принцип непрерывности (результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа);
принцип систематичности и последовательности (педагог выстраивает от простого к сложному, от знакомого к незнакомому);
принцип деятельности (обучаемые воспринимают готовое знание, в процессе их собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания).
по источнику получения знаний (Перовский С.И., Голант Е.Я.) – словесный: беседа, рассказ, объяснение; наглядный: демонстрация; практический: упражнение;
по уровню включения в продуктивную деятельность (Скаткин М.Н., Лернер И.Я.) – частично-поисковый, проблемный;
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: методы контроля и самоконтроля;
метод формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований.
демонстрационное – презентация, видеофрагменты.
Этапы урока, задачи работы | Методы и приемы обучения и воспитания | Деятельность учителя | Планируемый результат с учетом формирования УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности Задача: организовать положительное самоопределение учеников к деятельности на уроке. Развивать личностные УУД: обучающиеся проявляют положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Развивать регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют самоконтроль. | Метод формирования обязанности (педагогическое требование) | - Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть. Какие все красивые, в школьной форме, приятно смотреть. Меня зовут Анастасия Евгеньевна, и этот урок окружающего мира проведу у вас я. - Пожмите руку соседу по парте и пожелайте ему больших успехов. - Давайте проверим готовность к уроку: на парте у вас учебник, тетрадь, дневник, пенал и раздаточный материал. - Отлично, желаю хорошего настроения. Начинаем урок. | Личностные УУД: обучающиеся проявляют положительно - эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют самоконтроль. |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача: организовать деятельность по повторению обучающимися пройденного материала; по формулированию темы и задач урока. Развивать регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют саморегуляцию. Развивать коммуникативные УУД: обучающиеся полно и точно высказывают свои мысли. Развивать познавательные (общеучебные) УУД: обучающиеся формулируют цели Развивать познавательные (логические) УУД: обучающиеся анализируют предложенную информацию. | По источнику получения знаний (беседа, рассказ, демонстрация)
Метод эмоционального стимулирования (поощрение)
Метод развития психических функций (постановка проблемы) |
1. Кто является главным героем? 2. Правильно ли вы поняли? 3. Что было бы... 4. Почему ребенок не справился с обязанностями взрослого? Дополнительные вопросы: 5. Готов ли был ребенок к совершению такого поступка?(нет) 6. Как вы думаете, чего не хватило герою? (ответственности, жизненного опыта, знаний) просмотр видео Совершенно верно, именно поэтому герою было сложно принять роль взрослого человека. Скажите, а есть ли у вас ответсвенность за свои поступки, жизненный опыт и все необходимые знания? (нет) (когда мы станем взрослыми) (Когда мы станем взрослыми?) Дополнительные вопросы: (жизнь взрослого человека и ребенка) 1.Выяснить,чем отличается жизнь взрослого от жизни ребенка. 2. Узнать, что необходимо сделать, чтоб обеспечить себе хорошее будущее.
| Регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют саморегуляцию.
Коммуникативные УУД: обучающиеся полно и точно высказывают свои мысли.
Познавательные (общеучебные) УУД: обучающиеся формулируют цели
Познавательные (логические) УУД: обучающиеся анализируют предложенную информацию.
|
3. Решение проблемы Задача: организовать деятельность выхода из затруднения и организовать деятельность по осмыслению обучающимися нового материала. Развивать регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют саморегуляцию и самоконтроль. Развивать коммуникативные УУД: обучающиеся полно и точно высказывают свои мысли, работают в парах. Развивать познавательные УУД: обучающиеся анализируют предложенную информацию. | По источнику получения знаний (беседа, рассказ, демонстрация, упражнение)
Метод эмоционального стимулирования (поощрение) Практический: (упражнения)
| Приступим к решению 1 задачи. Для того, чтобы ее решить, давайте сравним режим дня ребенка и взрослого человека. Предвиньте к себе карточку №1.
