СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Когда изобрели велосипед?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Когда изобрели велосипед?»

Конспект открытого урока по окружающему миру.

1 класс.

Подготовила Солодкова И.С.

Тема: Когда изобрели велосипед?

Тип: изучение нового материала.

Цели:

Образовательные:

  • Познакомить с историей развития и разнообразием современных велосипедов;

  • Научить приемам запоминания с опорой на наглядность и ассоциации;

  • Уточнение знаний об устройстве велосипеда.

Развивающие:

  • Обогащать словарный запас обучающихся новыми словами;

  • Развивать произвольное внимание;

  • Развивать память, речь, познавательный интерес.

Воспитательные:

Развивать навыки безопасной езды на велосипеде;

Осуществлять связь с жизненным опытом детей.

Планируемые результаты

Предметные:

  • научатся сравнивать старинные и современные велосипеды;

  • рассказывать об устройстве велосипеда;

  • обсуждать роль велосипеда в нашей жизни;

  • знать правила безопасной езды на велосипеде;

  • выдвигать предположения и доказывать их;

  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

  • работать в паре, группе, используя представленную информацию для получения новых знаний;

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Ориентировать ся в учебнике и рабочей тетради;

  • Принимать и сохранять учебную задачу;

  • оценивать результат своих действий;

  • высказывать свои предположения;

  • сравнивать выполнение своего задания с эталоном;

  • давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.

Познавательные:

  • определять сходство и различие объектов; определять части предмета,

  • получать информацию из текста и рисунка в учебнике, справочнике;

  • отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

  • работать индивидуально, в парах и группах;

  • оформлять свою мысль в устной речи;

  • слушать и понимать речь других;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

  • учиться выполнять различные роли в группе.

Личностные:

  • уважение к мнению других;

  • мотивация учебной деятельности;

  • самоопредение;

  • проявлять целостный социально ориентированный взгляд на мир;

  • овладеть начальными навыками адаптации в мире;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам.


Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.

Методы обучения: частично-поисковый, практический, интерактивный, деятельностный, объяснительно-иллюстративный

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник «Окружающий мир» часть 2, автор А.А.Плешаков, рабочая тетрадь, памятка езды на велосипеде, части мозаики, листы бумаги, клей.

























Ход урока:

  1. Этап самоопределения к деятельности.

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Встали ровно, замолчали,

Всё, что нужно, вы достали?

Приготовились к уроку,

В нём иначе нету проку.

Тихонечко садитесь,

Больше не вертитесь.

Мы урок начнем сейчас,

Интересен он для вас.

Слушайте внимательно,

Поймешь все обязательно.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Цель: повторение изученного, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика, готовность мышления и осознание потребности в построении нового способа действий

-Ребята, напомните, на какой вопрос мы отвечали на прошлом уроке? (Когда появилась одежда?

- Как люди одевались в прошлом?

- Говорят, что для каждого случая есть своя одежда. Какую одежду вы знаете?

- Людей каких профессий мы сразу узнаем по их одежде? (Одежда появилась в глубокой древности, еще у первобытных людей. В прошлом люди одевались в шкуры животных.

Я знаю деловую одежду, спортивную, рабочую, одежду для дома.

Одежда древних людей была сделана из шкур животных. Одежда современных людей сшита из ткани.

Одежда появилась в глубокой древности, еще у первобытных людей. Они одевались в шкуры животных. Для каждого случая – своя одежда. Одежда бывает деловая, спортивная, рабочая, одежда для дома.)


  1. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

Цель: Выявление места и причины затруднения, обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

- Ребята, а какие средства передвижения изобрел человек?

-Ребята, знаете ли вы, какой предмет называли раньше костотряс, драндулет, паук, быстрые ноги?

- Вот что это за изобретение вы узнаете, когда соберете мозаику из разрезанных картинок.

Вам нужно сложить картинки и приклеить на лист бумаги. Работаем в парах.

- Что у вас получилось? (Велосипед)

«У него два колеса,

И седло на раме,

Две педали есть внизу,

Крутят их ногами»

- А что вы заметили? (Непохожи на современные)

- Сегодня мы будем отвечать на вопрос: Когда?

- Кто сформулирует вопрос? Когда изобрели велосипед?

  1. Представление (открытие) нового знания.

Цель: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий в объекте изучения.

-Ребята, как вы думаете, давно ли изобрели велосипед?

- Лошадь, которая не капризничает, не нуждается в уходе, которую не нужно кормить… Это мечта человека с давних времён. Но для того чтобы осуществить её, пришлось ждать долго… почти до середины 19 в.!

Герои передачи «Шишкин лес» сейчас вам расскажут историю изобретения велосипеда. (Просмотр видео)

- Рассмотрите эти рисунки. Похожи ли эти велосипеды на современные? Что сохранилось, что изменилось?

