СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Компетентностный подход в обучении географии учеников средней общеобразовательной школы»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках личностно-ориентированного обучения этот подход задает набор компетенций, ориентированных на смысловую составляющую любого вида профессиональной деятельности. 

Просмотр содержимого документа
««Компетентностный подход в обучении географии учеников средней общеобразовательной школы»»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»







Выступление на тему

«Компетентностный подход в обучении географии учеников средней общеобразовательной школы»











Подготовила: учитель географии

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»

Рюмшина И.В.







После публикации текста в СМИ «Стратегия модернизации содержания общего образования» и «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» происходит резкая переориентация оценки результатов образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся.

Наиболее очевидной становится потребность оценивать результаты образования, т.е. компетентность, не ограничиваясь качеством знаний. Одним из критериев оценки становится образованность, проявленная в личностных характеристиках выпускников средних общеобразовательных учреждений. Компетентностный подход в рамках знаниевой парадигмы обусловливает набор компетенций как совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним.

При этом компетентностью обычно понимается некая интегральная способность решать возникающие в различных сферах жизни конкретные проблемы. Но такая способность, непременно, предполагает наличие знаний. Главная идея компетентностного подхода состоит, как считает Андреев А.Л., в том, что «нужно не столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать определенными личностными характеристиками и уметь в любой момент найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством хранилищах информации. Иными словами, компетентностная парадигма образования предусматривает способность индивида самостоятельно отбирать и умение пользоваться уже накопленными знаниями в различных ситуациях и сферах жизни.

В рамках личностно-ориентированного обучения этот подход задает набор компетенций, ориентированных на смысловую составляющую любого вида профессиональной деятельности. Обладая такими компетенциями, т.е знаниями и умениями, возникающими в результате учебной деятельности, будущий специалист получает возможность выстраивать свою индивидуальную профессиональную деятельность адекватно условиям современности. Таким образом, компетентностный подход выступает в качестве оппонента утвердившейся в советской педагогике «зуновская» парадигма.

Таким образом, задача педагогического общества подготовить индивида, готового к выполнению всего спектра жизненных функций и способный к осуществлению свободного ориентированного выбора.

Компетентность по Хуторскому А.В. – это владение, обладание человеком соответствующей компетенции, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Согласно «Стратегии модернизации содержания общего образования», - «….включает не только когнитивную и операционнально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную, поведенческую». Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки. Компетентность есть актуальное проявление компетенции. Многие исследователи не разделяют эти понятия, в ряде случаев они приводятся вместе или взаимозаменяют друг друга.

Авторы «Стратегии модернизации содержания общего образования» предлагаются наиболее общие основания для разграничения компетентностей – по сферам.

1. Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных.

2. Компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнений и ролей гражданина, избирателя, потребителя);

3. Компетентность в сфере социально-трудовой деятельности, навыки самоорганизации;

4. Компетентность в бытовой сфере (собственное здоровье, семейное бытие)

5. Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности ( выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность)

Г.К Селевко представляет вершиной иерархии компетентностей как гипотетическую общую компетентность человека, которая состоит из совокупности нескольких самых обобщенных составляющих – ключевых суперкомпетентностей. В школьной практике он выделяет: математическую, коммуникативную, информационную, автономизационную, продуктивную, нравственную.

Понятие «компетенция» и «компетентность» отличаются от традиционного понятия «ЗУН». Отличие понятия «компетенция» состоит в том, что она предполагает взаимосвязанные качества личности (ЗУН + способы деятельности) по отношению к определенному кругу предметов, а также направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации и т. п.), ее способности преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления; характер – самостоятельность, целеустремленность, волевые качества. Понятие «компетентность» еще более емкое и значимое, чем «компетенция», т.к. выражает степень владения, обладания человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Под компетенцией ученика на основе личностно-ориентированного обучения А.В. Хуторской понимает «наперед заданное требование (норму) к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью – его уже состоявшееся личностное качество и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере.» Компетентность ученика, по его мнению, предполагает целый спектр его личностных качеств – от смысловых до рефлексивно-оценочных.

Уровень подготовленности выпускников образовательные компетенции представляют интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью осмысленно применять комплексные знания, умения и способы деятельности в определенном междисциплинарном круге вопросов.

Компетенции формируются средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых до производственных и социальных.

Несмотря на то, что российская теория и практика средней школы обладая огромным потенциалом методов, форм и средств обучения, основным типом обучения является по прежнему, вербальный тип: использование устного и печатного слова, когда учитель выступает, в основном, в качестве информатора и контролера учащихся. Очевидно, что в свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию в прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм, и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить. Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентностного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность школьников. Одним из перспективных направлений в плане решения этой задачи является осуществление компетентностного подхода средствами инновационных технологий. Авторы «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» анализируя мировую образовательную практику последних лет, утверждают, что понятие «ключевые компетенции» являются центральным для научно-методологических оснований модернизации, обладает интегративной природой, объединяет знание, навыковую и интеллектуальную составляющие образования. При этом подчеркивается, что в понятии компетентностного подхода заложена идеология интерпретации содержания образования формулируемого от «результата» («стандарт на выходе»). Термин «компетенция» имеет, известно, два значения: круг полномочий какого-либо лица; и круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Применительно к образовательной области имеет смысл именно второе значение этого термина. Обладать опытом, способностью действовать в ситуации неопределенности – именно эти качества и даст возможность сформировать у выпускника компетентностный подход, реализуемый на уроке учителем. Перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения. Как отмечает В.А. Болотов, В.В. Сериков, «компетентность, выступая результатом обучения, не прямо вытекает из него, является саморазвития индивида, обобщения личностного и деятельностного опыта».

