Грамотный покупатель
Представим обычный торговый день в большом супермаркете. Покупатели выбирают товар, оплачивают покупки. В отделе белья назревает скандал. Пожилой покупатель подает продавцу сверток с теплой нижней рубашкой и прикладывает к нему чек. «Вот чек. По нему видно, что я приобрел рубашку всего пять дней назад. Срок небольшой. По закону вы обязаны заменить мне купленную вещь». «»Увы, - отвечает продавщица, - я не имею права это сделать». Покупатель кипятится: «Это или беззаконие или правовая безграмотность! Я буду жаловаться…» Знакомая ситуация.
Все люди когда-либо делали покупки в магазине и ходили в поликлинику на прием к врачу. Но не задумывались, что в обоих случаях они являются потребителями и что им при этом принадлежат определённые права, которыми они могут воспользоваться тогда, когда их не устраивает качество покупки или услуги.
К большому сожалению, часто мы оказываемся в ситуациях, когда наши права и интересы были нарушены. Вот почему всем необходимо знать основы потребительского законодательства. Осознание того, что мы как потребители обладаем определёнными правами, придаёт нам уверенность, укрепляет чувство защищённости.
Сегодня на мы поговорим с вами о том, кто такие потребители, каковы основные права потребителей, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей.
Кто же такой потребитель? (ответы учащихся)
Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)
Вопросы для разминки.
Кто из героев сказок выступал в качестве потребителя?
Муха – Цокотуха, когда "пошла Муха на базар и купила самовар”.
Ответ: да.
Старик по отношению к Золотой рыбке.
Ответ: нет, так как старик не платит рыбке за услуги.
Король по отношению к портным.
Ответ: да, причём даже в том случае, если новое платье оплачивалось из средств государственной казны, ведь платье предназначалось для личных бытовых нужд короля.
Если же предположить, что платье короля – одежда служебная (примерно как спецовка для рабочего), тогда король не является потребителем.
Кот в сапогах, когда он просил хозяина купить ему сапоги.
Ответ: зависит от того, приравниваем ли мы Кота к человеку. Если да, то он – потребитель, и, если сапоги окажутся некачественными, вполне сможет предъявить претензию сапожнику; если же мы, несмотря на сказочную условность, считаем, что Кот – это животное, то он потребителем не является (так же, как не является им любой домашний кот, для которого хозяин покупает консервы или противоблошиный ошейник)..
Робинзон Крузо на необитаемом острове.
Ответ: нет, он же ничего не покупает.
Является ли публичной офертой (это предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях, обращенных к неопределенному кругу лиц, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. Из этого определения мы можем выделить два признака, присущие публичной оферте:
Публичная оферта должна быть адресована неопределенному кругу лиц;
В ней указаны основные условия договора и выражается намерение заключить договор с каждым, кто отзовется на предложение.) следующее утверждение и почему: “Коня! Полцарства за коня!”?
Ответ: утверждение можно считать публичной офертой, так как оно обращено к неопределённому кругу лиц и в нём определено существенное условие договора.
Является ли публичной офертой следующее утверждение и почему: “Всякий, кто найдёт корзину подснежников, получит корзину золота!”?
Ответ: утверждение можно считать публичной офертой, так как оно обращено к неопределённому кругу лиц и в нём определено существенное условие договора.
Является ли потребителем Маленький Мук в момент поедания винных ягод в лесу?
Ответ: нет, не является, так как собирал дикорастущие ягоды, а не приобретал их на рынке.
Закон о защите прав потребителей
^ Вопрос: Каким правом обладает потребитель при приобретении товара?
Ответ: ст. 7 «Право потребителя на безопасность товара» гласит, что потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования был безопасен для жизни, здоровья потребителя.
