СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коммуникативно – диалоговые технологии

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена инновационная технология, которая расширяет общение через диалог. Диалог – это движение к пониманию. Эта способность , без которой немыслим образованный человек. Предложены шесть векторов современной педагогической инноватики.

Просмотр содержимого документа
«Коммуникативно – диалоговые технологии»

Коммуникативно-диалоговые технологии

Шесть основных векторов современной педагогической инноватики.

1.Способность слышать и понимать – первый вектор современной педагогической инноватики.

Способность к пониманию и диалогу – это не то, чему ребёнка нужно «учить». Это то, что в нём есть, формируется и развивается стихийным образом, начиная с первого дня жизни.

Коммуникация с миром – его естественная базовая потребность. Человек начинает расшифровывать культурные коды окружающего его мира – эмоциональные реакции окружающих людей, звучащую речь, культурно – символическую семантику предметной среды. Понимание и диалог – это естественный способ развития.

К сожалению, школа делает акцент на учебном знании, которое нужно просто запомнить и воспроизвести, собственная диалогическая активность ребёнка угасает. В нём формируется установка на готовое знание, а не на самостоятельную активность.

Человек оканчивает школу, и одна из главных вещей, которая ему потребуется в жизни, – способность строить взаимоотношения с другими людьми. Вступать с ними во взаимодействие.

Самое ценное для нормального развивающего обучения –это дети, которые не понимают. И которые готовы говорить о своём непонимании. И тогда начинается движение к пониманию. Диалог – это же не просто обмен репликами. Диалог – это движение к пониманию. Главный образовательный вопрос не в том, чтобы ребёнок усвоил ту или иную учебную информацию, а в том, чтобы он развил в себе способность движения от непонимания к пониманию.

Важнейшая установка современной инноватики в том, чтобы максимально развить способность диалога с окружающим миром, способность самостоятельно вслушиваться в мир и вступать с ним в продуктивную коммуникацию.



2.Способность чувствовать и сочувствовать – второй вектор современной педагогической инноватики.

Не менее важная способность – чувствовать и сочувствовать окружающему миру, людям.

По-настоящему образованный человек – это всегда человек, способный переживать и чувствовать, а не просто нашпигованный внешними формами интеллекта.

Развитость чувств – важнейший показатель образованности.

По-настоящему гениальный учитель математики – не тот, у которого дети хорошо усвоили массу математических формул, а тот, кто в процессе работы над этими формулами научил детей чувствовать друг друга. Научил их друг другу помогать, друг с другом взаимодействовать.

Когда ученик видит учителя, способного и открытого сопереживать, он и сам научается сопереживать. А это и есть важнейший образовательный результат.

3.Способность описывать и предъявлять свой внутренний мир – третий вектор современной педагогической инноватики.

Могу ли я предъявить окружающему миру своё внутреннее состояние, переживание, свою внутреннюю мысль?

Мы чувствуем свою какую-то внутреннюю боль – а рассказать о ней не умеем.

Если учитель ценит способность ребёнка предъявлять свои переживания в той или иной предметной области, эта область становится сферой личностного развития.

4.Способность быть свободным – четвёртый вектор современной педагогической инноватики. Это способность, без которой немыслим образованный человек, – это способность быть свободным – и внешне, и внутренне.

Это формируется тогда, когда сам ребёнок является хозяином своей деятельности (свободной игры, учения, общения, труда, творческой деятельности).



5.Способность к продуктивной работе с проблемами и противоречиями – пятый вектор современной педагогической инноватики.Основа способности порождения нового знания – это способность работать с противоречиями. Способность продуктивно работать с проблемами.

Опыт любого человека – это опыт работы с противоречиями и опыт освоения противоречий.

Но как часто, сталкиваясь с проблемой или противоречием, мы теряемся. И противоречия, которыми наполнен реальный мир, оказываются для нас травмирующим фактором. Новое знание как раз и порождается в напряжённых проблемных плоскостях.

Если у человека нет развитой индивидуальной аналитики, нет собственного переживания какой-то проблемы, не будет и потребности в информационном поиске.

Если у человека не развито собственное мышление – любое усвоенное знание будет мёртвым знанием.

6.Способность порождать свою собственную деятельность и своё собственное знание о мире – шестой вектор педагогической инноватики.

Способность порождать своё знание, видеть мир своими собственными глазами, понимать мир своим собственным пониманием – важнейшая человеческая способность, от развитости которой зависит то, что можно было бы назвать «внутренней успешностью» человека.

К сожалению, довольно часто наше школьное образование не столько развивает, сколько тормозит эту способность. К примеру, мы требуем от ребёнка простого выучивания и повторения чужого знания. Когда собственный взгляд, собственная точка зрения, не востребованы!






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей