"Туши пожар, пока в беду не попал!"
Класс:____________
Дата проведения: ____________
Учитель: Темникова Татьяна Викторовна
ТЕМА: "Туши пожар, пока в беду не попал!"
ЦЕЛЬ: - ознакомить учащихся с причинами возникновения пожара;
- ознакомить с правилами безопасного поведения при пожаре;
- развивать умение находить решение в сложных ситуациях;
- воспитывать бережное отношение к своей жизни, находчивость,
уважение к профессии пожарного.
ЗАДАЧИ: знать: - причины и последствия пожара;
- меры пожарной безопасности в быту;
- правила поведения при пожаре в доме;
- способы эвакуации из горящего помещения;
уметь: - правильно действовать в случае пожара в доме;
- эвакуироваться из горящего помещения.
ХОД УРОКА:
1. Оргмомент.
- Сегодня мы вспомним очень важную для всех нас тему. А вот какую, попробуйте определить сами… Отгадайте загадку.
Шипит и злится, воды боится,
С языком, а не лает, без зубов, а кусает? (огонь)
- Правильно! Это огонь.
- А к чему может привести неправильное обращение с огнём? ( к пожару).
- Так вот, сегодня мы поговорим с вами о пожарной безопасности.
2. Сообщение темы и цели урока.
- Послушайте, пожалуйста, и скажите что это? (сигнал пожарной тревоги)
- Да, это сигнал пожарной тревоги. Сигнал тревоги сообщает о пожаре.
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – один из видов защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
- Тема нашего занятия:
« Туши пожар, пока в беду не попал»
3.Изучение нового материала.
1. Актуализация опорных знаний учащихся.
- Что же такое пожар?
( ответы детей, упражнение « Микрофон»)
- Пожар – это огонь, который охватывает и уничтожает всё вокруг, что горит.
- Пожар – это неконтролируемый процесс горения, который угрожает жизни людей и животных.
- Пожар – уничтожает природные ресурсы и материальные ценности.
2. Изложение программного материала.
- Мы знаем с вами, что огонь бывает добрый, а бывает и злой.( стихотворения об огне)
- Без доброго огня обойтись нельзя и дня.
Он надёжно дружит с нами, гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен, и за то ему почёт,
Что ребятам греет ужин, режет сталь и хлеб печёт.
- Да, огонь бывает разный, бледно-жёлтый, ярко-красный,
Синий или золотистый, огонь добрый, огонь злой.
Злой огонь – огонь пожара,
Злой огонь – огонь пожара,
От безжалостного жара дни темны, поля черны
Жители Земного шара, граждане любой страны,
З лой огонь тушить должны.
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор об одной из самых распространённых опасных ситуациях, которая может случиться в жилище – о возгорании и пожаре. А сделаем мы это вместе с героями стихотворения С.Я.Маршака « Кошкин дом». Давайте вспомним начало:
- Тили – бом! Тили – бом!
Загорелся Кошкин дом!
Вернулся кот Василий
И кошка вслед за ним –
И вдруг заголосили:
-Пожар! Горим! Горим!
- Пожар в доме – это большая беда!
- Пусть девиз нашего занятия будет таким:
«Помни об этом ночью и днём, будь осторожен с огнём!»
- А давайте назовём причины, по которым мог возникнуть пожар в доме у Кошки. Назовите наиболее частые причины возникновения пожара. ( ответы детей)
- Детские шалости с огнём.
- Короткое замыкание в электросети.
- Курение в постели.
- Перегрев телевизора, его запылённость и размещение в нише мебели.
- Оставленные без контроля горящая свеча, газовая плита.
- Брошенная непотушенная спичка.
- Оставленные включёнными утюг и другие электроприборы.
- Неосторожное обращение с открытым огнём, свечами, бенгальскими огнями у новогодней ёлки.
- Хранение на балконе или в тёплых помещениях лаков, красок и других легковоспламеняющихся предметов.
- Неосторожность в обращении с хлопушками, петардами, фейерверками.
- Сушка одежды над газовой плитой.
- Близкое размещение газет, журналов и других синтетических предметов к лампам, печкам, каминам.
- Чаще всего в пожаре виноваты сами пострадавшие. Источником огня в квартире может быть искра от спички, перегрев в следствии электрического, химического или иного нагрева. Газ, пыль, захламлённые кладовки, балконы, антресоли, горючая бытовая химия, предметы интерьера, включая бытовую технику – легко загорается.
- Предлагаю вспомнить, что же говорится дальше в стихотворении « Кошкин дом»?
( дети читают хором)
- Тили – бом! Тили – бом! Загорелся Кошкин дом, Идёт дым столбом!
- Ребята, а вы знаете, что опасный спутник огня – это ядовитый дым, основной поражающий фактор пожара. Чем же он опасен для организма человека?
(ответы детей) - Дымом можно отравиться.
- При вдыхании дыма появляется слабость, головокружение, потеря сознания.
- При вдыхании дыма происходит сужение бронхов и в лёгких образуется жидкость.
- Действительно, 80% всех жертв на пожаре погибают от дыма. Необходимо всеми способами защищаться от него в случае пожара.
- Дети, а скажите мне, пожалуйста, в случае возникновения пожара в жилище какими должны быть действия человека? (ответы детей)
- Позвать на помощь.
- Вызвать пожарную охрану по телефону 101.
- Покинуть горящее помещение, проверив не остались ли в нём те, кто не могут выбраться сами.
- Если огонь небольшой, то можно попробовать потушить самому.
- Когда нужно срочно покинуть горящее помещение как называется это действие? (ЭВАКУАЦИЯ) - А что же такое эвакуация? ( ответы детей)
- Эвакуация – это вывод или вывоз людей, имущества из опасных местностей, помещений во время стихийных бедствий, пожаров.
