СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компетентностный подход в образовании

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие «компетентностный подход» получило распространение в начале 21 века в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования.

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель школы — формирование ключевых компетентностей.

Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности». Предполагается, что в число формируемых и развиваемых в школе ключевых компетентностей должны войти информационная, социально-правовая и коммуникативная компетентность.

Данный подход к определению ключевых компетенций соответствует пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО:

-научить получать знания (учить учиться);

-научить работать и зарабатывать (учение для труда);

-научить жить (учение для бытия);

-научить жить вместе (учение для совместной жизни).

Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник. Применительно к каждой компетентности можно выделять различные уровни ее освоения (например, минимальный, продвинутый, высокий).

Просмотр содержимого документа
«Компетентностный подход в образовании»

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Понятие  «компетентностный подход»  получило распространение в начале 21 века в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования.

Понятие  «компетентностный подход»  получило распространение в начале 21 века в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования.

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих  компетенций  и функции, которые они выполняют в образовании. Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель школы — формирование ключевых компетентностей.
  • Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих  компетенций  и функции, которые они выполняют в образовании. Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель школы — формирование ключевых компетентностей.
Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены  «ключевые компетентности» . Предполагается, что в число формируемых и развиваемых в школе ключевых компетентностей должны войти информационная, социально-правовая и коммуникативная компетентность.
  • Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены  «ключевые компетентности» . Предполагается, что в число формируемых и развиваемых в школе ключевых компетентностей должны войти информационная, социально-правовая и коммуникативная компетентность.
Данный подход к определению ключевых компетенций соответствует пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО:   научить получать знания (учить учиться); научить работать и зарабатывать (учение для труда); научить жить (учение для бытия); научить жить вместе (учение для совместной жизни).

Данный подход к определению ключевых компетенций соответствует пониманию фундаментальных целей образования, сформулированных в документах ЮНЕСКО:

  • научить получать знания (учить учиться);
  • научить работать и зарабатывать (учение для труда);
  • научить жить (учение для бытия);
  • научить жить вместе (учение для совместной жизни).
Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник. Применительно к каждой компетентности можно выделять различные уровни ее освоения (например, минимальный, продвинутый, высокий).

Компетентности формируются в процессе обучения, и не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник. Применительно к каждой компетентности можно выделять различные уровни ее освоения (например, минимальный, продвинутый, высокий).

Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной ситуации. Компетенция – это готовность действовать в неопределенной ситуации.

Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной ситуации. Компетенция – это готовность действовать в неопределенной ситуации.

Основой формирования компетенций является опыт учащихся (компетенция = знание + опыт): полученный прежде, в житейских и учебных ситуациях, и актуализированный на уроке или во внеурочной деятельности; новый, полученный «здесь и теперь» в ходе проектной деятельности, ролевых игр, психологических тренингов и т. п.   Компетенции имеют важную особенность: в отличие от знаний, умений и навыков, которые всегда «хранятся» в готовом к использованию виде, компетенция «собирается» лишь в момент её реализации, т.е. в ответ на ситуацию. Схе­матически это может быть представлено следующим образом

Основой формирования компетенций является опыт учащихся (компетенция = знание + опыт):

  • полученный прежде, в житейских и учебных ситуациях, и актуализированный на уроке или во внеурочной деятельности;
  • новый, полученный «здесь и теперь» в ходе проектной деятельности, ролевых игр, психологических тренингов и т. п.

 

Компетенции имеют важную особенность: в отличие от знаний, умений и навыков, которые всегда «хранятся» в готовом к использованию виде, компетенция «собирается» лишь в момент её реализации, т.е. в ответ на ситуацию.

