Д.И.Фонвизин Комедия «Недоросль»
Смысл названия комедии
- НЕДОРОСЛЬ, я, м. 1. Молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший еще на государственную службу (истор.).
- Глуповатый и простоватый юноша-недоучка из обеспеченной семьи.
- Определите жанр произведения. Приведите доказательства.
- В чём заключаются тематика, сюжет, основной конфликт произведения?
- Комедия - (от греч. komodia) - жанр драмы, в котором действие и характеры трактуются в формах комического.
- По принципу организации действия различают комедии:
1) положений , основанные на хитроумной, запутанной интриге);
2) характеров ( или нравов ) - на осмеянии отдельных гипертрофированных человеческих качеств, идей, где высмеиваются устарелые или банальные воззрения.
- По характеру комического различают комедии: сатирические , юмористические
Основные темы
- Тема крепостного права.
- Осуждение самодержавной власти, деспотического режима эпохи Екатерины II.
- Тема воспитания.
Противоборство добра и зла, низость и благородство, искренность и лицемерие, животности и высокой духовности.
«Недоросль» Фонвизина построен на том, что мир Простаковых и Скотининых – невежественных, жестоких, самовлюбленных помещиков – хочет подчинить себе всю жизнь, присвоить право неограниченной власти и над крепостными, и над людьми благородными, которым принадлежат Софья и её жених, доблестный офицер Милон, дядя Софьи, человек с идеалами петровского времени, Стародум, хранитель законов, чиновник Правдин.
- Персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных , им даны говорящие имена (Простаковы, Скотинины, Митрофан — «проявление матери» по-гречески, Стародум, Милон, Правдин, Софья — «мудрость» по-гречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин).
- Героями комедии являются типичные представители разных социальных слоев 18 столетия в России: государственные мужи, дворяне, рабы-крепостники, слуги, самозваные модные учителя.
Какие два лагеря составляют герои комедии?
Скотинин
Простакова
Стародум
Правдин
- Как проявляют себя Скотинин и Простакова в отношениях друг с другом и с крепостными?
- Что осуждает и что утверждает Фонвизин в комедии?
- Почему, по мнению Фонвизина, крепостное право – зло не только для крепостных, но и для самих помещиков?
- Что приводит Простакову к трагедии?
- По мысли драматурга, крепостное право – бедствие для самих помещиков. Привыкнув обращаться со всеми грубо, Простакова не щадит и родных. Своеволие становится основой её натуры.
- Жестокость, насилие становится для крепостников самым удобным и привычным оружием.
Проблема воспитания
- Какими хотят видеть своих детей представители разных лагерей? (Найти в тексте)
Простакова
Стародум
Проблема воспитания
- Какими хотят видеть своих детей представители разных лагерей?
Простакова
- Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит…
- Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги – ни с кем не делись.. Все себе возьми, Митрофанушка.
- Не учись этой дурацкой науке!
Стародум
- Не тот богат, кто отсчитывает деньги, что прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного…
- Дворянин… считал бы за первое бесчестие не делать ничего: есть люди, которым помогать, есть Отечество, которому служить.
Каких сфер жизни касаются советы Стародума?
- Отношение к чести
- Отношение к сильным мира сего
- Отношение к браку
- Отношение к должности
- Отношение к просвещению (урок Митрофана)
- Осуждение невежества, хамства, глупости
- Критика невежественных учителей.
Выпишите из текста комедии советы Стародума,
касающиеся разных сфер жизни.
ВЫВОДЫ
- «Недоросль» — яркая, исторически точная картина русской жизни XVIII века.
- Эта комедия может считаться одной из первых в русской литературе картиной социальных типов .
- В центре повествования находится дворянство в тесной связи с крепостным сословием и верховной властью.
- Но происходящее в доме Простаковых — это иллюстрация более серьезных общественных конфликтов. Автором проводится параллель между помещицей Простаковой и высокопоставленными вельможами (они так же, как Простакова, лишены представлений о долге и чести, жаждут богатства, раболепствуют перед знатными и помыкают слабыми).
Домашнее задание
Подготовиться к контрольной работе по творчеству Д.И. Фонвизина
Напишите сочинение, выбрав одну из тем:
1. Один день в доме Простаковых глазами школьника ХХI века.
2. Опасен или смешон Митрофан?
3. Так ли проста госпожа Простакова?
4. Тема образования и воспитания в комедии «Недоросль».
5. Положительные герои и их роль в комедии «Недоросль».
Тема 1
Эта тема предполагает творческое переосмысление почерпнутых в комедии впечатлений и сведений о жизни мелкопоместных невежественных дворян последней трети 18 века. По сути дела, это воссоздание одного самого обычного дня, предшествующего событиям комедии. В этом дне в концентрированном виде должны быть представлены законы семейства Простаковых, их привычки, черты их характеров, их жизненные цели.
Прежде чем браться за эту тему, стоит перечитать сцены «Жизнь в семье Простаковых» и «Жизнь слуг в доме Простаковых», вспомнить предысторию Софьи, суть отношений мужа и жены, брата и сестры, родителей и сына в этом доме, дать краткую характеристику каждому персонажу и затем приступать к «конструированию» из этих составляющих обычного дня жизни семьи Простаковых. Не следует пересказывать сюжет комедии, не надо давать характеристику , все нужно передать самим описанием того, что вы «видите»- поступками, разговорами. «Глазами школьника ХХI века» - это ваша оценка всего «увиденного» с позиций нашего столетия и вашего жизненного опыта, а также вашего статуса школьника.
Темы 2, 3
Эти темы напоминают классическую формулировку «Образ героя». Действительно, проще всего построить свою работу как характеристику персонажа по уже известному вам плану (имя, его роль в создании образа; социальное происхождение, его роль в сюжете; семейное положение, отношения с другими членами семьи, как они характеризуют героя; его взаимоотношения с другими персонажами и их оценка героя; основные черты его характера; основные привычки и занятия героя; его отношение к основным проблемам произведения (в данном случае воспитание и образование дворянина и человека) и роль в их раскрытии; его судьба в финале; ваше отношение к герою).
Затем необходимо ответить на вопрос, заданный темой сочинения. Конечно, в заключительной части вы лишь делаете вывод, а ваше отношение к проблеме должно быть видно в каждом абзаце (абзац же соответствует очередному тезису, очередному пункту плана).
Тема 4
Показать, как развивается в произведении тема, значит перечитать еще раз все эпизоды, связанные с ней (уроки Митрофана, его экзамен, разговор Стародума с Софьей о воспитании, финал), а затем рассказать по собственному плану:
- какое значение придает Фонвизин воспитанию и образованию человека и дворянина;
- как и кто учит Митрофана;
- как учили его родителей;
- что является следствием воспитания Митрофана.
Тема 5
Охарактеризовать группу персонажей несколько сложнее, чем отдельный персонаж, но делать это удобнее по тому же плану, который предлагается в темах 2 и 3. Коротко охарактеризуйте каждого из этой группы персонажей, расскажите, кто из них какую роль играет в сюжете, как они все дополняют друг друга, создавая образ идеального дворянина, поделитесь наблюдениями за их речью, расскажите, как вы относитесь к их словам, поступкам и к их образам в целом, что в них действительно достойно подражания, а в чем они несовершенны. Не забудьте о цели работы, сделайте вывод.