СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ключевые особенности обновлённых ФГОС основного общего образования и среднего общего образования по физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

С презентацией выступала на конференции 21.08.2023 года в селе Круглое Азовского района, Ростовской области.

Просмотр содержимого документа
«Ключевые особенности обновлённых ФГОС основного общего образования и среднего общего образования по физике»

К лючевые особенности обновлённых фгос ооо и соо по физике МБОУ Самарская СШ № 1 Учитель математики и физики Середа С.А.

К лючевые особенности обновлённых фгос ооо и соо по физике

МБОУ Самарская СШ № 1

Учитель математики и физики Середа С.А.

ЕДИНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РФ   Единые подходы к формированию содержания образования и воспитания Единые стандарты образовательного пространства страны   Единая система мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций Единая структура требований ФГОС на разных уровнях общего образования, преемственность требований между уровнями общего образования

ЕДИНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Единые подходы к формированию содержания образования и воспитания

Единые стандарты образовательного пространства страны

Единая система мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций

Единая структура требований ФГОС на разных уровнях общего образования, преемственность требований между уровнями общего образования

 Обновлённый ФГОС ООО Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении ФГОС основного общего образования» Вступил в силу с 01.09.2022

Обновлённый ФГОС ООО

Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»

Вступил в силу с 01.09.2022

Конструктор РП https://edsoo.ru/ Примерная рабочая программа по физике ооо Предмет Количество часов в неделю Физика 7-9 7 класс Физика 7-9 2 (Базовый уровень) 8 класс 9 класс 2 (Углубленный уровень) 3 3 3 4

Конструктор РП https://edsoo.ru/

Примерная рабочая программа по физике ооо

Предмет

Количество часов в неделю

Физика 7-9

7 класс

Физика 7-9

2

(Базовый уровень)

8 класс

9 класс

2

(Углубленный уровень)

3

3

3

4

По содержанию   Содержание предмета Физика несколько отличается от прежнего ФГОС ООО, переносом некоторых тем из7 класса в 8 (частично «Строение вещества»), из 8 класса в 9. ( раздел «Оптика»), из 9 класса в 8 ( ЭМИ) Лабораторные работы и опыты • Введены новые работы исследовательского характера • Обязательный учет погрешности при выполнении прямых измерений (данное умение уже проверяется на ОГЭ по физике)

По содержанию

Содержание предмета Физика несколько отличается от прежнего ФГОС ООО, переносом некоторых тем из7 класса в 8 (частично «Строение вещества»), из 8 класса в 9. ( раздел «Оптика»), из 9 класса в 8 ( ЭМИ)

Лабораторные работы и опыты

• Введены новые работы исследовательского характера

• Обязательный учет погрешности при выполнении прямых измерений (данное умение уже проверяется на ОГЭ по физике)

УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ 7 - 9 Его содержание незначительно расширено (добавление некоторых элементов), но в значительно большей степени — в формировании более сложных познавательных действий, связанных с освоением и активным применением физических знаний (исследовательские действия, работа с информацией, решение качественных задач)

УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ 7 - 9

Его содержание незначительно расширено (добавление некоторых элементов), но в значительно большей степени — в формировании более сложных познавательных действий, связанных с освоением и активным применением физических знаний (исследовательские действия, работа с информацией, решение качественных задач)

Требования к результатам основной образовательной программы ООО В новых ФГОС подробнее описывают результаты освоения ООП ООО – личностные, метапредметные, предметные. Новые ФГОС требуют системно-деятельностного подхода. Они определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам, описаны по группам .

Требования к результатам основной образовательной программы ООО

  • В новых ФГОС подробнее описывают результаты освоения ООП ООО – личностные, метапредметные, предметные.
  • Новые ФГОС требуют системно-деятельностного подхода. Они определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам, описаны по группам .
Личностные результаты   Группируются по направлениям воспитания: гражданско-патриотическое; духовно-нравственное; эстетическое; физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия; трудовое; экологическое; ценность научного познания

Личностные результаты

Группируются по направлениям воспитания:

  • гражданско-патриотическое;
  • духовно-нравственное;
  • эстетическое;
  • физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
  • трудовое;
  • экологическое;
  • ценность научного познания
Личностные результаты потребность во взаимодействии при выполнении исследова­ний и проектов физической направленности, открытость опыту и знаниям других; повышение уровня своей компетентности через  практиче­скую деятельность; потребность в формировании новых знаний, в том числе фор­мулировать идеи,  понятия,  гипотезы  о  физических  объектах и явлениях; осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики; планирование своего развития в приобретении новых физи­ческих знаний; стремление анализировать и выявлять взаимосвязи приро­ды, общества и экономики, в том числе с использованием физических знаний; оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных глобальных последствий.

