СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Загрязнение планеты. Мусор, его переработка, вторичное использование»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час разработан в виде игры,что повышает интерес обучающихся к данной теме. Что такое отходы? На какие группы они делятся? Какова важность раздельного сбора мусора? все эти вопросы затрагиваются в процессе взаимодействия на классном часе.

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Загрязнение планеты. Мусор, его переработка, вторичное использование»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Тармакульская Средняя школа







Классный час на тему

«Загрязнение планеты. Мусор, его переработка, вторичное использование»













Учитель: Туктарова О.Л.













2023

Классный час «Загрязнение планеты. Мусор, его переработка, вторичное использование»


Что такое отходы? На какие группы они делятся? Какова важность раздельного сбора мусора?


Актуальность проблемы:

Доля городского населения во всем мире, и в нашей стране в частности, постепенно увеличивается. Главной особенностью современных городов является то, что в них нарушено экологическое равновесие. В настоящее время в городах очень остро стоит проблема утилизации бытового мусора. Все процессы регулирования потоков веществ и энергии человеку приходится брать на себя. Процесс превращения современного города в экосистему должен осуществляться комплексно и сопровождаться экологизацией всей деятельности человека.

Цель: формирование сознательного отношения к проблеме бытовых отходов и личному участию в ее решении;

Тип занятия: ролевая игра.

Методы: поисковый; проблемный; исследовательский.

Оборудование: листы бумаги, фломастеры, набор предметов бытового мусора, тексты с заданиями, листы оценок.


1. Организационный момент.

Из присутствующих на занятии путем жеребьевки выбираются две группы - «Обыватели» и «Эксперты». После каждого тура группы меняются ролями. В конвертах находятся вопросы и задания. Экспертная группа озвучивает вопросы и оценивает задание после выполнения его «обывателями».

Игра проходит в четыре тура:

  1. «Золотые россыпи помоек».

  2. «Очумелые ручки обывателя».

  3. «Устами младенца».

  4. «Аварийная ситуация».

Итоги игры подводятся учителем.

II. Постановка проблемы.

В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год, и это, не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус - высочайшую горную вершину Европы.

Можно назвать несколько причин увеличения количества мусора:

- рост производства товаров массового потребления одноразового использования;

- увеличение количества упаковки;

- повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми.

Каждый российский горожанин ежегодно «производит» 300 кг твердых бытовых отходов (ТБО), примерно столько же отходов у парижанина или берлинца. Самые большие «мусорщики» - американцы, у них на каждого жителя страны в год образуется 600 кг ТБО. Во всех странах состав ТБО довольно близкий, его главные составляющие - бумага, стекло, органические остатки (пищевые и садовые отходы), пластмассы, ткани металлические предметы. Кроме всего этого, в ТБО входит крупногабаритный мусор (старая мебель; вышедшие из строя холодильники, стиральные машины, автомобильные шины и др.).

В целом переработка каждой из фракций ТБО не составляет проблемы, и это достаточно выгодное дело. Так, из макулатуры получают новую бумагу, из автомобильных шин – специальную крошку, которая незаменима в составе покрытий для спортивных площадок. Органические отходы можно компостировать и производить удобрения, повышающие плодородие почв; пластики прессуют и делают из них садовые скамейки и тазики.

Тем не менее, проблема ТБО остро стоит во многих странах, и особенно в России. Есть три основных варианта обращения с ТБО.

1. Захоронение. Это самый антиэкологичный вариант. Из обычной свалки вытекают токсичные инфильтрационные воды, а в атмосферу попадает метан, который способствует усилению парникового эффекта (сегодня метан «берет на себя» 20% эффекта потепления климата).

Если используется современный полигон для хранения ТБО (это «ванна» с дном и бортами из глины и полиэтиленовой пленки, в которой уплотненные слои ТБО пересыпаются слоями почвы), то инфильтрационные воды окружающую среду не загрязняют - их собирают и очищают. Тем не менее, метан в атмосферу все-таки летит, а объем мусора нарастает так быстро, что через несколько лет любой полигон заполняется, и нужно строить новый.

2. Сортировка и переработка. Это самый экологичный вариант обращения с ТБО, при котором не увеличивается их объем и снижается расход первичных ресурсов. Для того чтобы начать переработку, нужны инвестиции. Но после этого мусороперерабатывающие заводы становятся экономически рентабельными. Перерабатывать ТБО выгодно, так как на вторичное сырье - бумагу, стекло, пластик, алюминий, цветные металлы и др. - всегда есть спрос.

