СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Комплекс заданий, способствующих развитию математической грамотности учащихся начальных классов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Комплекс заданий, способствующих развитию математической грамотности учащихся начальных классов»»










Методическая разработка


«Комплекс заданий, способствующих развитию математической грамотности учащихся начальных классов»








Автор

Арефьева Анастасия Юрьевна

учитель начальных классов

















2021

Методическая разработка «Комплекс заданий, способствующих развитию математической грамотности учащихся начальных классов»


«Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Леонтьев А.А.


Цель комплекса: развитие математической грамотности у учащихся начальных классов.

По структуре задания делятся на задания, направленные на развитие математической грамотности и оформляются в качестве уровней заданий.

Для проверки достижений первого уровня компетентности предлагаются традиционные учебные задачи, характерные для проверочных работ. Для этoго требуются знания математических фактoв, вoспроизведение oпределений математических oбъектoв и их свoйств, применение стандартных алгоритмов и методов решения.

Втoрому урoвню кoмпетентности присущи умения устанавливать связи между различными темами прoграммы по математике и интегрировать инфoрмацию, необходимую для решения задачи. Ситуации, рассматриваемые в задачах, нестандартные, нo не требующие высокого урoвня математизации.

Для проверки достижения третьего уровня компетентности разрабатываются бoлее сложные задачи. Решение задач сoстоит из двух этапов: выделение прoблемы, котoрая решается средствами математики, и ее фoрмулировка, разработка соответствующей математическoй мoдели, решение и его интерпретация сoгласнo предлoженной в задании ситуации.



Первый уровень компетентности – воспроизведение.

Задания:

1.Два поезда идут навстречу друг другу со скоростями V1=36 км/ч и V2=54 км/ч. Пассажир, находящийся в первом поезде, замечает, что второй поезд проходит мимо него за t=6 мин.

 Вопрос: Какова длина второго поезда?

 

V2=54 км/ч

 

 



2. Приготовление краски

Чтобы получить краску оранжевого цвета, необходимо смешать краски желтого цвета (6 частей) и красного цвета (2 части).

Вопрос: Сколько килограмм краски оранжевого цвета можно получить, имея в наличии 3 килограмма желтой и 3 килограмма красной краски?


3. Равенство

Вопрос: Как нужно расставить знаки "-", чтобы выполнялось равенство.

8 7 6 5 4 3 2 1 = 3


4.Три сотни умножили на две сотни.

Вопрос: Сколько будет сотен?

 

5.                 Для приготовления обеда повару понадобилось 24 кг картошки, свеклы в 3 раза меньше, а лука в 2 раза меньше чем свеклы.

Вопрос: Сколько килограмм лука потратил повар?


6.                 Первое число 12, второе в 3 раза меньше, а третье в 4 раза больше чем второе.

Вопрос: Вычисли сумму этих трех чисел.


7. Вдоль тропинки вбиты колышки на расстоянии одного метра друг от друга. Между первым и последним колышками 8 метров.

Вопрос: Сколько всего колышков?


8. Расшифруй комбинацию кодового замка:

а) третья цифра на 3 больше, чем первая,

б) вторая цифра на 2 больше, чем четвёртая,

в) сумма всех цифр равна 17,

г) вторая цифра 3

Вопрос: выбери правильный ответ


9. Маугли попросил пятерых обезьян принести ему орехи. Обезьяны набрали орехов поровну и понесли Маугли. Но по дороге они поссорились, и каждая обезьяна бросила в каждую по одному ореху. В результате они принесли орехов вдвое меньше, чем собрали.

Вопрос: Сколько орехов получил Маугли?

 

Второй уровень компетентности – установление связей.


1.                 Сергей - большой любитель кататься на скейтборде. Он нередко заходит в магазин «Спорт», чтобы выяснить цены на некоторые товары. В этом магазине можно купить полностью собранный скейтборд. Нужно купить платформу, один комплект из 4 колес, один комплект из двух держателей колес, а также комплект металлических и резиновых составных частей и собрать свой собственный скейтборд.


Цены в магазине на эти товары представлены в таблице

Товар

Цена в рублях

Собранный скейтборд

82 или 84

Платформа

40, 60 или 65

Один комплект из 4 колес

14 или 36

Один комплект из 2 держателей колес

16

Один комплект металлических и резиновых деталей скейтборда (подшипники, резиновые прокладки, болты и гайки)

10 или 20

Вопрос:

Сергей хочет сам собрать для себя скейтборд. Какую наименьшую стоимость и какую наибольшую стоимость можно заплатить в этом магазине за все составные части скейтборда?

