СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комбинированный урок по литературе "Поэзия в период ВОв"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок литературы и истории "Поэзия времен ВОв"

Просмотр содержимого документа
«Комбинированный урок по литературе "Поэзия в период ВОв"»

Урок в 8-м классе по теме

"Поэзия, опаленная войной".




Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-презентация с применением групповой формы работы

Используемые технологии: информационно-коммуникационные технологии, технология “Дебаты”, развитие критического мышления через чтение и письмо, метод проектов

Цели урока:

  • Обучающие: дать обзор поэзии периода Великой Отечественной войны; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями лирического героя; показать, какой след оставила война в семьях учащихся.

  • Развивающие: развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.

  • Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.

Методические приемы: работа в группах, чтение и анализ стихотворений, защита проекта, беседа, межпредметные связи (связь литературы с историей и информатикой).

Оборудование: мультимедийная презентация “Ради жизни на Земле”, подготовленная учениками выставка сборников стихотворений о Великой Отечественной войне; медиапроектор; памятка “Анализ стихотворения”.

Предварительная работа: учащиеся класса распределяются на творческие группы, каждая группа выполняет индивидуальное задание.

  • 1-я группа работает по творчеству Ю.Друниной,

  • 2-я – И.Уткина,

  • 3-я – М.Джалиля,

  • 4-я - К.Симонова,

  • 5-я А.Суркова,

  • 6-я – группа “Поиск” (члены Музея школы № 30) собирает материал по теме “Моя семья в годы Великой Отечественной войны” и готовит презентацию “Никто не забыт, ничто не забыто”.

Ход урока

1. Организационный момент. Цели и задачи

- Ребята! Сегодня у нас необычный урок.

- Вспомним всем до боли известные и знакомые строки:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

- Какому историческому событию они посвящены?

Да, событиям Великой Отечественной войны…

- Война…Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

(Боль, страх, кровь, жертвы, победа, гордость….)

- Прошли уже десятилетия с тех пор, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, но память людей хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. И сегодня мы поговорим о подвигах поэтов, о поэзии, опаленной войной.

Цель нашего урока – понять ту боль, что перенес мир в годы Великой Отечественной войны; вспомнить славных поэтов Великой Отечественной войны, выстоявших, победивших, вселявших надежду в народ, подаривших миру жизнь и счастье; показать, какой след оставила война в каждой семье; выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и ее роль в грозные годы.

2. Презентация “Ради жизни на земле” Приложение1

1 слайд - Да, война – это страшное испытание для всего народа, это испытание и для нашей литературы.

2 слайд - Великая Отечественная война оказала огромное воздействие как на дальнейший ход истории, так и на развитие мировой и особенно русской культуры.

На великую народную беду сразу откликнулись и поэты.

С первых дней войны советские писатели и поэты вместе со всем народом встали на борьбу с фашистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово: стихи, рассказы, песни, строки военной корреспонденции.

В первый день войны А. Сурков обратился к стране со стихотворением “Присягаем победой”.

С 26 июля поэт был уже на фронте. В ряды солдат России вступили уже многие известные поэты: А. Твардовский, К. Симонов, М. Светлов и другие.

Поэты – воины мерзли в окопах, ходили в атаку и писали, рассказывали о войне. Их стихи воскрешают напряженную атмосферу тех лет, солдатские костры, трагедию русских городов и деревень, горечь отступления и радость первых побед.

Солдатская лирика Симонова, народная мудрость Твардовского, фронтовые стихи Гудзенко, Орлова вводят нас в мир солдата, воюющего за Родину.

Поэзия военного поколения раскрывает такой накал высоких человеческих чувств, такой патриотический подъем, что становится понятным, почему люди стояли насмерть под Москвой, как потом под Сталинградом, на Курской дуге, на каждом клочке русской земли. И может быть, самое пронзительное в этом смысле произведение – это знаменитое стихотворение

А. Твардовского “Я убит подо Ржевом”, слово погибшего, обращенное к живым.



Внимание: вопрос. Как вы думаете, какую роль играла в те суровые годы поэзия?

