СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков»











Комплекс артикуляционных упражнений для сонорных звуков

Л, Р.







Учитель-логопед

М.Н. Бондаренко































Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука "P" .

Правильное произношение звука «р»

Звук «р» в артикуляции самый сложный, так как он взрывной, дрожащий, переднеязычный. Нередко родители путают правильный вибрационный звук с горловым звуком. Для правильного произношения этого звука также необходимы артикуляционные упражнения.

«Чьи зубы чище?».

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. 
Описание: Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. 
Внимание!

  • Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

  • Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

  • Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

«Маляр».

Цель: Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность. 
Описание: Улыбнуться открыть рот и «погладить» кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. 
Внимание!

  • Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

  • Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед и не высовывался изо рта.

«Кто дальше загонит мяч».

Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. 
Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. 
Внимание!

  • Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

  • Нельзя надувать щёки.

  • Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук x, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

«Вкусное варенье».

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков. 
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. 
Внимание!

  • Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

  • Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.





«Индюк».

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. 
Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет). 
Внимание!

  • Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

  • Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

  • Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

«Барабанщики».

Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. 
Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук д: дд. Сначала звук «д» произносить медленно, постепенно убыстрять темп. 
Внимание!

  • Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

  • Следить, чтобы звук «д» носил характер четкого удара – не был хлюпающим.

  • Кончик языка не должен подворачиваться.

  • Звук«д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Артикуляционное упражнение «Лошадка»

Поцокать языком, будто скачем на лошадке, стараться цокать с открытым ртом.

Артикуляционное упражнение «Грибочек»

Открыть рот, присосать широкий язык к небу, чтобы напряглась подъязыковая уздечка, и получился грибок на «тонкой ножке». Стараться удерживать язык на «тонкой ножке» как можно дольше.

6.«Грибок»

Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

7. «Кучер»

Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук «тпру-у-у».

Варианты: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).







Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука «Л».

Правильное произношение звуков «л» и «ль»

При правильном произношении сонорных согласных «л» и «ль» губы раскрыты, зубы разомкнуты, кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы. Боковые края языка опущены, между ними и коренными зубами остаются щели, через которые выходит воздушная струя.

«Наказать непослушный язычок».

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. 
Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя.… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до десяти. 
Внимание!

  • Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

  • Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

  • Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

  • Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

«Вкусное варенье».

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки. 
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. 
Внимание!

  • Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

  • Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

  • Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

«Пароход гудит».

Цель: Вырабатывать подъем спинки языка вверх. 
Описание: Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход). 
Внимание!

  • Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

«Индюк».

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. 
Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет). 
Внимание!

  • Следить, чтобы язык был широким и не сужался

  • Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

  • Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

«Качели».

Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными "а", "ы", "о", "у". 
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. 
Внимание!

  • Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

«Лошадка».

Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх. 
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). 
Внимание!

  • Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

  • Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

  • Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

«Лошадка едет тихо».

Цель: Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука «л». 
Описание: Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно. 
Внимание!

  • Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.

  • Кончик языка не должен загибаться внутрь.

  • Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

«Дует ветерок».

Цель: Вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка. 
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой. 
Внимание!

  • Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.

Артикуляционное упражнение «Маляр»

Губы в улыбке, рот приоткрыт, кончиком языка (узким) пробуем «покрасить» нёбо.

Артикуляционное упражнение «Раздуваем щеки»

Закусить узкий язык между зубами. Пускать воздушную струю по щекам так, чтобы они раздувались и воздушная струя свободно ходила по бокам языка.



1. «Парус»

Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.

2. «Иголочка»

Открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

3. «Маятник»

Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.

4. «Змейка»

Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад («жало змейки»).








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!