СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс упражнений, направленный на обогащение речи младших школьников фразеологизмами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплекс упражнений, направленный на обогащение речи младших школьников фразеологизмами

Следующим этапом разработки методического обеспечения направления работы «Развитие речи. Фразеология» стало создание комплекса упражнений для учащихся 3 класса. Комплекс включает в себя задания на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов, усвоение школьниками категориального признака фразеологизма – устойчивости, формирование образности речи младших школьников и направлен на обогащение словаря учащихся фразеологизмами.

Просмотр содержимого документа
«Комплекс упражнений, направленный на обогащение речи младших школьников фразеологизмами»

Комплекс упражнений, направленный на обогащение речи младших школьников фразеологизмами


Следующим этапом разработки методического обеспечения направления работы «Развитие речи. Фразеология» стало создание комплекса упражнений для учащихся 3 класса. Комплекс включает в себя задания на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов, усвоение школьниками категориального признака фразеологизма – устойчивости, формирование образности речи младших школьников и направлен на обогащение словаря учащихся фразеологизмами.

1) Упражнения на сравнение фразеологических единиц со свободными сочетаниями слов

Упражнение 1. Прочитайте предложения. Найдите, где фразеологизмы, а где свободные сочетания слов. Подумайте, в чём их разница:

Пригорюнился старичок, нос повесил. Папа повесил картину на гвоздь.

У Буратино очень длинный нос.

Упражнение 2. Чем отличаются фразеологические обороты в этих

предложениях от свободных сочетаний слов? Аргументируйте свой ответ.

1. Я не нашёл себе места и встал в проходе. Отец не находил себе

места от волнения.

2. За едой малыш прикусил себе язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

3. Эта деревня не за горами, а вон за тем лесом. Весна уже не за горами.

Упражнение 3. Составьте из двух групп слов фразеологические обороты и попробуйте объяснить их значение. Язык задирать

Нос опустить

Голову повесить

Руки развязать

Упражнение 4. Прочитайте предложения. В каких из них словосочетания: засучив рукава, прикусить язык употребляются в прямом значении, а в каких в составе фразеологического оборота? Аргументируйте свой ответ.

1. Коля стирал бельё, засучив рукава

2. Засучив рукава мы принялись за дело

3. Упав, я прикусил язык

4. Боясь выдать тайну брата, Сергей прикусил язык

2) Упражнения на нахождение фразеологизмов в художественных текстах

Упражнение 1. Прочитайте текст. Найдите в тексте фразеологизмы и выпишите их в тетрадь.

Упражнение 2. Выпишите русские народные пословицы и поговорки, которые содержат фразеологические обороты: Веселая голова живет спустя рукава. Ему и беда, что с гуся вода. Мы с ним живем душа в душу. Не криви душой. Здоровью цены нет. Плывет по течению, как полено. Кто весел, а кто и нос повесил. Гляди в оба, да не разбей лба. В здоровом теле - здоровый дух. Потерявши голову, по волосам не плачут. С больной головы да на здоровую.

Упражнение 3. Спишите предложения в тетрадь и подчеркните фразеологизмы:

1. Пошёл Илья куда глаза глядят.

2. Повесил нос богатырь, пригорюнился.

3. Спит старичок без задних ног.

4. Вспомнил богатырь старца добрым словом (текст былины «Как Илья из Мурома богатырём стал»)

Упражнение 4. Найдите фразеологизмы в текстах двух отрывков стихотворений и объясните их значение: За домом, едва Пожелтела трава, Два брата рубили дрова. Один это делал спустя рукава, Другой - засучив рукава. (В. Викторов) Вешать можно на гвоздь Полотенце и трость, Лампу, плащ или шапку, И верёвку, и тряпку: Но никогда и нигде Не вешайте носа в беде! (Ю. Коринец)

3) Упражнения на определение значения фразеологических единиц

Упражнение 1. Обратитесь к послетекстовому словарику и выясните значение фразеологизмов, встретившихся вам в былине: пошёл, куда глаза глядят; спит без задних ног; вспомнил добрым словом, нос повесил. Запишите фразеологизмы и их значения в тетрадь (текст былины «Как Илья из Мурома богатырём стал»)