Карточка №1. Режим дня ребенка | Режим дня взрослого человека | Деятельность | Время | Деятельность | Время | Подъем, зарядка | 07:00:00 | Подъем, зарядка | 07:00:00 | Гигиенические процедуры | 07:15:00 | Гигиенические процедуры | 07:15:00 | Завтрак | 07:30:00 | Завтрак | 07:30:00 | Дорога в школу | 07:50:00 | Дорога на работу | 08:00:00 | Пребывание в школе | 08:30:00 | Пребывание на работе | 08:30:00 | Дорога из школы | 12:30:00 | Обед | 13:00:00 | Обед | 13:00:00 | Пребывание на работе | 14:00:00 | Прогулка на свежем воздухе | 13:30:00 | Дорога домой | 18:00:00 | Выполнение домашнего задания | 16:00:00 | Домашние дела | 18:30:00 | Полдник | 17:00:00 | Ужин | 19:30:00 | Помощь по дому | 17:50:00 | Свободное время | 20:00:00 | Ужин | 18:30:00 | Приготовление ко сну | 21:00:00 | Свободное время | 18:45:00 | Сон | 21:30:00 | Подготовка ко сну | 21:15:00 | | | сон | 21:30:00 | | | (они много работают) (зарабатывают средства на жизнь для себя и для своей семьи) (у взрослого) (варианты детей; потому, что они полностью самостоятельны и сами несут ответственность за свое будущее) (Большая ответственность, другой распорядок дня, другая деятельность..) (первую, читают с доски или говорят сами) (ходим в школу, гуляем, посещаем кружки, секции, делаем уроки...) (для саморазвития) (да) (варианты детей) (должна) «Если вы выберете дело по душе, то вам никогда не придется работать» «Счастлив тот, кто с радостью идет на работу, и так же радостно идет домой». (объяснение детей) Совершенно верно.. Если вы будете ходить на работу с таким же интересом, как и в секции, то это будет значить, что сделали правильный выбор, ведь профессию нужно выбирать полезную для других и, обязательно, интересную Вам. Я заметила у Вас стенд, где большинство уже определились со своими профессиями. Скажите, почему вы выбрали для себя именно такую профессию? Чем она интересна? (ответы детей) (да, объясняют чем) | Регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют саморегуляцию и самоконтроль.
Коммуникативные УУД: обучающиеся полно и точно высказывают свои мысли, работают в парах.
Познавательные УУД: обучающиеся анализируют предложенную информацию.
|
4. Физкультминутка Задача: провести элементарные физические упражнения для снятия мышечной и зрительной усталости обучающихся. Развивать регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют самоконтроль. | Метод формирования обязанности (педагогическое требование) | - Давайте с вами немножко отдохнем и разомнемся. Встаньте так, чтобы никому не мешать. Видео - Молодцы, садитесь на свои места.
| Регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют самоконтроль.
|
|
|
|
|
5. Первичное закрепление Задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание обучающимися изучаемого материала. Развивать регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют саморегуляцию. Равивать коммуникативные УУД: обучающиеся полно и точно высказывают свои мысли; работают в парах. Развивать познавательные УУД: обучающиеся анализируют предложенную информацию.
| По источнику получения знаний (беседа, рассказ, демонстрация, упражнение)
Метод эмоционального стимулирования (поощрение) Практический: (упражнения) | Ребята, сейчас я вам предлагаю поработать в парах. Представьте, что дом — это макет вашей жизни. Она похожа на большой, крепкий, красивый дом. Соберите элементы и объясните почему каждый элемент так назван. Каждая часть дома что — то обозначает. Маша, назови, пожалуйста. (фундамент — образование, дом — семья, крыша — профессия) (объяснение детей) (варианты детей) Дом — это человеческая жизнь. Чтобы стать людьми, которые стоят уверенно на ногах, у которых жизнь будет обеспечена, обязательно нужно получить образование. Если убрать фундамент, то дом будет стоять не крепко, а может, даже, и рухнуть. Таким образом, мы с вами определили, для того чтобы быть успешными и счастливыми людьми, нам необхдимо хорошо учиться, получить образование, правильно выбрать профессию, которая будет полезной для других и интересной для самого человека.
| Регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют саморегуляцию.
