Комплекс мероприятий, направленный на выявления внутрисемейных конфликтов между ребенком и родителями, предназначен для учащихся начальной школы. Данная комплексная работа проводится по запросу родителя, или классного руководителя строго в индивидуальной форме педагогом-психологом, или лицом его заменяющим, обработка результатов предоставляется лично родителю в день обращения за итогами диагностики
Просмотр содержимого документа
«Комплекс мероприятий, направленный на выявления внутрисемейных конфликтов между ребенком и родителями»
Индивидуальная работа с учащимся ____________________________, __________ класса
Проективная методика «Моя семья»
Цель: исследование внутрисемейных отношений.
Цветовой тест Люшера.
Цель: взаимосвязь внутреннего мира и самоощущения
Методика интервью с ребенком.
Цель: выявление детско-родительских отношений как фактора развития личности ребёнка.
Форма проведения: опрос. Ребёнку последовательно задаётся 7 вопросов, на которые он даёт устные ответы. После этого психолог может записать ответы письменно.
ВОПРОСЫ:
С кем ты живешь дома?
Обычно ребенок на 1-е место ставит наиболее значимое для него лицо, к которому он испытывает чувство привязанности. На последнем месте ребёнок называет наименее значимое для него лицо.
Если бы ты играл в воображаемую игру «Семья», кого бы ты, в ней изображал: маму, папу или себя?
Старшие дошкольники обычно выбирают роль родителя того же пола, обнаруживая возрастную потребность в ролевой идентификации с ним. Если ребенок выбирает родителя другого пола, то это подчеркивает диспозицию в отношениях с родителями того же пола.
Вопрос: Если бы дома никого не было, кого бы ты ждал в 1-ю очередь (папу, маму?).
Если в ответе мать не стоит на первом месте, то это свидетельствует об эмоциональных проблемах в отношениях с ней.
Если с тобой случилась беда, тебя оба дел кто-то, ты всегда бы рассказал об этом маме, поделился бы с ней или не всегда?
(Этот вопрос повторяется в отношении отца.)
Меньшая откровенность указывает не столько на конфликт, сколько на отсутствие доверительных отношений с детьми.
Скажи, ты боишься или нет, что тебя накажет мама (папа)?
Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой), у тебя были бы девочка (мальчик), то ты бы так же относился, воспитывал ее (его), как к тебе относятся, воспитывают родители, или по-другому?
Обычно дети стремятся, не меняя родительскую роль, сохранить хорошие отношения (в ответах на 5-6 вопросы). Ведущий мотив при этом — страх утраты любви, угроза которой существует у чрезмерно занятых и принципиальных родителей.
Когда ты вырастешь, ты будешь, как папа (мама) работать?
Предпочтение той же профессии, как правило, признак высокого авторитета родителей в представлении детей.
Тест «Несуществующее животное»
Цель: Диагностика эмоциональных особенностей личности, агрессивности, сферы общения