СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Традиции и обычаи казачества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Воспитание интереса к прошлому, гордости за свой народ. Задачи:

1. Воспитательная. Формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества. 

2. Развивающая. Развивать у учащихся память, мышление, коммуникативные компетенции, навыки оформления презентационного материала, использования инновационных технологий, умение обобщать и систематизировать письменные и материальные источники.

3. Образовательная. Изучить, расширить знания учащихся об истории, быте, традициях казаков.

 

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Традиции и обычаи казачества"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЯЩИКОВСКАЯ ШКОЛА № 15

ИМЕНИ ВИКТОРА КОТИЛЕВСКОГО»






РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА


«ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ КАЗАЧЕСТВА»


Подготовила:

учитель начальных классов

Кожевникова В. Г.



Цель: Воспитание интереса к прошлому, гордости за свой народ.
Задачи:

1. Воспитательная. Формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества. 

2. Развивающая. Развивать у учащихся память, мышление, коммуникативные компетенции, навыки оформления презентационного материала, использования инновационных технологий, умение обобщать и систематизировать письменные и материальные источники.

3. Образовательная. Изучить, расширить знания учащихся об истории, быте, традициях казаков.


Ход классного часа:

Возрождение казачества – 
это вовсе не ребячество
И не месть, хоть униженных не счесть!
Может, в этом есть лихачество, 
Но ведь здесь и суть казачества:
Никому не преклоняться, за родную землю драться,
Крепко Родину любить, если надо – защитить!
Честно жить, работать дружно – 
Вот казачеству что нужно!

Мы продолжаем разговор о казаках – людях мужественных, верных своему Отечеству. - Что означает слово «казак»?

«Казак» означает «вольный », «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин».
Очень интересна история казачества. На своих занятиях мы говорили об истории казачества, о заповедях казаков. А сегодня мы поговорим об обычаях и традициях казачества.

Давайте вспомним – Откуда же появились казаки?

В середине 16 века степные просторы по долинам рек Днепра, Дона, Волги, Яика (Урала) стали заселяться людьми, бежавшими из центральных районов Московской Руси. Люди, которые не могли терпеть больше барский гнет, бежали в степи, объединялись в казацкие толпы и образовывали поселения. Вокруг поселений ставили крепостные стены, в случае нападения кочевых племен, которые жили за счет грабежей. Жизнь в крепости протекала так: женщины занимались хозяйством: топили печь, готовили еду, выгоняли скот на пастбище; мужчины работали в поле. Но если поднималась тревога, то все жители спешили на крепостной вал, не исключая женщин и детей. Кочевые племена часто нарушали покой казачьих крепостей, поэтому, даже выходя на работу в поле, мужчины вынуждены были брать с собой оружие. Казакам часто приходилось браться за оружие, защищаясь от набегов недругов, постепенно стало формироваться легкое, храброе подвижное войско, которое стало защищать южные окраины Руси. Со временем возникли кубанское, донское, терское и алтайские казачьи войска.

Итак, казаки - могучий и воинственный народ обитал, как уже было сказано, в южных районах нашей страны. Всего, считается, казачий народ вольных казаков делился на 5 различных формирований

-А кто-нибудь знает, как назывались эти 5 формирований? (ответы детей)

-Молодцы ребята, итак вы правильно назвали, в нашей стране долгое время жили : Донские, Терские, Яицкие, Волжские, Запорожские казаки, а как Вы думаете, почему они именно так назывались? (по месту их обитания; потому, что они жили в таких городах и т.д.)

-Да, действительно, такие названия казаки получили из-за мест, которые они выбирали для своих поселений. Чаще всего казаки селились вдоль рек, больших, рыбных.  Волжские казаки- обитали на восточном берегу реки Волга, яицкие, вдоль  реки Яик, которая сейчас называется Урал, Терские, вдоль реки Терек, ну и конечно же  вольные Донские казаки, о которых нам и предстоит сегодня узнать побольше.


О силе духа казачьего рассказано в пословицах и поговорках:
Пословицы рассыпались, надо их собрать .

  • Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.

  • Казак без веры не казак.

  • И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.

  • Казачья смелость порушит любую крепость.

  • Где тревога, туда казаку и дорога.

  • Казак без коня, что солдат без ружья

  • Казак родился – Отчизне пригодился.

