СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кодирование звуковой информации

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку "Кодирование звуковой информации".  Раскрываются такие понятия как: оцифровка звука; интервал и частота дисретизации; разрядность кодирования.

Просмотр содержимого документа
«Кодирование звуковой информации»

Кодирование звуковой информации

Кодирование звуковой информации

Звук – это колебания среды (воздуха, воды), которые воспринимает человеческое ухо. С помощью микрофона звук преобразуется в так называемый аналоговый электрический сигнал. Аналоговый сигнал  – это произвольное изменение некоторой величины в заданном диапазоне. В любой момент времени сигнал на выходе микрофона (ток или напряжение) может принимать любое значение в некотором интервале.
  • Звук – это колебания среды (воздуха, воды), которые воспринимает человеческое ухо. С помощью микрофона звук преобразуется в так называемый аналоговый электрический сигнал.

Аналоговый сигнал – это произвольное изменение некоторой величины в заданном диапазоне.

В любой момент времени сигнал на выходе микрофона (ток или напряжение) может принимать любое значение в некотором интервале.

Оцифровка звука Число T называется интервалом дискретизации , а обратная ему величина 1/ T – частотой дискретизации . Частота дискретизации обозначается буквой f и измеряется в герцах (Гц) и килогерцах (кГц). Один герц – это 1 раз в секунду, а 1 кГц – 1000 раз в секунду. Чем больше частота дискретизации, тем точнее мы записываем сигнал, тем меньше информации теряем. Однако при этом возрастает количество отсчетов, то есть информационный объем закодированного звука. Оцифровка – это преобразование аналогового сигнала в цифровой код.

Оцифровка звука

Число T называется интервалом дискретизации , а обратная ему величина 1/ Tчастотой дискретизации . Частота дискретизации обозначается буквой f и измеряется в герцах (Гц) и килогерцах (кГц). Один герц – это 1 раз в секунду, а 1 кГц – 1000 раз в секунду. Чем больше частота дискретизации, тем точнее мы записываем сигнал, тем меньше информации теряем. Однако при этом возрастает количество отсчетов, то есть информационный объем закодированного звука.

Оцифровка – это преобразование аналогового сигнала в цифровой код.

Для кодирования звука в компьютерах чаще всего используются следующие частоты дискретизации: 8 кГц (плохое качество, но достаточно для распознавания речи); 11 кГц, 22 кГц, 44,1 кГц (звуковые компакт-диски); 48 кГц (фильмы в формате DVD) ; также 96 кГц и 192 кГц (высококачественный звук в формате DVD‐audio). Выбранная частота влияет на качество цифрового звука.

Для кодирования звука в компьютерах чаще всего используются следующие частоты дискретизации:

  • 8 кГц (плохое качество, но достаточно для распознавания речи);
  • 11 кГц, 22 кГц, 44,1 кГц (звуковые компакт-диски);
  • 48 кГц (фильмы в формате DVD) ;
  • также 96 кГц и 192 кГц (высококачественный звук в формате DVD‐audio).

Выбранная частота влияет на качество цифрового звука.

Представим себе, что на один отсчет выделяется 3 бита. При этом код каждого отсчета – это целое число от 0 до 7. Весь диапазон возможных значений сигнала, от 0 до максимально допустимого, делится на 8 полос, каждой из которых присваивается номер (код). Все отсчеты, попавшие в одну полосу, имеют одинаковый код

Представим себе, что на один отсчет выделяется 3 бита. При этом код каждого отсчета – это целое число от 0 до 7. Весь диапазон возможных значений сигнала, от 0 до максимально допустимого, делится на 8 полос, каждой из которых присваивается номер (код). Все отсчеты, попавшие в одну полосу, имеют одинаковый код

Преобразование измеренного значения сигнала в число называется дискретизацией по уровню. Эту операцию выполняет аналого-ифровой преобразователь (АЦП) звуковой карты. Разрядность кодирования  - это число бит, используемое для хранения одного отсчета. Недорогие звуковые карты имеют разрядность 16-18 бит, большинство современных - 24 бита, что позволяет использовать 2 24 = 16 777 216 различных уровней. Объем информации, полученный после оцифровки звука, зависит от разрядности и частоты дискретизации. Например, если используется 16-разрядное кодирование с частотой 44 кГц , за 1 с выполняется 44000 измерений сигнала, и каждое из измеренных значений занимает 16 бит (2 байта). Поэтому за 1 секунду накапливается 44000 х 2 = 88000 байт информации, а за 1 минуту 88000 х 60 = 5 280 000 байт = 5 Мбайт . Если записывается стерео звук (левый и правый каналы), это число нужно удвоить . С помощью оцифровки можно закодировать любой звук, который принимает микрофон. В частности, это единственный способ кодирования человеческого голоса и различных природных звуков (шум прибоя и т.п.).

Преобразование измеренного значения сигнала в число называется дискретизацией по уровню. Эту операцию выполняет аналого-ифровой преобразователь (АЦП) звуковой карты.

Разрядность кодирования - это число бит, используемое для хранения одного отсчета.

Недорогие звуковые карты имеют разрядность 16-18 бит, большинство современных - 24 бита, что позволяет использовать 2 24 = 16 777 216 различных уровней.

