СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения. ПР 2.3. Экспертные системы распознавания химических веществ. ПР2.4

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

образовательная:

-   способствовать формированию у учащихся начальных представлений о системе компьютерного черчения Компас;

  • отработать на практике навыки черчения основных графических примитивов с использованием различных способов ввода их координат: автоматического ввода, ручного ввода и геометрического калькулятора

развивающая:

  • развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
  • развивать внимание, память, умение логически мыслить, работать по образцу

воспитательная:

  • воспитание навыков быстрого мышления и привития интереса к предмету, научного мировоззрения

Этапы урока

Содержание деятельности

I. Организационно- мотивационный этап

Приветствие. Фиксация отсутствующих. Объявление целей урока.

II. Актуализация опорных знаний

  1. Для каких целей уместнее использовать векторные графические редакторы?

Ответ: векторные графические редакторы используются для создания рисунков, схем и чертежей с помощью графиче­ских примитивов.

  1. С помощью чего в векторных графических редакторах строится изображение?

Ответ: из отдельных объектов (графи­ческих примитивов).

  1. В чем состоит основное преимущество векторного графического редактора?

Ответ: векторное изображение легко редактировать, так как каждый графический примитив существует как самостоя­тельный объект. Можно без потери качества изображения перемещать этот объект, изменять его размеры, цвет и про­зрачность.

III. Усвоение новых знаний

- Системы компьютерного черчения являются векторными графическими редакторами, предназначенными для создания чертежей. При классическом черчении с помощью карандаша, линейки и циркуля производится построение элементов чертежа с точностью, которую предоставляют чертежные инструменты. Использование систем компьютерного черчения позволяет создавать чертежи с гораздо большей точностью. Кроме того системы компьютерного черчения позволяют измерять расстояния, углы периметры и площади начерченных объектов.

В качестве примера системы компьютерного черчения рассмотрим программу КОМПАС, которая  специально предназначена для обучения компьютерному черчению в школах. КОМПАС можно использовать для выполнения геометрических построений с помощью циркуля и линейки, а также при создании чертежей деталей.

В центре окна приложения располагается рабочее поле, в котором производится создание чертежей. В рабочем поле размещается система координат, положение курсора отсчитывается от начала системы координат. Текущие значения координат курсора X и Y отображаются в правой части  строки текущего состояния, расположенной в нижней части окна приложения.

Оперативную помощь в процессе черчения пользователь может получить в строке сообщений, которая располагается ниже строки текущего состояния. В строке сообщений появляются подсказки по текущему действию или  описание выбранной команды.

Создание и редактирование чертежа выполняется с помощью инструментальной панели, которая размещается в левом верхнем углу окна приложения.

Инструментальная панель включает в себя панель переключения, которая обеспечивает переходы между пятью различными рабочими панелями.

Каждая рабочая панель содержит набор кнопок определенного функционального назначения.

Рабочая панель Геометрические построения содержит кнопки, позволяющие рисовать на чертеже определенные объекты: точку, отрезок, окружность, прямоугольник и др.

Панель Редактирование содержит кнопки, которые позволяют   вносить изменения в чертеж, производя над объектами различные операции: перемещение, копирование, масштабирование и другие.

Панель Выделение позволяет осуществить различные варианты выделения объектов, выделить отдельные объекты или группы объектов.

Панель Измерения позволяет измерять расстояния, углы, периметры и площади различных объектов.

Панель Размеры и технологические обозначения позволяет оформить чертеж, обозначит на чертеже размеры деталей и сделать надписи.

IV. Этап применения знаний и способов действий

- Сейчас вам предстоит применить полученные вами знания на практике. Для этого вам нужно будет выполнить практическую работу № 2.3-2.4 «Черчение графических примитивов в системе компьютерного черчения Компас».

V.Этап информации о домашнем задании 

- Дома вам нужно будет прочитать п. 2.6-2.7.

VI. Подведение итогов урока

- Что нового сегодня вы узнали?

- Что было особенно интересно? Почему?

