СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Когда страшно, что делать. Консультация для родителей

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Когда страшно, что делать. Консультация для родителей»

Консультация для родителей

«Детские страхи»

Страхи часто возникают у детей, и некоторые из них являются нормой. Только у одних эти страхи проходят с возрастом, а других преследуют на протяжении всей жизни или же наносят психологическую травму, если вовремя не разобраться, какие из них норма, а какие уже патология.

Откуда берутся детские страхи

Самая основная и наиболее распространённая причина появления страхов у ребёнка – конкретный случай, например, его покусала собака, потерялся в магазине или другом людном месте и т.д. Да и сами родители часто провоцируют страхи: «Не трогай – обожжёшься», «Не будешь кушать – Баба яга придёт», уверена, каждый родитель сейчас сам может продолжить этот список. То есть мы часто предупреждаем детей об опасности, порой, не обращая внимания на то, в какой форме мы это делаем, и тем самым запугиваем ребёнка. Наиболее частая причина страха – это детская фантазия. Вспомните, как в детстве вы боялись темноты. По сути, в этой темноте ничего нет, но богатая фантазия рисует другую картину: кажется, что там живут монстры и другие страшные существа. А какую панику вы испытывали, когда в толпе теряли из поля зрения свою маму, каждый боялся потеряться или быть похищенным. Также существуют внутрисемейные конфликты и телесные наказания. В таких случаях ребёнок боится оказаться причиной ссор и быть побитым, униженным. Конфликты со сверстниками также могут быть причиной страха у ребёнка. Например, сверстники не хотят играть с ним, или старшие ребята обижают и унижают младших. После этого ребёнок боится знакомиться с людьми, находиться в обществе, часто замыкается в себе.

Виды страхов

1. Первый год жизни: страх посторонних людей и отдаления от матери.

2. От 1 до 3 лет: ночные страхи, в том числе боязнь темноты, страх оставаться одному.

3. От 3 до 5 лет: боязнь сказочных персонажей (к ним как раз относятся «Бабайки», которыми мы пугаем детей), страх темноты, боязнь замкнутого пространства.

4. От 5 до 7 лет: боязнь болезни и смерти, страх перед животными, боязнь родительского наказания, боязнь глубины или пожара, боязнь опоздать и быть наказанным.

5. От 7 до 11 лет начинаются так называемые «школьные фобии», начиная от боязни быть «никем» в новом коллективе и заканчивая боязнью получить плохую оценку.

6. От 10 до 16 лет: страхи, связанные с изменением внешности, различные страхи межличностного происхождения, связанные с общением со сверстниками.

К счастью, большинство этих страхов проходит с взрослением ребёнка. Но родителям следует обратить внимание, если они становятся навязчивыми на протяжении длительного времени.

Как избежать появления страхов

Никогда не запирайте ребёнка одного в замкнутом пространстве. Никогда не пугайте его Бабой Ягой, полицией, злой собакой, дядей доктором. Не стоит забывать, что всему своё время, поэтому не нужно маленькому ребёнку показывать агрессивные мультфильмы или рассказывать страшные сказки, потому что это тоже может служить причиной возникновения фобий. Чтобы избежать страха перед коллективом, постарайтесь заранее подготовить ребёнка к школе. Лучше всего, чтобы ребёнок ходил в детский сад, ведь чем младше человек, тем легче ему найти общий язык с людьми. Чтобы он не боялся сложных школьных заданий или плохих оценок, перед поступлением в школу отправьте будущего первоклассника на подготовительные курсы. Там в игровой форме детей подготовят к урокам и познакомят с будущими одноклассниками. И самое главное, разберитесь с собой и со своими страхами, ведь дети копируют поведение взрослых, и если мама боится собак, то ребенок, скорее всего тоже будет их бояться. Если не получается побороть свои фобии, то хотя бы не показывайте их своему чаду.