в) беседа «наши права»
Мы очень часто говорим «вы имеете право», «потребитель имеет право». Давайте вспомним какие права имеет потребитель:
(Учитель называет, а учащиеся поясняют в чём они заключаются)
Право на безопасность (товары, работы или услуги при обычных условиях хранения и использования не причинят вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя, а также окружающей среде)
Право на информацию (потребителю должна быть предоставлена необходимая, полная и достоверная информация о товаре(работе, услуге) и об изготовителе (исполнителе), позволяющая сделать разумный выбор)
Право на выбор (возможность самостоятельно выбрать товар, продавца, изготовителя)
Право на возмещение причинённого ущерба (моральный и материальный)
Право на качество (закон устанавливает, что качество передаваемого потребителю товара, работы, услуги должно соответствовать условиям заключённого между сторонами договора)
Все эти права закреплены в законе «О защите прав потребителей» (демонстрирует)
. С тех пор перечень потребительских прав, признанных международными организациями, существенно расширился. Согласно Закона РФ « О защите прав потребителей», принятом 7 февраля 1992 года потребители имеют следующие права:
- На просвещение в области защиты своих прав (ст.3)
- На надлежащее качество товаров (ст.4)
- На безопасность товаров (ст.7)
- На информацию (ст.8-10)
- На возмещение морального вреда (ст.15)
- На судебную защиту (ст.17)
- На государственную, общественную защиту (ст.40-46)
Надо сказать, что за годы существования Закона "О защите прав потребителей" у наших граждан знаний о своих потребительских правах и решимости защитить их заметно прибавилось. Значительно выросла и результативность защиты прав потребителей. Большинство продавцов и производителей товаров и услуг, когда видят грамотно составленные претензии, стараются не доводить дело до суда и удовлетворяют законные требования потребителей.
Так что же нужно знать потребителю, чтобы правильно действовать в случае нарушения его прав? Запомните несколько простых правил, соблюдая которые вы избежите многих неприятностей.
Правило 1. Знайте, Закон обязывает продавца, изготовителя и исполнителя предоставлять потребителю полную и достоверную информацию. Если какие-то существенные для вас товар или услуга, а также те, кто их предлагает, вам не знакомы, то соберите о нем как можно больше информации из различных источников - из специальных журналов, Интернета, посоветуйтесь с профессионалами, внимательно изучите сопроводительную документацию (технический паспорт, инструкцию по эксплуатации), сведения на этикетке. Помните, что эта информация должна быть обязательно на русском языке.
Правило 2. Помните, что вам обязаны выдать документ, подтверждающий факт покупки или оказания услуги. Это кассовый чек или квитанция, билет или договор. Всегда их берите и сразу никогда не выбрасывайте. В документах должен быть указан срок гарантии, отмечена дата продажи.
Правило 3. Учтите, если все же возник конфликт, не нужно суетиться и кидаться из одной крайности в другую - есть определенная последовательность действий, которой следует придерживаться. И не забывайте, что ваша опора - это Закон "О защите прав потребителей", а также конкретизирующие и дополняющие его правила торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей.
Правило 4. Будьте вежливы, но настойчивы в своих справедливых требованиях и главное - старайтесь не оставлять без внимания нарушения ваших потребительских прав. Тот, кто освоит основы потребительских знаний и будет их применять на практике, станет защитником не только себя, но прав и интересов множества других граждан.
Учитель. Ребята, а вы помните стихотворение С.Михалкова «Как старик корову продавал»? Рассмотрим эту известную всем сказку с точки зрения соблюдения прав потребителя (смотрим файл)
На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал
Хоть многим была коровенка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.
- Хозяин, продашь нам корову свою
- Продам. Я с утра с ней на рынке стою!
- Не много ли просишь, старик за нее
- Да где наживаться! Вернуть бы свое!
-Уж больно твоя коровенка худа!
- Болеет, проклятая. Прямо беда!
- А много ль корова дает молока
- Да мы молока не видали пока…
Весь день на базаре старик торговал.
Никто за корову цены не давал.
Один паренек пожалел старика:
- Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.
Идет покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком:
- Корову продашь?
- Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад!
- Да так ли! Уж выглядит больно худой!
- Не очень жирна, но хороший удой.
- А много ль корова дает молока?
- Не выдоишь за день - устанет рука.
Старик посмотрел на корову свою:
- Зачем я, Буренка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому –
Такая скотина нужна самому!
^ Вопрос: Если богач все же купил бы корову, какие права покупателя были бы нарушены?
Ответ: ст. 4 Закона «Качество товара» гласит: продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.
Ст. 10 «Информация о товарах» гласит: изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Ст. 12 «Ответственность изготовителя за ненадлежащую информацию о товаре».
Учитель. А теперь мы предлагаем вам сыграть в игру «Кот в мешке или говорящая этикетка»
г) пищевые добавки
Сейчас в России очень много иностранных продуктов питания. Причем везут к нам далеко не все самое лучшее. И нашему покупателю часто трудно разобраться в качестве продукта. Одним из показателей качества и безопасности для употребления является то, какие пищевые добавки содержаться в том или ином товаре. Ведь для придания продукту тех или иных качеств в него добавляются различные вещества, являющиеся иногда ядами для организма. Причем некоторые производители "честно" предупреждают об этом покупателя, помещая список пищевых добавок в ингредиентах с использованием специального кода (т. н. INS - Международная цифровая система) - код из трех или четырех цифр, которым в Европе предшествует буква E. Здесь мы хотели немного рассказать о таких добавках.
Итак, запоминайте! Буква «Е» - это Европа, а цифровой код - характеристика пищевой добавки к продукту.
Код, начинающийся на 1, означает красители; на 2 - консерванты, на 3 - антиокислители (они предотвращают порчу продукта), на 4 - стабилизаторы (сохраняют его консистенцию), на 5 - эмульгаторы (поддерживают структуру), на 6 - усилители вкуса и аромата, на 9 - антифламинговые, то есть противопенные вещества. Индексы с четырехзначным номером говорят о наличии подсластителей - веществ, сохраняющих рассыпчатость сахара или соли, глазирующих агентов.
Вредны ли эти добавки? Специалисты-пищевики считают, что буква «Е» не так страшна, как ее малюют: применение добавок разрешено во многих странах, большинство из них не дает побочных эффектов. Но у медиков часто иное мнение.
Например, консерванты Е-230, Е-231 и Е-232 используются при обработке фруктов (вот откуда апельсины или бананы на магазинных полках, не портящиеся годами!), а представляют они собой не что иное, как... ФЕНОЛ! Тот самый, что, попадая в наш организм в малых дозах, провоцирует рак, а в больших - он просто чистый яд. Конечно, наносят его в благих целях: чтобы предотвратить порчу продукта. Причем лишь на кожуру плода. И моя фрукты перед едой, мы фенол смываем. Но все ли и всегда ли моют те же бананы? Кто-то лишь очищает от кожуры, а потом теми же руками берется за его мякоть. Вот вам и фенол!
Кроме того, есть пищевые добавки, категорически запрещенные в России. Запомните их: Е-121 - краситель (цитрусовый красный), Е-240 - столь же опасный формальдегид. Под знаком Е-173 закодирован порошковый алюминий, который применяют при украшении импортных конфет и других кондитерских изделий и который тоже у нас запрещен.
Но есть и безвредные, и даже полезные «Е». Например, добавка Е-163 (краситель) - всего лишь антоциан из виноградной кожуры. Е-338 (антиокислитель) и Е-450 (стабилизатор) - безобидные фосфаты, которые необходимы для наших костей.
А вот еще информация к размышлению - натуральный краситель E-120 (кармин). Вырабатывается из щитовок, насекомых, паразитирующих на комнатных растениях. Вам захочется употреблять в пищу продукты с такой добавкой? Применяется для придания цвета в джемах.
Но медики все же настаивают на таком выводе: даже те пищевые добавки, которые производятся из натурального сырья, все же проходят глубокую химическую обработку. А поэтому последствия, сами понимаете, могут быть неоднозначными. Так что лучше есть то, что выращено своими руками без всяких химикатов и сохранено без консервантов. Жаль только, что не все мы садоводы и огородники...
