СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классы казачьей направленности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возможно применять с 1 по 11 класс

Просмотр содержимого документа
«Классы казачьей направленности»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр дополнительного образования

"Аэрокосмическая школа"







«КАЗАЧАТА»

Дополнительная общеобразовательная программа

для казачьих классов





















Уровень программы: базовый

Направленность: патриотическая

Срок реализации: 1 год (144 часа)

Возраст учащихся: 11 – 12 лет

Автор- педагог Романенко И.В.


Красноярск -2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Общие положения.

    1. Содержание дополнительной общеобразовательной программы

Дополнительная общеобразовательная программа «Казачата» (далее по тексту – Программа) предназначена для теоретической и практической подготовки учащихся 6 классов общеобразовательных школ, казачьих классов с целью их подготовки к участию в деятельности объединений, осуществляющих государственно-общественное управлением образованием в организациях, ориентированных на сохранение и укрепление культурноисторических традиций казачества.

Реализация Программы может способствовать оснащению учеников знаниями и практическими умениями в области истории, духовнонравственной культуры, народных традиций, хозяйственной деятельности, военно-патриотической, художественно-эстетической культуры казачества как самобытной народной общности и позволит представителям юного поколения сформировать объективные представления о значении казачества в судьбе России. Предлагаемая Программа направлена на развитие у детей и юношества представлений о системе жизнеопределяющих ценностей и смыслов, благодаря которым казачество, в лице своих лучших представителей, является в настоящее время достойным примером служения вере и Отечеству для молодежи.

    1. Содержание дополнительной общеобразовательной программы «Казачата» направлено на:

  • обеспечение духовно-нравственного, гражданского, военнопатриотического воспитания учащихся, формирование у них традиционных ценностей, являющихся историко-культурной и морально-этической основой мировоззрения казачества и российской ментальности;

  • формирование у детей представления о казачестве как о самобытной, социально активной общности, основу которой составляет православное вероисповедание, являющееся определяющим вектором казачьей культуры;

  • понимание особой миссии казачества как высокоорганизованного воинства, главный патриотический долг которого – защита веры и Отечества;

  • оснащение учащихся знаниями о традициях семейного уклада, специфике образования казачества, системе хозяйствования и повседневной культуре как образцах психофизического, нравственного и социального здоровья;

  • на осмысление значительного вклада выдающихся представителей духовной, воинской, научной элиты казачества в разные периоды истории России и формирование у них чувства уважения к героическому прошлому страны, сохранение памяти о великих подвигах защитников Отечества;

  • расширение представлений о художественной культуре казачества, соединяющей в себе элементы религиозной духовной традиции, церковного искусства, фольклора, народной обрядовости; раскрытие образов казачества в литературе, произведениях живописи, музыкальном искусстве, драматургии и кинематографе;

  • повышение конкурентоспособности выпускников образовательных организаций на основе высокого духовно-нравственного и общекультурного уровня развития на основе полученного образования, а также сформированных личностных качеств и социально значимых компетенций.

2. Актуальность, новизна, психолого-педагогическая целесообразность.

Актуальность и необходимость настоящей Программы обусловлена тенденциями к расширению казачьего образования и увеличения числа казачьих классов в структуре общеобразовательных организаций в г. Красноярске. Кадетское образование реализуется в соответствии со статьёй 86

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях».

Формирование позитивного образа казачества в представлениях современных учащихся требует многоаспектного подхода к подготовке теоретического и практического материала, позволяющего выявить и акцентировать наиболее существенные компоненты казачьей культуры в его исторической ретроспективе и возрождении в современной России. Сложная идеологическая и духовно-нравственная обстановка в мире, нарастающая угроза традиционным ценностям эскалацией либеральных взглядов массовой культуры приводят и к негативным трансформациям в образовательном пространстве современной школы. Эти изменения требуют нового подхода к формированию патриотического и гражданского сознания учащихся, ориентированного на традиционные духовно-нравственные ценности, осмысление идеалов православия в качестве доминантной составляющей отечественной культуры.

В контексте вышесказанного казачество представляется той социально, морально, психологически и физически здоровой народной общностью, которая способна соответствовать вызовам времени, противостоять чужеродным деструктивным тенденциям и возглавить патриотическое служение в целях нравственного совершенствования российского общества в системе межкультурных и межконфессиональных отношений.

Новизна настоящей Программы заключается в том, что в МБОУ ДО ЦДО "Аэрокосмическая школа" разработана комплексная Программа, включающая основные аспекты становления и формирования казачества в развернутой исторической ретроспективе, а также в его перспективном развитии; раскрытие основополагающих принципов православного вероисповедания и обрядовости; образцы духовно-нравственной культуры, семейного воспитания, обучения и военно-патриотического служения; характеристику хозяйственно-экономической деятельности; репрезентацию образов казачества в литературе, изобразительном искусстве, других видах культуры и искусств.

Разработчики Программы в своем концептуальном подходе руководствовались тем, что в казачьих классах общеобразовательных школ должна формироваться и репродуцироваться развивающая среда, содействующая готовности подростков к совместным социально позитивным действиям, росту их творческого потенциала и побуждающая их к этой деятельности. В казачьих кадетских корпусах и казачьих школах формируется казачья консолидация на принципах защиты веры и Отечества, самоорганизация казачьего братства и социальнопсихологическая активность личности каждого юного казака как гражданина, патриота и будущего государственного деятеля.

Психолого-педагогическая целесообразность Программы обусловлена тем, что образовательный процесс в ходе реализации ее содержания построен на соблюдении основных психолого-педагогических подходов и принципов, а именно:

  1. Принцип единства сознания и деятельности, реализующийся в том, что сознание и личностные качества юных казаков формируются в процессе совместной деятельности для достижения единых социально значимых целей, на основе традиционных ценностей, в условиях братской консолидации, самоорганизации, творческого взаимодействия и сотрудничества.

