Классный час в 3 классе на тему: «О лени и лентяях» Выполнила: учитель начальных классов Трошкина М.Г. |
Цели: обсудить проблему человеческой лени; сделать выводы, как преодолеть собственную лень; учить рассуждать. | |
Форма: беседа, инсценирование стихов.
Методы: рассказ с элементами беседы и игры.
Материалы к классному часу: презентация к занятию, памятка «Как выполнять домашнее задание».
Ход классного часа
I. Учитель: Сегодня мы отправимся с вами в путешествие. Нас ждет одна очень удивительная страна – Лентяйдия. А живут в ней … (лентяи). Правильно!
II. Стихи и инсценировка.
Учитель: Сейчас мы познакомимся с некоторыми жителями этой страны. Впрочем, слушайте, все поймете.
«МИТЯЙ-ЛЕНТЯЙ»
Трезвонят все будильники:
«Митяй, вставать пора!»
А он храпит как миленький
До десяти утра.
Потом он просыпается,
Потом встает Митяй
И начинает каяться:
«Я лодырь! Я лентяй!
Другие дети учатся -
Я сплю до десяти!
Что из меня получится?
Таким нельзя расти!»
Но тут зевает Митенька
И спать ложится вновь.
Он ценит самокритику.
Питает к ней любовь.
Агния Барто
«КОТ И ЛОДЫРИ» (инсценировка)
Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.
Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.
Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идёт.
Спрашивают лодыри
У него:
- Ты чего нахмурился,
Отчего?
Замяукал жалобно
Серый кот:
- Мне, коту усатому,
Скоро год.
И красив я, лодыри,
И умён,
А письму и грамоте
Не учён.
Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.
А теперь без грамоты
Пропадёшь,
Далеко без грамоты
Не уйдёшь.
Ни попить без грамоты,
Ни поесть,
На воротах номера
Не прочесть!
Отвечают лодыри:
- Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый
Скоро год.
Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.
Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.
Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!
Отвечает лодырям
Серый кот:
- Мне, коту усатому,
Скоро год.
Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!
Самуил Маршак
Учитель: Лентяй и лодыри - это одно и тоже явление. Кто из героев стихотворения вам понравился и почему?
Ответы учеников.
Учитель: Ленивые школьники скучают на уроках, плохо учатся. Они не хотят выполнять никаких поручений, не любят чисто писать в тетрадях, читать книжки. Они не воспитывают в себе привычку трудиться, помогать родителям в домашних делах. Ленивые дети хотят жить так, как мечтал об этом один ученик из стихотворения.
«ПЕТЯ МЕЧТАЕТ».
Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само бы меня мыло,
Хорошо бы это было!
Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все свои места-
Вот была бы красота!
Вот бы жизнь тогда настала!
Знай, гуляй, да отдыхай!
Тут и мама б перестала,
Говорить, что я лентяй!
Учитель: Я надеюсь, что у нас в классе нет таких учеников, как Петя.
Сказка про лентяя Ваню
Действующие лица: ведущие (два ученика), Ваня, Света,
Русский, Литература, Задачник.
1-й ученик.
Вот послушайте, ребята,
Буду сказку сочинять:
Жил да был на свете Ваня,
Любил лодыря гонять.
2-й ученик.
Ваня был ленивый очень –
Чем учиться, лучше спать.
И об этом, между прочим,
Мы хотим вам рассказать.
Ваня.
Чем задачи мне решать,
Лучше бы часок поспать.
1-й ученик.
Ваня спит и вдруг во сне
Видит Светку на окне.
Отличница Светка -
Ванина соседка –
Говорит придирчиво.
Света.
Ты уроки выучил?
Задание домашнее велели к сроку сдать.
Про картошку нам сегодня сказали написать.
Ваня.
Про картошку?
Ерунда, не составит и труда.
Очень вкусная картошка
Выросла у нас.
Мы и жарим, мы и парим,
Едим ее и хвалим.
1-й ученик.
Отличница Светка –
Ванина соседка –
Открыла рот от удивленья
И сказала вдруг с волненьем.
Света.
Про картошку?
Ерунда, написать можно всегда.
А задачу ты решил?
Помнишь, двойку получил?
Единицу по письму?
Я вот за тебя возьмусь!
Будешь не со скуки
2-й ученик.
Ты учить науки.
И тут внезапно Светка –
Ванина соседка —
Оглянулась, покосилась
И в задачник превратилась.
1-й ученик.
А за нею со стола
вскочили «Русский» и «Литература».
Русский.
Плохо он
Просклонял вчера «вагон».
Выражу я мнение:
Он не знает ударения.
Задачник.
