СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час в 10 «А» классе. «Белый журавлик», посвящённый памяти павших на полях сражений на всех войнах за Отечество

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час в 10 «А» классе. «Белый журавлик», посвящённый памяти павших на полях сражений на всех войнах за Отечество

Цели: расширить представление о Великой Отечественной войне; воспитывать активную жизненную позицию; способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны; побуждать учащихся к изучению истории страны, к участию в патриотических мероприятиях.

Задачи:

  • способствовать развитию патриотических чувств – любви к Родине, чувства гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого;
  • формировать положительное отношение к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защищать Родину, неприятие попыток исказить и очернить историю войны;
  • воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, к истории своей малой родины, бережное отношение к ветеранам ВОВ, труженикам тыла, вынесших все тяготы войны,  пропаганда мира на Земле.

Просмотр содержимого документа
«Классный час в 10 «А» классе. «Белый журавлик», посвящённый памяти павших на полях сражений на всех войнах за Отечество»

Классный час в 10 «А» классе. «Белый журавлик», посвящённый памяти павших на полях сражений на всех войнах за Отечество

Классный руководитель Воропаева Ольга Леонидовна


«Мне кажется порою, что солдаты,

С кровавых не пришедшие полей,

Не в землю эту полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей»

Р.Гамзатов


Цели: расширить представление о Великой Отечественной войне; воспитывать активную жизненную позицию; способствовать формированию чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны; побуждать учащихся к изучению истории страны, к участию в патриотических мероприятиях.

Задачи:

  • способствовать развитию патриотических чувств – любви к Родине, чувства гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого;

  • формировать положительное отношение к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защищать Родину, неприятие попыток исказить и очернить историю войны;

  • воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, к истории своей малой родины, бережное отношение к ветеранам ВОВ, труженикам тыла, вынесших все тяготы войны,  пропаганда мира на Земле.



Учитель: В селе Дзуарикау, что в Республике Северная Осетия-Алания, есть памятник погибшим в годы Великой Отечественной войне семи братьям Газдановым. На Кавказе существует поверье, будто павшие на поле сражения воины превращаются в журавлей, это объясняет такую композицию памятника. Увидев этих журавлей, народный дагестанский поэт Расул Гамзатов написал стихи, на которые позднее и была написана песня «Журавли». Журавли не имеют национальности – они символизируют память обо всех погибших на полях сражений. Не случайно в разных уголках бывшего Советского Союза воздвигнуто 24 памятника белым журавлям. Это говорит о том, что всех нас объединяет память, общая история, общее родство. Праздник Белых Журавлей призван объединить и скрепить дружественные отношения между многонациональным населением России. Этот день посвящен культурному единству всех наций, проживающих на территории России.

Сегодня праздник Белых Журавлей.
Не потому, что к югу косяками.
А в честь бойцов, которые с полей
Не возвратились целыми полками.

Все полегли, уйдя в расцвете сил.
А многие - безусыми юнцами.
Но для себя о том бы попросил -
Хочу сравняться с ними, как с отцами.

Я думаю, солдат, что пал в бою,
Как Белый Ангел машет нам крылами.
И стих о Журавлях ему дарю.
Ведь это птица-символ. Память с нами.

Ведущий: Праздник белых журавлей — праздник поэзии и памяти павших на полях сражений во всех войнах. Появился по инициативе поэта Расула Гамзатова. Он предложил отмечать его 22 октября. В Дагестане, Праздник белых журавлей существует более двух десятилетий, а в последние годы  приобрёл всероссийский масштаб.

Сегодня мы, преклоняем колено и низкий поклон тем, кто вынес на своих плечах тяготы и лишения военного лихолетья, превозмогшим боль, кровь и смерть.

Чтец: Сквозь кровь и пот, через огонь и воду Сквозь дым пожарищ, через трупный смрад. Отстаивая права на свободу, К Победе шел, Россия, твой солдат. И не сломила сердце, не сгубила, И душу не растлила нам война. Видать, нечеловеческая сила, ему, Солдату русскому дана!

Ведущий: На Кавказе существует поверье, будто павшие на поле сражения воины превращаются в журавлей. Еще с древнейших времен люди относились к журавлям с чувством особенного трепета и благоговения. Журавль занимал почетное место священной птицы, приближенной к Богу и духовному миру.

А знаете ли вы, что стихотворение, на основе которого была создана известная во всем мире песня «Журавли», имеет свою предысторию?