Как побороть детские страхи

Самый распространённый и эффективный способ – это игровая форма. Существует множество примеров игр, вот один из них. Предложите ребёнку нарисовать свой страх на бумаге, как он его представляет. Если он не хочет этого делать, то не нужно и заставлять, отложите на другой раз, а если всё-таки нарисовал, то можно начинать действовать. Дайте ему понять насколько забавное и нестрашное существо на бумаге. Не верит? Тогда вместе подрисуйте этому «страху» смешные рожицы, дайте волю фантазии. А потом предложите порвать бумажку со своим страхом на много мелких кусочков, а ещё лучше устройте «соревнование», у кого больше кусочков получится.

Если ваш ребёнок боится сказочных героев, то рассказывайте ему сказки, в которых эти герои смешные и добрые.

Если он боится темноты, то на ночь зажигайте ему небольшой ночник.

Главное, всегда помните, что только родители могут помочь ребёнку побороть детские страхи, не наказывайте его и не ругайте за то, что он боится, постарайтесь понять и выслушать. Терпения Вам и здоровья вашим детям.
"Возрастные особенности детских страхов".

Дети испытывают различные типы страхов в разные возрастные периоды. Чего же и в каком возрасте боится ребенок?

Наиболее выраженные возрастные страхи у мальчиков и девочек 4 – 5 лет – страх одиночества, ночные страхи, страх сказочных персонажей, страх смерти родителей, страх пожара, страх перед животными. Для мальчиков характерны такие страхи, как страх потери родителей, страх войны, страх боли, страх чудовищ. Для девочек – страх смерти, страх темноты, страх высоты.

У детей 5 – 7 лет (независимо от пола) добавляются такие страхи, как: страх перед нападением, страх наказания, страх перед стихией, страх перед неожиданными звуками.

У девочек 5 – 7 лет страхи более выражены, чем у мальчиков. Девочки чаще, чем мальчики, боятся: смерти, глубины, высоты, пожара, врачей, темноты, страшных снов, замкнутого пространства. Определить, соответствует ли количество страхов, и их содержание возрасту ребенка, поможет психолог.

При поступлении в школу формы страхов меняется. На первый план выступают социальные страхи: боязнь опозданий, невыполненного задания, наказания. Если в начале обучения, возникают какие, – то проблемы, часто формируется страх школы, что мешает всему дальнейшему обучению.

Дети от 7 – 8 лет также боятся темноты, катастроф, непринятия сверстниками. Страх разлуки и боязнь остаться одному больше характерны для единственного ребенка в семье.

Если страхи привязаны к определенным ситуациям и не нарушают качество общения ребенка с окружающими, то достаточно спокойно вести себя с ребенком, терпеливо ожидая, когда страхи исчезнут сами по мере взросления. Но если ребенок становится робким, пугливым, вздрагивающим от любого шороха, избегает общения со сверстниками (у некоторых могут наблюдаться даже панические атаки – неадекватное эмоциональное состояние, которое не поддается волевому контролю, возникает внезапно, в ответ на малозначимый стимул), необходима помощь специалиста – психолога или психотерапевта.

Страх сказочных персонажей

Баба Яга, Бармалей, Карабас – Барабас, волк, Бабай – вот далеко не полный список кровожадных личностей, готовых, с точки зрения ребенка, в любой момент напасть на него и съесть.

Перечисленные персонажи чаще всего отражают страх наказания или отчуждения родителей от ребенка. Строгие, жесткие, эмоционально холодные родители, презирающие такие «слабости», как жалость, сочувствие, ассоциируется у ребенка со злыми, угрожающими сказочными героями.

Чаще всего страхи сказочных персонажей проявляется после 3 - х лет, когда начинает активно развиваться воображение ребенка. Герои сказок «Оживают» и становятся частью детского мира.

Наиболее подвержены страхам сказочных персонажей эмоционально чувствительные и впечатлительные дети. Эта особенность является врожденной, определяется типом нервной системы и обуславливает восприятие мира в целом. Такие дети плохо переносят ситуации формального дистанционного общения, чувствуя себя комфортно только при доброжелательном, ласковом и теплом психологическом климате в семье и в детском саду.