  2. Культурно-исторический подход предполагает знание и понимание культурно-исторических предпосылок и факторов, влияющих на формирование и развитие казачьей ментальности, психологической специфики мировосприятия и мировоззрения казака в традициях православной веры и служения Отечеству как своей главной миссии.

  3. Принцип сознательности и активности. Современное общество требует от школы не только оснащения учеников знаниями, умениями и навыками, но и позитивного влияния на их отношение к миру, формированию активной жизненной позиции, высоких норм общечеловеческой нравственности. Развиваясь в казачьем сообществе, ученик формирует свою гражданственность, ценностное отношение к себе и другим, реализует социальное чувство взаимопомощи и сотрудничества с представителями разных культур, национальностей и вероисповеданий. В рамках освоения Программы осуществляется подготовка учащихся казачьих кадетских корпусов и казачьих классов к плодотворной самостоятельной жизни в современном поликультурном обществе.

4.Принцип наглядности обучения является для учащихся 6-х классов наиболее доступным и понятным и в значительной степени результативным. Реализация данного принципа повышает эффективность усвоения новой информации и способствует интенсивности обучения, позволяя оптимизировать процесс обучения. На занятиях, предусмотренных настоящей Программой, кроме обязательных видео- и презентационных материалов, предусмотрено проведение выездных занятий и их проведение в культурноисторических центрах, музеях, картинных галереях, выставочных центрах. Обязательным является проведение занятий с казачатами по специально разработанным маршрутам в храмы города Красноярска. Художественные галереи, музеи г. Красноярска и Красноярского края и другие культурноразвивающие центры. Кроме того, используются такие формы обучения, как дискуссия, полемика, проблемный диалог, демонстрация, тренинг. Данные методы способствуют комплексному восприятию и эффективному освоению материала.

Принцип систематичности и последовательности способствует постепенному, поэтапному овладению учащимися различными знаниями, приёмами и способами действий. Программой предусмотрен такой порядок действий обучаемых на занятиях, который позволяет им быстро, осмысленно и эффективно усваивать учебный материал. Это достигается максимальной интеграцией содержания дополнительной общеобразовательной программы с учебным материалом основного образовательного процесса в школе, большим объемом практических и выездных занятий.

Принцип прочностиусвоения учебного материала максимально реализуется в ходе встреч с видными представителями казачества, экскурсионно-выездной деятельности, тренировок, походов выходного дня и выездных тематических мероприятий.

Принцип доступности подразумевает разработку содержания процесса обучения с учётом индивидуально-психологических особенностей обучаемых их интеллектуальных возможностей, возрастных и психофизических особенностей. С этой целью данная Программа предусматривает последовательное освоение учебных разделов с основой на базовые знания, полученные ранее в ходе осуществления основного образовательного процесса в школе.

Принцип научности является фундаментальным при реализации Программы, в которой для обучения и воспитания учащихся казачьих кадетских корпусов и казачьих классов используются лишь научно обоснованные академические источники, подходы и концепции, принятые научным сообществом. Многообразие идей и мнений по ряду историкокультурных вопросов подвергаются научному анализу и обсуждению на основе официальных документов, конкретных цифр и фактов.

Принцип связи теории с практикой. В процессе формирования казачьего мировоззрения и консолидированных межличностных отношений в казачьих кадетских корпусах и казачьих классах Программой предусмотрены следующие формы работы: общественно-организаторская, художественноэстетическая, научная, участие в трудовой деятельности, физкультурнооздоровительная, участие в деятельности выборных органов в школе.

Отличительной особенностью данной Программы является то, что используемый в Программе материал имеет комплексный, многоаспектный характер, раскрывает панораму образа жизни и системы ценностных ориентаций казачества в широком диапазоне духовно-нравственного, историкокультурного, воинского, государственного служения и применяется в целях образовательной деятельности учащихся-казачат впервые.

3. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы

«Казачата»

Обучение и воспитание юных представителей казачества - многогранная, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность педагогического коллектива по формированию у казачат высокой духовнонравственной культуры, высокого патриотического сознания и гражданской позиции, чувства верности своему Отечеству и служения своему народу, готовности к выполнению морального долга по защите интересов и сохранению национального культурного наследия России.

Основная цель программы – формирование у учащихся социально значимых, этнокультурных и личностных качеств казачества; репрезентация казачества как высоконравственного, самобытного, исторически сложившегося, социокультурного, художественно-эстетического и военно-патриотического сословия, внесшего неоценимый вклад в государственное, общественное становление России и имеющего значительный потенциал развития в качестве стратегического созидательного ресурса нашего Отечества.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • совершенствовать уровень общей образовательной подготовки школьников, необходимой для понимания ими важности сохранения и дальнейшего развития культуры казачества, происходящего в современных общественно-политических условиях России;

  • обеспечить учащихся теоретическими знаниями и практическими навыками, благодаря которым казачество предстает в качестве одной из важнейших социально активных и творческих созидательных сил в

государственном и общественном строительстве России;

  • мотивировать учащихся к изучению истории и культуры Отечества и на этой основе способствовать формированию у казачат чувства уважения к героическому прошлому страны и сохранению национального культурного наследия;

  • способствовать более углубленным знаниям учащихся об идеалах православия как основополагающей детерминанты жизнедеятельности казачества, основ православной культуры и пониманию девиза «Казак без веры – не казак!»;

  • ознакомить учащихся со спецификой традиционного уклада, практики хозяйствования, характеристиками казачьей идентичности и этнопсихологии;

  • формировать у воспитанников моральную и психологическую готовность казака к защите веры и Отечества, высокую гражданскую ответственность, национальное самосознание при обязательном уважении к другим культурам и национальностям;

  • культивировать такие важнейшие качества казака, как уважительное отношение к старшим, личное достоинство, дисциплинированность, трудолюбие, порядочность, сплоченность, самоорганизация, ответственность;

  • воспитывать юных казаков в духе казачьего братства, взаимовыручки и взаимопомощи в ходе совместных действий на занятиях и практических мероприятиях;

  • совершенствовать программно-методическое обеспечение, расширить правовую, нормативную и материальную базу в системе образования казачества;

  • привлекать родителей, представителей общественности к решению проблем духовно-нравственного, культурного и военно-патриотического воспитания казаков;

  • внедрять в деятельность специалистов казачьего кадетского образования эффективные интерактивные формы, методы и средства учебновоспитательной работы;

  • осуществлять репрезентацию опыта образовательной деятельности казачества по формированию духовно-нравственной и патриотической направленности казачьей молодежи.

