СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Ключи от форта Боярда"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по дисциплинам "Математика" и "Физика" в форме игры-соревнования.

Просмотр содержимого документа
«"Ключи от форта Боярда"»



Методические рекомендации по проведению игры-соревнования «Ключи от форта «Бояррд»

Настоящая разработка содержит методику проведения игры-соревнования «Ключи от форта «Боярд» по дисциплинам «Математика» и «Физика». На занятиях по данным дисциплинам студенты получают большой объем специальных знаний. Один из путей воспитания у студентов интереса к этим предметам – организация их игровой деятельности.

В играх различные знания и новые сведения студента получают свободно. Потому, часто то, что на занятии кажется трудным, даже недостижимым, на внеклассном занятии, во время игры легко усваивается. Здесь интерес и удовольствие – важные психологические показатели игры.

Мы знаем, что игра, учение, труд – основные виды деятельности человека. При этом готовит как к учению, так и к труду, сама являясь одновременно и учением и трудом. Глубоко ошибается те, кто считают, что игра – лишь забава и развлечение. В процессе игр приобретаются самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира, развиваются наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки.

Назначение дидактических игр – развитие познавательных процессов у обучающихся (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.) и закрепление знаний, приобретаемых на занятиях.

Однако не стоит преувеличивать образовательного значения дидактических игр, так как они не могут стать источником систематических и точных знаний. Дидактические игры хороши в системе с другими формами обучения, использование которых должно привести к решению следующих задач: преподаватель должен дать студентам знания, соответствующие современному уровню развития науки, и должен научить их самостоятельно приобретать знания.

Данный методический материал предлагает сценарий мероприятия, который поможет сформировать междисциплинарные связи, актуализировать знания студентов, полученные на занятиях математики и физики.

Разработка включает подробные описание подготовительного этапа, план и структуру мероприятия, методические рекомендации по его проведению. Она адресована преподавателям ССУЗов, использующих в своей работе активные методы преподавания и нетрадиционные формы уроков, повышающие интерес студентов к учёбе и эффективность учебных занятий.

При подготовке методической разработки использован сценарный материал, изложенный в книги П.Р. Оникула «19 игр по математике» и журналах «Физика в школе», «Математика в школе».





План мероприятия


Тема: «Ключи от форта «Боярд»

Дисциплина: математика, физика

Цели: обучающая – актуализировать знания студентов по математике и физике; сформировать междисциплинарные связи;

воспитательная – воспитывать чувство ответственности за свои действия; коллективизм, умение работать в команде; привывать навыки рационального использования времени, адекватной самооценки; осуществлять эстетическое, нравственное воспитание студентов;

развивающая – развивать математическую и физическую грамотность студентов, их логическое мышление и культуру речи; творческие способности.

Форма проведения – игра.

Метод проведения – учебное заведение.

Время проведения – 60 минут.

Сфера – я и коллектив

Социальная роль – член команды

Участники – студенты первого курса колледжа.

Оборудование и оформление – магнитофон, аудиозаписи музыки; оборудование для физических опытов; плакат с названием мероприятия; физико-математические стенные газеты; конверты с заданиями; ключи; карточки с заданиями для ведущих; листы бумаги и ручки для команд; сценический реквизит.



Организация мероприятия


Перед началом мероприятие преподавателю необходимо удостовериться в присутствии всех участников, ответственно за звуковое оформление, проверить качество работы музыкальной аппаратуры, наличие необходимого физического оборудования, наглядного оформления.


Вводная часть


Говоря о большом воспитательном и познавательном значении игр по математике и физике следует указать на важную роль преподавателя при их проведении. Поэтому мероприятие целесообразно начать преподавателю: «Склонность к игре – удел не только детства или ранней юности… Разве нельзя думать, что склонность к игре, которая является как любопытство, естественной склонностью ребёнка, но не является чем-то ребяческим в пренебрежительном смысле этого слова, также способствует развитию науки? На этот последний вопрос следует дать положительный ответ» - утверждал известный французский ученый Луи де Брайль.

Далее ведущий посвящает присутствующих в сущность предстоящего мероприятия, называя его тему и цели (прил. 1); представляет членов жюри.


