СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кодексы чести разных профессий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование первоначального представления о трудовой и деловой чести.

Просмотр содержимого документа
«Кодексы чести разных профессий.»

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика.

(5-й класс)


Тема: Кодексы чести разных профессий.


Цели:

1-я линия развития личности:

Формировать первоначальное представление о трудовой и деловой чести.

Формировать представление о том, что основа кодексов чести любой деятельности – общечеловеческие ценности: трудолюбие, мастерство, справедливость, честность.


2-я линия развития личности:

Формировать умение определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки, делать выбор.

Учить анализировать поступки людей с точки зрения выполнения ими определённых общественных ролей и профессиональных обязанностей.

Формировать представление о том, что значит вести себя в соответствии с конкретной ролью в разных жизненных ситуациях.


Оборудование: план для групповой работы с текстами.







Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)


I. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.






Учитель предлагает отгадать загадку и найти ключевое слово урока.

Их очень много в мире есть,

Их невозможно перечесть.

Сегодня многие важны,

И актуальны, и нужны.

И ты скорее подрастай –

Одну для жизни выбирай,

Чтобы в работе первым быть

И людям пользу приносить! (Профессия.)

– Давайте вспомним, что обозначает слово профессия? Обратившись к толковому словарю, раскроем смысл этого слова. (Профессия – род занятий, вид трудовой деятельности, требующий определённой подготовки, наличия необходимых знаний, умений, навыков, приобретаемых в результате специального обучения или на практике.)

– Прочитайте, как сформулирована тема урока в учебнике. («Кодексы чести разных профессий».)

– Что вас удивило?

– Какой возникает вопрос?

Учащиеся с помощью учителя формулируют проблему урока.

– Сравните ваши варианты с вариантом авторов учебника.Могут ли люди разных профессий жить по одним правилам?

Проблема урока записывается на доске.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текстов разных стилей и схем.

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Анализировать и оценивать содержание текста, его языковые особенности и структуру; определять роль иллюстративного ряда в тексте.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

5. Использовать основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.


1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.


Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы.


2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

3. Развивать широкую мотивационную основу в любой деятельности, сначала в учебной, а в будущем в профессиональной.

4. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

5. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

6. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, делать выводы.



II. Актуализация знаний.





– Давайте вспомним то, что мы уже знаем.

Учитель предлагает детям в парах обсудить понятия: общество, духовность, мораль, нравственность, ценности, кодекс. Можно использовать тексты учебника, словарь в конце учебника.

– Какие интересы могут быть у разных людей? (Общие и различные, а также личные и профессиональные).

Учитель предлагает учащимся высказать свои мнения по проблеме урока «Могут ли люди разных профессий жить по одним правилам?». Возможно, среди них встретятся и такие: «Да, могут, если у них общие интересы, например, и хозяин, и работник – любители охоты»; «Да, могут, если люди работают ради общего результата»; «Да, могут, чтобы не было конфликтов»; «Да, могут, если это ответственные люди, которым совесть не позволит жить по-другому». Учитель записывает на доске ключевые слова предложенных учащимися ответов и соединяет их стрелками с формулировкой проблемы урока.


III. Решение проблемы, открытие новых знаний.



Работа с текстом «Что такое честь?» до чтения.

– Какие нравственные ценности вам известны?

– Что вы можете рассказать о такой нравственной ценности, как честь?

– Прочитайте текст в парах. Выполните задания:

1. Найдите на с. 84, какие определения дают этому понятию словари Даля и Ожегова. Сравните эти определения. Что в них общего?

2. Кого можно назвать человеком чести?

3. Приведите примеры, когда люди поступают по чести. Примеры можно найти в учебнике.



Работа с текстом «Что такое честь?» после чтения.

– Кого можно назвать человеком чести? (Человека, который поступает по совести, твёрдо придерживается своих нравственных убеждений.)

– Какие примеры таких людей вы нашли в тексте? Какие можете привести сами?

– Как вы думаете, как честь человека может проявляться в его профессии? (Человек ответственно относится к своему делу, качественно выполняет свою работу.)


Работа с текстом «Люди играют роли, роли определяют людей».

– Какие роли вам приходится выполнять в течение жизни? (В школе – ученик, дома – сын или дочь, в магазине – покупатель.)

– Рассмотрите схему на с. 86. К каким группам общественных ролей можно отнести то, что вы перечислили? (Сын или дочь – семейные роли, покупатель, клиент, пациент, пассажир – житейские роли, ученик – служебная роль.)

– Какую группу общественных ролей вы пока не выполняете? (Профессиональные роли.)

– Прочитайте текст.Сделайте вывод по проблеме урока: могут ли люди разных профессий жить по одним правилам? (Люди разных профессий живут в одном обществе. В обществе каждый выполняет свою общественную роль. Поэтому все следуют установленным в обществе законам.)

Учитель подчёркивает на доске мнение, которое совпало при выдвижении версий, или записывает, если оно отсутствовало.



Работа с текстами «Честь рабочего человека» и «Честь делового человека».

Класс делится на группы, каждая их которых работает с одним из двух текстов по плану:

1-я группа: текст «Честь рабочего человека».

  1. Служебная роль.

  2. Правила поведения (кодекс чести) в этой роли.

  3. Вывод: могут ли люди разных профессий жить по одним правилам?


2-я группа: текст «Честь делового человека».

  1. Служебная роль.

  2. Правила поведения (кодекс чести) в этой роли.

  3. Вывод: могут ли люди разных профессий жить по одним правилам?

По окончании работы каждая группа представляет результаты.



IV. Выражение решения проблемы.




Учитель подчёркивает на доске мнение, которое совпало при выдвижении версий, или записывает, если оно отсутствовало.

– Какой общий вывод можно сделать по проблеме урока? (У рабочего человека и у делового человека разные служебные роли – организатор и исполнитель. Поэтому отличаются их кодексы чести. Но и тот и другой являются членами одного общества, поэтому в основе любого кодекса находятся общечеловеческие ценности: ответственность, трудолюбие, справедливость.)


V. Выполнение продуктивных заданий.

Учитель предлагает выполнить самостоятельно или в парах задания на

Дополнительно можно рассмотреть материал «Мораль российских предпринимателей XIX века».



VI. Итог урока. Рефлексия.


– Что сегодня показалось трудным, непонятным?

– Что было интересно?

– Какие выводы вы сделали для себя?

– Как полученные знания пригодятся вам при выборе профессии?


VII. Домашнее задание.


Учитель предлагает девочкам выполнить один из проектов на с. 92 или свой собственный по теме урока. Можно предложить связать проект с интересной для ребёнка профессией.


Рекомендации по оцениванию достижений учащихся


Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

Решение проблемы, открытие новых знаний.

* Работа в учебнике: отметить учеников, которые отвечали на вопросы, высказывали предположения, делали

выводы.

* Отметить учеников, успешно представлявших работу группы у доски.

Выполнение продуктивных заданий.

* Отметить учеников, которые выполнили продуктивные задания.

Итог урока. Рефлексия.

* Отметить учеников, которые сделали грамотные выводы по теме урока.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!