Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Межрегиональный конкурс «Мои педагогические идеи и лайфхаки»
Башкеева Татьяна Леонидовна
педагог-библиотекарь
http://aida.ucoz.ru
Книжный чемодан
Выставка- визитная карточка библиотеки . Выставка – это всегда творчество, по ней судят не только о фонде, но и о самом стиле работы. В последние годы при разработке дизайна выставки я стала активно использовать всевозможные вспомогательные материалы, которые способствуют лучше передать смысл выставки и позволяют сделать выставку яркой и содержательной .
Чемодан - вещь особая, таинственная. В нём хранят, альбомы разные старинные вещи. С ним путешествуют. Когда мы видим перед собой чемодан, в голове сразу же складываются сами собой картинки путешествий, дорожных приключений, море, солнце и всё такое...
А ещё его используют в библиотеках, как выставку - инсталляцию. Чемодан стал основным атрибутом тематических выставок. Идея "книги в чемодане" стала в настоящее время популярной! Многие библиотеки даже дали клич в соц.сетях о том, что примут в дар чемоданы и чемоданчики всяких моделей, форм и размеров. Потом они их слегка реставрируют, иногда украшают (декупаж, например) и делают полноправными участниками выставочных экспозиций.
Учащиеся с большим интересом относятся к таким выставкам. Вашему вниманию предлагаю несколько вариантов выставок, которые я делала .
К 75 -летию снятия блокады Ленинграда «Блокадный Ленинград»
Красочная выставка - инсталляция «Блокадный Ленинград» была оформлена в школьной библиотеке к 75-летию снятия блокады Ленинграда. Главным объектом этой выставке был чемодан,. На выставке представлены книги: А.Адамович «Блокада», «Ленинград в блокаде», И. Миксон «Жила - была..» рассказывающие о страшных днях, о несгибаемой силе духа и вере в жизнь. О трагических днях Ленинграда можно узнать из стихотворений О.Бергольц, которую называли «голосом Города». Рядом с книгами можно увидеть карточки на хлеб, керосиновую лампу и паек ленинградца – 125 грамм хлеба. На крышке чемодана прикреплены листочки из дневника Тани Савичевой. Выставка пользовалась успехом среди учащихся школы.
Литературная акция « К 75 летию Победы 75 книг о войне»
Великие сражения и судьбы обычных героев описаны во многих художественных произведениях, но есть книги, мимо которых нельзя пройти и о которых нельзя забывать. Они заставляют читателя задуматься о настоящем и прошлом, о жизни и смерти, о мире и войне. К 75 летию Великой Победы в библиотеке началась литературная акция « К 75 летию Победы 75 книг о войне», о прочтении художественных книг о войне . Девиз акции - «Прочитанная книга о войне, твой подарок ко Дню Победы». Окунуться в ту лихую годину, ощутить дыхание времени, пережить вместе с героями книг боль, гнев, отчаяние, восторг, чувство любви ко всему живому и настоящему поможет оформленная выставка художественных книг в школьной библиотеке.
«Кукла - моя радость. Кукла - мое счастье».
К Международному женскому дню оформила выставку в чемодане «Кукла - моя радость. Кукла - мое счастье». В куклы дети играли раньше, играют сегодня, и будут играть всегда. О кукле можно заботиться, любить, возить в коляске, заворачивать, укачивать, наряжать, шить ей одежду и т.д. Она может стать подружкой, сестрой, дочкой. Каждая девочка с раннего возраста мечтает о кукле и мечта её обязательно сбывается. Выставка была необычная, она рассказывала не об истории кукол, а я предложила юным читателям подборку литературных произведений, главными персонажами которых являются куклы: Ю. Олеша «Три толстяка», А.Толстой «Приключение Буратино или золотой ключик», К. Коллоди «Пиноккио»,
Г.Х. Андерсен «Оле-Лукойе», Э.Т.А. Гофман «Щелкунчик», Дика Кинг-Смита «Леди Дейзи» и т.д.Среди книг также стояли и куклы.
«100 великих»
Выставка – инсталляция «100 великих» посвящена путешественникам, мореплавателям и первооткрывателям космоса. Она рассказывает об открытиях и удивительных судьбах великих путешественников и землепроходцев разных эпох и стран. Важные географические открытия были сделаны во время экспедиций, поводом для которых послужили различные мифы, географические легенды. Но каждая из этих экспедиций прибавляла человеку новые знания о Земле. На эту выставку можно поставить различные экспонаты и вещи: компас, карты, подзорную трубу, штурвал, глобус – все , что интересно посмотреть детям.
Такую выставку можно оформить и на уроке географии или окружающего мира.
История из чемодана
Представляю следующую выставку – инсталляцию « Истории из чемодана » , посвященную Всемирному дню путешественника, который отмечается ежегодно 27 сентября. Отправляясь в путешествия мы берем необходимые вещи: зубную щетку, футболку, галстук, а привозим сувениры, билеты, книги и многое другое. Все это вы найдете в чемодане и конечно вместе с вещами художественные книги о путешествиях и приключениях .
Варианты других выставок
Чемодан универсальная вещь, с помощью которого можно оформить много интересных выставок. Положительным моментом таких выставок является то, что она не требует большого количества книг.
Предлагаю несколько вариантов выставок с помощью чемодана:
« Из бабушкиного сундука » , эта выставка расскажет о декоративно прикладном искусстве, о старинных вещах. Можно ее сделать циклами и рассказать о национальных одеждах, обуви , головных уборах и украшениях татар, русских, башкир, марийцев и т.д. Кроме книг в чемодане должны быть и вещи, которые принадлежали нашим бабушкам. Детям будет очень интересно.
« Арт- мастерская » это более современная выставка, которая привлечет внимание читателей. Кроме книг о феничках, плетение бисером, декупаже на выставке должны присутствовать и предметы. Интересным будет и то, если предложить детям самим по книгам сплети из резиночек браслет или другу вещь.
«Эхо войны» Кроме книг о войне расположить экспонаты времён Великой Отечественной войны: солдатские фляжку, кружку, ложку, треугольное письмо, а также офицерский планшет, ордена и медали. Этот мини музей не оставит без внимания ни одного читателя библиотеки. Рассказ об этих предметах сопроводить чтением писем и стихов.
Особое внимание обращаю на то, что на этих выставках должны быть предметы,
которые интересны детям.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