СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коллаж как способ визуализации материальной культуры эпохи на уроке "История искусства"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Коллаж как способ визуализации материальной культуры эпохи на уроке "История искусства"»

КОЛЛАЖ КАК СПОСОБ ВИЗУАЛИЗАЦИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ИЗУЧАЕМОЙ ЭПОХИ НА УРОКАХ «БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ»

Марковская Ю. Я.

Преподаватель

отделения изобразительного искусства,

МБУ ДО «Оганерская детская школа искусств»

г. Норильск, Красноярский край

История искусств - раздел искусствознания и истории, изучающий процесс и закономерности развития искусств со времён их зарождения до наших дней. Учебный курс «История искусств» направлен на овладение духовными и культурными ценностями народов мира,  формирование у обучающихся эстетических взглядов, приобретение навыков восприятия и понимания произведений искусства. Согласно федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись» в предметную область «История искусств» входят учебные предметы«Беседы об искусстве» и «История изобразительного искусства».

Формирование у ребёнка визуальной компетенции, «насмотренности», как говорят, преподаватели изобразительного искусства – важнейшая задача художественной педагогики на современном этапе. Наши дети сталкиваются с огромным количеством визуальной информации. Современные школьники читают с монитора своего компьютера, смартфона, iPad или планшета. Их мозг обрабатывают огромное количество изображений с момента пробуждения, пока они не заснут.

Как вид, мы переходим от преимущественно словесного мышления к визуальному мышлению. Обучение становится более визуальным - и менее ориентированным на текст; это требует от нас ответа не только анализом или запоминанием, но и эмоционально-образным мышлением. Специфика предмета «История искусства» в том, что с одной стороны, включает в себя огромное количество образов, которые необходимо понять, проанализировать и осмыслить, с другой стороны, их нужно запомнить и узнать, и не просто узнать, а связать с эпохой, стилем, направлением в искусстве или конкретным художником. Иначе говоря, связать узнаваемый образ с информацией о нем.

Эффективным средством решения задачи такого рода, является художественно-творческая деятельность, в том числе с использованием нетрадиционных техник, способов и форм её организации. Метод коллажа позволяет снять шаблонное восприятие, расширить диапазон поиска гармонии и контрастов в окружающем мире и художественном творчестве. Этот метод направлен на снятие ограничений восприятия, касающихся цвета, формы, фактуры и текстуры предметов. Структура метода коллажа и его функции находятся в прямой зависимости. Метод коллажа выполняет такие функции как приращение новых знаний в процессе приобретения опыта творческой деятельности, регуляция познавательных и творческих процессов, установление последовательности учебно-творческих действий. Работа над коллажем позволяет развивать и совершенствовать все универсальные учебные действия: коммуникативные, познавательные, регулятивные и личностные, что полностью соответствует требованиям ФГОС.

Коллаж (от фр. coller - приклеивание)— технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты восприятия работы. В искусство коллаж был введён, как формальный эксперимент кубистами, футуристами и дадаистами. На том этапе в изобразительных целях применялись обрывки газет, фотографий, обоев. Наклеивались на холст куски ткани, щепки и т.п. Считается, что первыми в искусстве технику коллажа применили Жорж Брак и Пабло Пикассо в 1910-1912 годах. Первым художником, работающим исключительно в технике коллажа, был Курт Швиттерс.

Картинки, картон, ножницы и клей – из этого можно сделать коллаж. Материалом для коллажа могут служить глянцевые журналы, разнообразные изображения, фотографии, природные материалы, использованные билеты, чеки, газеты, старые письма, ноты, карты. Можно добавить в коллаж бисер, пуговицы, кружева, бусины, сухие цветы и листья, старинные фото, стразы. Сделают коллаж объёмным монеты, гвозди, мелкие детали различных механизмов, верёвки, салфетки, цветная и гофрированная бумага, картон.

Работа над коллажем может быть как индивидуальной, когда каждый участник делает свой коллаж, так и групповой, когда группа из 2-4 человек делает единый коллаж на определённую тему. В отличие от рисунка коллаж предполагает большую свободу автора в исполнении, например, наклеенные картинки могут клеиться друг на друга, складываться гармошкой и т.д. Если нет ножниц, то картинки могут даже вырываться руками и именно руками можно придать им нужную форму.

Главное в коллаже – отнюдь не аккуратность (хотя это может быть диагностическим критерием), а возможность выразить своё понимание темы. Как правило, в процессе выполнения коллажа возникает постепенное включение в эту деятельность. И даже те участники, которые взялись выполнять задание по составлению коллажа с нежеланием, постепенно начинают увлекаться процессом и получать от него удовольствие.

