СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку. Тема "Существительные общего рода"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компетентностно-ориентированные задания помогают более точно определить проблемы ученика по изученной теме, по овладению им  основных лингвистических компетенций, они позволяют создать на уроке среду самореализации, так как данный вид заданий позволяет раскрыть творческий потенциал ученика. При выполнении такого вида заданий  учащимся необходимо хорошо прорабатывать теоретический материал,  привлекать дополнительную литературу для его выполнения, что способствует более глубокому  усвоению изученного материала. 

Просмотр содержимого документа
«Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку. Тема "Существительные общего рода"»

Лукина Светлана Юрьевна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «СОШ № 91»

п. Комарихинский, г. Чусового,

Пермского края



Имена существительные общего рода

Особую группу среди имен существительных составляют существительные общего рода. Род таких слов меняется в зависимости от пола обозначаемого ими лица.

Поэтому одно из требований, предъявляемых к набору упражнений по данной теме, состоит в том, чтобы обеспечить планомерное обогащение словарного запаса учащихся.

«Чтобы правильно согласовать имена прилагательные, местоимения или глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, надо знать, о ком (мужчине или женщине, мальчике или девочкеговорится в предложении».

Алгоритм


  1. Найди опорное слово (прилагательное, глагол в прошедшем времени, местоимение)

  2. Посмотри, какого оно рода:

-если мужского, следовательно, существительное мужского рода,

-если женского, следовательно, существительное женского рода.


Задание 1.

Соотнесите существительные общего рода с прилагательными.

Словосочетания, предложения

Существительное общего рода (синонимы к словосочетаниям)

Умный человек

грязнуля, неряха

Очень трудолюбивый, старательный человек

разиня

Неопрятный, грязный человек

умница

Человек, который зазнается

работяга, трудяга

Рассеянный, невнимательный человек

плакса

Ттот, кто много и часто плачет

зазнайка


Задание 2

Поставьте правильное окончание прилагательного или глагола в прошедшем времени: (письменно)

  1. К нам приехал… известн… врач Иванов.

  2. К нам приехал… известн… врач Иванова.

  3. Знаменит… дирижер Семенов был… рад… приглашению за рубеж

  4. Знаменит… дирижер Семенова был… рад… приглашению за рубеж.


Задание 3

В каких строчках указаны слова не только общего рода.

 а) продавщица, умница, трудяга, рева

 б) неряха, недотёпа, зануда, вредина

 в) забияка, красавица, непоседа, жадина

 г) плакса, разиня, кривляка, сирота


Задание 4

Очень часто существительные общего рода встречаются в произведениях устного народного творчества: в пословицах, загадках, сказках. Но их также используют писатели в своих произведениях. Ребята, что вы знаете об И.А.Крылове, что он писал? Какие его басни вам знакомы? Выпишите из басен И.А. Крылова существительные общего рода.


Задание 5

Творческое использование знаний об именах существительных общего рода в различных ситуациях речи. Например: «Кого называют белоручкой?», «Почему люди осуждают пустомелю?», «Вы не встречались в жизни с кривляками?» и др.

Составьте интересные рассказы по данному началу («Невежа любит только самого себя…») или по концу («…После этого он перестал быть торопыгой»).


Задание 6

Решите грамматическую задачу.

«В речи часто употребляются слова самоучка, книгоноша или слова врач, инженер для обозначения лиц и мужского, и женского пола. Есть ли разница между этими словами? Как правильно: Она работает сельским врачом или Она работает сельской врачом?» Решите задачу.


Задание 7

Составьте толковый словарик имен существительных общего рода. Занесите в него 10-15 слов.

Задание 8

Творческая мастерская.

Составьте предложения с данными именами существительными, употребляя их применительно к лицам мужского и женского пола. Уточните значение незнакомых слов по словарю.



Существительные общего рода



агроном



экономист



кондуктор



вахтер



архитектор



программист



Задание 9

Мини-исследование.

С существительными общего рода не следует путать существительные, которые обозначают лиц по профессии, роду занятий. Например: доцент, агроном, профессор, судья, космонавт и многие другие. В грамматическом отношении эти существительные не стали существительными общего рода, сохранили свою принадлежность к мужскому роду. Поэтому прилагательные с такими существительными согласуются только в форме мужского рода. Например: новый судья Иванова, известный скульптор Мухина. А вот сказуемые при таких существительных могут находиться как в форме мужского рода, так и в форме женского рода. Например: новый судья Иванов вынес решение. Или: в выставке участвовала известный скульптор Мухина.

Многие из этих слов совсем не имеют параллельной формы женского рода: агроном, доцент и так далее, но некоторые существительные имеют разговорные формы женского рода, правда, употребляются они только в одном значении – жены человека соответствующей профессии или рода занятий: профессорша, директорша. И запомните – эти формы могут употребляться только в разговорной речи. Итак, профессорша – жена профессора, но: на кафедре преподает известный профессор Петрова. Кстати, есть в русском языке существительные, обозначающие лиц по профессии, которые имеют только формы женского рода:

Женщина

Мужчина

балерина

?

доярка

?

машинистка

?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!