Разработан учителем высшей категории Г.Г. Шишкановой
Цель: сформировать у учащихся представления о главных чертах и особенностях климата, его влиянии на формирование и распределение внутренних вод материка
Задачи:1) разобрать особенности климата с учетом климатообразующих факторов, выявить влияние климата на режим рек;
2) продолжать развивать умения работать с климатическими картами, составлять описание географических объектов; продолжать формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными географическими источниками; развивать коммуникативные навыки и умения работать в группе;
3) расширять мировоззренческий потенциал, интерес к предмету, видеть красоту природы.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, программированный, презентационный, педагогики сотрудничества, практический, рефлексии.
Учебно-наглядный комплекс: настенная карта «Южная Америка: физическая», компьютерная презентация, видеофильмы, модули урока для каждого, раздаточный материал, наглядный материал, атласы и контурные карты учащихся.
Этап урока | Наименование этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организационный момент | Приветствует учащихся, анализирует их готовность к уроку | Приветствуют учителя |
2 | Закрепление ранее изученного материала | 1.Какие формы рельефа представлены на материке 2.Что лежит в основании этих форм 3.Как возникли горы материка 4.Как называются эти горы и почему 5.Какими объектами представлены равнины | Отвечают на вопросы, на демонстрационной карте показывают объекты рельефа |
3 | Определение темы, цели и задач урока | На доске представляет ребус, в котором скрыта тема урока Предлагает определить цель и задачи поставленной темы Предлагает вспомнить рекорды климата уже изученных материков | Решают ребус, определяют тему урока, предлагают свои варианты цели и задач урока, записывают тему и дату урока в тетрадь Вспоминают, что: Африка – самый (жаркий) Австралия – самый (сухой) |
4 | Формирование новых знаний | Предлагает подумать над проблемными заданиями: В пределах Амазонской низменности, в городе Икитос выпадает 1600мм осадков в год, а в городе Манаус – 2000мм. Объясните, почему? Почему в разных частях гор Анды различны температуры и количество осадков? | Сопоставляют физическую и климатическую карты, высказывают предположения: в разных климатических поясах; преобладающие ветры; барьерная роль гор; близость или удаленность от океанов; влияние океанических течений |
5 | Практическая работа | Определите t0января и июля по изотермам, годовое количество осадков и климатический пояс. Запишите полученный результат в тетради (Манаус, Рио-де-Жанейро, Пунта-Аренас). Используя контур материка, выделите районы с большим количеством осадков и нанесите там синюю штриховку. Сделайте вывод, каков климат материка. | Используя климатическую карту материка и климатических поясов мира, дают характеристику основных элементов климата и выявляют климатические пояса (какие они – основные или переходные). Заносят полученный результат в тетрадь. Выделяют синей штриховкой области материка, где годовое количество осадков более 1000мм. Оценивают размеры полученной территории и делают вывод об особенностях климата материка. Вывод записывают в тетради. |
Физкуль. минутка |
6 | Виды и общая характеристика внутренних вод материка | Если материк отличается влажным климатом, может ли это сказываться на формировании водных объектов. К внутренним водам материка относят реки, озера, болота, подземные воды, ледники. Имеются ли они на материке? Определите в какой части материка находится больше всего рек? К каким океанам они принадлежат? | Отвечают на вопросы, объясняя особенности вод. |
7 | Водные рекорды Южной Америки | Послушайте сообщения ребят и посмотрите презентацию о водных рекордах материка «И в Амазонке, и в Укаяли вода желтая и мутная, а потому не видно, что творится на глубине. На поверхности можно увидеть только речных дельфинов и рыб пираруку, выпрыгивающих из воды. Сталкивая лодку в воду, можно легко наступить на зарывшегося в ил большого ската, который воткнет вам в ногу ядовитый шип, а слегка сплющенные у боков пираньи кровожадностью и агрессивностью превосходят акул» | Подготовленные сообщения о водных объектах рассказывают; смотрят видеролики и презентацию |
8 | Практическая работа | Используя предложенный материал и карту материка, дать характеристику трем крупнейшим рекам (Ориноко, Парана, Амазонка), используя раздаточный материал. Выдвинуть одного представителя из группы для описания характерных черт рек. | Выбирают из множества предложенных характеристик только те, которые относятся к заданной реке и делают описание. |
9 | Первичное закрепление изученного | Предлагает рассмотреть изображения водных объектов (графически зашифрованных) и дать им верное название | Определяют при помощи изображений, какой водный объект там находится и отвечают |
10 | Дом. задание Рефлексия | Называет параграф 29 для изучения, предлагает на к/к нанести изученные водные объекты; стр.169 рис. 61-одну из трех климатограмм описать по плану Предлагает оценить свое настроение и результат урока | Заносят дом. задание в дневник Оценивают свое отношение к уроку |