Если отношения между родителями напряженные, семья на грани развода, то взрослые конфликты начинают проецироваться на ребенка, детско-родительских отношения осложняются, и возникает страх материнского или отцовского гнева.

Сказочные персонажи появляются в воображении детей, боящихся быть наказанными, поскольку в сказках, как известно, Баба Яга уносит непослушных детей для расправы. Страх наказания перемешивается со страхом потери родителей. Чем сильнее эмоционально привязан ребенок к матери, тем ярче проявляются эти страхи.

Помните, что сказочные персонажи – это возрастной страх, свойственный детям от 3- 5 лет, с возрастом он проходит.

Когда необходима помощь специалиста?

- ребенок становится плаксивым, капризным, тревожным, пугливым, нарушается его общение с детьми.

- ребенок боится идти в театр, в гости, так как там ему «грозит опасность» (придет Бармалей и т. д.).

- ребенок долго (в период 30 минут) не может уснуть, боясь Бабы Яги, Волка и пр.

- страх сказочных персонажей сохраняется в течение длительного времени и приобретает панический характер (например, ребенок требует держать закрытыми двери, окна, «чтобы не влетела Снежная королева». Следует помнить, что игнорирование данной проблемы может привести к невротизации ребенка и осложнение его адаптации в дошкольном учреждении.

Ночные страхи

Ночные страхи проявляются прежде всего в сновидениях, содержание которых в причудливых формах отражает все яркие впечатления прошедшего дня. Чем больше выражено напряжение, стрессовое состояние у ребенка днем, тем вероятнее, что покоя не будет и ночью. О том, что ребенку сниться страшный сон, можно догадываться по его поведению: он беспокоен, ворочается, вскрикивает, разговаривает во сне, часто пробуждается и не всегда тут же засыпает. Утром такой малыш выглядит разбитым, капризным, усталым и вялым.

Какие дети чаще всего видят страшные сны? Дети, которые не уверены в себе, тревожно-мнительны, робкие и боязливые, а также дети художественно одаренные, с богатым воображением. Девочки значительно чаще видят странные сны, чем мальчики. Особая категория – это нервно ослабленные дети, дети с невротическими расстройствами. Как правило, ночные страхи у детей обязательно сопрягаются с другими страхами (страх сказочных персонажей, страх одиночества, страх потери близких и пр.). Если, наконец, дети, у которых кошмарные сновидения вызваны органическими поражениями головного мозга.  Ночью во сне они обычно кричат, появляется дрожание, такие дети не просыпаются до конца, не узнают маму, наутро ничего не помнят. Подобные ночные приступы – скорее медицинская проблема. В данном случае необходимо обратиться к неврологу.

Чего не следует делать перед сном родителям детей, которые страдают от ночных страхов:

- включать телевизор (исключение – традиционный семейный просмотр передачи «Спокойной ночи, малыши!»);

- ругать и наказывать ребенка;

- ссорится в присутствии ребенка;

- играть с ребенком в шумные игры;

- обсуждать любые семейные проблемы или вопросы, касающиеся трудностей в воспитании и образовании ребенка;

- высмеивать страхи, реально осложняющие жизнь ребенка;

- плотно кормить ребенка жирной и калорийной пищей;

- запугивать ребенка, когда он отказывается идти спать;

Лучше всего на боящегося ребенка действуют:

- похвала за успехи прошедшего дня;

- чтение любимой книги;

- мягкий приглушенный свет;

- спокойная беседа;

- совместные приготовления ко сну (постелить постель, найти любимую игрушку и т. д.).

Что могут сделать родители без помощи специалиста?