Поэты почувствовали себя призванными поддерживать высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний.

3 слайд – В поэзии с первых дней войны прежде всего проявила себя

ЛИРИКА.

Почему лирика периода Великой Отечественной войны стала явлением уникальным?

Да, она стала явлением уникальным. Поэты писали о самой войне во всей ее объемной полноте: о ее тяготах, сражениях, трагедии отступления на начальном этапе, о победных походах, о женщинах и детях на фронте, о партизанах.

Война вызвала творческий подъем самых разных поэтов : и признанных лириков, и молодых фронтовиков.

Многие военные стихи становились популярными песнями (“Священная война” В. Лебедев-Кумач, “Землянка” А. Сурков и др.)

4 слайд. Поговорим о тех, кто сражался, кто сразу взялся за перо, чтобы поднять боевой дух русского народа, чтобы укреплять мужество защитников.

3. Выступления групп по плану

О жизни писателя и его творчестве.

Чтение наизусть стихотворений поэта (по выбору учащихся).

Анализ стихотворений, подготовленный учащимися самостоятельно.

5 слайд – Ю.Друнина (1924-1991).

Юлия Владимировна со школьной скамьи, в 17-летнем возрасте, ушла на фронт. До ранения в 1944 г. была батальонным санинструктором. Демобилизовалась сержантом медицинской службы.

Стихотворения “Я только раз видала рукопашный”, “Целовались. Плакали и пели…”

6 слайд – И.Уткин (1924-1991)

Иосиф Павлович был военным корреспондентом фронтовой газеты. После тяжелого ранения в 1941 г. Вновь вернулся в газету. 13.11.1944, возвращаясь с Западного фронта в Москву, погиб в авиационной катастрофе.

Стихотворения “Если я не вернусь, дорогая…”, “Сестра”.

7-8 слайд – М.Джалиль (1906-1944)

Муса Мустафиевич Джалилов - татарский поэт. В 1-ый же день войны добровольцем ушел в ряды действующей армии. В июне 1942г. На Волховском фронте был тяжело ранен и взят в плен. В концентрационном лагере вел активную подпольную работу, за что был брошен в фашистскую тюрьму Моабит. В тюрьме создал цикл стихотворений. В 1944 г. Казнен моабитскими палачами. Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Стихотворения “Платок”, “Без ноги”.

Маленькая, не больше ладони тетрадка. На листках, как маковые зернышки, буквы… Без увеличительного стекла не прочесть…

“Другу, который умеет читать по – татарски и прочтет эту тетрадку”. Это написал поэт Муса Джалиль, испытавший все ужасы фашистского концлагеря, не покорившийся страху сорока смертей, он был привезен в Берлин. Здесь его обвинили в участии в подпольной организации и заключили в тюрьму. Его присудят к смертной казни. Он умрет. Но у него останутся 115 стихотворений, написанных в заточении. Он беспокоится за них…” Если эта книжка попадет в твои руки, аккуратно, внимательно перепиши ее набело, сбереги. Это стихи погибшего татарского поэта. Это мое завещание. Муса Джалиль. 1943 год, декабрь”.

(Ученик читает стихотворение “Варварство”.)



9 слайд – К.Симонов (1915-1979)

Константин (Кирилл) Михайлович известность как поэт и драматург приобрел еще до войны.

24.06.1941 г. был призван в армию и пошел на войну фронтовым корреспондентом. Написанное во время войны стихотворение “Жди меня” стало широко известным, его переписывали солдаты и посылали в письмах своим любимым.

В архиве поэта сохранилась копия письма к читателю, где Симонов объясняет: “Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была на Урале, в тылу. И я ей написал письмо в стихах. Потом письмо было напечатано в газете, и стало стихотворением. (В скобках добавим, что стало оно и листовкой, и песней, и частью духовной жизни страны).



Стихотворения “Жди меня”, “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…”

В архиве поэта сохранилась копия письма к читателю, где Симонов объясняет: “Просто я уехал на войну, а женщина, которую я любил, была на Урале, в тылу. И я ей написал письмо в стихах. Потом письмо было напечатано в газете, и стало стихотворением. (В скобках добавим, что стало оно и листовкой, и песней, и частью духовной жизни страны).