Ведущий: Многие, наверное, слышали историю двенадцатилетней японской девочки Садако Сасаки, погибшей в 1955 году от последствий ядерной бомбардировки Хиросимы. В Японии существует примета - тот, кто сложит 1000 бумажных журавликов, гарантирует себе отменное здоровье. С тех пор бумажные журавлики стали символом мира — дети со всего мира посылали в Японию журавлики, которые Садако не успела доделать. Девочка была похоронена с тысячей журавликов. В Парке Мира в Хиросиме установлен памятник

В 1965 году Р. Гамзатов гостил в Японии, где принял участие в траурных мероприятиях, посвященных 20-й годовщине ядерной бомбардировки Хиросимы. Тысячи женщин в белой одежде (в Японии это цвет траура) собрались в центре города у этого памятника девочке с белым журавлем – Садако Сасаки.

Памятник установлен на высоком постаменте хрупкая девочка держит над головой журавля, устремившегося ввысь. Авторы памятника считают, что он символизирует надежду на мирное будущее и потому назвали монумент Детским памятником Миру. Местные жители чаще называют его Обелиском бумажных журавлей. Он стоит в окружении больших деревьев парка Мира совсем недалеко от того места, над которым 6 августа 1945 года взметнулся в небо атомный столб.

После атомной бомбардировки Хиросимы больная лейкемией - девочка попала в больницу, и доктор, чтобы придать ей силы для борьбы с болезнью, сказал, что если она сама сделает тысячу белых бумажных журавликов, то обязательно поправится.

Ведущий: Журавль – священная птица, живущая очень долго. Сасаки поверила. В палату принесли бумагу и ножницы. Сасаки принялась мастерить. Готовые белые журавлики сначала занимали ее кровать, затем пол палаты, поднимались к потолку, садились на подоконник. Одноклассники девочки решили помочь ей. Они сами вырезали журавликов и привлекали к этому занятию своих друзей. Так весть о японских журавликах разнеслась по всему миру. В Японию со всех уголков земного шара летели белые журавлики. Все стремились помочь выздороветь Сасаки Садако. Вскоре белая журавлиная стая переросла за тысячу, но девочке становилось все хуже.

Болезнь оказалась сильнее. Чуда не произошло. Садако умерла 25 октября 1955 года…Стихотворение Расула Гамзатова «Я не хочу войны» 

Я хочу, чтоб в целом мире

Затрубили журавли

И напомнить всем могли

О погибших в Хиросиме.

И о девочке умершей,

Не хотевшей умирать

И журавликов умевшей

Из бумаги вырезать.

А журавликов-то малость

Сделать девочке осталось...

Для больной нелёгок труд,

Всё ей, бедненькой, казалось–

Журавли её спасут.

Журавли спасти не могут –

Это ясно даже мне.

Людям люди пусть помогут

Преградить пути войне

Ведущий:     Поэт был потрясен  историей этой девочки. Когда он стоял на площади среди человеческого горя, в небе над Хиросимой, невесть откуда появились настоящие журавли. Это было неким знаком, скорбным напоминанием о погибших в жестокой войне, ведь многие в Стране восходящего солнца верят в мистическое переселение душ.

У Расула Гамзатова сразу зародились стихи, оставалось лишь записать их в блокнот. Но в этот момент ему передали из посольства телеграмму, в которой сообщалось о смерти матери. Поэт срочно вылетел на родину.

Ведущий: В самолете он продолжал думать о чудесном явлении журавлей в небе над Хиросимой, о женщинах в белом одеянии, о матери, о своих погибших на фронте братьях… О девяносто тысячах дагестанцев погибших в войне с фашизмом. Расул Гамзатов написал стихотворение, которое начиналось  строчками:                                                                                                

Мне кажется порою, что  джигиты,     С кровавых не пришедшие полей,                                                                                          В могилах братских не были зарыты,                                                                                            А превратились в белых журавлей…

Ведущий:Марк Бернес увидел стихотворение в журнале «Новый мир».

Переработав его с помощью переводчика Наума Гребнева, Бернес попросил композитора Яна Френкеля написать к нему музыку. С согласия Гамзатова решено было заменить слово "джигиты" в первой строфе на "солдаты", что превратило песню из узконациональной  в общечеловеческую.

Ведущий: Песня «Журавли» стала реквиемом, гимном-памяти, погибшим во время ВОВ солдатам, которых авторы сравнивали с клином летящих журавлей, а впоследствии - и жертвам терроризма, Чернобыльской катастрофы, военных конфликтов в Афганистане, Чечне.

И в сегодняшнее неспокойное время песня, как никогда, значима для народов всего мира. Она как журавли, которые не имеют национальности, символизирует человеческую память обо всех погибших на полях сражений. 