4. Возраст обучающихся

    1. Настоящая Программа рассчитана на обучение и воспитание учащихся 6-х казачьих классов общего среднего образования в возрасте 11 – 12 лет.

    1. Количество обучающихся в казачьих классах определяется с учѐтом санитарных норм и наличия условий, необходимых для осуществления образовательного процесса.

Численность воспитанников казачьего кадетского класса не должна превышать 25 человек (мальчиков и девочек) одновозрастного состава.

    1. В казачий класс принимаются несовершеннолетние граждане, годные по состоянию здоровья, изъявившие желание обучаться в казачьем классе, успешно окончившие в год набора 5 класс общеобразовательной школы. Правила приёма в казачьи классы должны определяться администрацией образовательной организации и закрепляться в уставных документах школы и кадетского класса.

5. Сроки реализации программы

    1. Казачий класс общеобразовательной школы осуществляет образовательный процесс в течение полного дня в ходе освоения основной учебной программы и дополнительной общеобразовательной программы с обязательным охватом всех воспитанников.

Учебная нагрузка не может превышать нормы, установленные СанПиН 2.4.4.3172-14 и другими документами, регламентирующими учебный и воспитательный процесс в образовательных организациях.

    1. Нормативная трудоёмкость программы «Казачата» составляет 34 учебных недель в год и рассчитана на 144 часа в течение одного года обучения (в 6-м по 4 часа в неделю).

Обучение и воспитание учащихся проводится с учётом их индивидуальнопсихологических особенностей, способностей, уровня интеллектуального развития каждого возраста с соблюдением принципа «от простого - к сложному», логической последовательности обучения.

Этапы реализации учебного материала соответствуют продолжительности Программы дополнительного образования (1 год):

Для закрепления знаний, навыков и умений по учебным дисциплинам (в каникулярное время) ученики казачьих классов проходят подготовку в ходе выездных тематических смен по специальным программам.

6. Формы и режим занятий

    1. Основой для внедрения и постоянного совершенствования дополнительной общеобразовательной программы казачьих кадетских классов является процесс непрерывного образования: выполнение уставных требований, соблюдение кодекса казачьей чести, ношение казачьей формы и атрибутики, соблюдение субординации, взаимодействие в условиях внутреннего самоуправления.

    1. Основной формой учебных занятий при реализации данной Программы является классический урок продолжительностью 45 минут. Продолжительность перемен между уроками может составлять 10 минут.

Предполагается проведение классического и интегрированного уроков, включающих материалы двух и более разделов обучения.

При подготовке к занятию учитель должен учитывать особенности организации различных форм учебных занятий и определять, какая именно форма является наиболее эффективной для достижения поставленных целей казачьего обучения и воспитания.

6.3.Методами проведения занятий по предмету «Казачата» являются:

  • словесные методы обучения (устное изложение материала, беседа и др.);

  • наглядные методы обучения (показ видеоматериалов, иллюстраций; показ образцового выполнения приѐма действий в исполнении педагога, или

наиболее подготовленного ученика, наблюдение и др.);

  • практические методы обучения (тренинги);

  • выездные занятия, предполагающие включение учащихся в естественную образовательную среду (посещение храмов, монастырей, культурно-просветительских центров, картинных галерей, выставочных центров и т.д.).

6.4. Основными формами организации деятельности обучающихся на занятии в рамках Программы являются:

  • групповая,

  • индивидуально-групповая,

  • индивидуальная.

6.5. Основными видами учебных занятий, предусмотренных Программой являются:

  • теоретические занятия - проводятся преимущественно в форме рассказа, беседы, метода проблемного диалога, сократической беседы, дискуссии, полемики с использованием дидактического материала и технических средств обучения;

  • практические занятия - включают изучение и закрепление полученных знаний в соответствующих мероприятиях и во время выездных занятий;

  • спортивно-массовые мероприятия - соревнования, олимпиады, праздники, смотры строя и песни, выездные тематические смены и др.;

  • комплексные занятия - включают выполнение приёмов, действий, нормативов задач или их комбинаций нескольких разделов Программы.;

  • индивидуальные консультации - проводятся учителем по мере необходимости при рассмотрении наиболее сложных тем обучения и перед контрольными упражнениями; предусмотрены и психологические консультации с участниками образовательного процесса по предмету «Казачество на службе России»;

  • контрольные занятия - проводятся, как правило, после изучения значимых тем обучения и на завершающем этапе обучения. На контрольных занятиях обучающиеся отвечают на теоретические вопросы, выполняют упражнения и тестовые задания, определяемые учителем. Структура типового учебного занятия:

вводная часть – 10 мин. (приветствие обучающихся, проверка личного состава и готовности его к занятию, доведение темы и целей занятия, учебных вопросов и порядка их отработки, пояснение актуальности темы занятия, еѐ значимости в изучаемом разделе, опрос по ранее изученным темам);

основная часть – 30 мин. (при устном изложении изучаемого материала - доведение учебного информации до обучающихся, заслушивание докладов и рефератов школьников; на практическом занятии [тренировке] – отработка нормативов, приёмов действий и движений после краткого показа и рассказа);

заключительная часть – 5 мин. (напоминание обучаемым темы и целей занятия, как они достигнуты, подведение итогов, постановка задач на следующее занятие, ответ на вопросы обучаемых).

    1. Учебно-методические материалы для проведения занятий разрабатываются учителем и обновляются по мере необходимости.

Все виды учебно-методических материалов хранятся в образовательной организации в течение всего периода обучения воспитанников.

