1.Орг.момент (1 мин) | - Здравствуйте ребята! Сейчас у нас урок математики. Давайте создадим хорошее настроение. Читаю стихотворение: Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Я солнечный зайчик. Мне надо немножко – Лишь только бы солнышко было в окошке. Ведь это чудесно, подумайте сами. Когда у вас целое солнце в ладошке! - Улыбнитесь себе улыбнитесь друг другу. Садитесь | (приветствуют учителя, улыбаются, настраиваются на работу) | Личностные: самоорганизация |
2. Актуализация знаний | Какие задачи вы решали на прошлой неделе? На последнем уроке? Что менялось в задаче? Что оставалось одинаковым? | -открывают учебник, с.52 Тема: когда время работы одинаковое Менялись производительность и как следствие объем работы Время оставалось прежним | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
3. Открытие нового знания | Давайте прочитаем тему этого урока С. 53 Какую цель на этот урок мы поставим перед собой? №170 Рассмотрим таблицу. Что у нас в столбцах? 1 столбец? Сколько у нас таких устройств? 2й столбец? В чем она измеряется? Одинаковая ли производительность у печатающих устройств? 3й столбец? В чем оно измеряется? Одинаковое? И наконец, 4й столбец? Он у нас одинаковый? В чем измеряется? В таблице нужно заполнить пропуски. Как найти время работы, если мы знаем объем работы и производительность? (производительность можно сравнить со скоростью, а объем с расстоянием, если перенести данные задачи на задачи на движение). Заполняеи пропуск в 1й строчке. Как найти производительность, если мы знаем время и объем работы? Заполняем следующие строки: Как найти теперь время? Последняя строка: Мы заполнили таблицу, теперь ответим на вопросы к ней из учебника. Производительность какого устройства в 2 раза больше чем 2го? Покажите на пальчиках Время работы какого печ-го уст-ва в 2р меньше, чем у 2го? Покажите на пальцах След вопрос: случайно ли совпала? Вывод: производительность в 2 раза больше а время в 2 раза меньше при одинаковом объеме работы. Проверим зависимость на 1м и 4м : Здесь какая зависимость? Если производительность 1го в нес-ко раз меньше 2го, то время 1го в то же количество раз больше времени 2го при одинаковом объеме работы | Тема: Когда объем выполненной работы одинаковый. -- научиться решать задачи на производительность труда, когда объем выполненной работы одинаковый Читают задание Выполняют карандашом в учебнике, фронтально. Номер печатающего устройства 4 Производительность работы Стр/мин Нет Время работы В минутах, нет Объем работы Да, 24с Стр. Вр= V/Пр и T=S/U Комментируют с места: Объем 24стр. разделить на производительность 8стр/мин получаем время 3мин ПР=V/Вр U=S/T Объем 24стр. разделить на время 4 мин получаем производительность 6стр/мин Объем 24стр. разделить на время 2 мин получаем производительность 12стр/мин Вр =V/ПР Объем 24стр. разделить на производительность 24стр/мин получаем время 1 мин Читают 1й вопрос. Показывают 3 пальца Объясняют значение какого столбика сравнивали 3 пальца Читают Предположения Производительность 1го в 3 раза меньше 4го, а время 1го в 3 раза больше 4го. Пр:24:8= 3 раза Вр:3:1=3 раза | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; установление причинно-следственных связей |
6. Первичное закрепление | №171 Прочитайте задание: | пр | вр | Об.р-ты | 1 | n | 12ч | одинак | 2 | ? | 360мин | Во сколько раз д. увелич производительность? Тут время выражено в разных единицах измерения. Как мин перевести в часы? У нас одинаковый объем работы при этом как изменилось время? Когда у нас при одинаковом объеме работы уменьшается время, что происходит с производительностью? Какой ответ? | Читают Решают устно с опорой на през-ю (360мин:60мин/ч=6ч) 360мин=6ч 12ч:6ч=2 раза Оно уменьшилось в 2 раза Она увеличивается во столько же раз Производительность д. увелич в 2 раза | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