Выставление оценок, комментарии по поводу работы учащихся на уроке

 

Профессиональные экспертные системы достаточно широко используются в различных областях науки и техники. Такие системы позволяют автоматически выявлять причины сбоев в работе сложных технических систем (например, космических кораблей), распознать личность человека по его отпечаткам пальцев или радужной оболочке глаза и т. д.

Основная задача экспертных систем - распознавание объектов или состояний объекта. В процессе обучения встречается достаточно много учебных ситуаций, когда вам приходится выступать в роли эксперта и распознавать тот или иной объект. Обычно такие задачи выполняются методом проб и ошибок, без осознания и фиксации страте­гии поиска.

Создание учебной экспертной системы позволяет осо­знать и зафиксировать последовательность рассуждений или действий, которая приводит к распознаванию того или ино­го объекта среди некоторой совокупности.

Почему компьютерные модели распознавания химических веществ называются экспертными системами?

Найдите ответ в информационной карточке

Экспе́ртная систе́ма (ЭС, expert system) — компьютерная программа, способная частично заменить специалиста-эксперта в разрешении проблемной ситуации. Современные ЭС начали разрабатываться исследователями искусственного интеллекта в 1970-х годах, а в 1980-х получили коммерческое подкрепление. Предтечи экспертных систем были предложены в 1832 году С. Н. Корсаковым, создавшим механические устройства, так называемые «интеллектуальные машины», позволявшие находить решения по заданным условиям, например определять наиболее подходящие лекарства по наблюдаемым у пациента симптомам заболевания.

В информатике экспертные системы рассматриваются совместно с базами знаний как модели поведения экспертов в определенной области знаний с использованием процедур логического вывода и принятия решений, а базы знаний — как совокупность фактов и правил логического вывода в выбранной предметной области деятельности.

Режимы функционирования

ЭС может функционировать в 2-х режимах.

Режим ввода знаний — в этом режиме эксперт с помощью инженера по знаниям посредством редактора базы знаний вводит известные ему сведения о предметной области в базу знаний ЭС.

Режим консультации — пользователь ведет диалог с ЭС, сообщая ей сведения о текущей задаче и получая рекомендации ЭС. Например, на основе сведений о физическом состоянии больного ЭС ставит диагноз в виде перечня заболеваний, наиболее вероятных при данных симптомах.

Что же это такое экспертная система (э/с)?

 (Ответ: э/с – интеллектуальные программы, способные делать логические выводы на основе знаний из конкретной предметной области)

Экспертная система может быть представлена в виде ал­горитма, состоящего из последовательности шагов с использованием алгоритмической структуры «ветвление». Можно построить различные алгоритмы поиска, однако необходимо стремиться к выбору оптимальной стратегии распознавания (достижения цели за минимальное число шагов). Такая стратегия будет реализована, если каждый шаг будет макси­мально уменьшать неопределенность (нести максимальное количество информации).

На основе какой базовой логической структуры данная стратегия осуществлялась?

(Ответ: если…то…иначе…)

4.Социолизация. Создание информационной модели.

Из какой предметной области знаний будем брать информацию? (Ответ: химия)

Какого рода информация нас будет интересовать? (Ответ: химические свойства удобрений)

 В качестве примера можно рассмотреть лабораторную работу по химии «Распознавание химических удобрений».

Делимся на 3 группы. Вам дается справочная таблица по взаимодействию шести различных удобрений с некоторыми реактивами. Предлагается распознать каждое из удобрений в виде иерархической модели, блок – схемы.

Составим

    1. В табличном редакторе Excel;
    2. В среде power point;
  1. Табличный редактор

N°

Внешний вид

Взаимодействие раствора удобрения с

Удобрение (результат распознава­ния)

 

 

 

 

H2S04

BаСl

раствором щелочи

 

1

Белая, крис­таллическая масса или гранулы

Выделяется бурый газ

-

Ощущается запах

аммиака

Аммиачная селитра

2

Крупные бесцветные кристаллы

Выделяется бурый газ

Небольшое помутнение раствора

-

Натриевая селитра

3

Мелкие светло-серые кристаллы

-

Выпадает белый осадок

Ощущается запах,

аммиака

Сульфат аммония

4

Светло-серый порошок или гранулы

-

Выпадает белый осадок

-

Суперфосфат

5

Розовые кристаллы

-

 

-

Сильвинит

6

Бесцветные кристаллы

-

 

-

Калийная соль

Формальная модель экспертной системы «Распозна­вание удобрений».