Обязательным документом учителя на каждом учебном занятии является план-конспект (план) его проведения. Он разрабатывается учителем, проводящим данное занятие.

План-конспект (план) разрабатывается в соответствии с требованиями рабочей Программы, тематического плана и методической разработки по данному разделу.

Порядок разработки планов-конспектов (планов) проведения занятия и их утверждения определяется администрацией образовательной организации.

    1. Режим проведения учебных занятий не должен противоречить требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14, других документов регламентирующих учебный и воспитательный процесс в образовательных организациях.

Основным исполнителям мероприятий Программы является разработчик настоящей Программы – педагог дополнительного образования МБОУ ДО ЦДО "Аэрокосмическая школа" , обучающиеся и их родители. Залогом успешной воспитательной деятельности собучающимися казачьего класса является сотрудничество педагога с родителями, поскольку семья, особенно традиционная казачья семья, оказывает значительное влияние на процесс развития ребенка. Следовательно, вовлечь родителей в качестве активных участников педагогического процесса – важная и ответственная психолого-педагогическая задача.

Решение данной задачи представляется конструктивным при условии таких форм совместной деятельности педагогов с родителями, как:

  • оформление и регулярное ведение личных дел воспитанников;

  • документальное изучение семей учащихся;

  • психолого-педагогическое просвещение родителей;

  • обеспечение участия родителей в подготовке и проведении культурномассовых мероприятий и выездных занятий по программе «Казачата»;

  • индивидуальная работа с родителями;

  • информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития обучаемых.

Взаимодействие с семьёй строится на основе непосредственного активного соучастия педагога и родителей в образовательно-воспитательном процессе. Родители присутствуют на некоторых занятиях, участвуют вместе с детьми в праздниках, выездных занятиях. Для родителей воспитанников в течение года проводятся встречи-показы умений и навыков обучающихся, классные часы.

Основными направлениями решения задач Программы являются:

  • разъяснительная работа о необходимости знания и понимания места и роли казачества в судьбе Отечества, его вклада в возрождение православной культуры как исторической основы российской государственности и казачьей ментальности;

  • воспитание патриотизма, духовно-нравственных качеств и гражданской позиции казачат посредством изучения и непосредственное участие в мероприятиях, отражающих героические традиции народов России, историю нашего государства и казачества как его составляющей;

  • разъяснение необходимости и важности профессий, связанных с защитой Отечества и обеспечением правопорядка на территории Российской Федерации в лучших традициях служения казачества.

7. Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате успешной реализации базового уровня программы «Казачата» обучаемые должны быть переведены в следующий (7 класс) с целью дальнейшего освоения учебных материалов дополнительной общеобразовательной программы казачьей направленности на углубленном уровне. Содержание Программы логически связано как с предшествующими, так и последующими образовательными предметами: «Основы религиозных культур и светской этики», «Граждановедение», «Краеведение», «История», «Литература», Основы безопасности жизнедеятельности», «Обществознание», «Основы экономики», «Мировая художественная культура».

Одним из принципиальных положений Программы является мысль о том, что мировоззрение, поведение и деятельность личности в значительной степени определяются содержанием и характером его исторической и культурной идентичности. Взаимосвязь содержания Программы с другими областями гуманитарного знания способствует обогащению общекультурной, гуманитарной эрудиции учащихся и представляется целесообразной.

Обучающиеся 6-х классов в ходе реализации дополнительной общеобразовательной программы должны пройти период адаптации к педагогическим требованиям, правилам, нормам казачьего класса, выработать навыки по следованию этим нормам и правилам, осмысленно включиться в дополнительный образовательный процесс и систему отношений в специфическом учебном коллективе.

Основными личностными качествами, которые должны приобрести воспитанники по окончании курса подготовки в 6-х классах должны стать:

  • устойчивая мотивация пребывания школьника в казачьем классе;

  • достаточный образовательный уровень по учебным дисциплинам, представленным в данной программе;

  • высокая дисциплинированность и исполнительность обучаемого;

  • необходимый уровень психофизического развития школьника;

  • стремление к участию в спортивных и массовых мероприятиях как лично, так и в составе команды класса, школы, района, округа и т.д.

Основное внимание воспитателя казачьего казачьего класса должно быть направлено на формирование классного коллектива, привитие казачатам с раннего возраста навыков чёткой организации своей деятельности в соответствии с требованиями казачьей кадетской этики, правил субординации, а также со школьным распорядком дня: ежедневное утреннее построение, приветствие, перемещение и действия в строю, освоение учебных дисциплин дополнительной общеобразовательной программы без ущерба для качества учёбы в целом. Для учащихся казачьих классов предусмотрено посещение церковных служб и духовное руководство приглашенным священником Русской Православной Церкви.

Выполнение этих целей невозможно без организации тесного взаимодействия воспитателя казачьего кадетского класса с администрацией образовательной организации, учителями – предметниками, осуществляющими образовательный процесс в данном классе, родительской общественностью, другими общественными и ветеранскими организациями.

В последующем обучении по дополнительной общеобразовательной программе «Казачата» воспитанники казачьих классов должны совершенствовать свои личностные качества, приобретённые ранее.

Воспитатель казачьего класса совместно с администрацией образовательной организации, духовенством, ветеранской и родительской общественностью должен строить методику обучения и воспитания казачат с учётом роста их сознательности и гражданской активности, а также интеллектуального, психофизического, духовно-нравственного и общего социально-культурного развития. Внимание педагогов и воспитателей воспитателя казачьих классов должно быть постоянно направлено на выявление индивидуальных особенностей воспитанников, развитие их предпочтений, склонностей, творческого потенциала. Особенно важно во взаимодействии с родительской общественностью своевременно оказать помощь в социализации каждого обучающегося, определении будущей направленности его деятельности на поприще служения своему Отечеству.

Конечным результатом реализации Программы должно стать повышение образовательного, духовно-нравственного и социальнокультурного уровня учащихся казачьих классов – юных граждан-патриотов России.

Способы проверки результатов и формы подведения итогов.