Упражнение 2. Как вы понимаете значение следующих выражений: нос кверху; бежать сломя голову? Найдите в тексте рассказа предложения с этими фразеологизмами. Как они помогают автору охарактеризовать главного героя, Алёшку? (текст С. Баруздина «Как Алёшке учиться надоело»)

Упражнение 3. Подумайте, близки ли по значению фразеологизмы: охочие руки, золотые руки, рабочие руки, мастер на все руки. Каково общее значение всех этих фразеологических оборотов? (текст Г. Сапгира «Рабочие руки»)

Упражнение 4. Подберите фразеологизм, кратко выражающий основной смысл описанного: Дядя Миша умеет всё: он и на баяне играет, и рисует хорошо, и телевизор сам починить может, и модель ракеты сделает. Как можно сказать о дяде Мише? (к тексту Г. Сапгира «Рабочие руки).

Упражнение 5. Объясните, как вы понимаете значение фразеологизма: лясы точить? Выпишите из текста рассказа предложение с этим фразеологизмом в тетрадь (текст Е. Пермяка «Две пословицы»).

Упражнение 6. Почему фразеологизмы: светлая голова, дрянная головушка, бедовая голова, садовая голова, умная головушка, золотая голова можно поделить на две группы? Объясните, в чём различие этих двух групп (текст В. Беспалова «Совушка»).

Упражнение 7. О каких героях сказки автор говорит, используя фразеологические обороты: под ногами путается, несётся как угорелый, бежала со всех ног, еле ноги унесли? Что означают эти выражения? (текст сказки «У страха глаза велики»).

Упражнение 8. Найдите в тексте сказки все фразеологизмы, выясните их значение по словарю и запишите их в тетрадь (текст сказки «Лисичка-сестричка и Волк»).

Упражнение 9. Выпишите в тетрадь предложение из текста, в котором есть фразеологизм не в своей тарелке. Подумайте, когда так говорят? (текст сказки «Лис Миккель и медведь Бамсе»)

4) Упражнения, направленные на развитие умений заменять фразеологизмы свободными словосочетаниями

Упражнение 1. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами: ни свет ни заря, язык развязал, встать не с той ноги, вешать лапшу на уши. Что изменилось? Предложения с фразеологизмами запишите.

1. Не сохранил Алёшка тайну, всё рассказал.

2. Сегодня мальчик встал очень рано.

3. Алексей был сердитый и грубый, видимо, не выспался.

4. Чтобы мама не узнала о вазе, сын начал врать (текст С. Баруздина «Как Алёшке учиться надоело»)

Упражнение 2. Подберите подходящий по смыслу фразеологизм из текста сказки:

1. О том, который мешает работать.

2. О том, кто очень быстро бежит.

3. О том, кто ушёл от опасности (текст «Лисичка-сестричка и Волк»).

Упражнение 3. Замените подчёркнутые фразеологические обороты свободными сочетаниями слов. Запишите получившиеся предложения.

1. Мама полы мыла, а сынок только под ногами путался.

2. Понёсся Фёдор к лесу как угорелый.

3. Паренёк еле ноги унёс, спасаясь от мышей.

4. Домой Федя бежал со всех ног (текст В. Беспалова «Совушка»). Упражнение 4. Выразите смысл фразеологизмов одним словом и

составьте предложения с данными фразеологизмами: держит ухо востро, ушки на макушке, глаза слипаются, бежит без оглядки (текст К. Ушинского «Плутишка-кот»).

Упражнение 5. Прочитайте предложения. Какое из предложений, по вашему мнению, является более выразительным, образным? Объясните, почему вы так считаете.

1. Поняла Лиса, что виновата. Поняла Лиса, что рыльце в пуху.

2. Сидит Лиса Патрикеевна, прислушивается. Сидит Лиса Патрикеевна - ушки на макушке.

3. А Волку сильно спать хочется. А у Волка глаза слипаются (текст «Лисичка-сестричка и Волк»).

