СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час Устный журнал «Моя Югра. Древняя Югра и современность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час «Моя Югра»

Цель: • Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни, танцы.

• Приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры.

Просмотр содержимого документа
«Классный час Устный журнал «Моя Югра. Древняя Югра и современность»»

Классный час «Моя Югра»


Цель:

• Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные игры, песни, танцы.

• Приобщать к богатому литературному наследию поэтов ханты и манси, к устному народному творчеству народов Югры.

• Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой.

• Воспитывать уважение к самобытной культуре коренных народов ХМАО.

Задачи:

1. Образовательный аспект:

• углубить знания учащихся по истории Ханты-Мансийского автономного округа;

• сформировать знания по теме “Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири”;

• познакомить с традиционной одеждой ханты и манси;

• познакомить с представлениями Обских угров о природе и человеке;

• сформировать знания о традиционных праздниках ханты и манси – “Вороний день” и “Медвежий праздник”;

• обобщить факты прошлого и настоящего.

2. Развивающий аспект:

• развивать умение актуализировать полученные знания;

• развивать познавательные процессы: памяти, внимания, воображения.

3. Воспитательный аспект:

• воспитывать у учащихся чувство интереса и уважения к культуре, традициям и обычаям коренного населения края, где они живут;

• воспитывать чувство причастности к малой Родине, патриотизма, уважения к родной стране, её истории;

• воспитывать толерантность;

• воспитывать общую культуру.

Тип занятия: Урок-устный журнал.


Класс разбит на группы

4 группы по 7 человек


Вед:

Олтулолнэ! Вуще ! Так звучит приветствие на хантыйском языке. Оно означает – «Живите в гармонии, живите с миром! »






1 историческая


  

Югория...Тайги органный шум
И рек твоих неспешное теченье
Рождают в сердце свет высоких дум
О жизни, о земном предназначенье.

Люблю твои просторы без границ,
Люблю твои протоки и озера,
Люблю улыбки просветленных лиц,
Державность и конкретность разговора.

Гостеприимен древний твой порог.
Отбрасывая суетность и тленность,
Хранишь ты мудрость пройденных дорог
И с трепетом вникаешь в современность.

Югория…Югра…Югорская земля…


Рассказ об истории земли Югорской мы начнем с легенды о шестиногом лосе.

В древние-предревние времена, когда на земле ещё не было людей, сын Нуми-Торума жил на берегу реки ВАх на вершине горы в доме-тереме - ловил рыбу, охотился на диких гусей и глухарей, соболей и белок - словом, был весьма удачливым охотником. И вот однажды он напал на след шестиногого лося. Но лось на шести ногах оказался таким быстрым, что ни сын Нуми-Торума, ни даже его стрела не смогла настичь быстроногого лося.

И тогда охотник сказал лосю: "Если я не могу тебя догнать, то в пору зарождения кедровой шишки, подобной кукле (так образно ханты называют перволюдей земли), кто ж тебя догонит?!"

И он ещё долго-долго гонял по всей земле шестиногого зверя. И наконец, догнав, обрубил лосю две задние ноги. С тех пор все лоси стали ходить на четырёх ногах, чтобы люди, появившиеся на этой земле, могли охотиться на лося.


Так, эта легенда есть доказательство, что на Югорскую землю люди населяют с древнейших времен.

Первые свидетельства о жителях сих мест относятся к эпохе мезолита (среднего каменного века) - VIII-VI тысячелетие до н.э. ,согласно наиболее распространённой версии, первожителями края были Угры - предки ханты и манси.

Остяки - ханты, жили по среднему течению Оби, Иртыша, их притокам.

Вогулы - манси, занимали территорию по обоим склонам Среднего Урала, а также по рекам Сосьве, Лозьве, Пелыму, Тагилу, Мугаю, Тавде и Конде.

Эти малочисленные народы сегодня составляют всего лишь около 2% всего населения округа, которое сегодня превышает полтора миллиона человек.

