Комплексная программа по профилактике суицидального
поведения у детей и подростков
Пояснительная записка
Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди обучающихся начальной и основной школы.
При разработке программы опирались на методические рекомендации по профилактике суицидального поведения детей и подростков в образовательных организациях, разработанные федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи» (Письмо Минобрнауки России от 18.01.16 г. № 07-149).
Целью программы является создание и осуществление профилактической работы в рамках образовательной и воспитательной деятельности.
Задачи программы:
1. Выявление подростков, склонных к саморазрушающему поведению.
2. Оказание своевременной психологической помощи несовершеннолетним «группы риска», находящимся в трудной жизненной ситуации.
3. Создание благоприятной атмосферы для несовершеннолетних в рамках школьного обучения и социальной среды.
4. Повышение компетентности родителей, педагогов и психологов в рамках данного направления.
Направления работы:
Работа с обучающимися. Проведение психодиагностических обследований, своевременное разрешение конфликтных ситуаций, наблюдение, беседы, классные часы, тренинги, организация школы полного дня (школьные кружки и секции, развивающие занятия, индивидуальные и групповые коррекционные занятия по предметам), своевременное направление детей на консультацию к неврологу, психиатру.
2. Работа с педколлективом. Организация практико-ориентированных консультаций с целью обучения навыкам раннего распознавания суицидального поведения несовершеннолетних.
3. Работа с родителями. Межведомственные рейды с КДН и ЗП, ОУУП и ПДН, направленные на выявление детей из семей, находящихся в социально-опасном положении. Выступления на родительских собраниях, индивидуальные, семейные консультации, распространение методических листовок, работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении и состоящими на профилактическом учете.
Принципы реализации программы
Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
Принцип ориентации на зону ближайшего развития каждого ученика.
Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
Технологии профилактической деятельности
В направлении профилактической работы в школе создана Служба примирения, целью которой является:
снижение агрессии и социальной напряженности, развитие позитивно-конструктивных способов социального взаимодействия в образовательном пространстве, а также повышение социально-психологической культуры поведения в спорных ситуациях,
содействие профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и социальной реабилитации несовершеннолетних – участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного подхода.
Содержание основных понятий
Группа риска – категория детей и подростков более других склонная совершать аморальные или уголовно-наказуемые поступки.
Дезадаптация – психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации.
Деструкция – разрушение, деструктивное – разрушающее поведение, противоположное – конструктивное поведение.
Истинная попытка суицида – акт, потенциально направленный против себя и совершенный с присутствием желания уйти из жизни.
Несуицидальное самоповреждающее поведение – наносимые себе повреждения, не поддерживаемые желанием уйти из жизни с целью привлечения внимания, снятия напряжения или улучшения самочувствия.
Прерванная попытка суицида – не состоявшаяся в силу внешних обстоятельств истинная попытка суицида.
Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.
Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.
Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).
Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.
Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.
Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.
Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
Система программных мероприятий
Просвещение и профилактика |
Обучающиеся |
№ п/п | Содержание работы | Класс | Сроки | Ответственный |
1 | Выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении совместно с КДН и ЗП, ОУУП и ПДН | 1-9 | в течение года | соц. педагог |
2 | Составление базы данных по социально опасным семьям | в течение года | соц. педагог |
3 | Составление социального паспорта семьи. Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями, находящимися в социально-опасном положении | в течение года | соц. педагог |
4 | Наблюдение за процессом адаптации детей. Выявление детей с напряжением адаптационных процессов. | 1, 5 | | |
5 | Выявление детей, испытывающих значительные трудности в усвоении учебного материала | 1-9 | февраль-март | зам.директора по УВР |
6 | Организация работы летнего школьного лагеря дневного пребывания. Включение в его состав детей группы риска из семей, оказавшихся в социально-опасном положении и состоящих на учете в КДН и ЗП, ОУУП и ПДН | 1-9 | каникуляр-ное время | директор летнего лагеря, соц. педагог |
7 | Организация волонтерского движения по пропаганде ЗОЖ с включением детей группы риска и состоящих на учете в КДН и ЗП, ОУУП и ПДН | в течение года | |
8 | Размещение на школьном сайте и стенде «Твои права» информации о работе телефона доверия | постоянно | Уполномоченный по правам участников обр.процесса |
9 | Психологические тренинги |
| 3-4 | октябрь | психолог |
| 5-6 | октябрь | психолог |
| 8-9 | ноябрь | психолог |
| 1-9 | по запросу | психолог |
| 7 | март | психолог |
| 8 | апрель | психолог |
| | 9 | апрель-май | психолог |
10 | Беседы, лекции, круглые столы |
Беседа «В чём смысл жизни?» (ШП №5 - 2005) | 7-9 | февраль | психолог, кл. рук. |
| 5-9 | ноябрь | соц. педагог |
| об-ся группы риска и состоящие на учете | в течение года | соц. педагог |
| 5-9 | октябрь | соц.педагог, педагог-психолог, кл.руководитель |
| 5-9 | ноябрь, январь | кл.рук., психолог |
| 3-4 | ноябрь | кл.рук. |
Лекция «Профилактика ВИЧ-инфекции», врач-инфекционист | 8-9 | ноябрь | психолог |
| 5-9 | ноябрь | психолог |
11 | Классные часы |
Ты не один Настроение на отлично Учимся строить отношения Не навреди себе | 1-9 | 1 раз в четверть | кл.рук. |
12 | Акции, тематические выставки |
«Затуши сигарету – выбери жизнь!», посвященная международному дню отказа от курения | 5-8 | ноябрь | |
«Мы выбираем жизнь!», приуроченная к Всемирному дню борьбы со СПИДом | декабрь |
| март |
| январь | |
| март |
| 1-9 | ноябрь | психолог |
| 1-4 | сентябрь | кл.рук. |
| 1-9 | апрель | кл.рук. |
13 | Инструктажи |
| 1-4 | в течение года | кл.рук. |
| 5-9 | в течение года | кл.рук. |
14 | Адаптационные занятия | 1, 5 | сентябрь - ноябрь | психолог |
| Педагоги |
1 | Практико-ориентированная консультация «Роль педагога (классного руководителя) в профилактике суицидального поведения подростков» | | октябрь | психолог |
2 | Практико-ориентированная консультация «Суицидальное поведение в подростковом возрасте» | | февраль | психолог |
| Родители |
1 | Родительский лекторий (индивидуальные и групповые консультации): Возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник, подросток, старший школьник) | | по запросу | психолог |
Психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки | | сентябрь, декабрь | психолог |
| | по запросу | психолог |
| 1-9 | февраль | кл. рук., соц. педагог |
| 1-9 | в течение года | соц. педагог |
| 1-9 | в течение года | инспектор ОУУП и ПДН |
| | 1-9 | сентябрь | педагог-психолог |
Диагностика |
Учащиеся |
1 | Изучение межличностных взаимоотношений обучающихся в классных коллективах (социометрия) и выявление «изолированных» детей. | 5-9 | По плану | психолог |
2 | Исследование уровня адаптации | 1, 5 | по плану | психолог |
3 | Исследование уровня тревожности | 1,5,9 | по плану | психолог |
4 | Исследование агрессивности у обучающихся начальной школы с помощью проективных рисунков | | по запросу | психолог |
5 | Опросник Басса – Дарки (агрессия, чувство вины) | | по запросу | психолог |
6 | Оценка способов реагирования на конфликтные ситуации | | по запросу | психолог |
7 | Опросник суицидального риска | 8-9 | март | психолог |
| Опросник детской депрессии | 1-9 | по запросу и в случае выявления | |
| Родители |
1 | Опросник для родителей – диагностика нарушений во взаимоотношениях подростка с родителями и их причин | | по запросу | психолог |
2 | Опросник родительского отношения (А.Варга, В.Столин) | | по запросу | психолог |
Перечень законодательных и нормативных правовых актов,
регулирующих профилактику суицидального поведения обучающихся
Конституция Российской Федерации (статьей 20 устанавливается общеконституциональное право любого человека на жизнь).
