СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Набиравший силу во второй половине 20-х годов «большой скачок» в индустриализации повлек за собой крупный перелом политики в деревне - коллективизацию. Надеюсь, теперь вы понимаете, была ли индустриализация объективно необходимой, какими методами и счет каких средств она проводилась, и какую цену страна заплатила за эту политику. И самая дорогая - это раскрестьянивание, геноцид по отношению к крестьянству в 30-е годы, нерешенность с/ х. проблем в стране и по сегодняшний день. Коллективизация, стала четвертой по счету, крупным преобразованием в деревне начиная с 1861 года, И на сегодняшним уроке мы должны выяснить в чем его сущность, каковы были итоги и последствия , почему именно такие методы и пути преобразования на селе были избраны руководством страны

Просмотр содержимого документа
«Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика»

Министерство образования Республики Башкортостан

Отдел образования администрации Муниципального района Шаранский район

















КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ – ТРАГЕДИЯ КРЕСТЬЯНИНА-ТРУЖЕНИКА

(из опыта работы)










Учитель истории и обществознания

МОУ “СОШ с. Мичуринск”

Гареева Д.М.











2016 г.


Тема урока: КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ – ТРАГЕДИЯ КРЕСТЬЯНИНА-ТРУЖЕНИКА.

Цели и задачи урока:

  1. Показать сущность, итоги и последствия массовой коллективизации.

  2. Показать, почему именно такие методы и пути преобразований на селе были избраны руководством страны?

  3. Раскрыть трагизм этого процесса, как из-за неправильной политики руководства, в деревне осуществлялся геноцид по отношению к крестьянству.

  4. Подвести учащихся к пониманию сегодняшних проблем, стоящих перед сельским хозяйством и как выйти из этого тупика.

  5. Продолжить работу над формированием умений работы с документацией, первоисточниками.


План урока:

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

III. Изучение новой темы.

IV. Закрепление.

V. Итоги урока и домашнее задание.


I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Набиравший силу во второй половине 20-х годов «большой скачок» в индустриализации повлек за собой крупный перелом политики в деревне - коллективизацию. Надеюсь, теперь вы понимаете, была ли индустриализация объективно необходимой, какими методами и счет каких средств она проводилась, и какую цену страна заплатила за эту политику. И самая дорогая - это раскрестьянивание, геноцид по отношению к крестьянству в 30-е годы, нерешенность с/ х. проблем в стране и по сегодняшний день. Коллективизация, стала четвертой по счету, крупным преобразованием в деревне начиная с 1861 года, И на сегодняшним уроке мы должны выяснить в чем его сущность, каковы были итоги и последствия , почему именно такие методы и пути преобразования на селе были избраны руководством страны.


III. Изучение новой темы.

План:

  1. Крестьянство к началу коллективизации.

  2. Варианты дальнейшего развития с/х.

  3. Хлебозаготовительный кризис и истинные его причины.

  4. Лето 1929 г. - начало сплошной коллективизации — год «великого перелома».

  5. Трагедия раскрестьянивание, геноцид по отношению к крестьянству.

  6. Голод 1932-1933 годов.

  7. «Жить стало лучше, жизнь стана веселей» - правда ли это?

Давайте сначала вспомним, какие крупные аграрные преобразования, начиная с 1861 года, проводились в России? (ответы учащихся)

1. 1861 г. - отмена крепостного права, крепостные крестьяне становятся свободными, получают гражданство, права, освобожденные крестьяне, за выкуп получают наделы, сохраняется общинное землепользование и передел земли. Но в связи с сохранением помещичьего. землевладения аграрный вопрос остается.

2. 1906- 1911 годы – Столыпинская аграрная реформа. Главное в ней разрушить общинные порядки, предоставление возможности выхода из общины и становление частным собственником. Но крестьяне не приняли эту реформу.

3. 1917 год

1этап - « черный передел». Была осуществлена в жизнь эсэровская аграрная программа: национализация земли, распределение ее по уравнительному, по потребительского , по трудовому принципу.