Ханты и манси одни из древних народов Западной Сибири. Знаменитый древнегреческий историк Геродот дает одно из первых описаний народов Севера, о которых в его времена ходили полуфантастические слухи:

“Области до этих лысых гор нам еще не знакомы. Эти страны отделяют высокие, недоступные горы, и никто их еще не переходил. По словам лысых, на горах обитают, хотя я этому не верю, козлоногие люди, а за этими горами – другие люди, которые спят шесть месяцев в году. Зима в этих странах столь сурова, что стоит невыносимая стужа. В это время хоть лей на землю воду, грязи не будет, разве что разведешь костер”.

Читая сведения Геродота, еще раз убеждаешься, что предки северного народа имели свой особый образ жизни, поэтому и смогли выжить в суровых климатических условиях! Богатый жизненный опыт ханты и манси помог освоить богатые просторы Югры!

Своим именем этот край обязан живописной местности, расположенной вокруг могучих рек: Оби и Иртыша. “ Югра” в переводе означает “ люди на воде”, старое название “ ханты” - остяк (“ясах”) означает “люди с Оби”, а “манси” называли “вогулами”, что означало “дикие”.

Первыми русскими людьми в Сибири стали новгородцы. Именно они принесли весть о существовании на востоке, за Камнем (Уральскими горами) северных народов под названием "югра". Об экспедиции новогородцев в Югорскую землю упоминается в "Повести временных лет" 1096 г., когда предприимчивые новгородские купцы проникли в низовья Оби. Летопись повествует о неизвестном народе югра - остяках (ханты) и вогулах (манси), - с которыми столкнулись русские первопроходцы.

...«Послал я отрока своего в Печору, к людям, которые дань дают Новгороду. И пришел отрок мой к ним, а оттуда пошел в землю Югорскую. Югра же - это люди с языком непонятным, и соседствуют они с самоядью в северных странах….»

“Есть такая Страна Мрака, там всегда темно: нет ни солнца, ни луны, ни звезд. У жителей йура нет царя: никому они не подвластны. У этих людей множество мехов. Все они охотники. Соседние народы, оттуда, где свет, покупают эти меха. Великая Россия, скажу я вам, граничит с одной стороны с этой областью”.

Эти строки были написаны о земле Югорской Марко Поло, известным путешественником в XIII .

Начало последовательного присоединения Сибири к Московскому государству было положено в 1582 г. легендарным походом Ермака Тимофеевича.

Мансийские и хантыйские земли оказались в составе Российского государства, что было окончательно закреплено в 1592 году основанием городов Пелыма, Березова, а в 1594 году - Сургута .

В целях установления новых порядков и хозяйственного освоения богатейшего по природным ресурсам края указом Петра I в 1708 году была учреждена Сибирская губерния (в нее вошли города Березов, Сургут)

.В 1775 г.указом Екатерины II создана Тобольская губерния.

В 1918 г. Тобольская губерния переименована в Тюменскую, губернский центр перенесен в г. Тюмень.

В 1923 упразднены губернии, уезды, волости. Губернский центр перенесен в г. Тюмень. Образована Уральская область, Тобольский округ и районы: Березовский, Сургутский, Самаровский, Кондинский.

10 декабря 1930 года - Президиум ВЦИК принял постановление “Об организации национальных объединений в районах расселения малых народностей Севера”. Постановлением предусматривалось создание 8 национальных округов, в том числе и Остяко-Вогульского (Ханты-Мансийского).

В 1940 г. Остяго-Вогульск переименован в Ханты- Мансийск.

1977 год - Ханты-Мансийский национальный округ получил статус автономного;

1993 год - Ханты-Мансийский автономный округ получил статус полноправного субъекта Российской Федерации согласно ст.65 Конституции РФ;

25.07.2003 года - Президент России Владимир Путин подписал указ об изменении официального названия Ханты-Мансийского автономного округа. Отныне 86-й субъект Российской Федерации именуется "Ханты-Мансийский автономный округ - Югра".



2 Орнаментальная

Ханты-Мансийский автономный округ имеет свой гимн , герб и флаг.


Герб Ханты-Мансийского автономного округа – Югры представляет собой серебряную эмблему, расположенную на подкладе двух щитов, вписанных один в другой, и воспроизводящую стилизованный символ «Кат ухуп вой» (двуглавая птица) в поле рассеченного лазоревого (синего, голубого) и зеленого щита. Контур щита обведен золотом.