Построим алгоритм, в кото­ром на первом шаге разделим шесть веществ на две группы по условию «при взаимодействии с H2S04 выделяется бу­рый газ». Если условие:

  • выполняется, то это вещества первой группы под но­мерами 1 и 2;
  • не выполняется, то это вещества второй группы под номерами 3, 4, 5 и 6.

Для идентификации веществ первой группы достаточно проверить справедливость условия «при     взаимодействии с рас­твором щелочи ощущается запах аммиака». Если условие:

  • выполняется, то это вещество 1 «аммиачная селитра»;
  • не выполняется, то это вещество 2 «натриевая селит­ра».

Для идентификации веществ второй группы сначала не­обходимо проверить справедливость условия «при взаимо­действии с ВаС1 выпадает белый осадок». Если условие:

  • выполняется, то это вещества 3 и 4;
  • не выполняется, то это вещества 5 и 6.

Для идентификации веществ 3 и 4 достаточно проверить справедливость условия «при взаимодействии с раствором щелочи ощущается запах аммиака». Если условие:

  • выполняется, то это вещество 3 «сульфат аммония»;
  • не выполняется, то это вещество 4 «суперфосфат». Для идентификации веществ 5 и 6 достаточно проверить

справедливость условия «внешний вид - розовые кристал­лы». Если условие:

  • выполняется, то это вещество 5 «сильвинит»;
  • не выполняется, то это вещество 6 «калийная соль».
  •  

Целесообразно представить иерархическую модель экс­пертной системы в   виде блок-схемы.

 

          

 

 

 

да

нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

да

да

да

да

нет

нет

нет

нет

 

 

 

 

 

 

Блок-схема определения удобрений

Аммиачная

селитра

 

Просмотр содержимого документа
«Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения. ПР 2.3. Экспертные системы распознавания химических веществ. ПР2.4»

Урок 43-44, 9 класс

Учитель: Брух Т.В.

Дата:__________

Тема урока: «Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения. ПР 2.3.

Экспертные системы распознавания химических веществ. ПР2.4»

Цели:

образовательная:

- способствовать формированию у учащихся начальных представлений о системе компьютерного черчения Компас;

  • отработать на практике навыки черчения основных графических примитивов с использованием различных способов ввода их координат: автоматического ввода, ручного ввода и геометрического калькулятора

развивающая:

  • развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;

  • развивать внимание, память, умение логически мыслить, работать по образцу

воспитательная:

  • воспитание навыков быстрого мышления и привития интереса к предмету, научного мировоззрения

Этапы урока

Содержание деятельности

I. Организационно- мотивационный этап

Приветствие. Фиксация отсутствующих. Объявление целей урока.

II. Актуализация опорных знаний

  1. Для каких целей уместнее использовать векторные графические редакторы?

Ответ: векторные графические редакторы используются для создания рисунков, схем и чертежей с помощью графиче­ских примитивов.

  1. С помощью чего в векторных графических редакторах строится изображение?

Ответ: из отдельных объектов (графи­ческих примитивов).

  1. В чем состоит основное преимущество векторного графического редактора?

Ответ: векторное изображение легко редактировать, так как каждый графический примитив существует как самостоя­тельный объект. Можно без потери качества изображения перемещать этот объект, изменять его размеры, цвет и про­зрачность.

III. Усвоение новых знаний

- Системы компьютерного черчения являются векторными графическими редакторами, предназначенными для создания чертежей. При классическом черчении с помощью карандаша, линейки и циркуля производится построение элементов чертежа с точностью, которую предоставляют чертежные инструменты. Использование систем компьютерного черчения позволяет создавать чертежи с гораздо большей точностью. Кроме того системы компьютерного черчения позволяют измерять расстояния, углы периметры и площади начерченных объектов.