(Проект первого велосипеда предложил еще в 1495 году великий итальянский ученый Леонардо да Винчи. Он нарисовал двухколесный механизм со всеми подробностями.Но этот рисунок был потерян, и люди увидели его только в конце XIX века. А в России более 200 лет назад уральцу Ефиму Михеевичу Артамонову пришла мысль о постройке самоката. Над приспособлением для быстрого передвижения трудились не только в России, но и в других странах. В 1817 году в Германии появился двухколесный велосипед, его изобрел немецкий офицер Карл Фридрих Дрез. Это была тяжелая жесткая конструкция с равновеликими деревянными колесами, усиленными железными обручами. Движение осуществлялось отталкиванием ногами от земли. Прозвали эту машину тогда «костотряс».

-Как вы думаете, почему он получил такое название?

1870-1885 годы. На смену ему пришел велосипед, в котором вместо деревянных колес появились металлические обручи с большим количеством спиц. Его назвали «паук».

«Пауки» уже имели рычаги управления и педали, прикрепленные к переднему колесу. Переднее колесо увеличили в размере, и человек сидел над ним. Такое положение было опасным. Кстати, резиновые шины тоже впервые появились на пауке. Английскому врачу Данлопу так надоел грохот от велосипеда его сына, что он взял резиновый садовый шланг, отрезал от него кусок и примотал бечёвкой к колесу. Вскоре он догадался надувать шины воздухом. Это ещё уменьшило шум и сделало ход велосипеда намного мягче.

Через 20 лет на смену «пауку» пришла машина, похожая на современный велосипед).

Физкультминутка.

Физкультминутка под стихотворение С. Михалкова "Велосипед"
На двух колесах я качу.
Двумя педалями верчу. (Ходьба на месте)
За руль держусь, гляжу вперед. (Руки вытянуть вперед)
Я знаю - скоро поворот. (Руки в стороны)
Мне подсказал дорожный знак,
Шоссе спускается в овраг. (Присели)
Качусь на холостом ходу
У пешеходов на виду.  (Круговое движение руками)



  1. Первичное закрепление.

Цель: применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуации успеха.

- Кто знает, из каких частей состоит велосипед?

-Назовите, как устроен велосипед?

Работа в тетради.

Давайте рассмотрим на рисунке в тетради(стр. 22) устройство велосипеда.

- Назовите остальные части велосипеда.

У него - два колеса,

И седло на раме.

Две педали есть внизу,

Крутят их ногами.

-А какую роль выполняют эти детали? (Рассказывают дети).

Руль – устройство для управления движением в заданном направлении.

Фара – фонарь для освещения дороги.

Шина – резиновая оболочка(покрышка) с резиновой камерой, наполненной сжатым воздухом. Укрепляется на ободе колеса, чтобы улучшить движение.

Спица – металлический стержень, служащий для соединения ступицы колеса с ободом.

Педаль – ножной рычаг в велосипеде.

Рама – несущая часть велосипеда.

Обод – наружная часть колеса в виде круга, опирающаяся на спицы и обтягиваемая сверху шиной.

- Давайте покажем эти детали на нашем велосипеде. (На детском велосипеде ребенок показывает части)

- Молодцы, вы теперь знаете, как устроен велосипед.

  1. Продолжение работы по теме урока.

Работа по учебнику.

- Рассмотрите рисунки на с.23 учебника. Мудрая черепаха приглашает нас порассуждать о том, нужен ли современному человеку велосипед и для чего он нужен? Принесёт ли вам пользу езда на велосипеде? Природе? Городу?

Для чего современному человеку велосипед? (Прием «Мозговой штурм») обсудите ответы на этот вопрос в группах и дайте свои ответы.

- Оказывается велосипед очень нужная и полезная вещь. Это самый экологичный вид транспорта.

  • В Британии почтальоны развозят почту на велосипедах.

  • В Англии полиция использует велосипеды для патрулирования улиц.

  • Чтобы в Лондоне быстрее добираться до больных пациентов по городским пробкам медики пользуются велосипедами.

  • В цирке на двухколесных велосипедах ездят медведи и обезьяны, а на трёхколёсных – слоны. Популярны акробатические трюки на одноколёсных велосипедах.

  • Есть велосипед для перевозки грузов.


А ещё езда на велосипеде укрепляет наше здоровье.

  • Езда на велосипеде укрепляет мышцы и позвоночник, а также улучшает работу сердца, удлиняет жизнь человека.

  • Существуют специальные велотренажёры, которые помогают поддерживать здоровье.





  1. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

- На улице вы – пешеходы, в транспорте – пассажиры, а когда вы едете на велосипеде, вы кто?

- Очень многие ребята считают, что они умеют управлять велосипедом, но ездить на велосипеде и безопасно управлять им – не одно и тоже.

- Что же вы должны знать и соблюдать как водители ?

Не просто правила, а правила безопасного движения для велосипедистов

Какие правила безопасной езды на велосипеде вы знаете? (ответы детей)

- А с какого возраста можно кататься на велосипеде по улицам и дорогам?

- А где сейчас вам можно ездить? (Ответы детей: в парках, во дворе, на стадионе, но только не на дорогах.)

Дети повторяют правила дорожного движения.

(По улицам и дорогам до 14 лет ездить на велосипеде запрещается. Вам можно ездить только по специальным велосипедным дорожкам и площадкам, закрытым для автомобильного транспорта.