  • Казачье братство милее богатства.

  • У казаков в бою жизнь общая: одного ранило – всем больно.

Постепенно у казаков стали складываться свои обычаи и традиции. Мы рассмотрим некоторые из них:

Казаки и родители

-Казачьи семьи были большими (5-10 человек).

По настоящему непререкаемым у казаков было отношение к своим родителям. Родители были настолько почитаемыми, что без их благословения нельзя было начинать никакую работу. Без их благословения не принимались решения по наиболее важным вопросам. 
   Не почитать отца или мать считалось великим грехом. Без их согласия, без согласия родни в целом, невозможно было решить вопросы создания новой семьи. Разводы у казаков были редчайшим явлением.

             Обращение к родителям предусматривало только «Вы» - «Вы, мама», «Вы, тату». На «вы» обращались ко всем старшим.             

В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость. Почитание родителей было внутренней потребностью детей. Авторитет отца и матери был непререкаем, почитаем. Без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам. Непочитание отца с матерью считалось за большой грех.

       Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. Они помнили слова священного Писания: «Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца и бойся Бога своего – Я Господь Бог ваш». При появлении старика все должны были вставать. В присутствии старшего не разрешалось курить, вступать в разговор , непристойно выражаться. При входе куда-либо первым пропускали старшего. Уважение к нему прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто и из них в отношении кого старше. Детям до совершеннолетия не разрешалось быть за столом во время гуляния, приема гостей. Родители не выясняли свои отношения в присутствии детей. Отец и мать являлись Богоданными родителями.
1. Почитание родителей- 
Всех правил изумительней. 
Авторитет отца и матери 
Самым главным казаки ставили. 
Крестная мама дочку хозяйству обучала, 
Пока родная - по дому хлопотала. 
Ну а крестный отец 
Сына военному искусству обучал, 
Чтобы тот был храбрый боец 
И знал « по чем фунт лиха», наконец. 
Казачата, будьте и вы уважительны ко взрослым!
Отношение к старшим.

Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность, готовность к оказанию помощи и соблюдения некоторого этикета (при появлении старика все должны были встать – казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы – снять шапку и поклониться).

При появлении старика, все присутствовавшие вставали, казаки, которые были в форме, прикладывали руку к головному убору, а те, которые были без формы, должны были встать, снять головной убор и поклониться. 

При старшем по возрасту, не разрешалось сидеть, курить или разговаривать (без его на то разрешения). В присутствии старшего не разрешалось непристойно ругаться. Нельзя было прекословить старшему. Молодежь должна была показывать свою выдержку в любом случае. Слова старшего являлись обязательными для младшего по возрасту казака.

В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать в разговоры без его разрешения) и, тем более, непристойно выражаться. Младший должен проявлять терпение и выдержку,  при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными.

При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего.

При конфликтных ситуациях, спорах, раздорах, драках слово старика (старшего) являлось решающим, и требовалось немедленное его исполнение.
2. Перед старшими шапки снимали, место уступали, ведь слово старшего - это закон. 
Уважали и старшую сестрицу. Она мать заменяла, возилась с детьми, была мастерицей. Детям, тем, кто баловался и бил баклуши, Мог и посторонний казак надрать уши.

Отношение к женщине

Уважительное отношение к женщине - матери, жене, сестре - обуславливало понятие чести казачки, честь дочери, сестры, жены – по чести и поведению женщины мерилось достоинство мужчины.

  Женщине было запрещено присутствовать на казачьем сборе. Для изложения её проблем на круге, можно было привлечь отца, брата, сына, крестного, а если у неё не осталось или не было никого, её интересы мог представлять атаман.

  Женщина была настолько уважаемым субъектом казачьего общества, что права участия в круге ей были просто не нужны. Если женщина о чем-то просила, ее вопросы обязательно решались. Дело в том, что, как правило, женщина постоянно бывала одна. Муж или брат могли находиться в походе, на кордоне. Пребывание её мужчины в доме было, как правило, кратковременным, и на женщине лежали все хозяйственные вопросы.
   В воспитании подрастающего поколения, женщине помогали не только её родители или родители мужа, в этом деле ей помогало все население хутора или станицы. 
  Если подрастающее поколение совершало какой-либо проступок, совсем посторонний человек имел право не только сделать замечание, но и наказать нарушителя физическим образом. После этого сообщить родителям, которые могли еще и добавить. Еще одним полезным правилом общежития казаков был запрет на выяснение отношений, в присутствии детей. 