Коммуникативные УУД: обучающиеся полно и точно высказывают свои мысли; работают в парах.
Познавательные УУД: обучающиеся анализируют предложенную информацию.
|
6. Организация самостоятельной работы Задача: проверить усвоили ли новый материал обучающиеся. Развивать регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют саморегуляцию. Равивать коммуникативные УУД: обучающиеся полно и точно высказывают свои мысли; работают в парах. Развивать познавательные УУД: обучающиеся анализируют предложенную информацию. | По источнику получения знаний (беседа, демонстрация, объяснение, упражнение)
Метод эмоционального стимулирования (поощрение) | Ребята, но сложно еще выбирать себе профессию, не зная, какие профессии полезны и очень востребованы. Есть очень много важных профессий, о которых дети мало знают или, даже, не слышали о них. Вы ,наверно, когда - нибудь слышали такую поговорку «Где родился — там и пригодился»? (да, нет) (варианты детей; смысл ее в том, что найди себе дело по душе там, где ты живешь.) Как я уже говорила, дети, в силу своего возраста, видят только те профессии, которые встречаются в повседневной жизни, но они, как и многие взрослые, не знают професии, которые востребованы у нас в городе на предприятиях. Недаром Урал называют опорным краем державы, а наш город Каменск — Уральский — крупный промышленный центр. Давайте обратим внимание на герб нашего родного края. Ребята, которые готовили материал, выйдите, пожалуйста к доске и расскажите нам о гербе. (рассказывают у доски)
Серебряный сдвоенный волнистый пояс — символ рек Исети и Каменки, на слиянии которых стоит город Каменск-Уральский. Золотая пушка на лафете — символ Каменского казённого чугунолитейного завода, давшего начало городу. Золотое сдвоенное кольцо — условное обозначение трубы (с торца), символ Синарского трубного завода. Серебряные бруски (из которых средний окрылён полулётом) — условное обозначение слитков алюминия («крылатый металл»), символ Уральского алюминиевого завода (в годы Великой Отечественной войны являлся единственным предприятием в стране по выпуску алюминия) Золотой безант — условное обозначение среза медной проволоки, символ Каменск-Уральского завода по обработке цветных металлов. Давайте посмотрим какие есть интересные и очень важные профессии на наших заводах. В «Каменск — Уральском металлургическом заводе» есть такая интересная специальность, как плавильщик - специалист по плавке металла. Он знает все особенности, состав и температуру металлов, чтобы сделать процесс обработки металла более эффективным. В «Каменск — Уральском литейном заводе» есть такая — профессия -прокатчик горячего металла, который ведет процесс прокатки слитков, заготовок из цветных металлов и сплавов в горячем состоянии по заданной технологии на прокатных станах различного типа. «Каменск-Уральский завод строительных материалов». Токарь-карусельщик - занимается чистовой и черновой обработкой деталей на карусельном станке. Производственное объединение «Октябрь» (радиозавод). Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов - умеет читать конструкторскую и технологическую документацию, осуществляет монтаж особо сложных узлов и блоков, содержащищ узлы точной механики и оптики по принципиальной схеме. Мы с ребятами рассказали Вам только по одной профессии на нескольких предприятиях, а люди работают по десяткам профессии. Поэтому, чтобы совершить правильный выбор будущей профессии необходимо, конечно, как можно больше интересоваться деятельностью разных людей, т. е. их профессиями. | Регулятивные УУД: обучающиеся осуществляют саморегуляцию.
Коммуникативные УУД: обучающиеся полно и точно высказывают свои мысли; работают в парах.
