Тема: «Когда в семье лад, каждый этому рад»
Цель: создание условий для духовно-нравственного воспитания учащихся.
Задачи:
- выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
- формировать умения правильно оценивать себя и других, учить
видеть положительные качества у людей;
- содействовать формированию дружного коллектива.
Планируемые результаты:
Личностные: учить соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, выделять нравственные аспекты
поведения, ориентироваться в нравственных нормах и правилах.
Регулятивные: учить определять тему занятия, оценивать свою работу.
Познавательные: строить речевые высказывания, устанавливать
причинно – следственные связи.
Коммуникативные: учить слышать и слушать друг друга, согласованно
выполнять совместную деятельность, договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и с одноклассниками.
Было использовано следующее оборудование: мультимедийный проектор; экран; аудиозапись сказки М.Пляцковского «Чик и Чирик»; электронная презентация; выставка книг о дружбе «Дружба каждому нужна»; карточки слова – положительные качества личности; слова для парной работы; карточки с пословицами для работы в группах; солнце – дружба; лучики со словами; волшебные очки; изображения мультгероев.
1.Организационный момент.
-Если у вас хорошее настроение, то как вы можете подарить его окружающим при встрече без слов? (Правильно, улыбкой. )
-Улыбка может согреть других своим теплом, улучшить всем настроение. Давайте улыбнёмся друг другу.
2.Определение темы.
- Сегодня на занятии мы обсудим очень важную тему, и я думаю, что вы сами назовёте её, прослушав Стихотворение Натальи Торбы
Я не предам, не обману,
А будет трудно – обниму.
Всегда приму, всегда пойму,
Печаль и боль твои уйму.
Смогу приободрить, понять,
От скуки чем-нибудь занять.
Я окружу тебя заботой
И помогу с любой работой.
Меня ты спросишь “Кто ты?” вдруг,
А я отвечу: “Просто друг”...
- Так о чём мы будем говорить на нашем занятии? (конечно о дружбе)
3. Вступительная беседа.
- О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и
устно излагали свои мысли поэты и писатели (выставка книг о дружбе)
- Обратите внимание на выставку книг, очень много произведений о дружбе представлено вашему вниманию, например: Александр Волков «Волшебник Изумрудного города», Виктор Драгунский «Денискины рассказы», Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», Алан Александр Милн «Винни- Пух и все-все-все», Николай Носов «Приключения Незнайки и его друзей», Эдуард Успенский «Крокодил Гена и его друзья»
- Настоящие друзья живут не только в книгах, но и в мультфильмах
- Вспомните героев мультфильмов, которых можно считать настоящими друзьями и назовите их.
Крокодил Гена и….. (Чебурашка).
Мишка Винни Пух и … (Пятачок).
Малыш и … (Карлсон).
Непоседливый Буратино и … (Мальвина).
Смешные бурундучки: Чип и … (Дейл).
Добрая Белоснежка и …..(Семь Гномов)
Лунтик и …(Кузя)
- Вспомните ещё настоящих друзей – героев мультфильмов и сказок. (Маша и медведь)
- У кого из вас есть друг? Расскажите о нем: какой он.
- Вы ссорились когда-нибудь со своим другом из- за чего?
4. Работа над проблемой.
А) - Ребята, сейчас вы послушаете сказку М. Пляцковского. Здесь речь идёт об одном поучительном уроке. Слушайте внимательно, вам придётся ответить на вопрос: «Что же это за поучительный урок?»
- О каком уроке говорил Чик?
- Можно ли Чика назвать другом Чирика?
- Чему учит нас эта сказка?
Б) Коллективная игра «Дружба» - Волшебные очки
- Ребята, у меня есть волшебные очки, в этих очках можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки. Ой, какие вы все красивые, весёлые, умные, добрые!
- А теперь, попробуйте примерить эти волшебные очки и постарайтесь увидеть, как можно больше хорошего в своих одноклассниках.
5. Моделирование дружбы.
-Ребята! Давайте вместе определим качества настоящего друга. Я буду называть вам положительные и отрицательные качества человека, если оно подходит к слову «друг», то хлопаем в ладоши 1 раз, если нет – тишина.
Положительные качества личности | Отрицательные качества личности |
доброта, честность, смелость, щедрость, преданность, умение слушать, умение уступать другу, доверие, уважение, радость за друга, умение давать полезные советы, умение оказывать помощь, поддержка в хорошем деле, взаимовыручка | злоба, ложь, трусость, предательство, жадность, зависть, насмешки над своим товарищем, поддержка в плохих поступках |
Слова выставляются на доску.
6.Физкульминутка.
7. Работа в парах «Сложи слово». В конверте карточки с буквами. Нужно правильно и быстро составить слово: дружба, друзья
- А что для тебя дружба? Кто такой настоящий друг?
8. Работа в группах
- Разбейтесь на четыре группы и в группах соберите пословицы о дружбе (по одной штуке):
- Нет друга - ищи, … (а нашел - береги.)
- Друзья познаются … (в беде.)
- Скажи мне кто твой друг, … (и я скажу, кто ты.)
- Кто любит лгать, … (того нельзя в друзья брать.)
9. Работа с правилами о дружбе.
- На нашем занятии мы очень много и подробно говорили о дружбе, из чего она складывается. Поэтому получились следующие правила о дружбе. Обратите внимание на слайды. Презентация
10. Рефлексия.
- О чём мы говорили на нашем занятии?
- Дружба похожа на солнце, потому что она согревает нас своим теплом.
- На доске вы видите солнышко – дружбу.
- Давайте сделаем так, чтобы наше солнышко – дружба засверкало. Для этого выберите слово, которое характеризует дружбу и прикрепите к лучику солнца.
- Пусть солнышко – дружба сияет в сердце каждого из нас.