Практически в прошлом ведение домашнего хозяйства лежало на матери – казачке. Казак большую часть жизни проводил на службе, в боях, походах, на кордоне, и пребывание его в семье, станице было кратковременным. Однако, главенствующая роль, как в семье, так и в казачьем обществе, принадлежала мужчине, на котором лежала главная обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строго порядка казачьего быта. 

Слово хозяина семьи было непререкаемо для всех ее членов, и примером в этом являлась жена казака – мать его детей.

В казачьем обществе женщина ассоциировалась с матерью, женой или сестрой. По чести женщины, по её поведению измерялось достоинство мужа, брата или отца.
Казаки и гости

Безмерное уважение к гостю обуславливалось тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. Когда приветствуют гостей, то подносят хлеб и соль. А ещё соль по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Гость считался божьим посланцем.

  Гостю за столом отводилось самое почётное место. Гостя могли посадить даже на место старика, даже, если он был значительно моложе. Гость мог трое суток не отвечать на вопросы о цели его прибытия и откуда он родом. Задавать такие вопросы считалось неприличным.
 Ещё одним характерным признаком гостеприимства является то, что в среде казаков считалось непринятым брать в дорогу еду для себя и для коня. На любом хуторе, в любой станице его были обязаны накормить, даже если там не было его родственников или сослуживцев.

Наравне с гостеприимством казаки отличались необыкновенной честностью. Как свидетельствуют, можно было оставить на улице деньги, не опасаясь, что они могут быть похищены.

Таковы были нравы и обычаи старого казачества.
3. Гость считался божьим посланцем, 
Никто его не мог тронуть и пальцем. 
Гостя любили, уважали, 
На лучшее место за столом сажали. 
Казаки должны помогать друг другу: 
Накормить, обогреть, напоить гостя, 
Подтянуть коню подпругу.
При этом ценилась в казаках честность и сила духа.

Ребята у казаков, как у любого народа есть свои заповеди, у казаков их много, и мы с ними знакомились на прошлых занятиях, но есть три самых главных. Давайте вместе их повторим. Но для этого вам надо соединить начало и окончание заповеди. Готовы?

*хором:

-Старикам- уважение. 
-Гостю – всё почтение. 
- А женщине – любовь. 

Соблюдайте правила и обычаи казачества.

Воспитание казака

Казак рождался воином, и с появлением  на свет младенца начиналась его  военная школа. Новорождённому  все родные и друзья отца  приносили в дар ружьё, патроны, порох, пули, лук и  стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем.

   По истечению сорока  дней ребенка  носили в церковь  для «получения молитвы». По возвращению из церкви домой,  отец надевал на ребенка портупею от шашки, сажал на коня и потом  возвращал сына матери, поздравлял её с казаком.

Через сорок дней после рождения ребенка состоялись крестины. Сначала новорожденному, дарили какое – нибудь оружие: шашку, кинжал, старинный пистолет или ружье.

Воспитание мальчика начиналось с появления первого зуба. Отец и мать возили его в церковь служить молебен Иоанну-воину, чтобы из сына вырос доблестный и храбрый казак.

Обучение начиналось после праздника первых штанов.

Первый раз казаченка сажали на коня, когда ему исполнялось 1 год. Лет с трёх- пяти казачонка уже приучали к верховой езде и он почти ежедневно ездит верхом по двору под присмотром взрослых. Обучение было тяжёлым и постоянным. Рукопашному бою учили с трёх лет, передавая особые, в каждом роду хранившиеся приёмы. Стрелять учили с семи летрубить шашкой с десяти.

К 5-6 годам казачонок уже участвует конкурсах и скачках. Воспитывали у детей готовность к военной службе и в первую очередь приучали к коню, добиваясь единства коня и седока, развивали в нем отвагу, удаль, презрение к опасности.

В 7 – 9 лет любили поиграть казачата на майдане или за околицей. Одной из любимых игр с древнейших времен была игра в бабки или кости. Играли в войну, разделившись на две части, устраивали сражения. Старики, сидя у атаманского правления или на завалинке с одобрительными улыбками любовались войском, и даже сам атаман, выйдя на крыльцо, приветствовал победителей и хвалил выправку и отличившихся, и казачата старались.