Ход мероприятия


Игра начинается в аудитории математики и физики. Каждая команда может пройти пять этапов, т.е. наибольшее число ключей, которые она может собрать 5. В начале каждого этапа команда получает задание (различные по содержанию для каждой команда), которое решается в течение заданного промежутка времени (прил. 1). Затем жюри оценивает решение и в случае верного ответа выдаёт конверт с подсказкой (прил.1), по которому команда разыскивает ключ. Побеждает та команда, которая покажет результат – по найденным ключам расшифрует имя известного учёного-физика (прил. 3).

Болельщики во время прохождения командами этапов остаются в аудитории и решают занимательные задачи (прил. 2). Каждое верное решение задачи оценивается сладким призом.

Между этапами проводятся физико-математические музыкальные паузы: песни, сценки из жизни студентов, частушки и др. (прил. 4-8).


Подведение итогов мероприятия


После завершения последнего этапа члены жюри подводят итоги и объявляют команду-победителя. Команды награждаются грамотами и сладкими призами.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Бахтамов Р.Б. Для кого падают яблоки? Оформ. В. Терещенко – М., «Дет. лит.»,1973 - 16с., ил.

  2. Коган Б.Ю. Сто задач по физике: Учеб. руководство: - 2-у изд., перераб./Под ред. И.Е. Иродова. – М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1986. – 64с., ил.

  3. Колдашов А.М. Неделя математики в школе: Методические рекомендации. – Тамбов: 1987. – 36с.

  4. Оникул П.Р. 19 игр по математике: Учебное пособие. – СПб.: Союз, 1999. – 95с.

  5. Петрова Ф.Г. Математические вечера. Издание второе. Издательство «Удмуртия». Ижевск, 1986. – 184с.


Приложение 1

Сценарий игры – соревнования

«Ключи от форта «Боярд»


1 этап

Задание для команды «Умники»

Найдите сумму корней квадратного уравнения

Ответ:


Подсказка: «Журналы лежат в этой части всегда,

И ключик весёлый забился туда».

Задание для команды «Протоны»

Решите систему уравнений:

Ответ: (4;12)


Подсказка: «Ключ спрятан в книжном шкафу в какой-то книжке. Найти его давно никто не может, но известно, что номер полки и номер книжки совпадают с решением системы уравнений».


2 этап

Задание для команды «Умники»

Вычислите:

Ответ: 3


Подсказка: «Учитель информатики потерял ключ в кабинете. Ключ находится где-то возле компьютера, номер которого совпадает с решением примера».


Задание для команды «Протоны»

Выбрать из десяти один пример, к которому подходит данный ответ: 26111917. калькулятором пользоваться нельзя!

1. 3873∙3229 6. 10045∙244

2. 3452∙2141 7. 5423∙5214

3. 21421∙242 8. 5213∙5009

4. 1234∙6256 9. 6234∙1428

5. 2356∙2564 10. 2345∙5652

Ответ: 8

Продолжение прил. 1

Подсказка: «Ключ в ключах».


3 этап

Задание для команды «Умники»

Имеются 24 кг гвоздей и чашечные весы без гирь. Как отмерить 9 кг гвоздей?

Ответ: Сначала разделить 24 кг гвоздей на две равные части по 12кг, потом каждую часть еще пополам – по 6 кг, потом еще раз – по 3кг.

6кг+3кг=9кг.


Подсказка: «Там деньги студентам прилежным дают;

И они на них целой месяц живут».


Задание для команды «Протоны»

3 куры за 3 дня снесут 3 яйца. Сколько яиц снесут 9 кур за 9 дней?


Ответ: 3 куры за 1 день снесут 1 яйцо, 9 кур за 1 день снесут з яйца. 9 кур за дней снесут 27 яиц.


Подсказка: «Пришла весна. Цветут цветы

Ты ищешь ключ? Ты в них найди!

Помочь могу лишь только тем,

Цветы цветут среди богинь».


4 этап

Задание для команды «Умники»

Из кусочков картона сложите букву «Т»

О твет:

3 1 6 4




2

5


Подсказка: «Отличники наши висят высоко,

Они ключ знаний получили давно –

Как долго стремились они в эту высь,

Попробуй и ты до ключа дотянись!»


Окончание прил. 1

Задание для команды «Протоны»

Разрезать квадрат на 5 таких треугольников, чтобы сумма площадей четырёх из них была равна площади пятого.


О твет:








Подсказка: «Ключ ты сможешь там достать,

Где изображены законы.

Должны вы сразу угадать,

Ведь с детства с физикой знакомы.»