Ситуация с ТБО в России пока сложная. Перерабатывается не более
4 %. Сказывается недостаточная экологическая культура населения. Люди не сортируют отходы и каждый человек, выкидывая пакет с мусором в контейнер, не считает мусор своим. Несмотря на строительство специальных полигонов и создание более-менее контролируемых свалок, к сожалению, повсеместно вокруг городов, сел и садовых кооперативов растут «ожерелья» несанкционированных свалок. Мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенные для этого места. Такие территории не огорожены, там нет специалистов, ведущих наблюдение за правильным размещением мусора.

С этих «диких» свалок ветер разносит бумагу и другие лёгкие отходы. «Дикие» свалки не только уродуют ландшафт, но и представляют угрозу для здоровья людей. Однако продолжающий выделяться там биогаз результат разложения органических веществ – создает взрыво- и пожаро-опасную ситуацию. На свалках в больших количествах размножаются грызуны, являющиеся переносчиками различных инфекционных заболеваний. Свалки бытовых отходов загрязняют окружающую природную среду, создавая эпидемиологическую и токсикологическую опасность.

Страдает атмосферный воздух (от выделяющихся метана, сернистого газа и пр.), загрязняются почвы и грунтовые воды (от тяжелых металлов, растворителей, полихлорбифенилов-диоксинов, инсектицидов и др.) - почвы и растительность загрязняются на расстоянии до 1,5 км от свалок. Вблизи городских свалок в почве и грунтовых водах обнаружены соединения мышьяка, кадмия, хрома, свинца, ртути, никеля.

Не в любом месте можно устроить специально оборудованную свалку.

К решению этой задачи привлекаются специалисты разных направлений: геологи, гидрологи, экологи и др.

При этом должны учитываться:

- преобладающее направление ветров в районе свалки;

- расстояние от населенных пунктов, водоохранных и природоохранных зон;

- водопроницаемость грунтов;

- площадь территории, отводимой под свалку (площадь должна быть достаточной для приема мусора в течение длительного времени);

- расположение, удобное для подъезда транспорта, и др.

Специально оборудованные свалки - не лучший способ избавиться от мусора, хотя сегодня без них не обойтись.

Компостирование мусора - способ обезвреживания и использования отходов. Способом компостирования можно перерабатывать только органические вещества, составляющие в бытовых отходах немногим более половины. Органические вещества, имеющие естественное (растительное и животное) происхождение, под воздействием бактерий и кислорода воздуха разлагаются. При компостировании, как правило, бытовые отходы смешиваются с отходами, образующимися при переработке сточных вод на очистных сооружениях. Отходы перегнивают и образуют компост, используемый как удобрение. Аналогично получают компост в сельском хозяйстве, смешивая навоз с растительными
остатками. Все большее значение приобретает переработка и вторичное использование отходов, так как это экономит сырьевые ресурсы нашей планеты. Американский ученый А. Теллер говорил: «Мы не должны больше рассматривать отходы как нечто, подлежащее уничтожению; мы должны научиться видеть в них еще не использованные источники сырья».


III. Игра «Мусорный ветер».

1 тур. «Золотые россыпи помоек».

Команда «обывателей» получает три таблички с цифрами 1, 2, 3. На каждый задаваемый вопрос «эксперты» дают три варианта ответов. Посовещавшись, команда «обывателей» поднимает табличку с номером ответа. «Эксперты» его оценивают. (См. Приложение 1.)

2 тур. «Очумелые ручки обывателя».

Команды меняются табличками, и новая команда «экспертов» вскрывает конверт с заданиями. Это могут быть, например, «Очумелые ручки обывателя». На стол «обывателям» ставится мусорная корзина с набором различных предметов бытового мусора, из которых в течение 5-7 минут нужно изготовить максимальное количество полезных вещей. Материал для работы прилагается. «Эксперты» по окончании работы дают оценку качеству, количеству изготовленных вещей, оценивают их необходимость в быту, оригинальность выполнения.

3 тур. «Устами младенца».

«Эксперты» выступают в роли детей и свои «детские» высказывания адресуют «обывателям». Те должны определить, что имелось в виду.
(См. Приложение 2.)

4 тур. «Аварийная ситуация».

«Эксперты» предлагают «обывателям» ответить на вопросы и оценивают их ответы. (См. Приложение 3.)

Подведение итогов игры.




















































Приложение 1

Тест «Золотые россыпи помоек»

(курсивом выделены верные ответы)

1. Большую часть Мусора, загрязняющего Землю, составляют:
а) пластмасса;

б) стекло;

в) металл.

2. Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей?

а) Производство упаковочных материалов;
б) переработка мусора;

в) производство автомобилей.

3. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
а) рассортировать;

б) собрать в одном месте;
в) раскрошить.

4. Для того чтобы переработать пластмассу, её необходимо:

а) компостировать;

б) сжечь при специальных условиях;
в) переплавить.


5. Первоочередная забота при выборе места свалки:

а) защита поверхности земли и грунтовых вод;

б) ограждение места свалки;

в) укомплектование соответствующей техникой.

6. Появление несанкционированных свалок влечет за собой:

а) загрязнение почвы;

б) уродство ландшафта;

в) изменение климатических условий (температура, влажность).

7. Вредные выбросы оказывают влияние:

а) только на те регионы, где появилось загрязнение;
б) на близлежащие регионы;

в) даже на территории, удаленные от места, где загрязнение «увидело свет».

8. Самая страшная «добавка» к воде:
а) бытовой мусор;

б) пестициды;

в) минеральные удобрения.

9. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду?
а) газы;

б) жидкости;

в) твердые вещества.

10. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
а) их захоронение;

б) разработка правовых механизмов регулирования процесса;
в) рециркуляция (повторное использование отходов).

11. Поступление в среду обитания вредных веществ, приводящих к нарушению функционирования экологических систем, называют:

а) загрязнением;

б) экологическим кризисом;
в) интродукцией.

12. Первое место по суммарному объёму выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:
а) теплоэнергетика;

б) нефте- и газопереработка;
в) автотранспорт.

13. Гарбология - это:

а) наука о доме, местопребывании;
б) наука, изучающая почву;

в) мусороведение.

14. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
а) 10 лет;

б) 50 лет;

в) 10 «0» лет и более.

15. Выброшенную бумагу «съедят» невидимки-микробы за:
а) 1-2 года;

б) 5-8 лет;

в) 20 и более лет.








Приложение 2


Тест «Устами младенца»

I. 1. У меня очень много игрушек сделано из нее.

  1. Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.

  2. Предметы, изготовленные из нее, мало весят.

  1. Если ее поджечь, то появится много черного дыма, который плохо пахнет.

5. Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.

твет: пластмасса.)

II. 1. Ее изобрели китайцы.

  1. у нас ее получают из дерева.

  2. Она легко горит.

  1. Из нее получается очень много мусора.

  1. На ней обычно рисуют или пишут.
    (Ответ: бумага.)

III. 1. Его делают из песка.

  1. Чаще всего оно прозрачное.

  2. Когда падает, оно разбивается.

  3. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

  4. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

(Ответ: стекло.)

IV. 1. Это получается, когда что-нибудь железное становится
старым или ломается.

2. Это можно увидеть везде - в городе, в деревне, даже
вдоль дорог.

  1. Это можно сдать и получить деньги.

  2. Из этого можно сделать что-то новое.

  1. Это бывает цветным, и за него можно получить деньги.
    (Ответ: металлолом.)

V. 1. Это то, без чего мы уже не можем жить.

  1. Этим мы пользуемся каждый день.

  2. Когда это попадает в воду, то образуется много пены.

  3. Это убивает рыбу в воде, растения на Земле.

  1. С помощью этого вещи становятся чище.
    твет: синтетические моющие средства).



Приложение 3

Тест «Аварийная ситуация»


1. Можно ли заворачивать бутерброд в глянцевую бумагу с цветным рисунком? (Нет, так как краски могут содержать соли свинца, кадмия, других тяжелых металлов, а также вредные органические соединения.)


2. Как поступить с использованной батарейкой? (Батарейки могут содержать ртуть, кадмий, соли других тяжелых металлов, поэтому их нельзя бросать где попало, а нужно сдавать в специальные nункmы приема.)



Литература:

  1. Величковский, Б. Т Здоровье человека и окружающая среда: учебное пособие / Б. Т. Величковский, В. И. Кирпичев, И. Т. Суравегина. - М.: Новая школа, 1997.

  2. Высоцкая М.В. Мусор: что с ним делать?// Экология 6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся/ сост. И.П. Чередниченко.- Волгоград: Учитель, 2011. – с. 15-30

  3. Мансурова, С. Е. Следим за окружающей средой нашего города: школьный практикум / С. Е. Мансурова, Г. Н. Кокуева. - М. : Владос, 2001.

  4. Миркин, Б. М Город без отходов / Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова // Биология в школе. - 2005. - № 3.

  5. Самкова, В. А. Экологический практикум «Город, в котором я живу» / В. А. Самкова // Биология в школе. - 2000.- № 5, 7.







10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!