Классный час.
Тема «Знай свои права, управляй своим будущим»
Цель: формирование представления о важнейших законах нашей страны, о правах и обязанностях гражданина России.
Форма проведения: КТД.
Подготовительная работа: сообщение (совместное определение с учащимися) цели предстоящей работы; формулирование темы; определение этапов выполнения работы, выбор ответственных и распределение по подгруппам.
Оборудование: канцелярские принадлежности, краски, ватман, текст легенды.
Ход.
Вводная часть
Как вы думаете, на чём держится порядок в любом государстве?
Но всегда ли существовали законы?
Основная часть
Учитель. Сегодня нам пришло необычное приглашение посетить страну Законию. Это удивительная страна, её нет на карте, но познакомиться с её жителями будет интересно. Жители страны Законии — люди гостеприимные, доброжелательные. Они с удовольствием рассказывают о своей стране, её обычаях и порядках. Но так было далеко не всегда.
Прочитайте легенду.
Давным-давно было два государства под названиями Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь оскорблять — оскорбляй, хочешь воровать — воруй, хочешь убивать — убивай. Можно всё.
В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было грубить, не платить налоги, грабить и тем более убивать.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государства Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Нетрудно догадаться, что тут началось.
В городах и сёлах на территории бывшего государства Нельзя, отошедшей после победы в сражении к государству Можно, стали воровать, разбойничать на дорогах, безнаказанно убивать друг друга. Государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи у государства Нельзя. Долго правители обоих государств совещались и пришли наконец к решению объединить свои территории и создать новое государство. И вот на географической карте появилась новая страна — Закония, на территории которой образовалось государство с таким же названием.
В государстве Закония установили закон и порядок, а все жители стали счастливы и довольны.
Как вы думаете, почему государство Закония стало процветающим, почему его граждане чувствовали себя в безопасности?
[Граждане нового государства Закония стали жить по законам.]
Люди чувствуют себя в безопасности, когда уважают права других людей и выполняют свои обязанности. Но когда свобода одних людей нарушает права и интересы других, в обществе утверждается беззаконие и беспорядок.
[Запись на доске: закон —нормативно-правовой акт, содержащий общественные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый путём референдума.]
Какие ещё атрибуты государственности вы знаете?
[Гимн —торжественная песня.
Герб —наследство единения народов.
Флаг —единство страны.]
Давайте поможем жителям страны Закония создать символы их нового государства.
[Учащиеся по подгруппам выполняют задания: создают гимн, флаг и герб для государства Закония. После завершения работы они защищают свои созданные символы государства Закония.]
Заключительная часть
Учитель. Для кого разрабатываются законы в государстве, о чьих достижениях поётся в гимне государства? Кто такой гражданин? Кого можно назвать настоящим сыном своего Отечества? Слово «гражданин» — понятие юридическое и духовно-нравственное. В юридическом смысле гражданин — это человек, который обладает правами, свободами, несёт определённые обязанности в обществе.