(а) Минимальная стоимость в рублях: _____________

(b) Максимальная стоимость в рублях: ____________

 

2.Отец с двумя сыновьями отправились в поход. На их пути встретилась река. У берега был плот, который может выдержать только отца или двух сыновей.

Вопрос: Как отцу и двум сыновьям переправиться на другой берег?


3. Отцу и сыну вместе 38 лет, сыну и дедушке вместе 64 года, а отцу и дедушке вместе 84 года.

Вопрос: Сколько лет отцу, сыну и дедушке в отдельности?


4. Дарина на 5 см выше Виктории, а Виктория на 2 см ниже Ольги.

Вопрос:

1)                Кто всех выше? (Дарина)?

2)                Кто ниже всех? (Виктория)?

3)                На сколько Дарина выше Ольги? (3см)


5. В лесу жили две белки – Белка и ее сестра Стрелка. Стрелка съедает на завтрак 12 орехов, а Белка на 5 меньше. На обед Стрелка съедает 14 орехов, а Белка на 4 меньше.

Вопрос: Сколько орехов они съедают за один день, если они не ужинают.


6. В каждой цепочке чисел найди закономерность и вставь пропущенные числа.

1)                3, 6, __, 12, 15, 18.

2)                1, 8, 11, 18, ___, 28, 31.

3)                2, 2, 4, 4, ___, 6, 8, 8.

4)                24, 21, ___, 15, 12.

5)                65, 60, 55, ____, 45, 40, 35.


7. Семеро детей сидят за круглым столом. Никакие 2 мальчика не сидят рядом, и никакие 3 девочки не сидят подряд.

Вопрос: Сколько девочек за столом?


8. Угадай, какие цифры обозначены буквами: 

АБВГ+ АБВГ= ВГДА


9. Бетти и Кетти путешествуют на суперпоезде. Бетти едет в сто семнадцатом вагоне с начала поезда, а Кетти – в сто тридцать четвертом с конца. Оказалось, что они едут в соседних вагонах.

Вопрос: Сколько вагонов могло быть в поезде.


Третий уровень компетентности – рассуждение.


1.На острове было 13 красных, 15 зеленых и 17 синих хамелеонов. Если встречаются два хамелеона разного цвета, то они одновременно меняют свой цвет на третий (например, синий и зеленый - меняются на красный).

Вопрос: Может ли случиться так, что через некоторое время все хамелеоны окажутся одного цвета?


2. В пятиэтажном доме Вера живёт выше Пети, но ниже Славы, а Коля живёт ниже Пети.

Вопрос: На каком этаже живёт Вера, если Коля живёт на втором этаже?


3.Имеются двое песочных часов на 3 минуты и 7 минут. Надо опустить яйцо в кипящую воду ровно на 4 минуты.

Вопрос: Как это сделать с помощью данных часов?


4. 6 спортсменов - Адамов, Белов, Ветров, Глебов, Дронов и Ершов - в проходившем соревновании заняли первые шесть мест, причем ни одно место не было разделено между ними. О том, кто какое место занял, были получены такие высказывания:

1. «Кажется, первым был Адамов, а вторым – Дронов».

2. «Нет, на первом месте был Ершов, а на втором – Глебов».

3. «Вот так болельщики! Ведь Глебов был на 3 месте, а Белов на четвертом».

4. «И вовсе было не так: Белов был пятым, а Адамов – вторым».

5. «Вы все перепутали: пятым был Дронов, а перед ним Ветров»,

Известно, что в высказывании каждого болельщика одно утверждение истинное, а второе – ложное.

Вопрос: Определить, какое место занял каждый из спортсменов.


5. Серёжа задумал число, прибавил к нему 8, от результата отнял 5 и получил 3.

Вопрос: Какое число он задумал?


6. Клоуны Бам, Бим и Бом вышли на арену в красной, синей и зелёной рубашках. Их туфли были тех же трёх цветов. Туфли и рубашка Бима были одного цвета. На Боме не было ничего красного. Туфли Бама были зелёные, а рубашка — нет.

Вопрос: Каких цветов были туфли и рубашки у Бома и Бима?


7. В нашем классе 30 учащихся. На экскурсию в музей ходили 23 человека, в кино и в музей - 6 человек, а 2 человека не ходили ни в кино, ни в музей.

Вопрос: Сколько человек нашего класса ходили в кино?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!