В ходе освоения разделов Программы осуществляется тематический контроль. После изучения каждого раздела осуществляется итоговый контроль.

Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение Программы, контрольные занятия по учебным разделам, активное участие в проведении занятий, включая выездные, спортивные достижения, участие в мероприятиях по казачьей культуре, выездных тематических сменах, соревнованиях, исторических викторинах при наличии положительных результатов.

Косвенными критериями служат: создание сплоченного стабильного коллектива, заинтересованность обучающихся в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества и в итоге – воспитание психофизически и социально здоровых, духовно-нравственных, сознательных патриотов России.

В целях мониторинга состояния сознательности и гражданской активности обучающихся, их духовно-нравственного развития проводится систематическое анкетирование учащихся казачьих классов по усмотрению администрации образовательной организации.

Основными формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются:

  • тестирование в виде письменного экспресс-опроса;

  • контрольные занятия, включающие в себя устный опрос испытуемого (собеседование) и выполнение изучаемых нормативов;

  • викторины;

  • олимпиады;

  • соревнования с анализом конкретных результатов в личном зачёте;

  • участие в мероприятиях с казачьей направленностью.

Порядок определения оценочных показателей.

Знания и умения обучающихся оцениваются по пятибалльной системе:

  1. Оценку «5» (отлично) получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям Программы обучения. Воспитанник не только усвоил учебный материал, но может кратко, аргументированно и связно изложить его, основываясь на объективных фактах и приводя соответствующие иллюстрации. На письменный экспресс-опрос (тестирование) ученик дал правильный и полный ответ.

  2. Оценку «4» (хорошо) получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат, в целом, соответствуют требованиям Программы обучения, но могут быть дополнены и уточнены. Воспитанник усвоил учебный материал, но не может связно разъяснить его суть. Письменный экспресс-опрос содержит некоторые ошибки (25%).

  3. Оценку «3» (удовлетворительно) получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям Программы обучения, но имеются явные недостатки и ошибки. Воспитанник усвоил учебный материал не в полном объѐме. Письменный экспресс-опрос содержит ошибки в объеме 50%.

  4. Оценку «2» (неудовлетворительно) получает учащийся, чей устный ответ (выступление), практическая деятельность или их результат лишь частично соответствуют требованиям Программы обучения, при этом имеются существенные недостатки и ошибки. Письменный экспресс-опрос содержит ошибки в объеме 75%.

Воспитателю казачьего класса, по согласованию с администрацией образовательной организации, для проведения экспресс-опросов обучающихся по учебным разделам Программы рекомендуется составление опросных листов, выполненных на табличных бланках, включающих в себя:

  • наименование учебного раздела Программы, по которому проводится данный опрос;

  • наименование темы учебного раздела, по материалу которой проводится данный опрос;

  • дату проведения экспресс-опроса;

  • фамилию и инициалы обучающегося;

  • тестовые задания;

  • оценку учителя и его подпись.

Результатами обучения и критериями освоения содержания дополнительной общеобразовательной программы «Казачата» будет являться:

  • участие в общегородских мероприятиях по казачьей тематике, входящих в утверждённые ведомствами перечни, не менее 50% занимающихся;

  • вхождение в число победителей и призёров общегородских мероприятий, входящих в утверждённые ведомствами перечни, не менее 10% учащихся;

  • переход на углубленный уровень не менее 25% учащихся.

    1. Учебно-тематический план

Для обучения 6 класс.

п/п

Раздел, тема

Количество часов

всего

теория

прак-

тика

1.

2.

3.

4.

5.

1.

Раздел 1. «История казачества»

86

51

35

1.1.

Вводный инструктаж по требованиям безопасности и правилам поведения на занятиях.

- Занятие № 1: Предмет, цели и задачи изучения раздела «История казачества»

2

2

2

2

-

-

1.2.

Тема 1. Происхождение казачества

8

6

2

1.3.

  • Занятие № 1: История казачества как часть общей истории России.

  • Занятие № 2 : Происхождение и формирование казачества.

4

4

3

3

1

1

1.4.

Тема 2. Мировоззрение казачества

5

4

1

1.5.

- Занятие № 1: Библия и писание Святых

Отцов Церкви

5

4

1

1.5.

Тема 3. Принципы периодизации истории казачества

20

15

5

1.7.

  • Занятие № 1: Восточнославянские племена,

  • Занятие № 2: Западнославянские племена,

  • Занятие № 3: Южнославянские племена,

  • Занятие № 4: Древнеславянские народы в

Византии, Средней и Южной Европе, в Северном Причерноморье, Придонье и Приазовье.

  • Занятие № 5: Периодизации истории казачества

4

4

4

4

4

3

3

3

3

3

1

1

1

1

1

1.8.

Тема 4. Предыстория казачества в России

30

15

15

1.9.

  • Занятие № 1: Этапы развития казачества - от первого упоминания казачества в летописях до Р.Х. и после.

  • Занятие № 2: Ранний этап истории казачества: от первых упоминаний в исторических источниках до середины ХVI в. - Занятие № 3: Казачество как военное сословие. Казачество на службе Москвы (от Ивана IV до Екатерины П).

  • Занятие № 4: Государство, церковь и казачество от Павла I до Николая П.

4

5

8

4

3

2

3

1

1

3

5

3



- Занятие № 5: Казачество в годы Советской власти. (1917-1989 гг.).

9

6

3

1.10.

Тема 5. Государственная политика в отношении казачества (1989-2014 гг.).

21

9

12

1.11.

  • Занятие № 1: Особенности процесса возрождения и становления казачества на рубеже ХХ-ХХI.

  • Занятие № 2: Современные отношения государства, Церкви, казачества.

  • Занятие № 3: Cоциально-экономическая обстановка в стране.

  • Занятие № 4: Формы разделения казачества.

  • Занятие № 5: Деятельность Синодального Комитета РПЦ (Московский Патриархат) по взаимодействию с казачеством.

  • Занятие № 6: Государство-Церковь- Казачество: новый этап в развитии сотрудничества.