2 этап - НЭП. Завоевание права на свободу торговли, кооперирование, наем рабочих рук и инвентаря.

Выводы учащихся: крестьянство требовало и нуждалось в свободном хозяйственном маневре, взаимовыгодных отношениях между городом и деревней, в полной реализации принципа материальной заинтересованности.

1. Крестьянство к началу коллективизации.

Какая ситуация складывалась в деревне в годы НЭПа? (Беседа с учащимися. Выводы)

Вопрос. Какую аграрную политику и почему именно эту политику должна была проводить в этих условиях Советская власть?

Ответы учащихся. Проблемы в деревне были, особенно в бедняцких хозяйствах. Поэтому их государство должно было поддержать. По отношению кулака тоже нужно было вести разумную политику: не давать им возможность беспощадно эксплуатировать бедноту.

2. Варианты дальнейшего развития сельского хозяйства

-Бухарин в 1925 г. выдвигает лозунг, обращенный к крестьянству -

«Обогащайтесь!». Он видел выход в нормализации экономики - повышение налогов на зажиточную часть деревни, гибкость в заготовительных ценах на хлеб, увеличение выпуска промтоваров. Бухарин и его сторонники, не отрицая коллективизацию, отводили ей вспомогательное место, считая, что основой аграрного сектора долго еще должны быть индивидуальные крестьянские хозяйства и отвергали категорически чрезвычайные меры. Бухарина поддерживали Рыков (председатель СНК), Томский (председатель ВЦСПС), Угланов (возгл. моек, п./орган.). Чуть позже, после убеждения в том, что мировой революции пока нет - «укреплять аграрную сущность, а промышленность не надо, рано или поздно нам достанется промышленность Советской Германии. Сталин: «Это правый уклон, он подпевает лидерам эмиграции и плетется в хвосте за врагами народа.… Это линия оппортунистическая» Вскоре Бухарина вывели из состава Политбюро.

- Комиссия ВСНХ отмечала положительную роль нэпмана в рассасывания безработицы, наполнение рынка товарами, расширение товарооборота. Следовательно, необходимо и дальше расширять частнокапиталистический сектор.

- Руководители кооперации (к тому времени разными типами кооперации были охвачены более половина крестьянских хозяйств) стремились вернуться к традиционным методам работы на основе добровольности, материальной заинтересованности, выборности руководящих органов, хозрасчета.

-Ученые Чаянов А. И Кондратьев Н. на основе мирового и отечественного опыта кооперативного движения выдвигали программу подъема через кооперацию единоличных хозяйств, организацию их взаимопомощи, постепенное продвижение от низших форм к высшей группе, в течение длительного времени в обстановке мира. Бухарин говорил: « К массовой коллективизации путь очень долгий».

З.Хлебозаготовительный кризис и его истинные причины.

В 1925 год, несмотря на урожайный год, проявились первые признаки кризиса хлебозаготовительной компании, а в 1926-27 годах - уже ощутимый кризис, в 1928 году - глубокий кризис.

ПРИЧИНЫ КРИЗИСА:

1) снижение закупочных цен на зерно;

2) возможность уплатить с каждым годом растущие, налоги за счет доходов от торговли, промысла.

3) Продолжавшееся наступление на предпринимательские слои убивали стимулы к расширению посевов, росту урожайности, увеличению товарности;

4) Крестьяне стремились придерживать зерно в своих хозяйствах, не выбрасывая на рынок.

