СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексная программа по профилактике суицидального поведения у детей и подростков

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Комплексная программа по профилактике суицидального поведения у детей и подростков»









Комплексная программа по профилактике суицидального

поведения у детей и подростков





















Пояснительная записка

Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношении к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали таким образом против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д.

Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.

Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди обучающихся начальной и основной школы.

При разработке программы опирались на методические рекомендации по профилактике суицидального поведения детей и подростков в образовательных организациях, разработанные федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи» (Письмо Минобрнауки России от 18.01.16 г. № 07-149).

Целью программы является создание и осуществление профилактической работы в рамках образовательной и воспитательной деятельности.

Задачи программы:

1. Выявление подростков, склонных к саморазрушающему поведению.

2. Оказание своевременной психологической помощи несовершеннолетним «группы риска», находящимся в трудной жизненной ситуации.

3. Создание благоприятной атмосферы для несовершеннолетних в рамках школьного обучения и социальной среды.

4. Повышение компетентности родителей, педагогов и психологов в рамках данного направления.

Направления работы:

  1. Работа с обучающимися. Проведение психодиагностических обследований, своевременное разрешение конфликтных ситуаций, наблюдение, беседы, классные часы, тренинги, организация школы полного дня (школьные кружки и секции, развивающие занятия, индивидуальные и групповые коррекционные занятия по предметам), своевременное направление детей на консультацию к неврологу, психиатру.

2. Работа с педколлективом. Организация практико-ориентированных консультаций с целью обучения навыкам раннего распознавания суицидального поведения несовершеннолетних.

3. Работа с родителями. Межведомственные рейды с КДН и ЗП, ОУУП и ПДН, направленные на выявление детей из семей, находящихся в социально-опасном положении. Выступления на родительских собраниях, индивидуальные, семейные консультации, распространение методических листовок, работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении и состоящими на профилактическом учете.

Принципы реализации программы

  1. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.

  2. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.

  3. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

  4. Принцип ориентации на зону ближайшего развития каждого ученика.

  5. Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

Технологии профилактической деятельности

В направлении профилактической работы в школе создана Служба примирения, целью которой является:

  • снижение агрессии и социальной напряженности, развитие позитивно-конструктивных способов социального взаимодействия в образовательном пространстве, а также повышение социально-психологической культуры поведения в спорных ситуациях,

  • содействие профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и социальной реабилитации несовершеннолетних – участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного подхода.

Содержание основных понятий

Группа риска – категория детей и подростков более других склонная совершать аморальные или уголовно-наказуемые поступки.

Дезадаптация – психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации.

Деструкция – разрушение, деструктивное – разрушающее поведение, противоположное – конструктивное поведение.

Истинная попытка суицида – акт, потенциально направленный против себя и совершенный с присутствием желания уйти из жизни.

Несуицидальное самоповреждающее поведение – наносимые себе повреждения, не поддерживаемые желанием уйти из жизни с целью привлечения внимания, снятия напряжения или улучшения самочувствия.

Прерванная попытка суицида – не состоявшаяся в силу внешних обстоятельств истинная попытка суицида.

Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.

Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.

Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).

Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.

Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.

Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.

Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.

Система программных мероприятий

Просвещение и профилактика

Обучающиеся

п/п

Содержание работы

Класс

Сроки

Ответственный

1

Выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении совместно с КДН и ЗП, ОУУП и ПДН

1-9

в течение года

соц. педагог

2

Составление базы данных по социально опасным семьям

в течение года

соц. педагог

3

Составление социального паспорта семьи. Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями, находящимися в социально-опасном положении

в течение года

соц. педагог

4

Наблюдение за процессом адаптации детей. Выявление детей с напряжением адаптационных процессов.

1, 5



5

Выявление детей, испытывающих значительные трудности в усвоении учебного материала

1-9

февраль-март

зам.директора по УВР

6

Организация работы летнего школьного лагеря дневного пребывания. Включение в его состав детей группы риска из семей, оказавшихся в социально-опасном положении и состоящих на учете в КДН и ЗП, ОУУП и ПДН

1-9

каникуляр-ное время

директор летнего лагеря,

соц. педагог

7

Организация волонтерского движения по пропаганде ЗОЖ с включением детей группы риска и состоящих на учете в КДН и ЗП, ОУУП и ПДН

в течение года


8

Размещение на школьном сайте и стенде «Твои права» информации о работе телефона доверия

постоянно

Уполномоченный по правам участников обр.процесса

9

Психологические тренинги

  • Трудное слово «нет!»