Личностные результаты

  • потребность во взаимодействии при выполнении исследова­ний и проектов физической направленности, открытость опыту и знаниям других;
  • повышение уровня своей компетентности через  практиче­скую деятельность;
  • потребность в формировании новых знаний, в том числе фор­мулировать идеи,  понятия,  гипотезы  о  физических  объектах и явлениях;
  • осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;
  • планирование своего развития в приобретении новых физи­ческих знаний;
  • стремление анализировать и выявлять взаимосвязи приро­ды, общества и экономики, в том числе с использованием физических знаний;
  • оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных глобальных последствий.
Метапредметные результаты   Группируются по видам универсальных учебных действий: овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией; овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность; овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль .

Метапредметные результаты

Группируются по видам универсальных учебных действий:

овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;

овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;

овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль .

Предметные результаты определяют минимум содержания, изучение которого гарантирует государство, построенного в логике изучения физики; знания, умения и навыки, опыт решения проблем и творческой деятельности; освоения программы с учетом необходимости сохранения фундаментального характера образования и обеспечения успешного обучения обучающихся на уровне основного общего образования . Обратите внимание, что предметные результаты в новых ФГОС не согласовываются с требованиями концепций преподавания физики, поэтому придется в рабочих программах учитывать и требования ФГОС, и требования концепций.

Предметные результаты

  • определяют минимум содержания, изучение которого гарантирует государство, построенного в логике изучения физики;
  • знания, умения и навыки, опыт решения проблем и творческой деятельности;
  • освоения программы с учетом необходимости сохранения фундаментального характера образования и обеспечения успешного обучения обучающихся на уровне основного общего образования .

Обратите внимание, что предметные результаты в новых ФГОС не согласовываются с требованиями концепций преподавания физики, поэтому придется в рабочих программах учитывать и требования ФГОС, и требования концепций.

Функциональная грамотность Особенностью обновленного ФГОС ООО является формирование функциональной грамотности. Применительно к физике естественно-научная грамотность, но также читательская грамотность. Цель: достижение показателя качества по результатам национальных исследований.  min 2 уровень Достижение порогового уровня всеми обучающимися 100 % 3 – 4 уровень 5 – 6 уровень Доля выпускников основной школы не менее 40 % Доля хорошо подготовленных обучающих не менее 11 %

Функциональная грамотность

Особенностью обновленного ФГОС ООО является формирование функциональной грамотности. Применительно к физике естественно-научная грамотность, но также читательская грамотность.

Цель: достижение показателя качества по результатам национальных исследований.

min 2 уровень

Достижение порогового уровня всеми обучающимися 100 %

3 – 4 уровень

5 – 6 уровень

Доля выпускников основной школы не менее 40 %

Доля хорошо подготовленных обучающих не менее 11 %

УМК «физика» И.М. Перышкин, А.И.Иванов Учебники на уровне ООО УМК «ФИЗИКА» ГРАЧЕВА А.В УМК «Архимед» В.В.Белага др. О.Ф.Кабардин умк «Сферы» Авт. Ю.А.Панебратцев, В.В.Белага и др. УМК «Классический» Авт. С.В.Громов Н.А.Родина

УМК «физика» И.М. Перышкин, А.И.Иванов

Учебники на уровне ООО

УМК «ФИЗИКА» ГРАЧЕВА А.В

УМК «Архимед»

В.В.Белага др.

О.Ф.Кабардин

умк «Сферы»

Авт. Ю.А.Панебратцев, В.В.Белага и др.

УМК

«Классический»

Авт. С.В.Громов Н.А.Родина

Обновлённый ФГОС СОО Приказ Министерства просвещения России от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в ФГОС среднего общего образования»

Обновлённый ФГОС СОО

Приказ Министерства просвещения России от 12.08.2022 № 732

«О внесении изменений в ФГОС среднего общего образования»

Конструктор РП https://edsoo.ru/ Примерная рабочая программа по физике соо Предмет Количество часов в неделю 10 класс Физика 10 - 11 11 класс Физика 10 - 11 (Базовый уровень) 2 2  (Углубленный уровень) 5 5

Конструктор РП https://edsoo.ru/

Примерная рабочая программа по физике соо

Предмет

Количество часов в неделю

10 класс

Физика 10 - 11

11 класс

Физика 10 - 11

(Базовый уровень)

2

2

(Углубленный уровень)

5

5

Примерная рабочая программа среднего общего образования предмета «Физика» (углубленный уровень)   • Идея целостности • Идея генерализации • Идея гуманитаризации • Идея экологизации • Идея прикладной направленности  Прикладная направленность - это курс физики углублённого уровня, предполагает знакомство с широким кругом технических и технологических  приложений, изученных теорий и законов. При этом рассматриваются на уровне общих представлений и современные технические устройства и технологии.