Аграрный сектор не выдерживал той нагрузки, которая возлагала на него экономическая политика государства. Требовалась серьезная корректировка взаимоотношения товара и денег, взятых завышенных темпов индустриализации. Но уже в 1928 году после поездки Сталина в Сибирь круто меняется политика. (Учащиеся изучают документ, выступление Сталина в Сибири в январе 1928 г. «О хлебозаготовителях и перспективах развития с/ х.») («Документы свидетельствуют 1927-29,1929_32 гг.», Москва,1889 г.) (Можно использовать документы из хрестоматии)

ВЫВОДЫ УЧАЩИХСЯ. Суть конфликта была сведена к растущему сопротивлению нэпманов, кулаков. И первые репрессивные меры не заставили себя долго ждать - запрет свободной рыночной торговли хлебом, замена торговли продуктообменом, строжайшие меры против держателей и торговцев хлебом. Реакция деревни - крупные зажиточные хозяйства дробились, чтобы скрыть доходы, уменьшить налоги, снижается рост посевных площадей, поголовье скота.

Выход, из этого кризиса партия нашла в силовом давлении на крестьянство. Страна вступала в ответственный и трагический этап послеоктябрьской истории, когда решалась судьба большинства населения (из 147 млн. - 126 млн. жили в деревне).

4.Начало сплошной коллективизации.

Летом 1929 года Сталин провозглашает лозунг: «Сплошная коллективизация». Он предполагал к осени 1930 г. или к весне 1931 г. завершить коллективизацию на Северном Кавказе, Нижней и Средней Волге, а в остальных регионах к осени 1931 г., к концу 1932 г., или к концу 1933 г., охватить 85% крестьянских хозяйств. Такие двойные сроки указывались и по другим районам. Именно здесь подспудно и лежала главная хитрость. Зная радикализм низовых активистов и их служебное рвение можно было рассчитывать на то, что более поздний срок окончания компании они воспримут как личную, партийную неудачу. Более того, они неизбежно будут соревноваться за то, чтобы закончить ее даже не осенью 1930 г., а гораздо раньше. Если это удастся, то это будет восприниматься, как победа партийного руководства, если нет, то можно будет обвинить во всем местных перегибщиков, а высшее партийное руководство - вожди останутся в ореоле непогрешимости.

Так все и случилось. За отказ вступать в к/х. человека лишали избирательных прав и раскулачивали, то есть конфисковывали имущество и лишали свободы.

(Работа над документом. «Документы свидетельствуют 1927-1929, 1929-1932гг.», М. Изд-во пол. лит.,1989г)

Далее учащиеся анализируют таблицу.

ДИНАМИКА КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ ПО СТРАНЕ. Таб. №1.

Периоды

Январь 1930 г.

Март 1930 г.

Июнь 1930 г.

Июнь 1931 г.

Июнь 1932 г.

Июнь 1935 г.

Июнь 1936 г.

Июнь 1952 г.

% к общему числу колхозов

22

56

24

53

62

83

91

93


5. Трагедия раскрестьянивания, геноцид по отношению к крестьянству.

К началу 30-х г. в к/х. числилось 20% крестьянских хозяйств, а к началу марта свыше 50%, если «военный коммунизм» отнимал хлеб у крестьянина, а свобода пахать и сеять. оставалась, то теперь земледелец был лишен и этого. Для оказания «помощи» в коммунистическом преобразовании деревни руководство страны послало туда 25 тыс. промышленных рабочих.

(Сообщение учащихся о 25 тысячниках, о методах коллективизации.)

Началось принудительное обобществление домов МРС, даже птицы. С начала февраля 1930 года законом было запрещено аренда земли и наемный труд. Итог всего этого _ восстание крестьян, в котором приняло участие около 700 тыс. человек. Это не могло не обеспокоить руководство.2 марта 1930 в «Правде» появилась статья «Головокружение от успехов.(«Документы свидетельствуют 1927-1929 и 1929-1932»). Вся вина, была возложена на низовых работников. (Учащиеся обращаются к таблице 1) «Прилив» резко сменился «отливом». Лопнули «дутые» и насильственно созданные к/х., в них осталось 24% к/х.

Руководство страны начинает оказывать помощь к/х. в виде налоговых льгот, зато увеличивает ставки с/х. налогов единоличников.