2

4

3

3

4

5

1

2

1

1

2

2

1

2

2

2

2

3

2.

Раздел 2. «Духовно-нравственная, военнопатриотическая и художественная культура

казачества»

56

18

38

Вводный инструктаж по требованиям безопасности и правилам поведения на занятиях.

- Занятие № 1: Предмет, цели и задачи изучения раздела «Духовно-нравственная, военно-патриотическая и художественная культура казачества»

1

1

1

1

-

-

Тема 1. Историко-культурные и духовные аспекты становления казачества как самобытной народной общности

28

10

18

  • Занятие № 1: Историко-культурные условия формирования казачьей общности.

  • Занятие № 2: Происхождение казачества как православного воинства.

  • Занятие № 3: Значение православной аскетической культуры в качестве основы жизненного уклада, быта и семейной культуры казачества.

  • Занятие № 4: Традиции святости в церковном, социальном и воинском служении.

  • Занятие № 5: Небесные покровители казачества.

  • Занятие № 6: Святые из казачьих родов в истории Отечества.

4

4

4

6

5

5

2

2

2

1

1

2

2

2

2

5

4

3

Тема 2. Воинская культура и патриотическое служение казачества в отечественной истории. Образцы героического служения

казаков

28

8

20

  • Занятие № 1: Подвиги казачества в

Отечественной войне 1812 года

  • Занятие № 2: М.И. Платов. Героическое служение Отечеству

  • Занятие № 3: Казачество в Первой мировой войне

  • Занятие № 4: Герои-казаки в Великой

Отечественной Войне

  • Занятие № 5: Воинское служение казачества в послевоенный период

7

5

4

6

6

2

2

1

1

2

5

3

3

5

4

144

69

75


    1. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ «Казачата»

Раздел «История казачества».

Тема 1. Происхождение казачества.

Казачество – опора государства, носитель православных духовных традиций. История казачества как часть общей истории России. Происхождение и формирование казачества.

Тема 2. Мировоззрение казачества. Изучение Библии и писание Святых Отцов Церкви.

Основные постулаты православной веры. Евангельские заповеди.

Тема 3. Принципы периодизации истории казачества. Необходимость охарактеризовать Восточнославянские племена, Западнославянские племена, Южнославянские племена, Древнеславянские народы в Византии, Средней и Южной Европе, в Северном Причерноморье, Придонье и Приазовье. Сакральная природа казаков, периодизации истории казачества.

Тема 4. Предыстория казачества в России. Этапы развития казачества. от первого упоминания казачества в летописях, работах в начале ХХI в историков до Р.Х. и после.

Ранний этап истории казачества: от первых упоминаний в исторических источниках до середины ХVI в. Казачество как военное сословие. Казачество на службе Москвы (от Ивана IV до Екатерины П). Государство, церковь и казачество от Павла I до Николая П.

Казачество в годы Советской власти. (1917-1989 гг.).

Тема 5. Государственная политика в отношении казачества (1989-2014 гг.). Особенности процесса возрождения и становления казачества на рубеже ХХ-ХХI. Современные отношения государства, Церкви, казачества Реформы Б.Н. Ельцина и Е. Гайдара. Ухудшение социально- экономической обстановки в стране. Социальное разделение общества на сверх богатых и живущих ниже черты бедности. Формы разделения казачества. Деятельность Синодального Комитета РПЦ (Московский Патриархат) по взаимодействию с казачеством. Государство-Церковь- Казачество :новый этап в развитии сотрудничества. Казачество в горячих точках.

Раздел «Казачество и православная вера».

Тема 1. Православная картина мира.

Религия как мировоззрение. Православие как основа казачьего мировоззрения. Бог: бытие, сущность, свойства. Догмат о Св. Троицы. Бог как Творец и Промыслитель мира. Мир материальный и духовный. Бог как Судья и Мздовоздатель.Происхождение и свойства человеческой души. Образ и подобие Божие в человеке. Назначение человека. Грехопадение и его последствия. Учение о Христе. Понятие спасения и искупления. Учение о Св. Духе. Благодать: понятие и виды. Церковь: понятие, цель и назначение. Церковная иерархия: епископство, священство, диаконство.

Тема 2. Православный храм.

Храм и его структура: нартекс (притвор), средняя часть, алтарь. Икона: суть, значение. Алтарь и его структура. Иконостас и его структура. Церковная утварь.

Тема 3. Православный календарь.

Церковный год. Богослужебное время. Богослужебные книги. Суточные богослужения: вечерня, повечерие, полуночница, утреня, часы. Божественная литургия: сущность, значение, структура. Богослужебный устав. Двунадесятые праздники. Пост: история, духовный смысл. Молитва как диолог с Богом. Цель молитвы. Церковная и домашняя молитва. Церковные службы. Обряды и символические действия. Крестное знамение. Крестное знамение. Коленопреклонение и падение ниц. Благословение. Возжигание свечей. Каждение. Окропление св. водой. Молитва: условия и виды. Обряды и символические действия в храме.

Тема 4. Церковные Таинства. Таинство: определение, условия действительности. Таинства Крещения. Таинство Миропомазания. Таинство Брака. Таинство Покаяния, Таинство Евхаристии. Таинство Соборования. Таинство Священства.

Тема 5. Православный образ жизни. Свобода человеческой воли. Естественный нравственный закон. Совесть. Любовь как начало христианской нравственности. Добродетель. Грех. Нравственное вменение. Благодать Божия как сила, помогающая нравственному усовершенствованию человека. Обращение и духовная жизнь человека. Богопочтение. Внутренние богопочтение: вера, надежда, любовь. Внешнее богопочтение: молитва, общественное богослужение, пост. Святость как призвание человека. Духовная жизнь. Монашество. Нравственные отношения и обязанности христианина к самому себе и по отношению к ближним. Общественная нравственность.

Раздел «Духовно-нравственная, военно-патриотическая и художественная культура казачества».

Тема 1. Историко-культурные и духовные аспекты становления казачества как самобытной народной общности.