В качестве примера системы компьютерного черчения рассмотрим программу КОМПАС, которая специально предназначена для обучения компьютерному черчению в школах. КОМПАС можно использовать для выполнения геометрических построений с помощью циркуля и линейки, а также при создании чертежей деталей.

В центре окна приложения располагается рабочее поле, в котором производится создание чертежей. В рабочем поле размещается система координат, положение курсора отсчитывается от начала системы координат. Текущие значения координат курсора X и Y отображаются в правой части строки текущего состояния, расположенной в нижней части окна приложения.

Оперативную помощь в процессе черчения пользователь может получить в строке сообщений, которая располагается ниже строки текущего состояния. В строке сообщений появляются подсказки по текущему действию или описание выбранной команды.

Создание и редактирование чертежа выполняется с помощью инструментальной панели, которая размещается в левом верхнем углу окна приложения.

Инструментальная панель включает в себя панель переключения, которая обеспечивает переходы между пятью различными рабочими панелями.

Каждая рабочая панель содержит набор кнопок определенного функционального назначения.

Рабочая панель Геометрические построения содержит кнопки, позволяющие рисовать на чертеже определенные объекты: точку, отрезок, окружность, прямоугольник и др.

Панель Редактирование содержит кнопки, которые позволяют вносить изменения в чертеж, производя над объектами различные операции: перемещение, копирование, масштабирование и другие.

Панель Выделение позволяет осуществить различные варианты выделения объектов, выделить отдельные объекты или группы объектов.

Панель Измерения позволяет измерять расстояния, углы, периметры и площади различных объектов.

Панель Размеры и технологические обозначения позволяет оформить чертеж, обозначит на чертеже размеры деталей и сделать надписи.

IV. Этап применения знаний и способов действий

- Сейчас вам предстоит применить полученные вами знания на практике. Для этого вам нужно будет выполнить практическую работу № 2.3-2.4 «Черчение графических примитивов в системе компьютерного черчения Компас».

V.Этап информации о домашнем задании

- Дома вам нужно будет прочитать п. 2.6-2.7.

VI. Подведение итогов урока

- Что нового сегодня вы узнали?

- Что было особенно интересно? Почему?

Выставление оценок, комментарии по поводу работы учащихся на уроке


Профессиональные экспертные системы достаточно широко используются в различных областях науки и техники. Такие системы позволяют автоматически выявлять причины сбоев в работе сложных технических систем (например, космических кораблей), распознать личность человека по его отпечаткам пальцев или радужной оболочке глаза и т. д.

Основная задача экспертных систем - распознавание объектов или состояний объекта. В процессе обучения встречается достаточно много учебных ситуаций, когда вам приходится выступать в роли эксперта и распознавать тот или иной объект. Обычно такие задачи выполняются методом проб и ошибок, без осознания и фиксации страте­гии поиска.

Создание учебной экспертной системы позволяет осо­знать и зафиксировать последовательность рассуждений или действий, которая приводит к распознаванию того или ино­го объекта среди некоторой совокупности.

Почему компьютерные модели распознавания химических веществ называются экспертными системами?

Найдите ответ в информационной карточке

Экспе́ртная систе́ма (ЭС, expert system) — компьютерная программа, способная частично заменить специалиста-эксперта в разрешении проблемной ситуации. Современные ЭС начали разрабатываться исследователями искусственного интеллекта в 1970-х годах, а в 1980-х получили коммерческое подкрепление. Предтечи экспертных систем были предложены в 1832 году С. Н. Корсаковым, создавшим механические устройства, так называемые «интеллектуальные машины», позволявшие находить решения по заданным условиям, например определять наиболее подходящие лекарства по наблюдаемым у пациента симптомам заболевания.

В информатике экспертные системы рассматриваются совместно с базами знаний как модели поведения экспертов в определенной области знаний с использованием процедур логического вывода и принятия решений, а базы знаний — как совокупность фактов и правил логического вывода в выбранной предметной области деятельности.

Режимы функционирования

ЭС может функционировать в 2-х режимах.

Режим ввода знаний — в этом режиме эксперт с помощью инженера по знаниям посредством редактора базы знаний вводит известные ему сведения о предметной области в базу знаний ЭС.