3-4

октябрь

психолог

  • Поиск выхода из трудной жизненной ситуации

5-6

октябрь


психолог

  • Профилактика подростковой наркозависимости

8-9

ноябрь


психолог

  • Как преодолевать тревогу

1-9

по запросу

психолог

  • Способы решения конфликтов

7

март

психолог

  • Грани моего Я (ШП №15 - 2006)

8

апрель

психолог



  • Психолого-педагогическая поддержка обучающихся к выпускным экзаменам

9

апрель-май

психолог

10

Беседы, лекции, круглые столы

Беседа «В чём смысл жизни?» (ШП №5 - 2005)

7-9

февраль

психолог,

кл. рук.

  • Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом

5-9

ноябрь

соц. педагог

  • Я и моя семья

об-ся группы риска и состоящие на учете

в течение года

соц. педагог

  • Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет

5-9

октябрь

соц.педагог, педагог-психолог,

кл.руководитель

  • Где грань между реальностью и виртуальностью (Что такое кибербуллинг?)

5-9

ноябрь, январь

кл.рук., психолог

  • Как научиться жить без драки

3-4

ноябрь

кл.рук.

  • Лекция «Профилактика ВИЧ-инфекции», врач-инфекционист

8-9

ноябрь

психолог

  • Школьная конференция «Сохраним здоровье»

5-9

ноябрь

психолог

11

Классные часы

  • Ты не один

  • Настроение на отлично

  • Учимся строить отношения

  • Не навреди себе

1-9

1 раз в четверть

кл.рук.

12

Акции, тематические выставки

  • «Затуши сигарету – выбери жизнь!», посвященная международному дню отказа от курения

5-8


ноябрь




  • «Мы выбираем жизнь!», приуроченная к Всемирному дню борьбы со СПИДом

декабрь

  • Акция «Молодежь за здоровый образ жизни»

март

  • Выступление агитбригады «Механизмы и способы поддержания здоровья»

январь


  • Выступление агитбригады «Глобальные проблемы современности»

март

  • Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни!»

1-9

ноябрь

психолог

  • Конкурс рисунков «Краски счастливой жизни»

1-4

сентябрь

кл.рук.

  • Конкурс рисунков «Пусть всегда буду Я!»

1-9

апрель

кл.рук.

13

Инструктажи

  • Недопустимость применения физического насилия среди обучающихся

1-4

в течение года

кл.рук.

  • Недопустимость применения физического и психологического насилия среди обучающихся

5-9

в течение года

кл.рук.

14

Адаптационные занятия

1, 5

сентябрь - ноябрь

психолог


Педагоги

1

Практико-ориентированная консультация «Роль педагога (классного руководителя) в профилактике суицидального поведения подростков»


октябрь

психолог

2

Практико-ориентированная консультация «Суицидальное поведение в подростковом возрасте»


февраль

психолог


Родители

1

Родительский лекторий (индивидуальные и групповые консультации):

  • Возрастные психолого-педагогические особенности (младший школьник, подросток, старший школьник)




по запросу



психолог



  • Психологические особенности периода адаптации, формы родительской помощи и поддержки


сентябрь, декабрь

психолог


  • Тревожность и её влияние на развитие личности


по запросу

психолог


  • Родительский урок «Профилактика интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков»

1-9

февраль

кл. рук.,

соц. педагог


  • Куда уходят дети: профилактика безнадзорности и бродяжничества (семьи СОП)

1-9

в течение года

соц. педагог


  • «Ответственность родителей (законных представителей) за жизнь и здоровье детей».

1-9

в течение года

инспектор ОУУП и ПДН


  • Памятка для родителей «Поведенческие маркеры пресуицида»

1-9

сентябрь

педагог-психолог

Диагностика

Учащиеся

1

Изучение межличностных взаимоотношений обучающихся в классных коллективах (социометрия) и выявление «изолированных» детей.

