Просмотр содержимого документа
«Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.»
Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития их познавательной активности .
Зайцева Надежда Вадимовна,
воспитатель МБУ д/с № 93 «Мишутка»
г.о. Тольятти
Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве. Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко). Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста через коллекционирование.
ЗАДАЧИ:
- развивать эмоционально-познавательное отношение к окружающему миру;
- закреплять умения детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное;
- развивать творческий потенциал воспитанников ;
- пополнять предметно-развивающую среду материалами коллекционирования;
- организовать детско-взрослое сообщество по интересу.
Коллекционирование занимает ведущее место для развития интегративных качеств дошкольника: способствует развитию любознательности и активности, овладению средствами общения при организации поиска и презентации новых экземпляров, вызывает эмоциональную отзывчивость.
В процессе обследования предметов дошкольники учатся решать интеллектуальные задачи и овладевают предпосылками учебной деятельности. Также коллекционирование играет важную роль для объединения детей, родителей и педагогов в интересном и увлекательном деле. Способствует развитию социального партнёрства в условиях модернизации современного образования.
Виды коллекций в группе.
Коллекции в нашей группе самые разные : ракушки, перышки, камешки, листья, фантики, игрушки из киндер-сюрпризов, предметы старины, солдатики, самолетики, машинки, военная техника. С начала года мы с детьми стали собирать коллекцию лошадок – символ 2014 года. Можно завести одну общую коллекцию на группу или же несколько, можно иметь коллекции для девочек, мальчиков.
Этапы работы с коллекцией
Организация моей педагогической работы с коллекцией проводится в три этапа:
- 1 этап – подготовительный :
- накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей;
- индивидуальные беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей;
2 этап – основной :
- побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования; - чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий; - включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми; - работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции. Правила по обращению с коллекцией лучше определять совместно с детьми.
3 этап – заключительный :
- организация выставок коллекций, творческих продуктов детей; - презентация отельных предметов коллекций или коллекции в целом;
- Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность в различные образовательные области: ОО Познание, ОО Коммуникация.
Предметы коллекции придают своеобразие речевому, игровому и художественному творчеству (персонажи дают идею, образы, сюжет, активизируют имеющиеся знания, опыт, придает направленность творческим интересам).
Истинное и полезное коллекционирование начинается со систематизации и изучения собираемого, оно расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к исследовательской деятельности ,приобщает ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.
Таким образом, могу сделать вывод, что коллекционирование является доступным и интересным для дошкольников видом деятельности.