Режим консультации — пользователь ведет диалог с ЭС, сообщая ей сведения о текущей задаче и получая рекомендации ЭС. Например, на основе сведений о физическом состоянии больного ЭС ставит диагноз в виде перечня заболеваний, наиболее вероятных при данных симптомах.

Что же это такое экспертная система (э/с)?

(Ответ: э/с – интеллектуальные программы, способные делать логические выводы на основе знаний из конкретной предметной области)

Экспертная система может быть представлена в виде ал­горитма, состоящего из последовательности шагов с использованием алгоритмической структуры «ветвление». Можно построить различные алгоритмы поиска, однако необходимо стремиться к выбору оптимальной стратегии распознавания (достижения цели за минимальное число шагов). Такая стратегия будет реализована, если каждый шаг будет макси­мально уменьшать неопределенность (нести максимальное количество информации).

На основе какой базовой логической структуры данная стратегия осуществлялась?

(Ответ: если…то…иначе…)

4.Социолизация. Создание информационной модели.

Из какой предметной области знаний будем брать информацию? (Ответ: химия)

Какого рода информация нас будет интересовать? (Ответ: химические свойства удобрений)

 В качестве примера можно рассмотреть лабораторную работу по химии «Распознавание химических удобрений».

Делимся на 3 группы. Вам дается справочная таблица по взаимодействию шести различных удобрений с некоторыми реактивами. Предлагается распознать каждое из удобрений в виде иерархической модели, блок – схемы.

Составим

    1. В табличном редакторе Excel;

    2. В среде power point;

  1. Табличный редактор

N°

Внешний вид

Взаимодействие раствора удобрения с

Удобрение (результат распознава­ния)

 

 

 

 

H2S04

BаСl

раствором щелочи

 

1

Белая, крис­таллическая масса или гранулы

Выделяется бурый газ

-

Ощущается запах

аммиака

Аммиачная селитра

2

Крупные бесцветные кристаллы

Выделяется бурый газ

Небольшое помутнение раствора

-

Натриевая селитра

3

Мелкие светло-серые кристаллы

-

Выпадает белый осадок

Ощущается запах,

аммиака

Сульфат аммония

4

Светло-серый порошок или гранулы

-

Выпадает белый осадок

-

Суперфосфат

5

Розовые кристаллы

-

 

-

Сильвинит

6

Бесцветные кристаллы

-

 

-

Калийная соль

Формальная модель экспертной системы «Распозна­вание удобрений».

Построим алгоритм, в кото­ром на первом шаге разделим шесть веществ на две группы по условию «при взаимодействии с H2S04 выделяется бу­рый газ». Если условие:

  • выполняется, то это вещества первой группы под но­мерами 1 и 2;

  • не выполняется, то это вещества второй группы под номерами 3, 4, 5 и 6.

Для идентификации веществ первой группы достаточно проверить справедливость условия «при     взаимодействии с рас­твором щелочи ощущается запах аммиака». Если условие:

  • выполняется, то это вещество 1 «аммиачная селитра»;

  • не выполняется, то это вещество 2 «натриевая селит­ра».

Для идентификации веществ второй группы сначала не­обходимо проверить справедливость условия «при взаимо­действии с ВаС1 выпадает белый осадок». Если условие:

  • выполняется, то это вещества 3 и 4;

  • не выполняется, то это вещества 5 и 6.

Для идентификации веществ 3 и 4 достаточно проверить справедливость условия «при взаимодействии с раствором щелочи ощущается запах аммиака». Если условие:

  • выполняется, то это вещество 3 «сульфат аммония»;

  • не выполняется, то это вещество 4 «суперфосфат». Для идентификации веществ 5 и 6 достаточно проверить

справедливость условия «внешний вид - розовые кристал­лы». Если условие:

  • выполняется, то это вещество 5 «сильвинит»;

  • не выполняется, то это вещество 6 «калийная соль».

Целесообразно представить иерархическую модель экс­пертной системы в   виде блок-схемы.




Б лок-схема определения удобрений

Аммиачная

селитра






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!