Упражнение 6. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами из текста сказки. Что изменилось? Предложения запишите.

1. Баран очень быстро побежал.

2. Медведь очень громко зарычал.

3. Жила Свинья у хозяев очень хорошо.

4. И начал Козёл Волка бодать (текст сказки «Зимовье зверей»).

Комплекс упражнений, направленный на обогащение речи младших школьников фразеологизмами


Следующим этапом разработки методического обеспечения направления работы «Развитие речи. Фразеология» стало создание комплекса упражнений для учащихся 3 класса. Комплекс включает в себя задания на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов, усвоение школьниками категориального признака фразеологизма – устойчивости, формирование образности речи младших школьников и направлен на обогащение словаря учащихся фразеологизмами.

1) Упражнения на сравнение фразеологических единиц со свободными сочетаниями слов

Упражнение 1. Прочитайте предложения. Найдите, где фразеологизмы, а где свободные сочетания слов. Подумайте, в чём их разница:

Пригорюнился старичок, нос повесил. Папа повесил картину на гвоздь.

У Буратино очень длинный нос.

Упражнение 2. Чем отличаются фразеологические обороты в этих

предложениях от свободных сочетаний слов? Аргументируйте свой ответ.

1. Я не нашёл себе места и встал в проходе. Отец не находил себе

места от волнения.

2. За едой малыш прикусил себе язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

3. Эта деревня не за горами, а вон за тем лесом. Весна уже не за горами.

Упражнение 3. Составьте из двух групп слов фразеологические обороты и попробуйте объяснить их значение. Язык задирать

Нос опустить

Голову повесить

Руки развязать

Упражнение 4. Прочитайте предложения. В каких из них словосочетания: засучив рукава, прикусить язык употребляются в прямом значении, а в каких в составе фразеологического оборота? Аргументируйте свой ответ.

1. Коля стирал бельё, засучив рукава

2. Засучив рукава мы принялись за дело

3. Упав, я прикусил язык

4. Боясь выдать тайну брата, Сергей прикусил язык

2) Упражнения на нахождение фразеологизмов в художественных текстах

Упражнение 1. Прочитайте текст. Найдите в тексте фразеологизмы и выпишите их в тетрадь.

Упражнение 2. Выпишите русские народные пословицы и поговорки, которые содержат фразеологические обороты: Веселая голова живет спустя рукава. Ему и беда, что с гуся вода. Мы с ним живем душа в душу. Не криви душой. Здоровью цены нет. Плывет по течению, как полено. Кто весел, а кто и нос повесил. Гляди в оба, да не разбей лба. В здоровом теле - здоровый дух. Потерявши голову, по волосам не плачут. С больной головы да на здоровую.

Упражнение 3. Спишите предложения в тетрадь и подчеркните фразеологизмы:

1. Пошёл Илья куда глаза глядят.

2. Повесил нос богатырь, пригорюнился.

3. Спит старичок без задних ног.

4. Вспомнил богатырь старца добрым словом (текст былины «Как Илья из Мурома богатырём стал»)

Упражнение 4. Найдите фразеологизмы в текстах двух отрывков стихотворений и объясните их значение: За домом, едва Пожелтела трава, Два брата рубили дрова. Один это делал спустя рукава, Другой - засучив рукава. (В. Викторов) Вешать можно на гвоздь Полотенце и трость, Лампу, плащ или шапку, И верёвку, и тряпку: Но никогда и нигде Не вешайте носа в беде! (Ю. Коринец)

3) Упражнения на определение значения фразеологических единиц

Упражнение 1. Обратитесь к послетекстовому словарику и выясните значение фразеологизмов, встретившихся вам в былине: пошёл, куда глаза глядят; спит без задних ног; вспомнил добрым словом, нос повесил. Запишите фразеологизмы и их значения в тетрадь (текст былины «Как Илья из Мурома богатырём стал»)

Упражнение 2. Как вы понимаете значение следующих выражений: нос кверху; бежать сломя голову? Найдите в тексте рассказа предложения с этими фразеологизмами. Как они помогают автору охарактеризовать главного героя, Алёшку? (текст С. Баруздина «Как Алёшке учиться надоело»)