Схе­матически это может быть представлено следующим образом

Структура компетенции ситуация мобилизация самоуправление Ресурсный пакет Внешние ресурсы Внутренние ресурсы

Структура компетенции

ситуация

мобилизация

самоуправление

Ресурсный пакет

Внешние ресурсы

Внутренние ресурсы

Внутренние ресурсы - это ЗУНы - знания, умения, навы­ки - предметного, межпредметного и жизненного характера. Внешние ресурсы - это все то, что может привлечь чело­век для решения вставшей перед ним проблемы: • информационные ресурсы - справочники, энциклопе­дии, Интернет, эксперты - живые носители специаль­ной информации и др.; • человеческие ресурсы - организации по оказанию ус­луг, специалисты в необходимых областях и просто по­мощники; • финансовые, материально-технические, технологиче­ские и прочие ресурсы. Самоуправление - целенаправленное управление ресурс­ным пакетом. Обучение самоуправлению в проблемных ситу­ациях - один из принципиально новых элементов, которые компетентностный подход привносит в учебный процесс. Мобилизация - «запуск» компетенции в ответ на про­блемную ситуацию. Мобилизация предполагает сознательное приложение в определенном направлении умственных и фи­зических усилий.

Внутренние ресурсы - это ЗУНы - знания, умения, навы­ки - предметного, межпредметного и жизненного характера.

Внешние ресурсы - это все то, что может привлечь чело­век для решения вставшей перед ним проблемы:

  • • информационные ресурсы - справочники, энциклопе­дии, Интернет, эксперты - живые носители специаль­ной информации и др.;
  • • человеческие ресурсы - организации по оказанию ус­луг, специалисты в необходимых областях и просто по­мощники;
  • • финансовые, материально-технические, технологиче­ские и прочие ресурсы.

Самоуправление - целенаправленное управление ресурс­ным пакетом. Обучение самоуправлению в проблемных ситу­ациях - один из принципиально новых элементов, которые компетентностный подход привносит в учебный процесс.

Мобилизация - «запуск» компетенции в ответ на про­блемную ситуацию. Мобилизация предполагает сознательное приложение в определенном направлении умственных и фи­зических усилий.

Структура урока  Традиционная дидактическая структура основана на логике преподавания:  Современная дидактическая структура основана на логике познания:   Организационный момент Проверка домашнего задания Объяснение нового материала Закрепление Актуализация 1.мотивационная, 2.содержательная Изучение нового материала  Рефлексия

Структура урока

Традиционная дидактическая структура основана на логике преподавания:

Современная дидактическая структура основана на логике познания:

  • Организационный момент
  • Проверка домашнего задания
  • Объяснение нового материала
  • Закрепление
  • Актуализация
  • 1.мотивационная, 2.содержательная
  • Изучение нового материала
  • Рефлексия

Содержание урока Структура и логика содержания : Теория в практике (а не от теории к практике) Общее в частном (а не от частного к общему) Целое в части (а не от частей к целому) От задачи к проблеме, от проблемы к знанию (а не знание без проблем)

Содержание урока

Структура и логика содержания :

  • Теория в практике (а не от теории к практике)
  • Общее в частном (а не от частного к общему)
  • Целое в части (а не от частей к целому)
  • От задачи к проблеме, от проблемы к знанию (а не знание без проблем)
Организационные формы Академические (лекции, семинары, коллоквиумы, практикумы, консультации, зачеты, собеседование) Досуговые (путешествие, конкурс, диспут, турнир, игра, соревнование, аукцион и т.п.) Мыследеятельностные (выстраивание методологической программы деятельности, организационно-деятельностная игра, проектирование, мыследеятельностная рефлексия) Интерактивные (социальное проектирование, коммуникативные формы, исследование, дистанционные уроки, Интернет-уроки и др.)

Организационные формы

  • Академические (лекции, семинары, коллоквиумы, практикумы, консультации, зачеты, собеседование)
  • Досуговые (путешествие, конкурс, диспут, турнир, игра, соревнование, аукцион и т.п.)
  • Мыследеятельностные (выстраивание методологической программы деятельности, организационно-деятельностная игра, проектирование, мыследеятельностная рефлексия)
  • Интерактивные (социальное проектирование, коммуникативные формы, исследование, дистанционные уроки, Интернет-уроки и др.)

