СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комедия Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит материал, касающийся вопросов жанра, особенностей комедии, тематики, проблематики, конфликта. Рассмотрены в сопоставлении образы героев

Просмотр содержимого документа
«Комедия Д.И. Фонвизина "Недоросль"»

Д.И.Фонвизин  Комедия «Недоросль»

Д.И.Фонвизин Комедия «Недоросль»

Смысл названия комедии НЕДОРОСЛЬ, я, м. 1. Молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший еще на государственную службу (истор.). Глуповатый и простоватый юноша-недоучка из обеспеченной семьи.

Смысл названия комедии

  • НЕДОРОСЛЬ, я, м. 1. Молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший еще на государственную службу (истор.).
  • Глуповатый и простоватый юноша-недоучка из обеспеченной семьи.
Определите жанр произведения. Приведите доказательства. В чём заключаются тематика, сюжет, основной конфликт произведения?
  • Определите жанр произведения. Приведите доказательства.
  • В чём заключаются тематика, сюжет, основной конфликт произведения?
Комедия - (от греч. komodia) - жанр драмы, в котором действие и характеры  трактуются в формах комического. По принципу  организации действия различают комедии:  1) положений , основанные на  хитроумной, запутанной интриге);  2) характеров  ( или нравов ) - на осмеянии отдельных гипертрофированных человеческих качеств, идей, где высмеиваются устарелые или банальные  воззрения.  По характеру комического различают комедии:  сатирические , юмористические
  • Комедия - (от греч. komodia) - жанр драмы, в котором действие и характеры трактуются в формах комического.
  • По принципу организации действия различают комедии:

1) положений , основанные на хитроумной, запутанной интриге);

2) характеров ( или нравов ) - на осмеянии отдельных гипертрофированных человеческих качеств, идей, где высмеиваются устарелые или банальные воззрения.

  • По характеру комического различают комедии: сатирические , юмористические
Основные темы   Тема крепостного права. Осуждение самодержавной власти, деспотического режима эпохи Екатерины II. Тема воспитания.

Основные темы

  • Тема крепостного права.
  • Осуждение самодержавной власти, деспотического режима эпохи Екатерины II.
  • Тема воспитания.
 Противоборство добра и зла, низость и благородство, искренность и лицемерие, животности и высокой духовности.  «Недоросль» Фонвизина построен на том, что мир Простаковых и Скотининых – невежественных, жестоких, самовлюбленных помещиков – хочет подчинить себе всю жизнь, присвоить право неограниченной власти и над крепостными, и над людьми благородными, которым принадлежат Софья и её жених, доблестный офицер Милон, дядя Софьи, человек с идеалами петровского времени, Стародум, хранитель законов, чиновник Правдин.

Противоборство добра и зла, низость и благородство, искренность и лицемерие, животности и высокой духовности.

«Недоросль» Фонвизина построен на том, что мир Простаковых и Скотининых – невежественных, жестоких, самовлюбленных помещиков – хочет подчинить себе всю жизнь, присвоить право неограниченной власти и над крепостными, и над людьми благородными, которым принадлежат Софья и её жених, доблестный офицер Милон, дядя Софьи, человек с идеалами петровского времени, Стародум, хранитель законов, чиновник Правдин.

Персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных , им даны говорящие имена (Простаковы, Скотинины, Митрофан — «проявление матери» по-гречески, Стародум, Милон, Правдин, Софья — «мудрость» по-гречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин). Героями комедии являются типичные представители разных социальных слоев 18 столетия в России: государственные мужи, дворяне, рабы-крепостники, слуги, самозваные модные учителя.
  • Персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных , им даны говорящие имена (Простаковы, Скотинины, Митрофан — «проявление матери» по-гречески, Стародум, Милон, Правдин, Софья — «мудрость» по-гречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин).
  • Героями комедии являются типичные представители разных социальных слоев 18 столетия в России: государственные мужи, дворяне, рабы-крепостники, слуги, самозваные модные учителя.
Какие два лагеря составляют герои комедии? Скотинин  Простакова Стародум Правдин - Как проявляют себя Скотинин и Простакова в отношениях друг с другом и с крепостными? Что осуждает и что утверждает Фонвизин в комедии?   Почему, по мнению Фонвизина, крепостное право – зло не только для крепостных, но и для самих помещиков? - Что приводит Простакову к трагедии?

Какие два лагеря составляют герои комедии?

Скотинин

Простакова

Стародум

Правдин

- Как проявляют себя Скотинин и Простакова в отношениях друг с другом и с крепостными?