5-9

По плану

психолог

2

Исследование уровня адаптации

1, 5

по плану

психолог

3

Исследование уровня тревожности

1,5,9

по плану

психолог

4

Исследование агрессивности у обучающихся начальной школы с помощью проективных рисунков


по запросу

психолог


5

Опросник Басса – Дарки (агрессия, чувство вины)


по запросу

психолог

6

Оценка способов реагирования на конфликтные ситуации


по запросу

психолог

7

Опросник суицидального риска

8-9

март

психолог


Опросник детской депрессии

1-9

по запросу и в случае выявления



Родители

1

Опросник для родителей – диагностика нарушений во взаимоотношениях подростка с родителями и их причин


по запросу

психолог

2

Опросник родительского отношения (А.Варга, В.Столин)


по запросу

психолог

Перечень законодательных и нормативных правовых актов,

регулирующих профилактику суицидального поведения обучающихся


Конституция Российской Федерации (статьей 20 устанавливается общеконституциональное право любого человека на жизнь).

Федеральный Закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". В соответствии со статьей 14 на образовательные учреждения возложена обязанность оказывать социальнопсихологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, выявлять подростков и семьи, находящиеся в социально-опасном положении. Органы образования должны незамедлительно сообщить в комиссию, инспектору по делам несовершеннолетних, органы прокуратуры о фактах семейного неблагополучия, ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей (ст. 9).

Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Закон четко определяет информационную продукцию, недопустимую для детской аудитории, и регламентирует проведение экспертизы информационной продукции.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Статья 41 регламентирует обеспечение безопасности обучающихся и профилактику несчастных случаев во время их пребывания в образовательной организации. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: проведение профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 г. № 1101 "О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". Согласно данному постановлению в соответствии с критериями оценки информации, утвержденными межведомственным приказом Роскомнадзора, ФСКН России и Роспотребнадзора от 11.09.2013 г. № 1022/368/666 проводится экспертиза ссылок в сети Интернет. При наличии запрещенной информации о способах совершения самоубийства и (или) призывов к их совершению принимается решение о блокировании данных ссылок.

Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351. В Концепции предусмотрено сокращение уровня смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761; "План реализации первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.10.2012 г. № 1916-р и "План мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 г. № 167-р. В числе мер по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков указана разработка системы первоочередных мер по предотвращению подросткового суицида, включая подготовку психологов в системе здравоохранения для работы с детьми и подростками с суицидальными наклонностями, а также организацию проведения психологическими службами образовательных учреждений профилактической работы с детьми, родителями, социальным окружением ребенка.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. За жестокое обращение с детьми (физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка)) в зависимости от его тяжести предусмотрено привлечение родителей к административной ответственности (ст. 5.35 КоАП РФ в виде штрафа от 100 до 500 рублей).

Уголовный кодекс Российской Федерации. Так как нанесение вреда здоровью может быть причиной суицидального поведения среди детей и подростков, предусмотрена уголовная ответственность (статьи 110, 115 - 118, 125, 156).

Семейный кодекс Российской Федерации. За ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей предусмотрена гражданско-правовая ответственность в виде лишения родительских прав (ст. 69), ограничения (ст. 73), отобрания ребенка при угрозе его жизни и здоровья (ст. 77).


Ведомственные документы по профилактике суицидального поведения:


Информационное письмо Минобрнауки России от 26.01.2000 г. № 22-06-86 "О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков".

Информационное письмо Минобрнауки России от 29.05.2003 г. № 03-51-102ин/22-03 "О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков".

Письмо Рособрнадзора от 20.09.2004 г. № 01-130/07-01 "О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков".

Рекомендации по ограничению доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети "Интернет", причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования*.













Литература

  1. Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1

  2. Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.

  3. Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.

  4. Зарипова Ю. Поверь в себя. Программа психологической помощи подросткам // Школьный психолог, 2007, №4 (16).

  5. Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2

  6. Михайлова Н., Сафонова Т., Тюпкина Е., Немолот Е. Деловая игра для педагогов среднего звена “Педагогические приёмы создания ситуации успеха” // Школьный психолог, 2006, №15.

  7. Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.

  8. Мешковская О. Занятие “Подарок самому себе” // Школьный психолог, 2005, №10.

  9. Николаева Н. Программа комплексного взаимодействия с подростками “группы риска” “Грани моего Я” // Школьный психолог, 2006, №15

  10. Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с.

  11. Панченко Н. Занятие “Я + Он + Они == Мы” // Школьный психолог, 2006, №18.

  12. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.

  13. Родионов В., Лангуева Е. Программа тренинга “Манипуляция: игры, в которые играют все” // Школьный психолог, 2005, №2, 5, 6, 7.

  14. Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.

  15. Стишенок И. Игра “Колючка” // Школьный психолог, 2006, №11.

  16. Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!