Фигурный щит вписан в прямой щит красного цвета, представляющий собой прямоугольник с фигурным заострением в нижней части. Щит увенчан элементом белого цвета, выполненным в орнаментальном стиле обских угров, и окаймлен кедровыми ветвями зеленого цвета, сплетенными в полукольцо. Девиз «Югра» начертан серебряными литерами на лазоревой ленте, расположенной под щитом.

Флаг Ханты-Мансийского автономного округа – Югры представляет собой прямоугольное полотнище, разделенное по горизонтали на две равновеликие полосы (верхняя – сине-голубая, нижняя – зеленая), завершенное по вертикали прямоугольной полосой белого цвета.

В левой верхней части полотна расположен элемент белого цвета из герба Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Обратим внимание на элемент белого цвета на гербе и флаге. Это орнамент. Что же он означает ?

История орнаментов угорских народов ханты и манси имеет древние корни. Исследователи определили ее истоки, которые относят к периоду бронзового века. Уже в те времена для орнамента были свойственны особые функции, в том числе:

коммуникативная (функция передачи информации, Информация, заложенная в традиционных орнаментах, имеет особое значение: с ее помощью мастер передавал собственные пожелания людям, для которых предназначались его творения.

Каждому узору орнамента ханты и манси соответствует собственное значение.

На одежде ханты и манси можно увидеть оленей, медведя, соболя, мифического мамонта, глухарку, кедр, березу и многое другое. Орнаменты являются символами, с помощью которых человек выражает своё отношение к явлениям природы. Например, олень или оленьи рожки символизирует победу добра над злом,

разветвленные узоры, связки нескольких узоров в одно целое обозначают силу рода, единство семьи, семейный очаг и жизнь как продолжение рода.

Каждый такой знак означает, что человек, чье жилище или одежда украшены подобным орнаментом, находится под божественной защитой, и отныне ему не страшны злые силы и природные катаклизмы.

Магические свойства заложены и в традиционных орнаментах – это обереги от зла и гнева, узоры, привлекающие в дом добро, благополучие и счастье. Некоторые старинные обычаи, наряду с современностью, и сегодня присутствуют в жизни ханты и манси, и связано это с глубоким уважением традиций древности, оставленных предыдущими поколениями. Правила выживания в суровом северном крае, установленные предками, свято чтутся и соблюдаются.

Естественно, орнамент выполняет и эстетическую функцию.

Особенно привлекательно выглядят яркие жизнеутверждающие орнаменты на фоне белоснежных просторов тундры при ярком солнце. Орнаменты и обереги сопровождают северные народы и в будни, и в праздники – эти традиции свято хранятся и продолжаются от поколения к поколению.

Орнаментика, основанная на традициях многовекового народного творчества, построена по законам гармонии и красоты.

Искусство орнамента – важная часть культуры ханты и манси. В непревзойденных по красоте орнаментах заложены знания, особенности мышления, традиции и опыт многих предыдущих поколений. Благодаря богатому оформлению вещи, украшенные орнаментом, приобретают особую оригинальность и ценность, становясь произведением искусства. Справедливая гордость за свой труд и специальные художественные достоинства созданных произведений присуща многим мастерам орнаментального жанра. Их творчество и созданные ими орнаменты очень точно охарактеризовал поэт Микуль Шульгин:


Они явились в жизнь совсем не просто

Из-под иглы, и кисти, и резца:

Ведь мастера по дереву и кости

В них вкладывали души и сердца.


Певцом таежного края – Ханты-Мансийского автономного округа является народный художник РСФСР, профессор – Владимир Александрович Игошев

В своих работах художник Игошев с любованием изображает одежды и бытовые вещи, выполненные терпеливыми руками таежных рукодельниц, передает орнаменты и теплый колорит, присущий атмосфере домашнего очага. «Мансийский натюрморт», как открытое окно, через которое мы можем заглянуть в маленький мир мансийского дома. В центре композиции на деревянном ларе лежат богато расшитая орнаментом рукодельная сумка тутчанг и меховая сумка хир, которая предназначалась для хранения мягких вещей, меховой одежды и меховой обуви..

Сумочка тутчанг- Красивая вещь, украшенная орнаментами, бахромой, цепочками, монетами, иногда бисером, всю жизнь сопровождала каждую мастерицу. В ней хранились рукодельные принадлежности.