^ Классификация пищевых добавок:
E100 - E182 | красители |
E200 - E280 | консерванты |
E300 - E391 | антиокислители, регуляторы кислотности |
E400 - E481 | стабилизаторы, эмульгаторы, загустители |
E500 - E585 | разные |
E600 - E637 | усилители вкуса и аромата |
E700 - E899 | запасные номера |
E900 - E967 | противопенные, глазирователи, улучшители муки, подсластители |
E1100 - E1105 | ферментные препараты |
^ Пищевые добавки, запрещенные к применению в РФ:
E121, E123, E240
Пищевые добавки, не разрешенные к применению в РФ:
E103, E107, E125, E127, E128, E140, E153-155, E160d, E160f, E166, E173-175, E180, E182, E209, E213-219, E225-228, E230-233, E237, E238, E241, E252, E253, E264, E281-283, E302, E303, E305, E308-314, E317, E318, E323-325, E328, E329, E343-345, E349, E350-352, E355-357, E359, E365-368, E370, E375, E381, E384, E387-390, E399, E403, E408, E409, E418, E419, E429-436, E441-444, E446, E462, E463, E465, E467, E474, E476-480, E482-489, E491-496, E505, E512, E519-523, E535, E537, E538, E541, E542, E550, E552, E554-557, E559, E560, E574, E576, E577, E579, E580, E622-625, E628, E629, E632-635, E640, E641, E906, E908-911, E913, E916-919, E922-926, E929, E942-946, E957, E959, E1000, E1001, E1105, E1503, E1521.
^ Некоторые характеристики других пищевых добавок:
опасны | E110, E123, E127, E129, E150, E151, E173-175, E210, E212, E216-219, E227, E228, E235, E242, E339-341, E400-403, E450-452, E521-523, E541-556, E559, E574-579, E620-625, E900, E912, E951, E954, E965, E967, E999, E1200-1202 |
сомнительны | E102, E104, E120, E122, E124, E141, E150, E161, E173, E180, E241 |
канцерогены | E131, E142, E210-217, E239, E330 |
разрушают витамин B12 | E220 |
нарушают деятельность желудочно-кишечного тракта | E221-226 |
нарушают функцию кожи | E230, E231, E233 |
вызывают сыпь | E311, E312 |
содержат много холестерина | E320, E321 |
нарушают пищеварение | E338, E340, E341, E407, E450, E461-463, E466, E468 |
д) штрих-код товара
При покупке какого-либо товара очень хочется узнать, в какой стране он произведён. Обычно об этом можно узнать по надписи « made in…». Но эта надпись не всегда достоверна. Поэтому надо опираться на штриховой код.
(Демонстрируем через проектор штрих-код какого-либо товара)
Каждая страна имеет свой личный код. Первые 2-3 цифры товара являются кодом страны. Давайте определим код товаров представленных у меня на экране.
На доске и на столах таблицы.
е) беседа «экологические знаки» (биолог)
Нет, наверное, человека, который не заботился бы о своём здоровье. А как известно, наше здоровье во многом зависит от чистоты окружающей среды. Поэтому миллионы людей во всём мире стремятся приобретать экологически чистые продукты. Но как их узнать в массе товаров на наших прилавках?
Вот тут то и понадобится умение читать знаки на упаковке.
ж) практикум
За каждый ученик читает информацию с этикетки продукта
з) игра «Экономические понятия».
Учитель читает определение, а учащиеся должны выбрать термин из карточек, висящих на доске. Ответивший правильно снимает карточку для своей группы. Выигрывает та группа, которая наберёт больше карточек.
(1) Потребитель | ( ) Санитарные нормы и правила, которые в соответствие с законом устанавливают обязательные требования к качеству товара (работ, услуг). |
(2) Изготовитель | ( ) Исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. |
(3) Исполнитель | ( ) Период, в течение которого, в случае обнаружения в товаре недостатка, продавец обязан удовлетворить требования потребителя. |
(4) Продавец | ( ) Объявление в газете: “Организация предлагает юридическим и физическим лицам участие в долевом строительстве 1-2-3-х комнатных квартир…” |
(5) Срок службы | ( ) Изготовитель обязан установить его на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары. |
(6) Срок годности | ( ) Гражданин Иванов купил холодильник и телевизор. |
(7)Гарантийный срок | ( ) Разрешение (право) на осуществление определённого вида деятельности при обязательном соблюдении установленных требований и условий, выданное уполномоченным органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. |
(8) Договор | ( ) Объявление по радио: “Организация продаёт автомобиль “Москвич”…” |
(9) Лицензия | ( ) Период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине. |
(10) Стандарт | ( ) Организация или индивидуальный предприниматель, производящий товары для реализации потребителям. |
Ответы (для примеров и определений из правой колонки указаны номера соответствующих им понятий в левой колонке): 10,8,7,3,6,1,9,4,5,2.