Упражнение 3. Подумайте, близки ли по значению фразеологизмы: охочие руки, золотые руки, рабочие руки, мастер на все руки. Каково общее значение всех этих фразеологических оборотов? (текст Г. Сапгира «Рабочие руки»)

Упражнение 4. Подберите фразеологизм, кратко выражающий основной смысл описанного: Дядя Миша умеет всё: он и на баяне играет, и рисует хорошо, и телевизор сам починить может, и модель ракеты сделает. Как можно сказать о дяде Мише? (к тексту Г. Сапгира «Рабочие руки).

Упражнение 5. Объясните, как вы понимаете значение фразеологизма: лясы точить? Выпишите из текста рассказа предложение с этим фразеологизмом в тетрадь (текст Е. Пермяка «Две пословицы»).

Упражнение 6. Почему фразеологизмы: светлая голова, дрянная головушка, бедовая голова, садовая голова, умная головушка, золотая голова можно поделить на две группы? Объясните, в чём различие этих двух групп (текст В. Беспалова «Совушка»).

Упражнение 7. О каких героях сказки автор говорит, используя фразеологические обороты: под ногами путается, несётся как угорелый, бежала со всех ног, еле ноги унесли? Что означают эти выражения? (текст сказки «У страха глаза велики»).

Упражнение 8. Найдите в тексте сказки все фразеологизмы, выясните их значение по словарю и запишите их в тетрадь (текст сказки «Лисичка-сестричка и Волк»).

Упражнение 9. Выпишите в тетрадь предложение из текста, в котором есть фразеологизм не в своей тарелке. Подумайте, когда так говорят? (текст сказки «Лис Миккель и медведь Бамсе»)

4) Упражнения, направленные на развитие умений заменять фразеологизмы свободными словосочетаниями

Упражнение 1. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами: ни свет ни заря, язык развязал, встать не с той ноги, вешать лапшу на уши. Что изменилось? Предложения с фразеологизмами запишите.

1. Не сохранил Алёшка тайну, всё рассказал.

2. Сегодня мальчик встал очень рано.

3. Алексей был сердитый и грубый, видимо, не выспался.

4. Чтобы мама не узнала о вазе, сын начал врать (текст С. Баруздина «Как Алёшке учиться надоело»)

Упражнение 2. Подберите подходящий по смыслу фразеологизм из текста сказки:

1. О том, который мешает работать.

2. О том, кто очень быстро бежит.

3. О том, кто ушёл от опасности (текст «Лисичка-сестричка и Волк»).

Упражнение 3. Замените подчёркнутые фразеологические обороты свободными сочетаниями слов. Запишите получившиеся предложения.

1. Мама полы мыла, а сынок только под ногами путался.

2. Понёсся Фёдор к лесу как угорелый.

3. Паренёк еле ноги унёс, спасаясь от мышей.

4. Домой Федя бежал со всех ног (текст В. Беспалова «Совушка»). Упражнение 4. Выразите смысл фразеологизмов одним словом и

составьте предложения с данными фразеологизмами: держит ухо востро, ушки на макушке, глаза слипаются, бежит без оглядки (текст К. Ушинского «Плутишка-кот»).

Упражнение 5. Прочитайте предложения. Какое из предложений, по вашему мнению, является более выразительным, образным? Объясните, почему вы так считаете.

1. Поняла Лиса, что виновата. Поняла Лиса, что рыльце в пуху.

2. Сидит Лиса Патрикеевна, прислушивается. Сидит Лиса Патрикеевна - ушки на макушке.

3. А Волку сильно спать хочется. А у Волка глаза слипаются (текст «Лисичка-сестричка и Волк»).

Упражнение 6. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами из текста сказки. Что изменилось? Предложения запишите.

1. Баран очень быстро побежал.

2. Медведь очень громко зарычал.

3. Жила Свинья у хозяев очень хорошо.

4. И начал Козёл Волка бодать (текст сказки «Зимовье зверей»).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!