4 этап

Задание для команды «Умники»

На столе стоят 6 стаканов. В 3 из них налита вода. Не меняя местами стаканы, сделайте так, чтобы пустые и полные стаканы чередовались. Брать в руку разрешается только 1 стакан.




Ответ: Из второго стакана воду перелить в пятый.


Подсказка: «Ты любишь то место со школьной скамьи.

В ту пору, когда все лепят снежки,

Погреться ты любишь, держась за неё.

И ключ озорной лежит в ней давно»


Задание для команды «Протоны»

Поставьте стакан так, чтобы он был приподнят над столом ровно на 2 см.


Ответ: Один из возможных способов: лист бумаги согните гармошкой и ….


Подсказка: «одна сейчас среди всех нас,

Умна. Красива – просто класс!

Кто провинится, нахамит,

Тот сразу на ковёр бежит.

Она накажет и простит,

И ключик у неё лежит!»

Приложение 2

Задания для болельщиков


  1. Тройка лошадей бежит со скоростью 15 км/ч. С какой скоростью бежит каждая лошадь? (15 км/ч).

  2. Как из трех спичек, не ломая их, сделать четыре? Ответ нарисовать (IV).

  3. Два отца и два сына застрелили трех зайцев. Каждый застрелил по одному. Как это получилось? (Дед, отец, сын).

  4. Пять ворохов и семь ворохов свезли вместе. Сколько получилось ворохов сена? (Один).

  5. В тёмной комнате стоит шкаф, ф ящике которого лежат 24 красных и 24 синих носка. Сколько носков нужно взять, чтобы из них заведомо можно было составить по крайней мере одну пару носков одного цвета? (3 носка).

  6. Почему мокрая бумага рвётся легче, чем сухая? (Появляется как бы смазка и трение между волокнами бумаги уменьшается.)

  7. Продолжите высказывание М.В. Ломоносова: «Математику уже затем учить надо, что…. (… она ум в порядок приводит»)

  8. Каким понятиям соответствует значение буквы «F» в химии, физике, математике. (В химии – фтор; в физике – сила; в математике – функция).

  9. Загадка:

Две сестры качались,

Правды добивались.

А когда добились,

То остановились. (Весы).

  1. Гвоздь в бревно, затем вытащили его. Одинаковую ли при этом совершили механическую работу?

(При забивании гвоздя совершили большую работу, так как нужно не только преодолевать силу трения, но и разрывать волокна дерева).












Приложение 3

Подсказки на ключах, используя которых,

команды определяют имя и фамилию

знаменитого физика.


Исаак Ньютон.

  1. Именно этот английский учёный, получивший за свою научную деятельность рыцарский титул, направил сподвижнику ПетраI, крупному военачальнику Александру Даниловичу Меньщикову Извещение о том, что тот избран членом Королевской Академии наук Великобритании, парадокс состоял в том, что Меньщиков был неграмотным.

  2. В 195 г. он получил должность смотрителя Монетного двора Великобритании, а через 4 года – директора; ему была поручена чеканка всех монет страны.

  3. Увеличение естественными науками он сочетал с увеличением религией. К концу жизни он написал сочинение о пророке Даниле и толкование Апокалипсиса. Тем не менее богу, по словам Ф. Энгельса, он составил только первый толчок, но запретил всякое дальнейшее вмешательство в Солнечную систему.

  4. Этот учёный – физик одновременно является автором двух важных математических методов: дифференциального и интегрального исчислений.

  5. Филосов Г.Гегель шутил: Три яблока сгубили мир: яблоко Полиса и его яблоко.


Пифагор.

  1. Основы его учения – числовые соотношения.

  2. Он организовал философско-математическую школу, основанную в греческой колонии на Юге Италии.

  3. В его школе было установлено три случая покрытия плоскости правильными многоугольниками. А именно вокруг одной точки плоскости можно уложить три правильных шестиугольника и четыре квадрата, шесть треугольников.

  4. Теорема в геометрии названа по его фамилии.

  5. Над ним смеются, говорят, что у него штаны – во все стороны равны.










Приложение 4


Песня «Ты не понял»


  1. Мы разошлись, как в море корабли

Ты математику учишь,

Хотя друзья говорили смотри:

Ты все же двойку получишь.

Но мы то знали, что время пройдет

И за советом придешь ты

И не вернуть нам обратно того

Училке снова соврёшь ты

Припев: А ты так и ничего не понял

Ничего не понял, не понял ничего.