- Каковы действия человека при эвакуации? ( ответы детей)
- Уходить скорее от огня, ничего не искать и не собирать.
- Дышать нужно через марлевую повязку или мокрый носовой платок, это облегчает дыхание.
- Двигаться нужно пригнувшись или ползком, так как внизу меньше дыма.
- Если есть возможность, то нужно накрыться плотным покрывалом.
- За собой закрыть плотно дверь.
- Ребята, а давайте вспомним, как же поступила кошка и её друзья?(дети читают хором)
- Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром,
Заливает Кошкин дом.
А лошадка с фонарём,
А собачка – с помелом,
С ерый заюшка – с листом
Раз! Раз! И огонь погас!
- А какие средства тушения пожара знаете вы? (ответы детей)
-Огнетушитель, вода, песок, стиральный порошок, плотная ткань.
- А теперь посмотрите, всё ли вы назвали?
- А знаете ли вы, что самый первый огнетушитель придумал русский учёный – изобретатель Семён Власов в 1815 году.
- Посмотрите каким он был. Сейчас огнетушители усовершенствованные. Есть совсем маленькие – автомобильные, они маленькие, удобные в использовании.
- Поднимите руку, у кого у папы есть?
- Скажите, а чего нельзя делать при пожаре? (ответы детей)
-Нельзя открывать окна и двери, так как огонь с поступлением кислорода вспыхнет сильнее.
- Нельзя близко подходить к огню из-за опасности взрыва.
- Нельзя поддаваться панике и мешать тем, кто тушит пожар.
- Следовательно, мы должны знать правила пожарной безопасности. Предлагаю каждой группе составить правило, используя слова-подсказки.
3.Работа в группах. Составление правил пожарной безопасности.
- Задание: из данных слов составить предложение и прикрепить на доску полученное.
Правила пожарной безопасности.
Не играй со спичками и зажигалками.
Не суши бельё над газовой плитой, на камине.
Не включай одновременно много электрических приборов.
Не оставляй без присмотра включенный электроприбор.
- Помните! Правила пожарной безопасности нужно знать и соблюдать!
- А давайте наших гостей удивим частушками.
4.Физкультпауза. (частушки)
*Мы частушки пропоём,
Правила расскажем,
Как вести себя с огнём,
Вам сейчас покажем.
*То, что спички не игрушка
Знает каждый, знают все.
Не берите, дети, спички,
А то быть большой беде.
*Когда из дому выходишь,
Не забудь проверить вновь.
Все ли выключил приборы?
Не возникнет ли огонь?
*Разводить костёр у дома
Строго запрещается,
Так как страшный тот огонь
Легко распространяется.
*Если вдруг увидишь дым,
Что- то загорается,
Позвони по 101,
Сразу всё уладится.
*Всем напомнить здесь уместно.
Что с огнём шутить нельзя.
Выполняйте повсеместно
Эти правила, друзья!
5.Закрепление знаний и умений учащихся.
Упражнение «Вопросы ответы»
(учитель называет вещество, а ученики хлопают в ладоши, если какое – то из них относится к горючим).
Песок, ткань, бумага, вода, дерево, нефть, бензин, стиральный порошок, молоко. Упражнение «Пожарная тревога»
( ученики получают листы с названиями предметов для пожаротушения. Учитель называет разные ситуации с возникновением пожара, дети «пытаются» его погасить).
«Горит шнур утюга» - сухая ткань, ковёр.
«Перегрелся телевизор» - песок, покрывало.
«Профессия пожарного»
- Когда опасность угрожает сразу многим людям, тогда ситуацию называют… чрезвычайной ситуацией.
И справиться с ней своими силами нельзя. Здесь приходят на помощь специально подготовленные люди – спасатели. В нашем правительстве есть специальное министерство, которое так и называется Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (МЧС).
Именно оно руководит отрядами спасателей, готовит их, снабжает всем необходимым и посылает туда, где случилась беда. Кроме этого в каждом городе создана специальная городская служба спасения, которая приходит на помощь в опасных ситуациях. Например: в квартире за захлопнувшейся дверью остался маленький ребёнок, а на кухне включена газовая плита, или кто- то провалился в открытый канализационный люк и не может самостоятельно выбраться, или машина упала с моста в реку и т.д.
- А как называется профессия тех людей, которые стоят на защите населения при пожарах? ( пожарный) .
- Пожарные – это защитники жизни и здоровья людей. Это мужественные люди. Они готовы на героический подвиг ежедневно. Их называют спасателями, потому что они спасают людей. А ещё их называют бойцами «огненного фронта».
6. Итог занятия.
Рефлексия деятельности.
- Что нам нужно всегда знать? (правила пожарной безопасности)
- Зачем их нужно соблюдать? ( чтобы не попасть в беду).
- В случае экстремальной ситуации куда нужно звонить?
( Позвонить в пожарную охрану (МЧС) по телефону 101 или 112 с любого мобильного оператора).
- Давайте вспомним девиз нашего занятия. (…)
- Соблюдение правил пожарной безопасности – это основа безопасного способа жизни.
Релаксация.
- Дети, приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете?
Да, наши сердца бьются. Иногда человеку говорят: « У тебя доброе сердце». Что это значит? Про каких людей так говорят?
- Доброе сердце – это значит человек добрый, совершает хорошие поступки, всегда готов прийти на помощь.
- Желаю вам, чтобы сердца были добрыми,
чтобы люди нас окружали только с добрыми сердцами,
Пусть бед никаких в вашей жизни не бывает.
Пусть огонь лишь в ваших сердцах пылает.
Мне очень хочется, чтобы в ваших сердцах
Огонь был только добрым!