.Толстой)
5. Неясность слов есть признак неясности мысли. (Л.Н.Толстой)
4. «…искусственное в языке всегда оборачивается искусственностью, ведёт к безжизненности, к угасанию мысли.» О какой искусственности идет речь в тексте Скворцова? Подтвердите Вашу мысль примерами языковых явлений.(3б.)
5.Поясните, какой « путь сбережения и обновления святыни родного языка, которую мы передаём своим потомкам» видит автор текста. Подтвердите Вашу мысль примерами языковых явлений.(3б.)
6. В настоящее время часто можно слышать то, что языковые правила не нужны, что они только усложняют жизнь. «Я говорю так, как считаю нужным. Главное, что меня понимают». Так ли это? В чём, по вашему мнению, заключаются причины падения уровня культуры речи на современном этапе?(5б.)
Критерии оценивания.
1.Умение отвечать на вопросы по содержанию текста.0-2б.
1.Утверждение найдено правильно-2б
2.Допущены ошибки в приведенных утверждениях.-0-1б.
2. Умение работать с определением понятия.0-2 б.
1.Понятие верно соотнесено с содержанием текста.-2б.
2.Допущены ошибки в соотнесении с текстом.-0-1б.
3.Умение формулировать основную мысль текста с помощью афоризмов, пословиц.-0-2б.
1.Верно определена основная мысль текста.-2б
2. Определена только тема или допущена ошибка в понимании содержания.0-1б.
4-5..Умение объяснять смысл приведенного фрагмента из текста.
1. Смысл высказывания обозначен, понимание подтверждено примерами.-2-3б.
2.Смысл высказывания обозначен, примеры ошибочны или не указаны.0-1б.
6.Умение высказывать свою точку зрения
1.Высказаны оценочные суждения и своя точка зрения на актуальные проблемы прочитанного текста.4-5б.
2.Высказал своё отношение на уровне нравится- не нравится, не смог оценить полезность информации для себя.0-3б.