В феврале 0 марте 1931 года началась новая волна раскулачивания. Страна покрылась сетью лагерей, поселками «спецпереселенцев». Оторванные от земли сотни тысяч хлеборобов становились бесплатной рабочей силой на стройках пятилетки.

6.Голод 1932-1933 годов.

На фоне сплошной коллективизации зимой 1932 года разразился невиданный голод. Он охватил примерно 25-30 млн. человек. Это были зерновые районы Украины, Северного Кавказа, Поволжья, Южного Урала, Казахстана. Тогда, от голода умерло от 4 до 6 млн. человек. (Сообщение учащихся о голоде 1932-33 годов).

Голод приостановил коллективизацию, но уже в июне 1934 года руководство страны объявляет о начале нового, завершающего этапа коллективизации. И ценой колоссальных жертв в 1937 году коллективизация завершилась, 93% к/х были объединены в к/х. А что же мы получили?

С/Х ПРОИЗВОДСТВО В 30-Е ГОДЫ. Таб. №2.

Годы

Урожайность зерновых (пуд/ га)

Загот. зерна

Валовой сбор зерна (млн./ т.)

Посев. площадь (млн./ га)

КРС млн./ гол.

Население (млн./ чел.)

1913

1928

1932

1937

1939

8,5

7,9

7,0

7,1

7,7

-

11

23

33

36

76,5

73,3

69,99

72,9

77,9

94,4

92,2

99,7

104,4

100,4

51,4

60,4

38,3

47,5

51,7

138

154

166

164

171




ПОТРЕБЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ. Таб. №3.

Продукты (кг)

Бедняки 1913 год

Середняки 1928 год

Колхозники 1940 год

Мука, крупы Картофель Молоко и мол. Прод. Мясо, сало

166

97

86

12

250

141

242

35-40

196

143

127

20


IV. Закрепление.

ВОПРОС. Стала ли жизнь веселей? Стало ли жить лучше? (Работа с таблицами.)

Далее организуется работа с иллюстрациями и вопросами к ним.

Два снимка: «Высылка раскулаченных» и «Дети колхозников» относятся к одному и то­му же времени и представляют процесс коллективиза­ции в диаметрально противоположных красках: как раз­рушение бытовых устоев и как начало новой жизни. Можно предложить несколько вариантов работы с этими снимками.

Вариант 2. Проведите историческое расследование, ответив на следующие вопросы:

1) Рассмотрите одежду людей, предметы и здания на фотографиях, попробуйте примерно определить регионы России/СССР, в которых могли быть сделаны эти снимки.

2) По этим же атрибутам попробуйте примерно на­звать те времена года, когда были сделаны обе фотогра­фии.

3) Как вы полагаете, могли ли эти фотографии быть сделаны в одной и той же деревне? на одной улице? в один и тот же день? Свой ответ объясните.

4) Предположите, в какие края отправлялись раску­лаченные, запечатленные на первой фотографии.

5) Попробуйте восстановить полный текст транспа­ранта на втором снимке.

Вариант 3. Озвучьте снимки, придумав диалоги меж­ду людьми, запечатленными на этих фотографиях.

Вопросы для обобщающей беседы по результатам работы с фотографиями

1) Какие стороны коллективизации отражают эти фо­тографии?

2) Как вы думаете, эти снимки:

а) дополняют содержание один другого;

6) противоречат друг другу;

в) фиксируют независимые друг от друга стороны коллективизации?

3) Как вы думаете, могли ли эти фотографии по­явиться на страницах советских газет и журналов в 1930-е гг.? Если да, то с какой целью?

4) Могли ли эти же снимки быть опубликованы в советских изданиях, адресованных зарубежным читателям? Свой ответ аргументируйте.

V. Итоги урока и домашнее задание.

Подготовить сообщение о том, как осуществлялась коллективизация в нашем крае(запись воспоминаний бабушек и дедушек). Принести газетные вырезки о сегодняшнем положении в с/х.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!