Познавательные УУД: обучающиеся анализируют предложенную информацию. |
7. Информация о домашнем задании Задача: провести инструктаж домашнего задания. Развивать личностные УУД: обучающиеся проявляют самоопределение. | Метод формирования обязанности (педагогическое требование) | Домашнее задание по желанию. Рассказать о профессиях родителей. Нужно не только назвать, кем работают ваши родители, но и рассказать об их профессиональной деятельности. | Личностные УУД: обучающиеся проявляют самоопределение. |
8. Рефлексия. Подведение итогов занятия Задача: самооценка результатов деятельности. Развивать личностные УУД: обучающиеся осуществляют самооценку. Развивать регулятивные УУД: осуществляют саморегуляцию. Развивать коммуникативные УУД: обучающиеся полно и точно высказывают свои мысли.
| Метод эмоционального стимулирования (поощрение)
По источнику получения знаний (беседа)
Метод осмысления социального опыта (художественное слово)
| Все люди живут в семье, и дети, и взрослые люди, и пожилые — все живут в семье. Мы все несем ответсвенность друг за друга, как дети, так и взрослые люди. Просто у каждого своя ответственность. Пожилые люди, например, хранят традиции и передают их своим детям из поколения в поколение, взрослые — материально обеспечивают свою семью, своих детей, а дети — уважают старших и всячески помогают им. Скажите, что значит взрослый человек? (варианты детей) - Давайте с вами вспомним задачи, которые мы ставили вначале урока. Решили ли мы их? (тогда, когда будем нести ответственность за кого - то) (ответы детей) А теперь давайте оценим свою работу на уроке. Придвиньте, пожалуйста, к себе листы, где изображена небольшая таблица и заполните ее каждый сам.Передайте с последней парты на первую.
Тема урока | + (все понятно) | - (ни чего не понял) | ? (интересно, хочу узнать подробнее) | Когда мы станем взрослыми? | | | |
- Спасибо вам, ребята за урок, вы все сегодня молодцы, продуктивно работали, помогали мне на уроке, отвечали на вопросы. До свидания! | Личностные УУД: обучающиеся осуществляют самооценку.
Регулятивные УУД: осуществляют саморегуляцию.
Коммуникативные УУД: обучающиеся полно и точно высказывают свои мысли. |
1. Кто является главным героем? 2. Почему ребенок не справился с обязанностями взрослого? 3. Готов ли был ребенок к совершению такого поступка?(нет) 4. Как вы думаете, чего не хватило герою? | 1. Кто является главным героем? 2. Почему ребенок не справился с обязанностями взрослого? 3. Готов ли был ребенок к совершению такого поступка?(нет) 4. Как вы думаете, чего не хватило герою? | 1. Кто является главным героем? 2. Почему ребенок не справился с обязанностями взрослого? 3. Готов ли был ребенок к совершению такого поступка?(нет) 4. Как вы думаете, чего не хватило герою? | 1. Кто является главным героем? 2. Почему ребенок не справился с обязанностями взрослого? 3. Готов ли был ребенок к совершению такого поступка?(нет) 4. Как вы думаете, чего не хватило герою? |
1. Кто является главным героем? 2. Почему ребенок не справился с обязанностями взрослого? 3. Готов ли был ребенок к совершению такого поступка?(нет) 4. Как вы думаете, чего не хватило герою? | 1. Кто является главным героем? 2. Почему ребенок не справился с обязанностями взрослого? 3. Готов ли был ребенок к совершению такого поступка?(нет) 4. Как вы думаете, чего не хватило герою? | 1. Кто является главным героем? 2. Почему ребенок не справился с обязанностями взрослого? 3. Готов ли был ребенок к совершению такого поступка?(нет) 4. Как вы думаете, чего не хватило герою? | 1. Кто является главным героем? 2. Почему ребенок не справился с обязанностями взрослого? 3. Готов ли был ребенок к совершению такого поступка?(нет) 4. Как вы думаете, чего не хватило герою? |