7. Закрепление | №172, с.54 Прочитайте задачу. О чем в ней говорится? Давайте вместе заполним таблицу: Был ли одинаков обьем работы в 1ю и 2ю смену? Чему равен объем? Сколько времени ушло чтобы построить 1е 10 домиков? Сколько времени ушло чтобы построить 2е 10 домиков? Как изменилось время? Значит как должна измениться производительность при одинаковом объеме выполненной работы? Если мы возьмем меркой производительности детали в неделю, то сколько деталей сделали во 2ю смену? В первую? По правилу. Будет ли выполняться правило из учебника? Прочитайте его про себя Теперь 1 человек вслух Ребята здесь два правила спрятались в одно. Давайте их разделим. Первое, это все без скобок. Прочитаем его. Вы с ним согласны? 2е посложнее найти вместо слов увеличение читаем в скобках – уменьшение и наоборот. Прочитаем. Согласны? Теперь переформулируем 1ю часть правила. Начнем с таких слов: «Если...,то…», Кто попробует переформулировать 2ю часть правила? Какие вы тут видите опорные слова? Подчеркните их в учебнике Расскажите в парах друг другу это правило. 1 в – 1 ч, 2в – 2 часть. Кто всё – поменяйтесь, и расскажите другую часть. Это правило я буду спрашивать на следующем уроке – вам его нужно знать. Расскажите его родителям/родственникам. И попросите их повторить. Потом расскажете, с какого раза им удалось его повторить. | Читают про себя Один вслух О строительстве домиков Да 10 д. 2н. 1н. Уменьш в 2 раза Увелич в 2 раза 10д/н 10д/н:2=5д/н Читают про себя Вслух При одинаковом объеме работы увеличение (уменьшение) времени в несколько раз приводит к уменьшению (увеличению) производительности в это же число раз. 1. При одинаковом объеме работы если время увеличить в несколько раз, то производительность уменьшится в такое же число раз. 2. При одинаковом объеме работы если время уменьшить в несколько раз, то производительность увеличится в такое же число раз. При одинак объеме, если увелич, то уменьш и наоборот. Подчеркивают Рассказывают в парах | Коммуникативные: управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Регулятивные: саморегуляциякак способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию |
8. Обобщающий этап | №173 С.Р. проверка в парах | P | t | V | 1 | n | 6 д | Одинак 12га | 2 | ? | 3 д | Во сколько раз производительность 2й бригады больше? №174 Во сколько раз уменьшится время, если производительность возрастет в 2 раза? Проверим на примере: | P | t | V | 1 | 5 пл/мин | | Одинак 240пл | 2 | ? в 2 р Б | ? | Сформулируй правило, в к-м сказано о том, как время зависит от производительности при одинак объеме работы. Чем отличается от правила в рамочке учебника? Меняется направление зависимости между величинами, в данном случае время зависит от производительности. | Решение: 6дн:3дн=2 раза – уменьшилось время Ответ: Производительность увеличилась в 2 раза. В 2 раза 1.240пл.:5пл/мин=48мин – t1 2. 5 пл/мин*2=10пл/мин – P2 3.240пл: 10пл/мин=24мин – t2 4.48мин:24мин=2 раза При одинаковом объеме работы увеличение (уменьшение) производительности в несколько раз приводит к уменьшению (увеличению) времени в это же число раз. Здесь изменяли производит-ть, там время. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
9. Итог урока | Какая была цель урока? Достигли? Чему научились? Что узнали новое? | Научиться решать задачи… Да Работать с правилом Формулировать правило О вз/связи времени и произв-ти при одинаковом объеме работы | Познавательные:рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
10. Рефлексия | Нарисуйте на полях тетради веселый смайлик, если все было понятно и вы легко справились со всеми заданиями; Прямой смайлик, если были какие-либо затруднения; Грустный смайлик – если не поняли, как решать такие задания, было сложно на уроке. | рисуют | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |