Программа индивидуальной работы с неуспевающим ребенком, оставшимся на повторное обучение в 5 классе
ЦЕЛЬ: Повышение качества успеваемости учащейся, имеющей неудовлетворительные оценки за прошлый учебный год.
ЗАДАЧИ:
выявлять возможные причины снижения качества успеваемости;
принимать комплексные меры, направленные на повышение успеваемости, защиту прав учащихся, создание благоприятного микроклимата в классе.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Ликвидация неуспеваемости.
Повышение качества знаний учащихся.
Повышение мотивации к учению.
Деятельность классного руководителя
Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося (методы работы: анкетирование ученика, анкетирование родителей, собеседование)
Возможные причины неуспеваемости:
Пропуск уроков
Недостаточная работа дома
Слабые способности
Нежелание учить предмет
Недостаточная работа на уроке
Необъективность выставления оценок на уроке
Предвзятое отношение учителя на уроке
Большой объем домашнего задания
Недостаточное внимание учителя
Высокий уровень сложности материала
Другие причины
В случае пропуска учеником уроков классный руководитель должен провести с ним индивидуальную работу по выявлению причин отсутствия, немедленно проинформировать родителей об успеваемости ученика через запись в ученическом дневнике или иным способом.
В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или недостаточной работы на уроке классный руководитель обязан провести профилактическую работу с родителями.
В случае указания учащимся на завышение объема домашнего задания классный руководитель обязан обсудить этот вопрос с учителем –предметником или обратиться к директору школы, заместителю директора по УВР, чтобы проверить соответствие домашнего задания существующим нормам.
ПРОГРАММА деятельности классного руководителя
№ | Содержание мероприятия | Форма проведения | Сроки |
1. | Составить список слабоуспевающих и неуспевающих учащихся по итогам предыдущего года обучения. | Форма списка может быть любой. | Сентябрь |
2 | Провести собеседование с учителями-предметниками по поводу слабоуспевающих и неуспевающих учащихся. Выяснить причины их отставания. | Информацию предоставляют учителя-предметники. | Сентябрь-октябрь |
3. | Провести беседу с учителями- предметниками по согласованию и уточнению плана работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися. | В план учителю включается обязательно: *контрольный срез знаний детей. *индивидуальную работу по ликвидации пробелов. *ведение тематического учета знаний слабых детей. *ведение работ с отражением индивидуальных заданий. | Сентябрь-октябрь |
4. | Беседа с учителями по итогам четверти. (возможно с просмотром тематического учета знаний и тетрадей с результатами индивидуальной работы с ребенком). | Результаты индивидуальной работы по устранению пробелов в знаниях. | 1,2, 3 и 4 четверти |
5. | Индивидуальные беседы с учителями о состоянии дел у слабоуспевающих учащихся. | Результаты деятельности по работе со слабоуспевающими. | В течении года |
6. | Индивидуальные беседы со слабоуспевающими учениками о состоянии их учебных дел. | беседовать с учеником, с целью поддержать его, показать, что все заинтересованы в его успехе. | В течении года |
7. | Организация дополнительных консультаций по запросам родителей. | беседы с учителями-предметниками. | В течении года |
8. | Информирование родителей и обучающегося о составленном индивидуальном плане работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. | Ознакомление под подпись | По итогам 1,2,3 четверти |
9. | Посещение уроков | | По необходимости |
10. | Беседа с учащимся “Что мне помогает учиться?” | Собеседование с учащимися | В течении года |
11. | Организация досуговой деятельности детей «группы риска» в кружках и секциях | Включение во внеурочную деятельность | Сентябрь-апрель. |
12. | Индивидуальные беседы со слабоуспевающими детьми | Беседа. | По мере необходимости |
13. | Контроль посещаемости Слабоуспевающих учащихся | | Ежедневно |
14. | Организация взаимопомощи и шефства для слабоуспевающих. | | По итогам четверти |
15. | Психолого-педагогические консультации: «Как помочь ребенку учиться?» | Индивидуальная работа с родителями | По мере необходимости |
16. | Отслеживание накопляемости оценок | Проверка классных журналов | Ежемесячно |
17. | Проверка дневников учащихся | Запись домашних заданий, контроль со стороны родителей | Ежемесячно |
18. | Беседа с учителями-предметниками о результативности работы по реализации индивидуальных планов по работе с неуспевающими детьми | | 1 раз в четверть |
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ.