Страхи, которые сохраняют свою актуальность длительное время, способны оказать существенное негативное влияние на детскую психику. В первую очередь страдает нервно – психическое состояние ребенка: он становится плаксивым, плохо спит ночью, либо часто перевозбужден, и его трудно успокоить, либо вялый и инертный весь день. У ребенка, подверженного страхам, постепенно формируются следующие черты характера: робость, неуверенность в себе, пассивность, чрезмерная зависимость от окружающих. Такие дети трудно адаптируются в новой обстановке, не проявляют любознательности и любопытства по отношению к миру, избегают сложных ситуаций со сверстниками и взрослыми.

Чаще всего именно боящиеся дети ориентированы на восприятие только негативной информации. В постоянном ожидании неприятностей они теряют способность радоваться жизни. Испытывая постоянный страх, дети начинают избегать всего нового и чувствуют себя спокойно, только когда действуют по заранее известному плану, соответственно, разрушается их стремление к творчеству.

Изжитие страхов приводит к большему доверию к людям и к жизни, к большей доброте, к оптимизму и мужеству.

Главное в борьбе со страхами – не разрушать веру ребенка в себя, в свои возможности. Ребенка надо чаще хвалить, поддерживать эмоциональный фон, не допускать ситуаций дефицита положительных впечатлений.

Родителям ребенка, страдающего страхами, нужно настроиться на то, что страхи искореняются достаточно медленно. Может пройти несколько месяцев или даже год, прежде чем страх потеряет свою актуальность. А значит, надо набраться терпения и постараться следовать простым правилам:

- не обсуждайте при ребенке потенциально пугающие события (аварии, катастрофы). Богатое воображение и высокая тревожность боящихся чего – либо детей – благодатная почва для возникновения новых страхов;

- отнеситесь с пониманием к страхам ребенка, выслушивайте его, выражая поддержку и спокойствие;

- постарайтесь не провоцировать ситуаций, которые вызывают у ребенка страх;

- не оставляйте ребенка наедине со своими страхами, стремитесь переключать его внимание на положительные события;

- всегда хвалите ребенка, если он смог самостоятельно побороть свой страх;

- никогда не высмеивайте ребенка, какими бы абсурдными вам ни казались его страхи;

Зная, что его переживания важны для родителей, ребенок будет чувствовать себя в безопасности.

- не заостряйте внимание на том, что ребенок чего – то боится;

Такими высказываниями вы глубоко обижаете и подкрепляете страхи.

- чаще рассказывайте истории о том, как кто – то смог страх пересилить. У ребенка должны быть положительные образцы для подражания. Лучше всего дети воспринимают истории про родителей в детстве;

- никогда не запугивайте ребенка толь потому, что он вас не слушается. Ребенок все принимает «за чистую монету» и пугается еще больше;

- не следует подвергать ребенка серьезным эмоциональным потрясениям с целью «перевоспитания»;

- никогда не следует оставлять ребенка одного в незнакомой ему обстановке, когда возможно появление чего – либо неожиданного и пугающего;

Дети всегда боятся того, о чем у них нет информации. Хорошо известно, что ребенок, развиваясь интеллектуально, избавляется от большей части возрастных страхов.

У всех страхов есть одна особенность: пока ребенок о нем не говорит, он кажется пугающе огромным, но как только ребенок озвучил его, проговорил, назвал, страх начинает уменьшаться. Важно помочь ребенку высказываться.

Страхи часто провоцируют родители, которые, увлекшись выразительностью речи, артистично озвучивают роль. Ребенка может напугать не персонаж, а интонация, которая сопровождает его действия. Будьте внимательны при выборе сказки и при ее рассказывании.

Лучший способ перестать бояться – сделать зло смешным.

Дети могут избавиться от страхов, исполняя роли различных персонажей: волка, бабушки и пр. Наилучший эффект дает такая методика: сначала ребенок исполняет роль того, кто боится (Красная Шапочка), потом того, кто боится (волк), а затем того, кто ничего не боится (дровосек).

Постарайтесь никогда не показывать детям собственных страхов, «заражение» ими происходит мгновенно и впоследствии резко ухудшает психическое развитие ребенка.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!