1. Кто является главным героем? 2. Почему ребенок не справился с обязанностями взрослого? 3. Готов ли был ребенок к совершению такого поступка?(нет) 4. Как вы думаете, чего не хватило герою? | 1. Кто является главным героем? 2. Почему ребенок не справился с обязанностями взрослого? 3. Готов ли был ребенок к совершению такого поступка?(нет) 4. Как вы думаете, чего не хватило герою? | 1. Кто является главным героем? 2. Почему ребенок не справился с обязанностями взрослого? 3. Готов ли был ребенок к совершению такого поступка?(нет) 4. Как вы думаете, чего не хватило герою? | 1. Кто является главным героем? 2. Почему ребенок не справился с обязанностями взрослого? 3. Готов ли был ребенок к совершению такого поступка?(нет) 4. Как вы думаете, чего не хватило герою? |
1. Кто является главным героем? 2. Почему ребенок не справился с обязанностями взрослого? 3. Готов ли был ребенок к совершению такого поступка?(нет) 4. Как вы думаете, чего не хватило герою? | 1. Кто является главным героем? 2. Почему ребенок не справился с обязанностями взрослого? 3. Готов ли был ребенок к совершению такого поступка?(нет) 4. Как вы думаете, чего не хватило герою? | 1. Кто является главным героем? 2. Почему ребенок не справился с обязанностями взрослого? 3. Готов ли был ребенок к совершению такого поступка?(нет) 4. Как вы думаете, чего не хватило герою? | 1. Кто является главным героем? 2. Почему ребенок не справился с обязанностями взрослого? 3. Готов ли был ребенок к совершению такого поступка?(нет) 4. Как вы думаете, чего не хватило герою? |
Карточка №1.
«Если вы выберете дело по душе, то вам никогда не придется работать» «Счастлив тот, кто с радостью идет на работу, и так же радостно идет домой». | «Если вы выберете дело по душе, то вам никогда не придется работать» «Счастлив тот, кто с радостью идет на работу, и так же радостно идет домой». |
«Если вы выберете дело по душе, то вам никогда не придется работать» «Счастлив тот, кто с радостью идет на работу, и так же радостно идет домой». | «Если вы выберете дело по душе, то вам никогда не придется работать» «Счастлив тот, кто с радостью идет на работу, и так же радостно идет домой». |
«Если вы выберете дело по душе, то вам никогда не придется работать» «Счастлив тот, кто с радостью идет на работу, и так же радостно идет домой». | «Если вы выберете дело по душе, то вам никогда не придется работать» «Счастлив тот, кто с радостью идет на работу, и так же радостно идет домой». |
«Если вы выберете дело по душе, то вам никогда не придется работать» «Счастлив тот, кто с радостью идет на работу, и так же радостно идет домой». | «Если вы выберете дело по душе, то вам никогда не придется работать» «Счастлив тот, кто с радостью идет на работу, и так же радостно идет домой». |
«Если вы выберете дело по душе, то вам никогда не придется работать» «Счастлив тот, кто с радостью идет на работу, и так же радостно идет домой». | «Если вы выберете дело по душе, то вам никогда не придется работать» «Счастлив тот, кто с радостью идет на работу, и так же радостно идет домой». |
«Если вы выберете дело по душе, то вам никогда не придется работать» «Счастлив тот, кто с радостью идет на работу, и так же радостно идет домой». | «Если вы выберете дело по душе, то вам никогда не придется работать» «Счастлив тот, кто с радостью идет на работу, и так же радостно идет домой». |
«Если вы выберете дело по душе, то вам никогда не придется работать» «Счастлив тот, кто с радостью идет на работу, и так же радостно идет домой». | «Если вы выберете дело по душе, то вам никогда не придется работать» «Счастлив тот, кто с радостью идет на работу, и так же радостно идет домой». |
| |
| |
| |