Это просто ерунда,
Я так думаю, что Ваня
Будет двоечник всегда.
Литература.
Что же делать?
Как нам быть?
Как же Ваню убедить,
Что учиться надо лучше,
Клякс не ставить,
Не черкать,
Чтоб в тетрадях и в журнале
Красовалась цифра «5»?
Русский.
Для начала тебя, Ваня,
Превращу я в старика,
Потому что не достоин
Званья ты ученика.
Ваня.
Что за шутки,
Не хочу я никуда!
Литература.
Вот так да!
И к лицу тебе, смотри-ка,
Седая борода!
1-й ученик.
Ваня так перепугался,
Так со страха задрожал,
Извинялся, плакал, клялся,
А потом вдруг побежал.
2-й ученик.
Он бежал, бежал, бежал,
Оглянулся и споткнулся,
Так упал, что вдруг проснулся.
1-й ученик.
Для себя решил наш Ваня:
Клякс не ставить, не лениться
И в тетрадях не черкать.
Быть прилежным и учиться только на...
Ученики (хором). «Четыре» и на «пять»!
2-й ученик.
Дорогие зрители, вы такое видели?
Мы вам сказку рассказали,
Вы, надеюсь, не скучали?
Но пора сказку кончать.
1-й ученик.
Лишь осталось пожелать
Всем учиться, не лениться,
Чтоб отметками гордиться,
Чтобы в дневнике страницы
Украшала цифра «пять».
III. Вопросы для анализа
Учитель: Кто может быть жителем этой удивительной страны Лентяйдии?
Ответы учеников.
Учитель: Кто же такие лентяи? Отчего человек становится ленивым?
Ответы учеников.
Учитель: А как по другому называют лентяев?
Лентяй – лодырь, бездельник, тунеядец;
лодырь – от немецкого лоддэр (лоттер), то есть бездельник, человек, который ничего не делает;
тунеядец – тот, кто даром ест хлеб, сидит на шее (туне – даром, ец – есть, еда).
Какие советы можно дать лентяям?
Ответы учеников.
Учитель: Давайте исправим слова в пословице, чтобы она подошла к теме нашего разговора.
Пруд человека кормит, а пень портит. (Труд человека кормит, а лень портит.)
V. Чтение памятки
Учитель: В конце классного часа я каждому хочу подарить памятку, в которой есть рекомендации, как выполнять домашнее задание. Старайтесь их придерживаться, и тогда у вас не будет возможности проявлять свою лень.
Памятка «КАК ВЫПОЛНЯТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»
1. Проветри свою комнату до начала выполнения домашнего задания.
2. Выполняй задания в одно и то же время.
3. Просмотри записи в дневнике. Определи, какие задания ты должен выполнить на следующий день.
4. Приготовь все принадлежности, которые необходимы тебе для выполнения домашних заданий.
5. Подумай, какое задание ты будешь выполнять первым. Начни с самого трудного, более легким заверши свою работу.
6. Отмечай карандашом в своем школьном дневнике выполненное задание.
7. Делай десятиминутный перерыв между каждым выполненным заданием.
8. После подготовки уроков сложи книги и тетради в свой портфель. Проверь, все ли ты положил.
Учитель: Всего доброго. До следующего классного часа! (все дети получают памятку)
Памятка «КАК ВЫПОЛНЯТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»
1. Проветри свою комнату до начала выполнения домашнего задания.
2. Выполняй задания в одно и то же время.
3. Просмотри записи в дневнике. Определи, какие задания ты должен выполнить на следующий день.
4. Приготовь все принадлежности, которые необходимы тебе для выполнения домашних заданий.
5. Подумай, какое задание ты будешь выполнять первым. Начни с самого трудного, более легким заверши свою работу.
6. Отмечай карандашом в своем школьном дневнике выполненное задание.
7. Делай десятиминутный перерыв между каждым выполненным заданием.
8. После подготовки уроков сложи книги и тетради в свой портфель. Проверь, все ли ты положил.
Памятка «КАК ВЫПОЛНЯТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ»
1. Проветри свою комнату до начала выполнения домашнего задания.
2. Выполняй задания в одно и то же время.
3. Просмотри записи в дневнике. Определи, какие задания ты должен выполнить на следующий день.
4. Приготовь все принадлежности, которые необходимы тебе для выполнения домашних заданий.
5. Подумай, какое задание ты будешь выполнять первым. Начни с самого трудного, более легким заверши свою работу.
6. Отмечай карандашом в своем школьном дневнике выполненное задание.
7. Делай десятиминутный перерыв между каждым выполненным заданием.
8. После подготовки уроков сложи книги и тетради в свой портфель. Проверь, все ли ты положил.
12