Историко-культурные условия формирования казачьей общности.

Происхождение казачества как православного воинства. Значение православной аскетической культуры в качестве основы жизненного уклада, быта и семейной культуры казачества. Традиции святости в церковном, социальном и воинском служении. Небесные покровители казачества. Святые из казачьих родов в истории Отечества.

Тема 2. Воинская культура и патриотическое служение казачества в отечественной истории. Образцы героического служения казаков.

Подвиги казачества в Отечественной войне 1812 года. М.И. Платов. Героическое служение Отечеству. Казачество в Первой мировой войне. Геро1казак Л.М. Доватор. Герои-казаки в Великой Отечественной Войне. Д.М. Карбышев, А.Г. Головко, С.И. Горшков и многие другие. Воинское служение казачества в послевоенный период. Мастер-оружейник Ф.В. Токарев.

Тема 3. Преемственность традиций благочестия в казачьей культуре. Святые из казачьих родов.

Традиции святости в служении российского казачества. Святой Георгий Победоносец - покровитель всех российских воинов. Святые Илья Муромец и Александр Невский. Патриарх Гермоген (Ермоген). Святители Димитрий Ростовский и Иоасаф Белгородский. Святые новомученики и исповедники российские ХХ столетия из казачьих родов.

Тема 4. Художественная культура казачества.

Казачий фольклор. Духовные песнопения и музыкальная культура казаков.

Образ казака в поэтическом жанре. Образ казака в литературной прозе. М.Ю. Лермонтов – основоположник поэзии о кавказском казачестве. Произведения о казаках: былины, баллады, песни. Жанр агиографии в русской литературе.

Особый характер песенного творчества в художественной культуре казачества. Образы казаков в произведениях Л.Н. Толстого.

Тема 5. Казачество в системе межнациональных и межкультурных отношений.

Этнокультура и этнопсихология казачества. Уважение к другим культурам и этносам. Духовные и межкультурные связи российского казачества: история и современность. Зарубежное казачество: причины возникновения, особенности, верность духовно-нравственным традициям и казачьему братству. Конный поход Москва-Париж: память поколений и символ сотрудничества Художественная литература о казачестве в Русском Зарубежье. Казачество и Русская Православная Церковь за рубежом: соработничество и потенциал развития.

Тема 6. Казачество в изобразительном искусстве, литературе, музыке, драматургии, кинематографе.

Казачество в живописи: реальные персонажи и художественные произведения.

Исторические личности и образы казачества в классической литературе. Казачество в духовном и светском музыкальном творчестве. Драматургия и кинематограф о казачестве. Казаки в произведениях М.А. Шолохова: история, быт, вера. Уникальный «шолоховский» язык.

10. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.

Вопросы к разделу «История казачества»

  1. Каковы предпосылки возникновения казачества.

  2. Основные составляющие межнациональной культуры казачества России.

  3. Внутренняя структура казачества России (1989-2014 г.г).

  4. Приоритетные направления для реализации в работе казачьих обществ и объединений.

  5. Охарактеризуйте вклад казачества в развитие общей культуры России.

  6. Развитие казачества в дореволюционный период.

  7. В чѐм заключаются особенности самосознания казачества.

  8. Казачество в период Первой мировой войны и революции1904-1905 гг. и Октябрьской 1917 гг.

  9. Особенности процесса возрождения и становление казачества в современный период 1984-2013 г.г.

  10. Дайте определение и раскройте суть казачьего самоуправления.

  11. В чѐм особенности управления в казачьей общине.

  12. Дайте характеристику Казачьего круга.

  13. В чѐм сущность Атаманского правления.

  14. История дореволюционного казачества России, его характеристика.

  15. Практика создания казачьих обществ и объединений.

  16. Правовое положение казачества в современной России.

  17. Формирование казачества как этнокультурной профессиональноориентированной общности. Так ли это?

  18. Какие важные для развития казачества нормативно-правовые документы были приняты в первой половине 90-х годов XX столетия.

  19. Какой федеральный закон стал основополагающим в развитии казачества в современной России, его характеристика.

  20. Что такое территориальное объединение казачества.

  21. В чѐм заключаются социальные функции культуры казачества.

  22. Казачество в эмиграции (1920-1925 г.г.)

  23. Советская власть и борьба еѐ за возвращение казаков из эмиграции.

  24. Казачество и Советская власть (1921-1945 г.г.)

  25. Патриотическая роль РПЦ в годы Великой Отечественной войне.

  26. Роль Церкви в поддержании патриотического духа в период монголотатарского ига.

  27. Москва - Третий Рим.

  28. Учреждение Патриаршества (1943 г.)

  29. РПЦ в XVIII веке.

  30. РПЦ в XIX веке.

  31. Церковь и еѐ роль в окормлении русского народа в 1812- 1813 г.г.

  32. Восстановление Патриаршества 1917-1918 г.г.

  33. Церковь и Временное правительство.

  34. Декрет Советской власти о свободе совести и РПЦ.

  35. Современное положение РПЦ.

Вопросы к разделу «Казачество и православная вера»

  1. Догмат: определение, свойства. Богословское мнение и ересь.

  2. Учение о Св. Троице.

  3. Бог: бытие, сущность, свойства.

  4. Православное учение о человеке.

  5. Учение о Христе.

  6. Православное учение о Церкви.

  7. Этическое учение Церкви.

  8. Богопочтение: понятие, формы. Монашество.

  9. Таинство: определение, виды, условия действительности.

  10. Церковный год: определение, периоды. Двунадесятые праздники.

  11. Божественная литургия: определение, виды, структура, история развития.

  12. Суточное богослужение: определение, структура



Вопросы к разделу «Духовно-нравственная, военно-патриотическая и художественная культура казачества»

  1. Определение казачества.

  2. Православная культура в системе ценностей казачества.

  3. Святые из казачьих родов.

  4. Традиции казачьей семьи и семейного воспитания.

  5. Повседневная культура казачества.