Северянки без рисунка или чертежа вырезали орнаменты, сшивали и накладывали их на основу с такой точностью, что можно было проверять линейкой готовый узор. Точный глазомер выработан вековым опытом. Простые геометрические узоры веками поют гимн солнцу, земле и всему живому на ней. 

Красочные орнаменты-символы, основанные на вере в добро и семейное счастье, сопровождают жителей северного края на протяжении всей жизни, даря людям силы и уверенность в завтрашнем дне.

Всем, кто побывал на традиционных праздниках ханты и манси – Вороний день, Медвежий праздник, День оленевода и др. – известно, насколько яркими и красивыми выглядят традиционные праздничные одежды и изделия народных промыслов этих народов.



3. Праздничная

Поговорим о праздниках.

Одним из древних праздников считается Вороний день

Ворона на Север прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому ханты и манси считают эту птицу покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник.

В вороньей песне, записанной на реке Северной Сосьве, есть такие слова: “С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с талыми гнилушками (из их люлек) я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долго живущие девочки пусть родятся, долго живущие мальчики пусть родятся!”


По обычаям ханты и манси, за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые младенцу уже не нужны. Поэтому гнилушки — стружки мягкой древесины, которые насыпали в люльку вместо пеленок, складывали после использования в укромном месте.

Ханты считали, что ворона, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на этих теплых стружках и приговаривает: “Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне где погреть свои лапки”.

Некоторые группы ханты и манси связывали этот праздник с богиней-прародительницей Калтащь, которая определяла судьбы людей, отмечая их жизненный путь на священных бирках, помогала при родах. На женских праздниках, совершавшихся в определенных местах, часто привязывали лоскутки ткани на дерево. Целью таких праздников было стремление к благополучию, в первую очередь — забота о детях.


Другим наиболее известным и особо почитаемым обрядом был культовый обряд - “Тулыглап”.

Что такое “Тулыглап”?- спрашивает в своем стихотворении Юван Шесталов


Может след медвежьих лап?
Может, песня, может, сказка?
Может хитрая побаска?..
Может сон? Может храп? 
Что такое “Тулыглап”?- 


Тулыглап – медвежье игрище – это самый популярный обрядно- ритуальный праздник ханты и манси.

Медведь считается сыном верховного божества Торума, вместе с тем он сын женщины-прародительницы и брат ее детей, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. И наконец, он олицетворение верховной справедливости, хозяин тайги.

Народ верит, что медведь вовсе не зверь и что под его косматой одеждой скрывается человеческий образ, одаренный свыше божественной силой и мудростью, поэтому вспоминает всегда о медведе с благоговением, называет его не иначе как «прекрасное животное», «мохнатый старик», «отец шуб», а если когда на охоте и приветствует его пулей или стрелой, то, наговаривая ему при этом множество различного рода комплиментов, вполне уверен, что медведь не может в таком случае рассердиться ни на его стрелу, ни на пулю.

Каждая успешная охота на медведя сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды, которые должны привести к благополучию всех участников праздника.

“Убил медведя – извинись. Ведь он предок человека.”

И поэтому перед низверженным братом – Медвежьей головой, посаженной на “священный стол”, извиняются плясками, песнями, слезами горести”.


Известный энограф Зоя Петровна Соколова так описывала этот праздник:

Только однажды мне повезло — я попала на медвежий праздник.
К вечеру в дом охотника, убившего «хозяина тайги», приходят жители всего селения и тесно рассаживаются в избе. В переднем углу стоит стол. На нем шкура «гостя» праздника — медведицы. Она свернута так, что голова зверя лежит между его передними лапами. Голова медведицы накрыта красивым платком, на лапах у нее кольца. Перед ней расставлено угощение — вино в рюмке, рыба, печенье, конфеты, папиросы, спички, а также блюдце с курящейся чагой — это обряд очищения.
На почетном месте за столом сидят охотник, его помощники и старик, руководитель праздника, хорошо знающий фольклор и все обряды. Рядом с ним и музыкант...
Входит человек в берестяной маске на лице. В живой пантомиме актер-импровизатор рассказывает, как охотник выследил медведицу, как убегал от нее, как целился из лука, как убил ее. Это настоящий народный театр. За первым исполнителем входит второй, тоже в маске. В длинной песне он повествует о жизни медведицы в лесу...
Праздник длится несколько ночей. В последнюю ночь едят медвежье мясо. По традиции его берут деревянными палочками и каркают, как вороны: пусть медведь думает, что его едят вороны, а не люди.