У нас тоже есть казачата. Давайте и мы посоревнуемся.

- Ребята, а вы любите играть и веселиться?

Веселиться я люблю,

Все вставайте на игру!

Проводится игра «Достань платок».

Песня «Ой, при лужку…»

Играющие ходят по кругу, выполняя танцевальные движения. В центре круга – водящий с шестом руке, на его конце – платок. По окончании музыки нужно подпрыгнуть и достать платок. Кому это удаётся, тот становится водящим. Игра продолжается.

С 8-9 лет дети шли в школу, где  с основами общей грамоты учили историю Отечества, знакомили с военным делом, позже ввели гимнастику.
Главная подготовка начиналась в 18 лет, когда молодой казак вступал в подготовительный разряд и принимал присягу.

Казак уже с рожденья – воин, 
Все дарят лук, одежду, стрелы,

ружье, патроны, порох, пули. 
По-моему, мы всё упомянули… 


В 5 лет дитя по степи мог скакать, 
А чуть научится стрелять - 
И монету между пальцев пулей 
мог казак наш выбивать. 


Самым отвратительным пороком считали обман, 
Тут уже наказывал – атаман

Наказанья были справедливы, 
Хотя, слышали мы, что очень строги, 
Но ведь это наши предки – казаки, 
А значит, они всегда были правы!

Девочки начинали работать с очень раннего возраста. С пятилетнего возраста девочка могла уже быть нянькой. Также она училась вышивать, шить, вязать на спицах и крючком – это умела каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь.

Когда девушке исполнялось14-15 лет дед дарил ей серебряное колечко, сопровождая свой подарок песенкой про колечко и наставлениями, что внучка теперь «не дитё», а «барышня» и вести должна иначе: «на неё женихи смотрят».

С момента получения колечка девушка начинала готовить приданное. Девичья жизнь кончалась сватовством. Молодой казак мог видеть девушку только в поле на работе, в церкви и во время гулянья, где водились хороводы, пелись песни и частушки.

Казаки – веселый народ. У казаков веселья не бывает без казачьей частушки!


Эй, девчонки-хохотушки,

Затевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей

Чтобы было веселей!


Чтобы дом свой защитить,

Сильным должен казак быть!

Чтоб границу охранять,

Должен на коне скакать.

 

Я сидела на окошке

Ехал казачок на кошке

Стал к окошку подъезжать

Не смог кошку удержать!


Ты до сборов не дорос,

Маленьким остался.

На коня тебя сажать

Дядька отказался!


Ну-ка, цыц, вы хохотушки!

Вам бы только все игрушки!

Незаметно год пройдёт,

И казак наш подрастет.


Мы девчата – казачата

Не умеем мы тужить

Без частушек – прибауток

Нам и суток не прожить

Мы донские казачата,
Очень дружные ребята.
Век готовы мирно жить,
Нашей Родине служить!

Малышей не обижать,
Славу предков умножать,
Чтить законы казаков
Каждый с юности готов.

Вот такие мы ребята –
Все лихие казачата
Век готовы в дружбе жить
И Россией дорожить!

Разнообразным был казачий фольклор, а самым лучшим способом выражения казачьей души были песни. Они сопровождали казаков с самого раннего детства. Песни пели на праздниках, на свадьбах. Они пелись при военных походах и помогали согревать казакам душу в трудных условиях. Они были средством воспитания и вдохновения для казаков. Ребята, давайте споем нашу с вами песню.

Песня «Казачата»

Готовы проверить Вашу внимательность?

*ответы детей: да.

Вопросы:

1. Что в переводе означает слово "казак"? (вольный, храбрый, свободный)

2. В каком возрасте казачка впервые сажали на коня одного? (в возрасте 1 года)

3. Что было главное в воспитании казачонка взрослыми казаками? (Личный пример)

4. Назовите "золотую" казачью заповедь. (Старикам - уважение, гостю - почтение, женщине - любовь.)

Рефлексия. Для того, чтобы оценить нашу работу опустите жетон в конверт:

  • Красный – мне понравилось.

  • Желтый – мне всё равно.

  • Синий – мне не понравилось

А теперь поблагодарим друг друга за работу

Казачества большая слава

Была и будет – долг и честь!

Оценит русская держава!

Казаки были! Будут! Есть!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!