Понятие «компетентностный подход» получило распространение в начале 21 века в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования.
Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель школы — формирование ключевых компетентностей.
Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности». Предполагается, что в число формируемых и развиваемых в школе ключевых компетентностей должны войти информационная, социально-правовая и коммуникативная компетентность.
Данный подход к определению ключевых компетенций соответствует пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО:
-научить получать знания (учить учиться);
-научить работать и зарабатывать (учение для труда);
-научить жить (учение для бытия);
-научить жить вместе (учение для совместной жизни).
Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник. Применительно к каждой компетентности можно выделять различные уровни ее освоения (например, минимальный, продвинутый, высокий).
Просмотр содержимого документа
«Компетентностный подход в образовании»
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
Понятие «компетентностный подход» получило распространение в начале 21 века в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования.
Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель школы — формирование ключевых компетентностей.
Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности» . Предполагается, что в число формируемых и развиваемых в школе ключевых компетентностей должны войти информационная, социально-правовая и коммуникативная компетентность.
Данный подход к определению ключевых компетенций соответствует пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО:
научить получать знания (учить учиться);
научить работать и зарабатывать (учение для труда);
научить жить (учение для бытия);
научить жить вместе (учение для совместной жизни).
Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник. Применительно к каждой компетентности можно выделять различные уровни ее освоения (например, минимальный, продвинутый, высокий).
Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной ситуации. Компетенция – это готовность действовать в неопределенной ситуации.
Основой формирования компетенций является опыт учащихся (компетенция = знание + опыт):
полученный прежде, в житейских и учебных ситуациях, и актуализированный на уроке или во внеурочной деятельности;
новый, полученный «здесь и теперь» в ходе проектной деятельности, ролевых игр, психологических тренингов и т. п.
Компетенции имеют важную особенность: в отличие от знаний, умений и навыков, которые всегда «хранятся» в готовом к использованию виде, компетенция «собирается» лишь в момент её реализации, т.е. в ответ на ситуацию.
Схематически это может быть представлено следующим образом
Структура компетенции
ситуация
мобилизация
самоуправление
Ресурсный пакет
Внешние ресурсы
Внутренние ресурсы
Внутренние ресурсы - это ЗУНы - знания, умения, навыки - предметного, межпредметного и жизненного характера.
Внешние ресурсы - это все то, что может привлечь человек для решения вставшей перед ним проблемы:
• информационные ресурсы - справочники, энциклопедии, Интернет, эксперты - живые носители специальной информации и др.;
• человеческие ресурсы - организации по оказанию услуг, специалисты в необходимых областях и просто помощники;
• финансовые, материально-технические, технологические и прочие ресурсы.
Самоуправление - целенаправленное управление ресурсным пакетом. Обучение самоуправлению в проблемных ситуациях - один из принципиально новых элементов, которые компетентностный подход привносит в учебный процесс.
Мобилизация - «запуск» компетенции в ответ на проблемную ситуацию. Мобилизация предполагает сознательное приложение в определенном направлении умственных и физических усилий.
Структура урока
Традиционная дидактическая структура основана на логике преподавания:
Современная дидактическая структура основана на логике познания:
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Объяснение нового материала
Закрепление
Актуализация
1.мотивационная, 2.содержательная
Изучение нового материала
Рефлексия
Содержание урока
Структура и логика содержания:
Теория в практике (а не от теории к практике)
Общее в частном (а не от частного к общему)
Целое в части (а не от частей к целому)
От задачи к проблеме, от проблемы к знанию (а не знание без проблем)
Досуговые(путешествие, конкурс, диспут, турнир, игра, соревнование, аукцион и т.п.)
Мыследеятельностные(выстраивание методологической программы деятельности, организационно-деятельностная игра, проектирование, мыследеятельностная рефлексия)
Интерактивные(социальное проектирование, коммуникативные формы, исследование, дистанционные уроки, Интернет-уроки и др.)
Некомпетентностные формы и методы
Монолог учителя;
Фронтальный опрос;
Информирующая беседа;
Самостоятельная работа с учебником по заданию учителя;
Демонстрация видеофильма;
Пр.р. или К.р., проводимая в традиционной форме;
Методики, технологии, подходы
Задачный подход;
Проблемное обучение;
Исследовательское обучение;
Проектное обучение;
Методики, технологии, подходы
Развивающее обучение;
Личностно-ориентированное обучение;
Рефлексивное обучение;
Мыследеятельностное обучение;
Продуктивные технологии
Средства обучения
Цифровые образовательные ресурсы (учебные пособия, дидактические материалы, инструменты учебной деятельности и др.);
Современные технические средства обучения (ПК, проектор, веб-камера и т.п.)