Когда ты учишь эти интегралы,

От формулы в голове сплошная чехарда

Когда ты учишь эти интегралы,

От формулы в голове сплошная чехарда

  1. Что смотреть нам, кто прав, кто виноват

Все математику знают

Ведь ты один, не учил ничего

И снова двойки нахватаешь

Только сейчас, за учебники сел.

Не слишком сделал ли поздно

Всё для того, чтоб математику знать

Предмет ведь этот так сложен.

Припев: А ты так и ничего не понял

Ничего не понял, не понял ничего.

Когда ты учишь эти интегралы,

От формулы в голове сплошная чехарда

Когда ты учишь эти интегралы,

От формулы в голове сплошная чехарда

  1. Только сейчас за ученики сел

Не слишком сделал ли поздно

Все для того, чтоб математику знать.

Предмет ведь этот так сложен.










Приложение 5

Песня «Весёлые страховики»


1. Не правоведы, не механики,

И сожалений горьких нет, да нет.

Страховщики – специалисты мы

И шлем сердечный вам привет


2. Наверно вызвало сомнение

У вас наш юный коллектив

Приняв серьёзное решение

Сумеем как один, как один.


3. Кристина – гений в арифметике,

Егор – так просто вундеркинд

Сильна Надюха в геометрии

Марина так во всём специалист


4. Страховщики – специалисты мы.

Пока и без пяти минут ещё

А вот какие математики мы

Известно всем давным-давно!
























Приложение 6


Диалог «Из жизни студента»


I. Как-то раз мы с другом лучшим

Так устали нету сил.


II. На уроке мы уснули

Парта милее чем кровать

Мы зевнули так, что скулы

Стало школу выровнять


    1. Мы проснулись, чем заняться?

Не придумать хоть убей

Посмеяться мы решили

Над соседкою своей


II. Ах учитель, что наделал?

Слова он не проронил

И не вникнув в сущность дела

Сразу маму пригласил


    1. Если время на уроке очень

Медленно течёт

Мы забыв учебник строгий

Чертим что на ум взбредёт.


II.На тетради и на парте

На доске и на стене

На портфеле и на карте

У соседа на спине


    1. Чтобы лучше на уроке

Наши думали мозги

Мы едим на задней парте

С колбасою пироги.


II. Мы устали от ученья

Ах скорей бы выходной

Скоро всем конец мученьям

Мама я хочу домой


I, II. Обезьяну человеком

Сделал труд не для того

Чтоб надеть ярмо на веке

В лошадь превратить его.

Приложение 7


Песня «Экзамен студентки»

I. Степень поднимается лучше

Логарифмы сводят с ума

В интегралах все мои мысли

И в системах радость моя

Теорему выучить можно

Но задачку лучше решать

Если аксиому не вспомню

Значит зри сюда я пришла

Припев: Котангенс с синусом сложила

И знаю точно я сама

Задачку правильно решила

Ура, ура.

II. В голове кружат уравнения

Производных строчка бежит

Лучшее у всех настроенье

И обида прочь улетит

Сегодня выучу таблицу

Пятерку завтра получу

Конечно точно я не знаю

Вспомни ли её по утру

Припев: Котангенс с синусом сложила

И знаю точно я сама

Задачку правильно решила

Ура, ура.



















Приложение 8

Начинаем петь частушки,

Слушайте внимательно.

Если вам понравится,

Будет замечательно.


Изучаем все предметы,

Даже информатику.

Но мы больше всего любим

Физику и математику.


Математика – урок

Очень интересный.

Все ребята знают это,

Он предмет известный.


Здесь сложенье, вычитанье,

Синусы и тангенсы,

Теорема Пифагора

И квадраты разности.


А про физику мы скажем:

Карбюраторы нужны!

Кибернетика и Ньютон

В жизни нашей ой важны.


А у наших трактористов

Голова из трех частей:

Карбюратор, вентилятор

И коробка скоростей.


Математику свою

И без памяти люблю,

И хочу я вам сказать

Лучше ее не сыскать.


А линейка-то, какая,

Так пустилась в пляску,

Изгибается то как,

Корчит нам гримаску.


Взяла циркуль начертить,

А он ломается.

Уколол меня он в палец,

Да еще кусается!


Мы пропели вам частушки,

Хорошо ли плохо,

И теперь мы вас попросим,

Не судите строго.


15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!