  6. Небесные покровители казачества как православного воинства.

  7. Образцы патриотического служения казаков. Выдающиеся представители.

  8. Казаки – герои Первой мировой войны и Великой отечественной войны. 9. Особенности художественной культуры казачества: религиозный и культурный аспекты.

  1. Образы казачества в культуре и искусстве.

  2. Художественные произведения о казачестве разных жанров.

  3. Основные направления духовного и социального служения казачества в новейшее время. Государственная Программа поддержки казачества.

  4. Традиции святости в воинской и патриотической культуре казачества.

  5. Казачьи монастыри.

  6. Представители воинской элиты казачества.

  7. Культура семейного воспитания.

  8. Православная вера в жизни казака.

  9. Образ казачества в современности.

  10. Подвиги казачества в военных кампаниях.

  11. Воины-герои их казачьих родов.

  12. Русская Православная Церковь и казачество.

  13. Художественная культура казачества: образцы и иллюстрации.

  14. Патриотическая миссия казачества.

  15. Художественная литература о казачестве.

  16. Перспективы образовательной культуры.

  17. Наука и просвещение в традициях казачества.

  18. Воинская культура казачества как «православного рыцарства».

  19. Возможности межкультурного взаимодействия и защиты общественного порядка.

  20. Музыкальная культура казачества. 30. Кинематограф и драматургия о казачестве.

      1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Реализация настоящей Программы должна осуществляться с учетом основных концептуальных положений образовательной системы в казачьих кадетских корпусах. Данный документ был принят в 2011 году советом при

Президенте Российской Федерации по делам казачества, Синодальный Комитет

Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством

      1. Материально-техническое обеспечение

Учебно-материальная база для обеспечения реализации программы:

Мультимедийные пособия в помощь преподавателю:

    1. СD-ROM:библиотека электронных наглядных пособий ОБЖ – 5 – 11 классы. Минобразование РФ. РЦЭМГО «Кирилл и Мефодий», 2003

    2. D-ROM: мультимедиа - обучение - «БЖД. СПОРТ. ВОЕННОЕ ДЕЛО». М.: ООО «ИДДК ГРУПП», «Мультимедиа - издательство «Адепт», 2004 3, Персональный компьютер с выходом в Интернет.

        1. Кадровое обеспечение.

Для успешной реализации настоящей Программы необходимы скоординированные действия коллектива разработчиков дополнительной образовательной программы «Казачата», администрации общеобразовательной школы, в которой находится казачий класс, классных руководителей, воспитателей, наставников из представителей казачества и духовенства РПЦ. Предусмотрена работа с детьми психолога, социального педагога, педагога-организатора ОБЖ, учителя физической культуры.

        1. Финансовое обеспечение.

Финансирование деятельности кадетских классов, включая обеспечение учащихся казачьего класса общеобразовательной школы форменным обмундированием, осуществляется за счёт средств родителей.

Список литературных источников

Литература к разделу «История казачества

  1. Абрамовский А.И., Кобзов B.C. Оренбургское казачье войско; История и современность, Челябинск, 1993 г.

  2. Авдеев П.И. Историческая записка об Оренбургском казачьем войске. Оренбург, Оренбургское казачье войско, 1904.

  3. Акулинин, генерал-майор. Оренбургское казачье войско в борьбе с большевиками, 1937 г.

  4. Бегунова А. Сабли остры. Кони быстры… (из истории русской кавалерии). М., 1992 г.

  5. Бугай Н.Ф. Казачество России: отторжение признания, возрождение (1917-1940 гг.) М. «Русское слово» 2000 г.

  6. Василевский В.И. Забайкальское казачье войско. М. «Русское слово» 2000

  7. Военная энциклопедия. Т. N18. М., Изд. Сытина 1910-1917. Воскобойников

Г.А. Казачество в русско-японской войне (1904-1905 гг) Ростов на Дону, 1995 г.

  1. Горбунов Н.И., Кучерук И.В., Афанасьев Е.Н. История казачества в Астраханском крае. Учебное пособие. Астрахань 2002 г.

  2. Дулимов Е.И., Кислицин С.А. Государство и донское казачество, М. РАТС. 2000 г.

  3. Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. Х-ХХв. "Московский рабочий", 1992.

  4. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. М., 1974.

  5. Карамзин Н. М. История государства Российского. Издание второе, исправленное. СПб, Типография Н. Греча,

  6. Козлов С.А. Ковка в судьбах казаков (XVI-XVIII вв.) СПБ; Кольна, 1996 г.

  7. Орлов Н. Штурм Измаила Суворовым в 1790 году. Варшава, 1913. Орлов П. Кубанские казаки. Екатеринодар, 1908. Пудавов В. М. История войска Донского и старобытность начал казачества. Вып. 1. Новочеркасск, 1890.

  8. Пушкин А.С. «История. Пугачев». Собр. соч. в 10 томах. Том. 7.М., 1976.

  9. Сошников А. и др. Советская кавалерия. М. 1984.

  10. Суворов А. В. Письма. М., "Наука", 1987.

  11. Чистяков А. С. История Петра Великого. Репринтное издание. Изд-

  12. ство "Буклет", 1992.

  13. Чистякова Е. В., Соловьев В. М. Степан Разин и его соратники. М., "Мысль", 1988. 21. Государственные акты по вопросам Российского и донского казачества. Сост.

Т.В. Таболина, А.А. Озеров, А.Г. Киблицкий; Ростов-на-Дону, Ростиздат 2001 г. т1

22. Вареник В.И. Происхождение донского казачества; Ростов-на-Дону; Экспертное бюро, 1996 г.

Литература к разделу «Казачество и православная вера»

  1. Вениамин (Пушкарь), еп. Священная библейская история. СПб., 2012.

  2. Аверкий (Таушев), архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Апостол. М., 2000.

  3. Давыденков О., свящ. Катехизис. Курс лекций. М.. 2012

  4. Серебрякова Ю. В. Основы Православия. М., 2012

  5. Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Православной Церкви. М., 2002.

31


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!