  • Что осуждает и что утверждает Фонвизин в комедии?
  • Почему, по мнению Фонвизина, крепостное право – зло не только для крепостных, но и для самих помещиков?

- Что приводит Простакову к трагедии?

По мысли драматурга, крепостное право – бедствие для самих помещиков. Привыкнув обращаться со всеми грубо, Простакова не щадит и родных. Своеволие становится основой её натуры. Жестокость, насилие становится для крепостников самым удобным и привычным оружием.
  • По мысли драматурга, крепостное право – бедствие для самих помещиков. Привыкнув обращаться со всеми грубо, Простакова не щадит и родных. Своеволие становится основой её натуры.
  • Жестокость, насилие становится для крепостников самым удобным и привычным оружием.
Проблема воспитания  - Какими хотят видеть своих детей представители разных лагерей? (Найти в тексте)  Простакова  Стародум

Проблема воспитания

- Какими хотят видеть своих детей представители разных лагерей? (Найти в тексте)

Простакова

Стародум

Проблема воспитания  - Какими хотят видеть своих детей представители разных лагерей?  Простакова Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит… Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги – ни с кем не делись.. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке!  Стародум Не тот богат, кто отсчитывает деньги, что прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного… Дворянин… считал бы за первое бесчестие не делать ничего: есть люди, которым помогать, есть Отечество, которому служить.

Проблема воспитания

- Какими хотят видеть своих детей представители разных лагерей?

Простакова

  • Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит…
  • Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги – ни с кем не делись.. Все себе возьми, Митрофанушка.
  • Не учись этой дурацкой науке!

Стародум

  • Не тот богат, кто отсчитывает деньги, что прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного…
  • Дворянин… считал бы за первое бесчестие не делать ничего: есть люди, которым помогать, есть Отечество, которому служить.
Каких сфер жизни касаются советы Стародума? Отношение к чести Отношение к сильным мира сего Отношение к браку Отношение к должности Отношение к просвещению (урок Митрофана) Осуждение невежества, хамства, глупости Критика невежественных учителей. Выпишите из текста комедии советы Стародума, касающиеся разных сфер жизни.

Каких сфер жизни касаются советы Стародума?

  • Отношение к чести
  • Отношение к сильным мира сего
  • Отношение к браку
  • Отношение к должности
  • Отношение к просвещению (урок Митрофана)
  • Осуждение невежества, хамства, глупости
  • Критика невежественных учителей.

Выпишите из текста комедии советы Стародума,

касающиеся разных сфер жизни.

ВЫВОДЫ «Недоросль» — яркая, исторически точная картина русской жизни XVIII века.  Эта комедия может считаться одной из первых в русской литературе картиной социальных типов .  В центре повествования находится дворянство в тесной связи с крепостным сословием и верховной властью. Но происходящее в доме Простаковых — это иллюстрация более серьезных общественных конфликтов. Автором проводится параллель между помещицей Простаковой и высокопоставленными вельможами (они так же, как Простакова, лишены представлений о долге и чести, жаждут богатства, раболепствуют перед знатными и помыкают слабыми).

ВЫВОДЫ

  • «Недоросль» — яркая, исторически точная картина русской жизни XVIII века.
  • Эта комедия может считаться одной из первых в русской литературе картиной социальных типов .
  • В центре повествования находится дворянство в тесной связи с крепостным сословием и верховной властью.
  • Но происходящее в доме Простаковых — это иллюстрация более серьезных общественных конфликтов. Автором проводится параллель между помещицей Простаковой и высокопоставленными вельможами (они так же, как Простакова, лишены представлений о долге и чести, жаждут богатства, раболепствуют перед знатными и помыкают слабыми).
Домашнее задание  Подготовиться к контрольной работе по творчеству Д.И. Фонвизина

Домашнее задание

Подготовиться к контрольной работе по творчеству Д.И. Фонвизина

Напишите сочинение, выбрав одну из тем:  1. Один день в доме Простаковых глазами школьника ХХI века. 2. Опасен или смешон Митрофан? 3. Так ли проста госпожа Простакова? 4. Тема образования и воспитания в комедии «Недоросль». 5. Положительные герои и их роль в комедии «Недоросль».

Напишите сочинение, выбрав одну из тем:

1. Один день в доме Простаковых глазами школьника ХХI века.

2. Опасен или смешон Митрофан?

3. Так ли проста госпожа Простакова?

4. Тема образования и воспитания в комедии «Недоросль».

5. Положительные герои и их роль в комедии «Недоросль».