Некомпетентностные формы и методы Монолог учителя; Фронтальный опрос; Информирующая беседа; Самостоятельная работа с учебником по заданию учителя; Демонстрация видеофильма; Пр.р. или К.р., проводимая в традиционной форме;

Некомпетентностные формы и методы

  • Монолог учителя;
  • Фронтальный опрос;
  • Информирующая беседа;
  • Самостоятельная работа с учебником по заданию учителя;
  • Демонстрация видеофильма;
  • Пр.р. или К.р., проводимая в традиционной форме;
Методики, технологии, подходы  Задачный подход; Проблемное обучение; Исследовательское обучение; Проектное обучение;

Методики, технологии, подходы

  • Задачный подход;
  • Проблемное обучение;
  • Исследовательское обучение;
  • Проектное обучение;

Методики, технологии, подходы  Развивающее обучение; Личностно-ориентированное обучение; Рефлексивное обучение; Мыследеятельностное обучение ; Продуктивные технологии

Методики, технологии, подходы

  • Развивающее обучение;
  • Личностно-ориентированное обучение;
  • Рефлексивное обучение;
  • Мыследеятельностное обучение ;
  • Продуктивные технологии
Средства обучения  Цифровые образовательные ресурсы (учебные пособия, дидактические материалы, инструменты учебной деятельности и др.); Современные технические средства обучения (ПК, проектор, веб-камера и т.п.)  Электронные средства обучения (электронный микроскоп, ЛЕГО и др.); Современные динамические пособия, модели, макеты, таблицы и т.п.

Средства обучения

  • Цифровые образовательные ресурсы (учебные пособия, дидактические материалы, инструменты учебной деятельности и др.);
  • Современные технические средства обучения (ПК, проектор, веб-камера и т.п.)
  • Электронные средства обучения (электронный микроскоп, ЛЕГО и др.);
  • Современные динамические пособия, модели, макеты, таблицы и т.п.
Пирамида обучаемости  лекция – 5%  Самостоятельное чтение – 10%  Аудио-,видео-обучение – 20%  Показ (демонстрация) – 30%  Обсуждение в малой группе – 50% Практика в процессе деятельности – 75% Обучение других (ребенок обучает ребенка) – 90%.

Пирамида обучаемости

лекция – 5%

Самостоятельное чтение – 10%

Аудио-,видео-обучение – 20%

Показ (демонстрация) – 30%

Обсуждение в малой группе – 50%

Практика в процессе деятельности – 75%

Обучение других (ребенок обучает ребенка) – 90%.

Результат обучения Компетентность Целостная картина мира Субъективность (сверхнормативная активность, проактивность, стремление брать на себя ответственность за исход дела, способность к отчету) Развитое абстрактное мышление Владение полной структурой деятельности Формирование социальной взрослости Мотивационная готовность к учебно-профессиональной и к общественно-значимой деятельности

Результат обучения

  • Компетентность
  • Целостная картина мира
  • Субъективность (сверхнормативная активность, проактивность, стремление брать на себя ответственность за исход дела, способность к отчету)
  • Развитое абстрактное мышление
  • Владение полной структурой деятельности
  • Формирование социальной взрослости
  • Мотивационная готовность к учебно-профессиональной и к общественно-значимой деятельности
Оценивание учебных достижений  Объект оценивания  Субъект оценивания  Критерии оценивания