Электронные средства обучения (электронный микроскоп, ЛЕГО и др.);
Современные динамические пособия, модели, макеты, таблицы и т.п.
Пирамида обучаемости
лекция – 5%
Самостоятельное чтение – 10%
Аудио-,видео-обучение – 20%
Показ (демонстрация) – 30%
Обсуждение в малой группе – 50%
Практика в процессе деятельности – 75%
Обучение других (ребенок обучает ребенка) – 90%.
Результат обучения
Компетентность
Целостная картина мира
Субъективность (сверхнормативная активность, проактивность, стремление брать на себя ответственность за исход дела, способность к отчету)
Развитое абстрактное мышление
Владение полной структурой деятельности
Формирование социальной взрослости
Мотивационная готовность к учебно-профессиональной и к общественно-значимой деятельности
Оценивание учебных достижений
Объект оценивания
Субъект оценивания
Критерии оценивания
Объект оценивания
В условиях традиционного подхода оцениваются предметные знания и умения, которые являются самодостаточными объектами оценивания. Если ученик «знает» и «умеет» - хорошо; «не знает» и «не умеет» - плохо. Компетентностный подход требует оценивания более сложных и «не видимых глазу» результатов — компетенций. Знания и умения при этом выступают не сами по себе, а как показатели ключевых компетенций. В этих условиях показатели знает и умеет уже не всегда должны оцениваться позитивно. Например: ученик знает учебный материал, но не способен применить знания на практике. Или: умеет решать задачу, но не понимает, где она может встретиться в его будущей жизни. Точно так же и наоборот: не всегда отсутствие знаний и умений означает отрицательную оценку. Например: не имея необходимых знаний для решения поставленной задачи, ученик в установленное время нашел их, пользуясь справочными материалами.
Так или иначе, компетенции всегда проявляют себя в форме умений («сумел» или «не сумел» учащийся решить поставленную перед ним проблему).
Субъект оценивания.
В традиционном случае полноправным субъектом оценивания выступает учитель. В условиях компетентностного подхода такая ситуация становится невозможной. Это связано с важной, существенной чертой компетентности как особого свойства человеческой личности: компетентен в той или иной сфере жизни/деятельности тот, кто сам способен оценить собственную степень компетентности в данной сфере. Способность человека к самооценке в определенной области-это необходимое условие и признак компетентности в данной области.
Учащийся, не способный оценить свои знания и умения в той или иной области либо оценивающий их необъективно (например, склонный к жульничеству, завышению оценки), не может считаться компетентным в данной области. Поэтому важнейшей задачей по введению в школе компетентностного подхода становится обучение учащихся навыкам коллективной и индивидуальной самооценки, а на определенном этапе (завершающие классы основной ступени общего образования) — делегирование им полномочий по оценке результатов обучения. Не следует забывать, что компетентный человек способен не только оценить зоны своего знания и умения, но и охарактеризовать (хотя бы приблизительно) их границы, т.е. пределы своих возможностей в данной области.
Критерии оценивания.
Традиционно оценивание осуществляется на основе одного из двух подходов:
субъективной, «на глазок» оценки учителем качества ответа ученика или выполненной работы путем сравнения ее с неким умозрительным эталоном, содержащемся в голове учителя, а часто еще и «со скидкой» на предполагаемые умственные способности того или иного ученика;
механистической количественной процедуры, когда оценка определяется через число допущенных ошибок (два классических примера - диктант по предмету «Русский язык» и тесты ЕГЭ).
Оба варианта оценивания оказываются непригодными в условиях компетентностного подхода. Здесь требуется набор объективных и в то же время качественных критериев. Использующая их методика так и называется — критериальное оценивание.
Критерии — это объективные показатели выраженности оцениваемого параметра, например знаний, умений, компетенций, которые выявляются путем наблюдения за ходом выполнения задания или путем анализа представленного результата.
Критерии могут быть привязаны к тем или иным уровням проявления компетенции, например в простейшем случае: низкий, средний, высокий, тогда оценивание становится критериалъно-уровневым.