По мнению А.В. Хуторского понятие образовательной компетенции включает совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, опыта деятельности учащегося. А их внедрение в практику обучения как раз позволит решить типичную для российской школы проблему, когда учащийся, овладев набором теоретических знаний, испытывает трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций. Образовательная компетенция предполагает овладение учащимися комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления определена соответствующая совокупность образовательных компонентов.

Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения. На первом этапе внедрения, можно, например, формировать такие элементарные общеучебные компетенции школьников, как:

 Извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;

 Точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;

 Исследование различных вариантов решения задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии;

 Сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания;

 Планирование времени и действий

 Оценка результатов своей деятельности.

Перечисленные умения школьников должны формироваться не как отдельно взятые, а в целостной системе навыковых блоков, называемых компетенциями.

Любая инновация связана с определенными проблемами. Так в частности, данный подход требует много затрат времени при подготовке, использование множества методической литературы, конструирование большого числа новых дидактических материалов, поиск нестандартных заданий, приемов и подходов. Но благодаря использованию компьютера и решение упрощается.

Таким образом, используя компетентностный подход с использованием инновационных технологий позволяет включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить их интерес к предмету, осуществлять поэтапный контроль и коррекцию знаний учеников, приучать к самооценке результатов своего труда. Данная система нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.

Компетентностный подход в географическом образовании.

При реализации компетентностного подхода в теории и практике географического образования важно учитывать его культурологическую направленность. Целью географического образования является становление культурной личности, обладающей географическими знаниями, культурно-географическими ценностными ориентирами и строящей свою деятельность в географическом пространстве на основе созидания и «сотворчества» с природой. Культурно-географическая компетентность, отражая структуру и функции географической культуры, связывается с освоением учащимися определенного круга культурно-географических объектов реальной действительности, а также ориентирована на включение обучаемых в изучение и решение в культурологическом аспекте географических проблем.

Формирование культурно-географической компетентности предполагает развитие всех сфер сознания личности. В связи с этим ряд авторов выделяют пять основных видов компетенций: мотивационные, ценностно-нормативные, информационно-познавательные, коммуникативные и практико-созидательные. Последовательность формирования культурного освоения личностью ценностно-смысловых доминант географического пространства. В связи с этим выделены нами три этапа: культурно-адаптационный, культурно-смысловой, культурно-творческий.

Компетентностный подход к образованию невозможен без практико- и личностно - ориентированного характера обучения. Практические работы особенно уместны на культурно-творческих этапах формирования культурно-географической компетентности. В процессе их выполнения у учащихся формируется информационно-познавательная (знания, умения их применять) и практико-созидательная компетенция (опыт постановки и достижения цели)

Этапы формирования культурно-географической компетентности

этап Формирующаяся компетенция Уровни развития компетенций особенности

Культурно-адаптационный Мотивационная, ценностно-нормативная, коммуникативная 1) надо

2) Хочу

3) стремлюсь Большую роль играет образное познание – чувственная опора для формирования знаний, поэтому целесообразно использовать методы и приемы, обеспечивающие эмоциональную привлекательность культурно-географических объектов

Культурно-смысловой Информационно-познавательная, ценностно-нормативная, коммуникативная 1)Знаю, что

2) знаю, как

3) знаю, почему

Культурно-творческий практико-созидательная, ценностно-нормативная, коммуникативная По уровню самостоятельной активности и субъктного опыта:

1) низкий

2) средний

3) высокий Познавательная деятельность направлена на получение нового продукта

этап Практическая работа Уровень сформированности компетенции

Культурно-адаптационный Подбор стихотворных или прозаических отрывков, картин художников, фотографий, характеризующих природные зоны России, в которых удалось побывать ученикам Какое ощущение ты испытал, выполняя задание:

1) это очередная практиеская работа;

2) мне понравилась форма работы

3) эта работа нужна для того, чтобы создать более полный образ природной зоны

Культурно-смысловой Составление схемы « Влияние компонентов природной зоны на материальную (одежда, пища, жилище, занятия) и духовные верования, фольклор, характер) культуру населяющих ее народов» Продолжи одно из предложений (на выбор)

1) я знаю, что

2) я знаю, как

3) я знаю, почему…

Культурно-творческий Работы на выбор: 1) Как человек приспособился к жизни в тайге? 2) Иностранный друг попросил вас описать типичный российский ландшафт. О чем вы ему расскажете и почему? Напиши свои размышления по поводу изученной темы и озаглавь их 1) низкий уровень

2) средний уровень

3) высокий уровень

(Демонстрация презентации).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!