Примерная рабочая программа среднего общего образования предмета «Физика» (углубленный уровень)

Идея целостности

Идея генерализации

Идея гуманитаризации

Идея экологизации

Идея прикладной направленности

Прикладная направленность - это курс физики

углублённого уровня, предполагает знакомство с

широким кругом технических и технологических

приложений, изученных теорий и законов. При этом

рассматриваются на уровне общих представлений и

современные технические устройства и технологии.

Углубленный уровень Для углубленного уровня — это система самостоятельного ученического эксперимента, включающего фронтальные ученические опыты при изучении нового материала, лабораторные работы и работы практикума. При этом возможны два способа реализации физического практикума. В первом случае практикум проводится либо в конце 10 и 11 классов, либо после первого и второго полугодий в каждом из этик классов. Второй способ — это интеграция работ практикума в систему лабораторных работ, которые проводятся в процессе изучения раздела (темы). При этом под работами практикума понимается самостоятельное исследование, которое проводится по руководству свёрнутого, обобщённого вида без пошаговой инструкции.

Углубленный уровень

Для углубленного уровня — это система самостоятельного ученического эксперимента, включающего фронтальные ученические опыты при изучении нового материала, лабораторные работы и работы практикума. При этом возможны два способа реализации физического практикума. В первом случае практикум проводится либо в конце 10 и 11 классов, либо после первого и второго полугодий в каждом из этик классов. Второй способ — это интеграция работ практикума в систему лабораторных работ, которые проводятся в процессе изучения раздела (темы). При этом под работами практикума понимается самостоятельное исследование, которое проводится по руководству свёрнутого, обобщённого вида без пошаговой инструкции.

Требования к результатам основной образовательной программы сОО Демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей, целостность и единство физической картины мира Действия по применению системы знаний об общих физических закономерностях, законах, теориях (применять теоретические знания): - Учитывать границы применения изученных физических моделей - Распознавать физические явления (процессы) и объяснять их на основе физических законов - Описывать изученные свойства явления и процессы, используя физические величины - Анализировать физические процессы и явления, используя физические законы и принципы - Использовать теоретические знания по физике в повседневной жизни

Требования к результатам основной образовательной программы сОО

Демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей, целостность и единство физической картины мира

Действия по применению системы знаний об общих физических закономерностях, законах, теориях (применять теоретические знания):

- Учитывать границы применения изученных физических моделей

- Распознавать физические явления (процессы) и объяснять их на основе физических законов

- Описывать изученные свойства явления и процессы, используя физические величины

- Анализировать физические процессы и явления, используя физические законы и принципы

- Использовать теоретические знания по физике в повседневной жизни

Действия по освоению экспериментальных умений: - выполнять эксперименты по исследованию физических явлений и процессов с использованием прямых и косвенных измерений; - исследовать зависимости физических величин с использованием прямых измерений; - Соблюдать правила безопасного труда. Формирование читательских умений: использовать при решении учебных задач современные информационные технологии для поиска, структурирования, интерпретации и представления учебной и научно-популярной информации. Регулятивные и коммуникативные действия: работать в группе с выполнением различных социальных ролей, планировать работу группы.  А также решать расчетные задачи; решать качественные задачи; Объяснять принципы действия машин, приборов и технических устройств; приводить примеры вклада российских и зарубежных ученых-физиков в развитие науки.

Действия по освоению экспериментальных умений:

- выполнять эксперименты по исследованию физических явлений и процессов с использованием прямых и косвенных измерений;

- исследовать зависимости физических величин с использованием прямых измерений;

- Соблюдать правила безопасного труда.

Формирование читательских умений:

использовать при решении учебных задач современные информационные технологии для поиска, структурирования, интерпретации и представления учебной и научно-популярной информации.

Регулятивные и коммуникативные действия:

работать в группе с выполнением различных социальных ролей, планировать работу группы.

А также решать расчетные задачи; решать качественные задачи;

Объяснять принципы действия машин, приборов и технических устройств;

приводить примеры вклада российских и зарубежных ученых-физиков в развитие науки.

Учебники на уровне СОО   УМК «Физика» базовый уровень Г. Л. Мякишев, Б. Б. Буховцев УМК «Физика» углубленный уровень В. А. Касьянов

Учебники на уровне СОО

УМК «Физика» базовый уровень Г. Л. Мякишев, Б. Б. Буховцев

УМК «Физика» углубленный уровень В. А. Касьянов

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!