Иногда вам хочется кого – нибудь прокатить на вашем велосипеде. Но это опасно, по правилам пассажиром велосипеда может быть ребенок старше 7 лет. Перегруженным велосипедом трудно управлять.



Если вам надо пересечь дорогу, сойдите с велосипеда и, держа его за руль, пройдите по пешеходному переходу. Попытка проскочить через дорогу на велосипеде может очень плохо кончиться).

- Но кроме правил дорожного движения для велосипедистов есть еще и дорожные знаки для велосипедистов.

- Рассмотрите эти знаки. Как вы думаете, что они обозначают? (Дети рассказывают наизусть стихи)

Видишь знак! Велосипед
    В красный обведен кружок.
    Для него проезда нет.
    Помни это, мой дружок!
    Знак запомните друзья:
    И родители, и дети.
    Там, где он висит,
    Нельзя ездить на велосипеде.

Знак, как небо голубой.
И опять велосипед.
Поезжай здесь на любом,
Для него запрета нет!
Чтоб не стал причиной бед

Добрый друг – велосипед,

Ездить нужно осторожно

Специальною дорожкой!

- А что еще должен знать велосипедист? (Велосипедист должен строго следить за исправностью тормозов у велосипеда. Обязательно иметь звонок на велосипеде, чтобы оповещать людей о своем приближении).

ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

Буксировка. Перевозка пассажиров.

Езда, не держась за руль.

Перевозка крупногабаритных грузов.

-А на память о нашем сегодняшнем уроке вам останутся памятки «Правила безопасной езды на велосипеде».

Раздать памятки.

Памятка велосипедиста

  1. Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон, не создавая препятствий для движения пешеходов.

  2. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон, не создавая препятствий для движения пешеходов.

  3. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.

  4. Если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, а также полоса для велосипедистов, допускается движение по правому краю проезжей части и по обочине ТОЛЬКО для велосипедистов в возрасте старше 14 лет.

  5. Велосипедистам запрещается управлять велосипедом, не держась за руль!

  6. Велосипедистам запрещается перевозить пассажиров!

  7. Велосипедистам запрещается буксировать кого-то при помощи своего велосипеда!

  8. Велосипедистам запрещается пересекать дорогу по пешеходным переходам, находясь на велосипеде.

  9. При переходе через дорогу велосипедист должен слезть с велосипеда и перейти пешком, ведя свой велосипед рядом с собой.

  10. При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами (фликеры).

- Ребята, а у вас есть велосипед?


К какому виду он может относиться? Правильно, ваш велосипед – подростковый.

- А на каком велосипеде вы начинали кататься? Опишите его. Такой велосипед называется детский. Пронумеруйте картинки в тетради

Работа в тетради с.17

-Какие современные велосипеды вы знаете?

- В зависимости от назначения и особенностей конструкции велосипеда делятся на: дорожные, спортивные, подростковые, детские, специальные.

Дорожные велосипеды имеют прочную раму, широкие шины, высоко расположенный руль. Вы видели такой велосипед?

Спортивные велосипеды имеют облегченную конструкцию, сделаны из специальной стали, у них низко опущен руль, есть переключатель скоростей и ручные тормоза. А такой велосипед вы видели?

Разновидностью спортивного велосипеда является тандем – двухместный двухколесный велосипед. Он может развивать скорость до 70 км/ч. А этот велосипед вам знаком?

Специальные велосипеды – это цирковые, грузовые, велоколяски.

А ещё есть водные велосипеды.


Существуют и необычные велосипеды! (Просмотр видео).


  1. Рефлексия.



Цель: оценка, самооценка и рефлексия результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний

- Итак, мы многое узнали о происхождении велосипеда.

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно ли?» На каждой парте лежит карточка, на обратной стороне в табличке записаны номера с 1 по 8. Я буду читать вопросы, начинающиеся со слов «Верно ли, что…». Вы думаете и ставите знак «+», если верно, или «-», если неверно. Прием «Верные и неверные утверждения»

1

2

3

4

5

6

7

8
























Вопросы:

Верно ли, что

  1. ….., первый велосипед изобрели 10 лет назад (-)

  2. ….., он был деревянный (+)

  3. ….., у велосипеда не было педалей (+)

  4. ….., самокат, паук, костотряс – это всё названия разных видов транспорта (-)

  5. ….., есть велосипед с одним колесом (+)

  6. ….., есть двухместные велосипеды (+)

  7. ….., для велосипедистов не существует правил езды (-)

  8. ….., на велосипеде по улице можно ездить с 14 лет (-)



Самопроверка

- Кто ответил правильно на все вопросы?

- У кого возникли трудности?

- Вы хорошо поработали. Молодцы! А что на уроке вам особенно запомнилось или удивило вас, или вызвало затруднение?

Продолжите фразы:

Сегодня на уроке я узнал…

Я удивился…

Мне понравилось…

Мне запомнилось…

Мне было непонятно (трудно)…

  1. Рекомендации для занятий дома

- Ребята, если у вас есть велосипед, нарисуйте его или сфотографируйте и наклейте фотографию в рабочую тетрадь с. 17 задание №2. С.23 учебника (вывод)

- вырезать из приложения детали велосипеда и собрать его.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!