Целями составления коллажей являются:

  • получить успешный результат и сформировать положительную установку на дальнейшую творческую деятельность;

  • выполнить задание на тему, сформулировать и выразить основную идею;

  • развить художественные способности совершенствовать свои композиционные навыки, расширения творческих возможностей;

  • проявить оригинальность и уникальность личности участника группы;

  • в групповом коллаже осознание своих партнёров по поведению в группе, социальных ролей, установок.

При изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с несовершенными изобразительными навыками, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. Эффективным является включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены, а также использование коллажа в перфомансе и инсталляции.

Под творческими заданиями понимаются такие учебные задания, которые требуют от обучающихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Очень поможет такой метод при изучении различных стилей и направлений в искусстве. Соединяя в коллаже на одном листе изображение архитектурного сооружения, костюма, характерного для данной эпохи и орнамента наши ученики смогут создать изображение, визуализирующее материальную культуру предложенного исторического и культурного периода. На первом, подготовительном этапе работы необходимо подобрать иллюстрации. Уже на уроке происходит отбор наиболее выразительных репродукций, которые вместе будут «работать» на общую идею коллажа. Тема работы компонуется вместе с изображением и качественное выполнение шрифта, является одним из критериев оценки итоговой работы.

После выполнения коллажа группа готовит информационное сообщение об историческом контексте стиля, даётся описание архитектуры, костюма и орнамента, характерного для данной эпохи. В качестве жюри выступают сами дети, которые заполняют оценочные листы, выставляют баллы, из количества которых и формируется итоговая оценка. Удивительно, но иногда «детское» жюри, относиться к своей работе более ответственно и объективно, чем взрослое.

Очень хорошо зарекомендовал себя коллаж и при дистанционном обучении. В обстоятельствах пандемии ученики выполняют композицию из элементов материальной культуры в индивидуальном формате и используя цифровые ресурсы. В такой работе есть свои преимущества, компьютерные возможности позволяют масштабировать любые рисунки, перемещать и переворачивать их, использовать различные шрифты. Подготовка к такому проекту в дистанционном режиме тоже несопоставимо легче, чем в режиме онлайн. Нет необходимости распечатывать собранный материал, ведь и цветной картридж и принтер есть далеко не у всех. Итог остаётся тем же: обучающийся демонстрирует коллаж и записывает аудио сообщение с текстом защиты, или во время урока на платформе ZOOM озвучивается информацию, собранную по теме проекта.

Таким образом, при выполнении творческих заданий в технике коллажа наиболее значимым являются следующие преимущества:

  • отсутствие напряжения, связанного с недостаточностью художественных навыков;

  • возможность проявить креативность, свободу при выполнении работы;

  • развитие коммуникативных навыков, коллективная ответственность за конечный результат, если коллаж выполняется на уроке в режиме он-лайн;

  • самовыражение и снятие психологического напряжения через творческую деятельность;

  • совершенствование композиционных навыков, возможность «поискать» самый удачный вариант композиции в группе единомышленников, усвоение учебного материала в процессе творческой деятельности:

Техника коллажа позволяет каждому получить успешный результат, о чём свидетельствуют оценки, полученные за творческие работы. Работа в этой технике совершенствует композиционные навыки, и создает визуальную «картину эпохи» или стиля, что не только способствует успешному усвоению материала по теории искусства, но и формирует у детей глубокое понимание преемственности исторических процессов и их тесную связь с изобразительным искусством. Таким образом, в лёгкой, практически игровой форме, решается очень серьёзная педагогическая задача – формирование у обучающихся изобразительного отделения школы искусств визуальной компетенции.





Список литературы:

  1. Русакова Т. Г., Шлеюк С. Г., Левина Е. А., Коллаж как метод в системе профессиональной подготовки студентов дизайнеров // Вестник ОГУ. -2014. №5 (166. – С. 194 -199

  2. Векслер, Анна Кирилловна. Коллаж в системе профессиональной подготовки художника-педагога: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Векслер Анна Кирилловна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2011.- 278 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/1437

  3. Остролуцкая О.А. Коллаж как средство развития творческих способностей студентов, обучающихся по специальности дизайнер-отделочник. ГБПОУ Воронежский государственный профессионально-педагогический колледж https://nsportal.ru/npo-spo/arkhitektura-i-stroitelstvo/library/2016/11/04/kollazh-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskih





ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Рис. 1. Коллаж « Классицизм»







Рис. 2. Коллаж. «Киевская Русь»







Рис. 3. Коллаж «Готика»



Рис. 4. Коллаж «Ванитас»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!