Объем информации, полученный после оцифровки звука, зависит от разрядности и частоты дискретизации. Например, если используется 16-разрядное кодирование с частотой 44 кГц , за 1 с выполняется 44000 измерений сигнала, и каждое из измеренных значений занимает 16 бит (2 байта). Поэтому за 1 секунду накапливается 44000 х 2 = 88000 байт информации, а за 1 минуту

88000 х 60 = 5 280 000 байт = 5 Мбайт . Если записывается стерео звук (левый и правый каналы), это число нужно удвоить .

С помощью оцифровки можно закодировать любой звук, который принимает микрофон. В частности, это единственный способ кодирования человеческого голоса и различных природных звуков (шум прибоя и т.п.).

Среди форматов звуковых файлов наиболее известны: WAV (англ. Waveform Audio File Format, файлы с расширением .wav ) - стандартный формат звуковых файлов в операционной системе Windows; сжатие данных возможно, но используется редко;  M P3  (файлы с расширением . mp3 ) - самый популярный формат звуковых файлов, использующий сжатие c потерями: для значительного уменьшения объема файла снижается качество кодирования для тех частот, которые практически неразличимы для человеческого слуха;  WMA  (англ. Windows Media Audio, файлы с расширением .wma ) - формат звуковых файлов, разработанный фирмой Microsoft; чаще всего используется сжатие для уменьшения объема файла; Ogg Vorbis  (файлы с расширением . ogg ) - свободный (не требующий коммерческих лицензий) формат сжатия звука с потерями. Все эти форматы являются потоковыми, то есть можно начинать прослушивание до того момента, как весь файл будет получен (например, из Интернета).

Среди форматов звуковых файлов наиболее известны:

  • WAV (англ. Waveform Audio File Format, файлы с расширением .wav ) - стандартный
  • формат звуковых файлов в операционной системе Windows; сжатие данных возможно, но используется редко;
  • M P3 (файлы с расширением . mp3 ) - самый популярный формат звуковых файлов,
  • использующий сжатие c потерями: для значительного уменьшения объема файла снижается качество кодирования для тех частот, которые практически неразличимы для человеческого слуха;
  • WMA (англ. Windows Media Audio, файлы с расширением .wma ) - формат звуковых
  • файлов, разработанный фирмой Microsoft; чаще всего используется сжатие для уменьшения объема файла;
  • Ogg Vorbis (файлы с расширением . ogg ) - свободный (не требующий коммерческих
  • лицензий) формат сжатия звука с потерями. Все эти форматы являются потоковыми, то есть можно начинать прослушивание до того момента, как весь файл будет получен (например, из Интернета).
Метод инструментального кодирования Этот метод основан на стандарте MIDI (англ. Musical Instrument Digital Interface — цифровой интерфейс музыкальных инструментов). В отличие от оцифрованного звука, в таком формате хранятся последовательность нот, коды инструментов (можно использовать 128 мелодических и 47 ударных инструментов), громкость, тембр, время затухания каждой ноты и т.д. Фактически это программа, предназначенная для проигрывания звуковой картой, в памяти которой хранятся образцы звуков реальных инструментов (волновые таблицы, англ. wave tables).

Метод инструментального кодирования

  • Этот метод основан на стандарте MIDI (англ. Musical Instrument Digital Interface цифровой интерфейс музыкальных инструментов). В отличие от оцифрованного звука, в таком формате хранятся последовательность нот, коды инструментов (можно использовать 128 мелодических и 47 ударных инструментов), громкость, тембр, время затухания каждой ноты и т.д. Фактически это программа, предназначенная для проигрывания звуковой картой, в памяти которой хранятся образцы звуков реальных инструментов (волновые таблицы, англ. wave tables).
? Что такое аналоговый сигнал? Какие вы знаете аналоговые приборы? Что такое оцифровка? Если ли потеря информации при оцифровке? Почему? Что такое интервал дискретизации и частота дискретизации? Как связаны частота дискретизации с потерей информации и объемом файла? Какие частоты дискретизации сейчас используются? От чего зависит выбор частоты дискретизации? Почему частоты дискретизации более 48 кГц применяются очень редко? Что такое дискретизация по уровню? Что такое разрядность кодирования звука? На что она влияет? В чем достоинства и недостатки оцифровки? Какие форматы файлов для хранения оцифрованного звука вы знаете? Что такое потоковый звук? Что такое инструментальное кодирование? В чем достоинства и недостатки инструментального кодирования звука? Почему MIDI-файлы могут звучать по-разному на разной аппаратуре?

?

  • Что такое аналоговый сигнал?
  • Какие вы знаете аналоговые приборы?
  • Что такое оцифровка? Если ли потеря информации при оцифровке? Почему?
  • Что такое интервал дискретизации и частота дискретизации?
  • Как связаны частота дискретизации с потерей информации и объемом файла?
  • Какие частоты дискретизации сейчас используются?
  • От чего зависит выбор частоты дискретизации?
  • Почему частоты дискретизации более 48 кГц применяются очень редко?
  • Что такое дискретизация по уровню?
  • Что такое разрядность кодирования звука? На что она влияет?
  • В чем достоинства и недостатки оцифровки?
  • Какие форматы файлов для хранения оцифрованного звука вы знаете?
  • Что такое потоковый звук?
  • Что такое инструментальное кодирование?
  • В чем достоинства и недостатки инструментального кодирования звука?
  • Почему MIDI-файлы могут звучать по-разному на разной аппаратуре?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!