Ее мелодия обладает особым секретом воздействия на слушателей: сколько бы ни звучала она в эфире, ее невозможно слушать без волнения и слез.

-  Журавли исстари являются одними из наиболее почитаемых людьми птиц. Они веками живут в народных пословицах, поговорках, приметах и в музыке. Благодаря своей природной красоте и впечатляющим танцам журавли оставили заметный след в культуре многих народов в различные исторические эпохи.  Практически везде журавль олицетворяет положительное и светлое начала.

Давно уже нет в живых авторов этой песни: поэта Расула Гамзатова, композитора Яна Френкеля, исполнителя Марка Бернеса – они заняли своё место в журавлином строю. Но песня эта живёт, она пробуждает в людях много добрых чувств

Звучит песня «Журавли» музыка Я. Френкеля, слова Р. Гамзатова в исполнении М. Бернеса

Ведущий: Неумолимо мчится время, не остановить, не задержать его. Но в этом неустойчивом мире, есть вечные ценности. Ценности, которые дают нам право называть себя Человеком. 

Одна из них - готовность встать на защиту Отечества, и если потребуется, отдать за него жизнь. Умереть, чтобы могли жить другие.

Нам не понять и сложно представить, что переживают люди на войне.  Но больше всего не понять, зачем и кому в мирное время нужно разжигать межнациональные конфликты и локальные войны.

Редеют ряды воинов-ветеранов… Гибнут молодые солдаты участники локальных воин, они как «стаи журавлей» уходят на небеса и машут  нам крылами.

Ведущий: «Который год по небу клин летает,
И, знаю я, в том нет его вины,
Что каждый день с собою забирает,
Героев, возвратившихся с войны».

Чтец 3 ЗАТИХЛИ НА ВОЙНЕ БОИ

О, эта боль! Она во мне. И никуда душе не деться. Я прячу слезы в глубине Стучащего тревожно сердца.

Затихли на войне бои, Погасли трассы огневые… Ждут матери детей с войны, Надеясь, что они живые.

Ждёт мать, не верит, что пропал Ее единственный росточек. «Где ты, куда сейчас попал? Где ты, сыночек?!.. А, может быть, в строю отстал, В плену страдаешь?

Прости за горькую слезу. Что ты глотаешь… Что предал ты, не верю я, Не буду верить. Я жду тебя, я жду тебя, Открыты двери!»

Чтец 4 А может, струсил?.. Жаждет мать Обнять руками и такого. Так нелегко детей терять! И плачет снова.

Нет голоса от этих мук, Бессонны очи. Взрывается в ней каждый стук Тревожной ночи. Иль сходит медленно с ума,  На все в последний миг готова… «О, будь ты проклята, война!» - Шепчу я снова…

Звучит песня  «Молитва»

Чтец 5 Мы сегодня вспомнить должны Тех, кто не вернулся с афганской войны, С бесполезной чеченской бойни. О них мы с тобою обязаны помнить.

И пусть мы не знаем их имена, Туда направляла их наша страна Горячие точки скорей погасить... Погибших теперь нам не воскресить, Но память о подвиге тех солдат, Что в безымянных могилах лежат, Кто «грузом двести» вернулся домой, Должна быть всегда и со мной, и с тобой.

Чтец 6 Погибнуть в неполные двадцать лет!.. Ты не хотел бы, наверное, нет?! А если на Родину враг нападёт — Страну защищать ты без страха пойдёшь. Сумеешь любого врага одолеть. Помогут — вера, отвага и честь!

Чтец 7 Давайте вспомним поимённо Тех, с кем навеки сроднены, Кто был частицей батальона, А стал частицей тишины.

Чтец 8 ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ

Боевые знамена склоните У священных могил дорогих. Не забудь же, народ – победитель, Героинь и героев своих!..

Никогда не забудьте, живые, Об ушедших друзьях фронтовых, Пусть не вянут цветы полевые На холмах друзей боевых.

Знамя Отчизны святое будет их сон охранять… Вечная слава героям, Воевавшим за Родину-Мать!



«Мы станем старше, проще и грубей,

 Всё будем знать и многое уметь.

 Но жизнь, прошу, дай крылья улететь

 С прозрачной стаей белых журавлей!».



 С сегодняшнего дня мы начинаем акцию «1000 журавлей», которая завершится 9 мая. Этими журавликами можно украсить стенд в школе, гирлянду ко Дню Победы, подарить ветеранам войны и труженикам тыла, а также ветеранам боевых действий в Афганистане, Чеченской республике и др., как память о погибших в войнах.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!