Проводить диагностику учащегося в начале учебного года с целью выявления уровня обучаемости, учитывая тип темперамента ребенка.
Использовать на уроке различные виды опроса (устный, индивидуальный, письменный и т.д.) для объективности результата
Регулярно и систематически опрашивать, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.
Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки ответа, чтобы учащийся мог их устранять в дальнейшем)
Учитель-предметник после первичного контроля знаний должен отрабатывать тему на уроке с учащимися, показавшими низкий результат, после чего можно проводить повторный контроль
Учитель-предметник не должен опрашивать ученика или давать ему контрольную работу в первый день занятий (после отсутствия в школе по болезни или уважительной причине)
Учитель-предметник должен определить время, за которое учащийся должен освоить пропущенную тему, и в случае затруднения дать ему консультации.
Учитель-предметник должен выставлять полученные учащимися неудовлетворительные оценки в дневник с целью своевременного контроля со стороны родителей.
Учитель-предметник должен дать возможность учащимся сдать пройденный материал в виде проверочной работы или собеседования не менее чем за неделю до окончания четверти
Учитель-предметник должен поставит в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о понижении успеваемости учащегося
Учитель-предметник не должен снижать оценку ученику за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия на ученика
Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке (включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть.)
Только при выполнении всех пунктов учитель имеет право выставить учащемуся за четверть неудовлетворительную оценку.
Программа деятельности родителей
Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником, его посещаемость.
Родители обязаны помогать ребенку в случае его длительного отсутствия по болезни или другим уважительным причинам в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем- предметником.
Родители ученика имеют право посещать уроки, по которым ученик показывает низкий результат
Родители ученика в случае затруднения имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, администрации школы.
Программа деятельности ученика
Ученик обязан выполнять домашние задания, письменные задания своевременно представлять учителю на проверку.
Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке.
Ученик, пропустивший урок без уважительной причины, обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения может обратиться к учителю за консультацией.
Анкета
(анализ причин неуспеваемости ученика)
1. Ученик______________________________ класс________
2. Состояние здоровья:
Слабое
Удовлетворительное
Хорошее
3. Успеваемость в начальной школе и в последующих классах, повторные годы обучения
4. Предметы, по которым возникла неуспеваемость:_____________________
__________________________________________________________________
5. Причины неуспеваемости по мнению учителя_________________________
__________________________________________________________________
6. Причины неуспеваемости по мнению ученика_________________________
__________________________________________________________________
7. Знание учеником критериев оценивания______________________________
8. Понимание изучаемого материала на уроках
Умение концентрировать внимание_______________________________
Оперативное (быстрое) запоминание______________________________
Умение повторить изложенное
Умение самостоятельно выполнять задания на уроках
9. Уровень развития учебных умений:
Чтение_______________________________________________________
Письмо_______________________________________________________
Счет_________________________________________________________
Речь_________________________________________________________
Понимание прочитанного_______________________________________
Умение преобразовать учебную информацию (выделение главного, систематизация, составление моделей информации)_________________
Владение приемами развития памяти______________________________
Уровень ответов без конспектов__________________________________
Владение методами выполнения творческих заданий (сравнение, определение причин и следствий, взаимосвязь, планирование деятельности)
10. Посещение дополнительных занятий:
По предметам__________________________________________________
Виды учебной деятельности на занятиях___________________________
Самостоятельные дополнительные занятия_________________________
11. Выполнение домашних заданий:
Частота выполнения домашних занятий____________________________
Причин отсутствия домашних занятий_____________________________
Последовательность выполнения домашних заданий_________________
________________________________________________________________
виды учебной деятельности, которые вызывают затруднения__________
________________________________________________________________
виды помощи при выполнении домашнего задания___________________
12. Дополнительные занятия в каникулярное время:
Предметы____________________________________________________
Виды занятий____________