Сейчас мы с вами погрузимся в атмосферу этого праздника.


Вначале мы услышим песню-пробуждение Медведя, посмотрим ритуальный танец и услышим песню охотника.





















Песня пробуждения Медведя

«Зверь, проснись! Кедровка, твоя сестра, уже давно сидит на

вершине дерева.

Предрассветная заря, твоя сестра, поднялась на

вершину дерева.

Раньше ты всегда был первым.

Ты попал под

тяжесть ножа, топора человека?

Росомаха-самочка, лиса-самочка

уже давно бегают вокруг. Зверь, просыпайся!»

Милый Зверь, просыпайся!

Милый Зверь, пробуждайся!

Кедровка, твоя сестра,

Села на вершине низкого дерева,

Села на границе кроны высокого дерева.

Длинную, длинную шишку

Она уже давно взяла.

Милый Зверь, просыпайся!

Милый Зверь, пробуждайся!


Танец ритуальный , объяснение к движениям



4. Фольклорная

Мудрость народа – в ее устном народном творчестве

Сказки - глаза народа- говорится в пословице хантов.

У ханты и манси не было письменности до 30-х годов 20-го столетия, но это не значит, что у них не было творчества. Оно бытовало в устной форме. Среди народа выделялись мудрые и талантливые певцы, сказители. Эти прославленные певцы и сказители хранили легенды, предания, Мифы, сказки, загадки для потомков.

Сказки у ханты и манси имеют сезонный характер исполнения. Их можно было рассказывать только зимой, с середины ноября до середины марта. В это время свирепствовали сильные морозы, дети, женщины и старики находились дома; дни были короткие, ночи длинные.

Обычай запрещал рассказывать сказки днем, от этого могли выпасть волосы, потеряться память и т.д. Были известные сказочники, однако сказки знали и умели рассказывать многие. Было принято, что на промысле охотник, съевший голову глухаря, сваренного в общем котле, обязан был рассказать сказку.

Некоторые из волшебных сюжетов отражают большую древность, К волшебным сюжетам относятся сказки о животных, в которых последние нередко наделяются человеческими качествами, вступают в контакты с людьми. Особой хитростью и умом наделена лиса. Животные  нередко выступают помощниками человека, Например, бобр и выдра почитались у хантов как священные животные, их было запрещено убивать, В мифологии бобр и выдра выступают обычно в роли помощников и защитников людей.

Детские Сказки народов Севера для детей глубоко нравственны, познавательны.

В зимние вечера было принято собираться вместе в каком-либо доме. Женщины брали с собой рукоделие. На этих сборах были девочки и мальчики. Они не мешали взрослым, не плакали, не прыгали, а, прижавшись к матерям, заворожено слушали сказки. Обычно на таких вечерних посиделках сначала рассказывали детские сказки, затем сказки для взрослых.

Сказки для детей рассказывали матери или бабушки. Язык этих сказок четок, понятен детям, сказки, как правило, короткие и простые. Окружающий мир детских сказок правдив, дети должны были познавать суровую жизнь такой, как она есть. В народных сказках главным героями выступают животные и растения. В сказках все звери, явления природы, окружающие предметы и вещества говорят как люди, они умны.

Детские сказки поучительны: не будь ленив; учись жить на примере людей и зверей, окружающей природы —если же ты умен и правдив, они твои друзья, если ты глуп и ленив- это твои враги. Так учат жить маленького человека взрослые через детские сказки.

Отрицательные герои в сказках предстают ленивыми, неумелыми, злыми, стремящимися урвать незаслуженные блага. 

Трудолюбие, старательность, добросовестность — отличительные черты положительных героев хантыйских и мансийских преданий, мифов, сказок.


Чтение сказки на хантыйском языке.



5. Поэтическая страница

Пою мое отечество, Югорию мою!