и) игра «Профессии»
В последнее время появилось очень много новых профессий. Вы вытаскиваете карточку с профессией, и объясняете её смысл.
Аудитор - (от латинского auditor – слушатель) подобно врачу, прослушивающему больного, аудитор не только исследует финансовый организм предприятия, отыскивая болевые точки, но и делает заключение о его состоянии. Аудитор помогает также правильно составить договор, привести в порядок бухгалтерскую документацию, избежать сомнительной сделки, проверить надёжность партнёра.
Дилер – биржевой посредник, осуществляющий операции купли-продажи только для себя и за свой счёт (в отличие от брокера). Доход дилера формируется за счет разницы в ценах продавца и покупателя.
Брокер – торговый посредник, который не выступает самостоятельной стороной в сделке, а обеспечивает установление контакта между продавцом и покупателем. Действует на основе разовых поручений, строго в пределах инструкций клиента, получая от него специальное вознаграждение.
Менеджер – профессионал самой высокой квалификации в сфере управления экономикой, отлично разбирающийся в правовых и хозяйственных проблемах, способный находить стратегически точные управленческие решения в самой сложной обстановке. Должен владеть также методами и средствами управления коллективом.
^ Торговый агент – по продаже товаров массового спроса. Сбывает широкий круг товаров, работая на посредника или оптовика. Основой его деятельности является использование каталогов, нередко большого формата и объёма. От агента требуется умение «подать» себя и свою фирму, а также оказать дополнительные услуги, так как основной предлагаемый им товар часто тот же, что и конкурентов.
^ Коммивояжер разъездной – разъездной представитель крупных торговых фирм, предлагающий покупателям товары по имеющимся у него образцам. Основные функции: поиски и оценка потенциальных покупателей; предварительная подготовка к визиту, подходов к клиенту; презентация и демонстрация товара; преодоление возражений; заключение сделки. Особенность профессии- необходимость принимать множество решений.
к) реклама
Учащиеся подготовили своей группой рекламу – презентацию своей фирмы. Давайте посмотрим и оценим их работу. А оценить работу мы попросим наших гостей.
Просмотр презентаций.
Гости поднимают карточки за ту презентацию, которая понравилась им больше.
л) блиц-турнир
(Вопросы задаются каждой команде по очереди. Команда должна дать мгновенный ответ).
1. С какого момента наступает гарантийный срок товара?
(С момента передачи товара потребителю).
2. Может ли покупатель предъявить свои требования без наличия чека?
(Отсутствие чека не является основанием для отказа в удовлетворении требований покупателя).
3. В течение скольких дней происходит замена некачественного товара?
(Замена некачественного товара происходит в семидневный срок).
4. Приведите примеры товаров, на которые устанавливается срок годности.
(Продукты питания, медикаменты, товары бытовой химии, парфюмерно-косметические).
Итог урока
б) подведение итога урока
Ребята, вам понравился наш сегодняшний урок?
Чему вы научились на уроке?
Давайте сейчас попытаемся ответить на главный вопрос нашего урока: «Зачем потребителю права?
Потребитель, как непрофессионал на рынке должен быть защищён законом. Главный вывод – права потребителя и российские законы, охраняющие эти права, не позволено нарушать никому, ни отечественным фирмам, ни иностранным, какими бы знаменитыми они не были. Но закон начинает действовать только тогда, когда им пользуются. Будут ли продавцы соблюдать наши права как потребителей, зависит от нас, от нашей потребительской грамотности.