Оценивание учебных достижений

  • Объект оценивания

  • Субъект оценивания

  • Критерии оценивания
Объект оценивания В условиях традиционного подхо­да оцениваются предметные знания и умения, которые явля­ются самодостаточными объектами оценивания. Если ученик «знает» и «умеет» - хорошо; «не знает» и «не умеет» - пло­хо. Компетентностный подход требует оценивания более сложных и «не видимых глазу» результатов — компетенций. Знания и умения при этом выступают не сами по себе, а как показатели ключевых компетенций. В этих условиях пока­затели знает и умеет уже не всегда должны оцениваться позитивно. Например: ученик знает учебный материал, но не способен применить знания на практике. Или: умеет решать задачу, но не понимает, где она может встретиться в его бу­дущей жизни. Точно так же и наоборот: не всегда отсутствие знаний и умений означает отрицательную оценку. Например: не имея необходимых знаний для решения поставленной за­дачи, ученик в установленное время нашел их, пользуясь справочными материалами. Так или иначе, компетенции всегда проявляют себя в фор­ме умений («сумел» или «не сумел» учащийся решить по­ставленную перед ним проблему).

Объект оценивания

  • В условиях традиционного подхо­да оцениваются предметные знания и умения, которые явля­ются самодостаточными объектами оценивания. Если ученик «знает» и «умеет» - хорошо; «не знает» и «не умеет» - пло­хо. Компетентностный подход требует оценивания более сложных и «не видимых глазу» результатов — компетенций. Знания и умения при этом выступают не сами по себе, а как показатели ключевых компетенций. В этих условиях пока­затели знает и умеет уже не всегда должны оцениваться позитивно. Например: ученик знает учебный материал, но не способен применить знания на практике. Или: умеет решать задачу, но не понимает, где она может встретиться в его бу­дущей жизни. Точно так же и наоборот: не всегда отсутствие знаний и умений означает отрицательную оценку. Например: не имея необходимых знаний для решения поставленной за­дачи, ученик в установленное время нашел их, пользуясь справочными материалами.
  • Так или иначе, компетенции всегда проявляют себя в фор­ме умений («сумел» или «не сумел» учащийся решить по­ставленную перед ним проблему).

Субъект оценивания.

  • В традиционном случае полноправным субъектом оценивания выступает учитель. В условиях компетентностного подхода такая ситуация становится невозможной. Это связано с важной, существенной чертой компетентности как особого свойства человеческой личности: компетентен в той или иной сфере жизни/деятельности тот, кто сам способен оценить собственную степень компетентности в данной сфере. Способность человека к самооценке в определенной области - это необходимое условие и признак компетентности в данной области.
  • Учащийся, не способный оценить свои знания и умения в той или иной области либо оценивающий их необъективно (например, склонный к жульничеству, завышению оценки), не может считаться компетентным в данной области. Поэто­му важнейшей задачей по введению в школе компетентност­ного подхода становится обучение учащихся навыкам коллек­тивной и индивидуальной самооценки, а на определенном этапе (завершающие классы основной ступени общего обра­зования) — делегирование им полномочий по оценке резуль­татов обучения. Не следует забывать, что компетентный че­ловек способен не только оценить зоны своего знания и уме­ния, но и охарактеризовать (хотя бы приблизительно) их границы, т.е. пределы своих возможностей в данной области.

Критерии оценивания.

  • Традиционно оценивание осуществляется на основе одного из двух подходов:
  • субъективной, «на глазок» оценки учителем качества ответа ученика или выполненной работы путем сравне­ния ее с неким умозрительным эталоном, содержащем­ся в голове учителя, а часто еще и «со скидкой» на пред­полагаемые умственные способности того или иного ученика;
  • механистической количественной процедуры, когда оценка определяется через число допущенных ошибок (два классических примера - диктант по предмету «Русский язык» и тесты ЕГЭ).
  • Оба варианта оценивания оказываются непригодными в условиях компетентностного подхода. Здесь требуется набор объективных и в то же время качественных критериев. Ис­пользующая их методика так и называется — критериальное оценивание.
  • Критерии — это объективные показатели выраженности оцениваемого параметра, например знаний, умений, компе­тенций, которые выявляются путем наблюдения за ходом выполнения задания или путем анализа представленного результата.
  • Критерии могут быть привязаны к тем или иным уровням проявления компетенции, например в простейшем случае: низкий, средний, высокий, тогда оценивание становится критериалъно-уровневым.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!