И последняя страница устного журнала- Признание в любви к родному краю

Красота и величие природы сформировали характер людей, проживающих на этой суровой, но величественной земле. Художники, писатели и поэты славят красавицу Югру, воспевают ее богатства, признаются ей в любви.

Вашему вниманию предлагаются стихотворения поэтов ханты и манси, а также тех, кто некогда приехал на Югорскую землю и считает, что нет ее краше.


1 стихотворение

Чтения стихотворения

Владимир Александрович  Калинушкин  - поэт нашего края .

В 1987 году В.А. Калинушкин назначен директором Дома культуры «Нефтяник» и по сегодняшний день продолжает свою трудовую деятельность в качестве директора Нефтеюганского районного бюджетного учреждения ТО «Культура» Центр Культуры и Досуга «РОДНИКИ».

Край ты мой - моя Югория, 
Край лесов и озёр голубых. 
Ты мой мир, моя история, 
И мой дом на просторах твоих.
Югорский край, моя седая Русь,
Я именем твоим горжусь!

Я счастлив, что живу твоей судьбой,
Что я грущу и радуюсь с тобой.
Ты прошла дорогу длинную, 
Помнишь ты времена Ермака.

Пусть летят над землёю былинною 
Дорогие для сердца слова

сквозь года и века.

2 стихотворение

Шесталов Юван Николаевич , первый профессиональный поэт манси, в его стихотворениях по-особенному чувствуется любовь к родной земле, ведь он – сын Югорской земли.

...Земля, моя Земля!

Тебя увижу я –

И новую струну

Нежданно шевельну.

И в дрожи той струны,

Как в глубине глубин,

Услышу шум волны

Разлившейся Оби.

И солнца золотей

Сверкнет далекий плес!

И лепет лебедей,

И звонкий смех берез!

И этою струной

Звенит весь край родной.



3. Источником вдохновения для мансийского поэта Тарханова Андрея Семеновича была всегда его родина- Югория , величественная , суровая и щедрая. В одном из своих стихотворений он славит наш город Ханты- Мансийск, столицу Югорского края.

г. Ханты-Мансийск

Кедрач опять в пурге мятежной,

Она святых холмов горнист.

Нет города в России снежной

Красивей,

чем Ханты-Мансийск.


Березы в парках – диво сказки,

И белый небосвод лучист.

Нет города в России майской

Красивей,

чем Ханты-Мансийск.


Обь изумрудна на рассвете,

Иртыш в долине серебрист.

Нет города в России летом

Красивей,

чем Ханты-Мансийск.


От радуг сентября творенье –

Горят хвоинки, каждый лист.

Нет города в стране осенней

Красивей, чем Ханты-Мансийск.


стихотворение на русском и хантыйском языке.

Волдин Владимир Семенович- хантыйский поэт. В 1968 г. в Свердловске вышел сборник стихов на родном языке «Ханты», среди которых было стихотворение –песня «Лети моя песня …»

Лети, моя песня.
Под небом хантыйским,
Над краем богатым
Звучи, моё слово, светло и крылато,
Возьми остроту у зрачков ястребиных,
Певучую мягкость походки рысиной,
Собак бескорыстность,
Оленя осторожность,
Костром будешь путнику,
Посохом старцу.
Охотнику – пулей,
Больному – лекарством.
Будь полем и небом, рекою и лесом,
Будь мной и соседом,
Будь Родиной, песня!



Я Родины себе не выбирал,- говорит настоящий патриот своего края Плесовских Владимир-,

Она, как жизнь, дается от рожденья,

Мне стала вьюжная суровая Югра

Отечеством, той точкой становленья,

Откуда в жизнь шагнул и где иду

У всех, как свечка в юрте, на виду.

Я Родины себе не выбирал...



6. Рефлексия У вас на столах на табличках слова , составьте из них предложения, в которых вы выразите свою любовь к родному краю. Прочитайте предложения и переведите их на язык ханты

Югра – моя родина.

Я люблю Югру – свою родину.

Югра – самое красивое место на земле.

Югра – богатый и щедрый край

6.Заключение

Перевернута последняя страница нашего устного журнала «Моя Югра. Традиции и обычаи коренных народов Севера и современность» . Я благодарю редакторов и ведущих сегодняшнего мероприятия. И слово предоставляю нашим гостям





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!