10 слайд – А.Сурков (1899-1983)

Алексей Александрович на финской и Великой Отечественной войнах был военным корреспондентом. Автор знаменитой песни “Землянка”.

Стихотворение “Землянка”.

Через всю поэзию военных лет проходит тема опаленной юности, тема юношей 41 – го года, прямо со школьной скамьи ушедших на фронт. О них, о юношах и девушках в солдатских шинелях, с проникновенной человечностью рассказывают стихи Булата Окуджавы.

(Звучит стихотворение Б. Окуджавы “До свидания, мальчики”.)

Им, молодым, было нелегко командовать батареями и батальонами. Каждый день, каждую минуту смотреть смерти в лицо, но они защищали Родину.

(Звучит фрагмент песни В. Высоцкого “Он не вернулся из боя”.)

Юноша в форме солдата читает стихотворение Б. Слуцкого “В 17 лет я не гулял по паркам…”



4. Беседа по вопросам

Почему же прозвучавшие стихотворения и другие стихотворения поэтов оказались так необходимы людям: и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?

(Наверное, поэзия оказалась необходима людям, потому что она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду.

Поэзия не боялась правды, даже горькой и жесткой.

Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу.)

В чем значимость поэзии периода Великой Отечественной войны?

(Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть и неимоверно тяжелая.

Главное то, что поэзия военных лет уловила самую суть войны:

“Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле…”)

А что же отличало поэзию периода Великой Отечественной войны?

(Предельная искренность. В каждом стихотворении – неприкрашенная правда.)

А кто, по-вашему, главный герой поэзии, опаленной войной?

( Герои поэзии военного времени - это и русские воины-освободители, и простые труженики тыла, это и дети, то есть все те, кто боролся с врагом!

Это люди разной национальности, разных возрастов, выдержавшие суровые и тяжелые испытания, выпавшие на их долю.)

5. Выступление группы “Поиск”

“Никто не забыт, ничто не забыто. Моя семья в годы Великой Отечественной войны” и поведует нам о тех, кто славно защищал нашу Родину, кто и явился героем поэзии, опаленной войной.

11 слайд - 1 чтец: Мы – поколение, вступающее в жизнь. Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам о горьком победном пути.

“Никто не забыт, ничто не забыто. Моя семья в годы Великой Отечественной войны” - понять ту боль, что мир перенес в годы Великой Отечественной войны; вспомнить славных защитников Родины, героев поэзии, опаленной войной; показать, какой след оставила война и в наших семьях.

3 чтец: Огромное горе войны коснулось каждой семьи…Пройдемся по улицам города постучимся в любой дом, и нам ответят: “

2 чтец: Да, семья Ани была такой же, как и сотни других семей. В годы войны наши деды и прадеды сражались и умирали. И хоть многие из них не получили звания героя, но мы их помним, любим, гордимся ими. Память о них хранит поэзия, опаленная войной…

Это лишь несколько строк из письма, а их сохранилось всего 5.

6. Выводы: 15 слайд

Краткий обзор поэзии периода Великой Отечественной войны показал, что подвиг народа не остается в прошлом. Каждая семья помнит своих ГЕРОЕВ, гордится ими. Давайте хранить память и передавать ее будущим поколениям!

7. 15 слайд – домашнее задание (ученики выбирают самостоятельно)

Какую роль сыграла литература в годы Великой Отечественной войны?

Каковы же особенности лирики военного времени?

Выучите наизусть стихотворение любимого поэта о Великой Отечественной войне и проанализируйте его.

Напишите эссе на тему: “Какие чувства и мысли вызывает лирика военных лет?”

Подготовить проект “Военная лирика поэтов-земляков”.

8. Рефлексия

  • Какое впечатление произвел на вас сегодняшний урок?

















































Провела классный руководитель:

Х изриева Лариса Зубайруевна

















г. Южно- Сухокумск – 2010г



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!