СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кластерный подход различных форм и методов работы в воспитании детей с ОВЗ

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются вопросы предметно-развивающей среды сенсорной комнаты для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях  инклюзивного образования.

Просмотр содержимого документа
«Кластерный подход различных форм и методов работы в воспитании детей с ОВЗ»

Кластерный подход различных форм и методов работы

в воспитании детей с ОВЗ


Астапова Светлана Ивановна,

педагог-психолог

ОГАОУ ОК «Алгоритм Успеха»

Белгородской области,


Решетникова Оксана Александровна,

педагог-библиотекарь

ОГАОУ ОК «Алгоритм Успеха»

Белгородской области,



Аннотация. В статье рассматриваются вопросы предметно-развивающей среды сенсорной комнаты для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования овладения способами наглядно-образного мышления и чувственного познания мира с целью успешного усвоения в школе многих учебных предметов.

Ключевые слова: инклюзивное образование, психолого-педагогическое сопровождение, дети с ограниченными возможностями здоровья, сенсорная комната, предметно-развивающая среда, сказкотерапия, пескотерапия, книготерапия, музыкотерапия.


Дети с разными нарушениями развития относятся к категории детей с ОВЗ: нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, речи, интеллекта, с задержкой психического развития, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с комплексными нарушениями развития. В последние годы увеличилось количество детей с ОВЗ, которые имеют различные нарушения. Современные родители нацелены на получение образования их детьми именно в условиях массовой школы, в которой бы ребенок с ОВЗ мог развиваться и социализироваться наравне с остальными детьми. В связи с этим актуальным становится вопрос о необходимости введения инклюзивного образования.

Наличие в образовательном комплексе «Алгоритм Успеха» сенсорной комнаты является одним из необходимых условий реализации инклюзивного образования. Основой познания мира, первой ступенькой которого является чувственный опыт, служит сенсорное воспитание, которое направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. От уровня сенсорного развития детей в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающий его мир. Сенсорная комната – это помещение, наполненное разнообразными стимулами для исследования окружающего пространства ребенком, с максимально комфортной и безопасной обстановкой. Воздействует уникальная сенсорная среда на все воспринимающие системы организма (тактильную, слуховую, зрительную, обонятельную, вестибулярную и др.).

Ценность сенсорной комнаты заключается еще и в том, что имеющееся в них уникальное оборудование создает ощущение полной безопасности и радостное настроение, оказывает оптимальное комплексное воздействие на нервную систему и все органы чувств человека. Ребенок самостоятельно или при сопровождении специалиста познает окружающий его мир и пребывает в обстановке, наполненной различными стимулами. Сенсорная комната способствует формированию представлений о внешних свойствах предметов, то есть: об их форме, положении в пространстве, цвете, величине и развитию его восприятия.

В образовательном комплексе «Алгоритм Успеха» сенсорная комната используется с целью психолого-педагогической коррекции детей; проведения коррекционных занятий с детьми с различными сенсомоторными нарушениями; коррекции игровой деятельности; разрешения школьных проблем в комплексном взаимодействии с библиотечно-информационным центром школы. Стоит отметить важность сенсорных воздействий и на развитие речи детей с применением сказкотерапии. Умственное развитие и нормальное развитие речи невозможно без опоры на полноценное восприятие, так как именно с познания книги и чтения начинается восприятия предметов и явлений окружающего мира. Строятся на основе образов восприятия и являются результатом их обработки все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение, память.

В условиях инклюзивного образования эффективность использования сенсорной комнаты образовательного комплекса «Алгоритм Успеха» располагает следующими видами оборудования:

- развивающее (книготерапия);

- игровое (настольные игры);

- световое (звездное небо, воздушно-пузырьковые клоны, песочные столики и т.д.);

- звуковое (релаксационная музыка и звуковые эффекты, сказкотерапия, музыкотерапия);

- спортивное (сухой бассейн, оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, массажные мячики).

- оборудование, направленное на релаксацию и реабилитацию детей: мягкие модули (пуфики, кресла - груши и т.д.)

В сенсорной комнате воздействие на эмоциональное и психическое состояние человека может значительно различаться в зависимости от сочетаний используемых стимулов (тактильных ощущений, света, музыки, цвета), которые могут восстанавливать, тонизировать, расслаблять, стимулировать. Способствует сенсорная комната не только релаксации, но и активизирует различные функции центральной нервной системы. Продолжительность занятий в сенсорной комнате не должна превышать 40 минут. Сеансы занятий следует сокращать для детей возбудимых и склонных к различного рода психоэмоциональным перепадам. После посещения сенсорной комнаты ребенок должен ощущать отдых и покой, потому что главная задача заключается в нормализации психоэмоционального состояния, если занятия были направлены на развитие определенных когнитивных процессов. Занятия могут протекать как индивидуально, так и подгруппами (по 10 детей). В индивидуальной форме проводятся занятия, если речь идет о необходимости достижения релаксационного эффекта. Определяется их длительность индивидуальными особенностями ребенка. Сенсорная комната способствует более эффективному усвоению информации и благоприятному воздействию на основе активного сенсорного воздействия и повышения уровня информированности об окружающем мире, при этом ускоряет процесс обучения и развития детей с ОВЗ. Занятия в сенсорной комнате помогают решать задачи, связанные с:

- психоэмоциональным состоянием обучающихся;

- коррекцией нарушений в эмоционально-волевой сфере;

- развитием познавательной деятельности детей и их интереса к исследовательской деятельности;

- стимуляцией сенсорных процессов;

- развитием общей и мелкой моторики, корректировкой двигательных нарушений;

- помощью детям, подросткам, оказавшимся в стрессовой ситуации. Основными методами работы в сенсорной комнате являются:

- игры и различного рода игровые упражнения;

- дыхательные упражнения;

- релаксационные упражнения (с помощью светового, звукового оборудования, специализированных мебельных модулей);

- беседы и сказкотерапия;

- книготерапия;

- наблюдения;

- пескотерапия и музыкотерапия.

В сенсорной комнате во время занятий решаются такие задачи, как гармонизация отношений между детьми, формирование у них адекватных представлений об окружающем мире и отношений с ним.

Ссылки на источники:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство обр. и науки Рос. Федерации. –М.: Просвещение, 2010. –с. 49.

2.Семаго, Н. Еще раз об инклюзии / Н. Семаго // Школьный психолог. –2010. –№ 16. –с. 38.

3.Загуменов, Ю.Л. От инклюзивного образования к инклюзивному обществу / Ю.Л. Загуменов // Столичное образование сегодня. –2008. № 11. –с. 1215.

4.Пуйлова М.А., Шевелева Т.Е. Моделирование инклюзивной образовательной среды для детейс ограниченными возможностями здоровья / Ряз. Гос. унт имени С.А. Есенина; отв. Ред. Н.В. Миртишина . – Рязань, 2014. –588 с.


Скачать

© 2024, 62 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!