Федеральный Закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". В соответствии со статьей 14 на образовательные учреждения возложена обязанность оказывать социальнопсихологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, выявлять подростков и семьи, находящиеся в социально-опасном положении. Органы образования должны незамедлительно сообщить в комиссию, инспектору по делам несовершеннолетних, органы прокуратуры о фактах семейного неблагополучия, ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей (ст. 9).
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Закон четко определяет информационную продукцию, недопустимую для детской аудитории, и регламентирует проведение экспертизы информационной продукции.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Статья 41 регламентирует обеспечение безопасности обучающихся и профилактику несчастных случаев во время их пребывания в образовательной организации. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: проведение профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 г. № 1101 "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". Согласно данному постановлению в соответствии с критериями оценки информации, утвержденными межведомственным приказом Роскомнадзора, ФСКН России и Роспотребнадзора от 11.09.2013 г. № 1022/368/666 проводится экспертиза ссылок в сети Интернет. При наличии запрещенной информации о способах совершения самоубийства и (или) призывов к их совершению принимается решение о блокировании данных ссылок.
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351. В Концепции предусмотрено сокращение уровня смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы.
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761; "План реализации первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.10.2012 г. № 1916-р и "План мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 г. № 167-р. В числе мер по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков указана разработка системы первоочередных мер по предотвращению подросткового суицида, включая подготовку психологов в системе здравоохранения для работы с детьми и подростками с суицидальными наклонностями, а также организацию проведения психологическими службами образовательных учреждений профилактической работы с детьми, родителями, социальным окружением ребенка.
Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. За жестокое обращение с детьми (физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка)) в зависимости от его тяжести предусмотрено привлечение родителей к административной ответственности (ст. 5.35 КоАП РФ в виде штрафа от 100 до 500 рублей).
Уголовный кодекс Российской Федерации. Так как нанесение вреда здоровью может быть причиной суицидального поведения среди детей и подростков, предусмотрена уголовная ответственность (статьи 110, 115 - 118, 125, 156).
Семейный кодекс Российской Федерации. За ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей предусмотрена гражданско-правовая ответственность в виде лишения родительских прав (ст. 69), ограничения (ст. 73), отобрания ребенка при угрозе его жизни и здоровья (ст. 77).
Ведомственные документы по профилактике суицидального поведения:
Информационное письмо Минобрнауки России от 26.01.2000 г. № 22-06-86 "О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков".
Информационное письмо Минобрнауки России от 29.05.2003 г. № 03-51-102ин/22-03 "О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков".
Письмо Рособрнадзора от 20.09.2004 г. № 01-130/07-01 "О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков".
Рекомендации по ограничению доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования*.
Литература
Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1
Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.
Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.
Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный психолог, 2007, №4 (16).
Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2
Михайлова Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е. Деловая игра для педагогов среднего звена “Педагогические приёмы создания ситуации успеха” // Школьный психолог, 2006, №15.
Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.
Мешковская О. Занятие “Подарок самому себе” // Школьный психолог, 2005, №10.
Николаева Н. Программа комплексного взаимодействия с подростками “группы риска” “Грани моего Я” // Школьный психолог, 2006, №15
Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с.
Панченко Н. Занятие “Я + Он + Они == Мы” // Школьный психолог, 2006, №18.
Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
Родионов В., Лангуева Е. Программа тренинга “Манипуляция: игры, в которые играют все” // Школьный психолог, 2005, №2, 5, 6, 7.
Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.
Стишенок И. Игра “Колючка” // Школьный психолог, 2006, №11.
Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2