Тема 1

Эта тема предполагает творческое переосмысление почерпнутых в комедии впечатлений и сведений о жизни мелкопоместных невежественных дворян последней трети 18 века. По сути дела, это воссоздание одного самого обычного дня, предшествующего событиям комедии. В этом дне в концентрированном виде должны быть представлены законы семейства Простаковых, их привычки, черты их характеров, их жизненные цели.

Прежде чем браться за эту тему, стоит перечитать сцены «Жизнь в семье Простаковых» и «Жизнь слуг в доме Простаковых», вспомнить предысторию Софьи, суть отношений мужа и жены, брата и сестры, родителей и сына в этом доме, дать краткую характеристику каждому персонажу и затем приступать к «конструированию» из этих составляющих обычного дня жизни семьи Простаковых. Не следует пересказывать сюжет комедии, не надо  давать характеристику , все нужно передать самим описанием того, что вы «видите»- поступками, разговорами. «Глазами школьника ХХI века» - это ваша оценка всего «увиденного» с позиций нашего столетия и вашего жизненного опыта, а также вашего статуса школьника.

Темы 2, 3  Эти темы напоминают классическую формулировку «Образ героя». Действительно, проще всего построить свою работу как характеристику персонажа по уже известному вам плану (имя, его роль в создании образа; социальное происхождение, его роль в сюжете; семейное положение, отношения с другими членами семьи, как они характеризуют героя; его взаимоотношения с другими персонажами и их оценка  героя; основные черты его характера; основные привычки и занятия героя; его отношение к основным проблемам произведения (в данном случае воспитание и образование дворянина и человека) и роль в их раскрытии; его судьба в финале; ваше отношение к герою).  Затем необходимо ответить на вопрос, заданный темой сочинения. Конечно, в заключительной части вы лишь делаете вывод, а ваше отношение к проблеме должно быть видно в каждом абзаце (абзац же соответствует очередному тезису, очередному пункту плана).

Темы 2, 3

Эти темы напоминают классическую формулировку «Образ героя». Действительно, проще всего построить свою работу как характеристику персонажа по уже известному вам плану (имя, его роль в создании образа; социальное происхождение, его роль в сюжете; семейное положение, отношения с другими членами семьи, как они характеризуют героя; его взаимоотношения с другими персонажами и их оценка  героя; основные черты его характера; основные привычки и занятия героя; его отношение к основным проблемам произведения (в данном случае воспитание и образование дворянина и человека) и роль в их раскрытии; его судьба в финале; ваше отношение к герою).

Затем необходимо ответить на вопрос, заданный темой сочинения. Конечно, в заключительной части вы лишь делаете вывод, а ваше отношение к проблеме должно быть видно в каждом абзаце (абзац же соответствует очередному тезису, очередному пункту плана).

Тема 4  Показать, как развивается в произведении  тема,  значит перечитать еще раз все эпизоды, связанные с ней (уроки Митрофана, его экзамен, разговор Стародума с Софьей о воспитании, финал), а затем рассказать по собственному плану:  какое значение придает Фонвизин воспитанию и образованию человека и дворянина;  как и кто учит Митрофана;  как учили его родителей;  что является следствием воспитания Митрофана.

Тема 4

Показать, как развивается в произведении  тема,  значит перечитать еще раз все эпизоды, связанные с ней (уроки Митрофана, его экзамен, разговор Стародума с Софьей о воспитании, финал), а затем рассказать по собственному плану:

  • какое значение придает Фонвизин воспитанию и образованию человека и дворянина;
  • как и кто учит Митрофана;
  • как учили его родителей;
  • что является следствием воспитания Митрофана.
Тема 5  Охарактеризовать группу персонажей несколько сложнее, чем отдельный персонаж, но делать это удобнее по тому же плану, который предлагается в темах 2 и 3. Коротко охарактеризуйте каждого из этой группы персонажей, расскажите, кто из них какую роль играет в сюжете, как они все дополняют друг друга, создавая образ идеального дворянина, поделитесь наблюдениями за их речью, расскажите, как вы относитесь к их словам, поступкам и к их образам в целом, что в них действительно достойно подражания, а в чем они несовершенны. Не забудьте о цели работы, сделайте вывод.

Тема 5

Охарактеризовать группу персонажей несколько сложнее, чем отдельный персонаж, но делать это удобнее по тому же плану, который предлагается в темах 2 и 3. Коротко охарактеризуйте каждого из этой группы персонажей, расскажите, кто из них какую роль играет в сюжете, как они все дополняют друг друга, создавая образ идеального дворянина, поделитесь наблюдениями за их речью, расскажите, как вы относитесь к их словам, поступкам и к их образам в целом, что в них действительно достойно подражания, а в чем они несовершенны. Не забудьте о цели работы, сделайте вывод.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!