СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час Тема: Я хочу быть…

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный  час                                                                                  

Тема: Я хочу быть…

 

Цель: 

1. Ознакомить с принципами обоснованного выбора профессии, разумного планирования профессиональной карьеры с учетом потребностей личностного самоопределения в условиях реального рынка труда.

2. Расширить знания подростков о мире профессий.

3. Формировать готовности и способности нести личную ответственность за свой выбор.

4. Учить соотносить наличие способностей, склонностей и умений с характеристиками выбираемых профессий.

 

Просмотр содержимого документа
«Классный час Тема: Я хочу быть…»

Классный час

Тема: Я хочу быть…


Цель:

1. Ознакомить с принципами обоснованного выбора профессии, разумного планирования профессиональной карьеры с учетом потребностей личностного самоопределения в условиях реального рынка труда.

2. Расширить знания подростков о мире профессий.

3. Формировать готовности и способности нести личную ответственность за свой выбор.

4. Учить соотносить наличие способностей, склонностей и умений с характеристиками выбираемых профессий.


Ведущий 1 (далее В1): Здравствуйте, те, кто весел сегодня.

Ведущий 2 (далее В2): Здравствуйте, те, кто общается с радостью.

В1: Здравствуйте, те, кто грустит.

В2: Здравствуйте, те, кто молчит.

Вместе: Здравствуйте.

В2: Улыбнитесь, пожалуйста, все те, кто готов сегодня работать с полной отдачей, активно, и покажет себя только с лучшей стороны.

В1: У меня растут года,

Скоро мне 16.

Кем работать мне тогда?

Чем нам заниматься?

В2: Стас, ты вспомнил начало известного стихотворения В.Маяковского или всерьез задумался о себе и своем будущем?

В1: Люда! Я и вспомнил, и задумался, как и ты, и каждый из наших одноклассников. Мы же скоро заканчиваем 9-й класс, и вопрос «Кем быть? Каким быть?» совсем не праздный.

В2: Поэтому-то мы все вместе сегодня о том «поразмыслим, что ждет впереди. Цель выбрав благую, к ней смело иди.»

Стихотворение Э.Асадова «Творите биографии свои» (отрывок)

Сценка «Дело было вечером»

В1: Каждый человек делает 2 самых главных выбора в жизни: выбор профессии и выбор спутника жизни. Выбор профессии- это миллион терзаний и сомнений.

В2: А еще говорят: человек рождается дважды. Второе рождение- это рождение его как профессионала. Это процесс сложный и индивидуальный, и уходит своими корнями в детство и юность. Существует легенда, что в голландских семьях (бедных и богатых), когда ребенок начинает что-то понимать, мать берет его ладошки и показывает на них ребенку 2 извилинки (они всегда есть на ладошках). Буква «М» по-голландски означает «человек», а если перевернуть, получается «W»- по-латински «Work» - работа. «Человек и работа». Человеку предназначено от рождения работать. Это большое счастье человека – найти свое призвание- степень наивысшего соответствия человека и профессии. Это идеальное совпадение способностей и интересов человека.

В1: В этом году наша школа отмечает свой сороковой день рождения. В ней обучались тысячи выпускников. Среди них те, кто действительно нашел свое призвание.

В. Белоцерковский – продюсер,

А.Поляков – юрист

А.Диниц – учитель истории СШ №13

О.В.Омельяненко- учитель биологии СШ№5

Е.М.Руденко, М.И. Ткачева, Е.В.Куценко – учителя нашей школы.

В1: Люда, ты, я и наши одноклассники сегодня – оптанты.

В2: Оптанты? А кто это?

В1: Оптант -от латинского слова OPTATIO - желание, избирание.

В1: А еще сегодня наши Таня и Лера выступят в роли экспертов. К их помощи мы и сейчас и обратимся. Таня, мы говорим о выборе профессии, а что такое профессия?

Эксперт 1: Слово профессия от латинского PROFITERE - объявлять своим делом. Род трудовой деятельности, требующий прочных знаний и умений, является источником существования человека. Профессия- это не только способ заработать деньги, но и возможность проявить свои уникальные способности, возможность создавать что-то особое, тем самым ощутить свою значимость и разнообразить свою жизнь. Профессия – это тягость, переходящая в радость.

Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках профессии.

Профессия- это группа родственных специальностей, например, профессия- врач, специальность – хирург, офтальмолог, педиатр.

Эксперт 2: Выбор профессии – дело серьезное. С одной стороны, это взгляд в будущее, хоть и недалекое. Чем я хочу заниматься, какие сложности могут встретиться на пути в профессию. С другой стороны, взгляд внутрь себя: насколько я готов преодолеть препятствия для достижения цели, какой я? Я и мои способности. Я и мои человеческие качества.

В1: Я хочу рассказать историю ученого, проработавшего много лет в школе, и написавшего книгу о выборе профессии. Он постоянно интересовался судьбой своих учеников. При встрече с бывшими воспитанниками задавал неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?». И получал удручающий ответ. Примерно каждый третий ошибся в выборе профессии, каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начать сначала, то пошел бы по другой стезе.

В2: Почему так много молодых людей ошибается в выборе профессии? Как вы думаете? (ответы учащихся)

Справка эксперта Кто оказывает большое влияние на выбор?

Родители – 58 % Друзья – 10 % Другие – 2 %

Родственники – 18 % Учителя – 12 %

Учитель: есть два способа выбора профессии:

1 способ – метод проб и ошибок, когда человек идет вслепую, пробуя себя в разных видах деятельности, пока не найдет свою, которая приносила бы не только средства к достойному существованию, но и радость труда. На это может уйти половина жизни.

2 способ – изучение себя, своих интересов, склонностей, свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания, всего того, что понадобится человеку в выборе. Получив знания о себе, можно познакомиться с миром профессий, узнать свои возможности в выбираемой профессии и требования, предъявляемые к человеку.

Только тогда выбор может быть осмысленным.

Спецкор: я получила задание опросить учащихся- старшеклассников, кем бы они хотели быть? Но прежде прочитала данные соцопроса среди старшеклассников. 70% не знают, какой профессии отдать предпочтение. А что мне ответили учащиеся 9-11 классов нашей школы?

Класс

Учитель: Исходя из ошибок при выборе профессии, как вы считаете, что нужно учитывать при выборе профессии, какие факторы? Сегодня в 200 раз больше возможностей при выборе профессии, чем у предков, живших всего лишь 100 лет назад.


(ответы учащихся)


  1. Иметь представление о своем будущем, своей карьере. Кем хотели бы видеть себя через 10 лет?

  2. Учитывать свои склонности к определенным видам профессий.

  3. Наши способности, о которых знали или предстоит узнать.

  4. Состояние здоровья.

  5. Оценки в свидетельстве, т.е. свои знания.

  6. Призвание и талант (хобби, увлечения, внутренние возможности).

  7. Семейные традиции (династии).

  8. Социальный спрос на профессии. Изучить рынок труда. Какие профессии существуют? Какие из них востребованы сегодня?

  9. Мнение родителей и сверстников. (К сожалению, чужой выбор бывает неудачным. Прислушивайтесь, но это ваш выбор).

10. Уровень притязаний и самооценка. Речь идет о той планке, что сам себе устанавливает человек, прогнозируя свое будущее. При этом он оценивает себя либо адекватно, либо занижает свои способности, либо переоценивает их.

Самооценка и притязания – вот внутренний регулятор поведения человека в любых жизненных ситуациях и в планируемой карьере, в частности.

11.Личный профессиональный план. За этим скрывается представление о том, чего человек хочет достичь в жизни. Все просчитать невозможно, но чтобы принять решение, надо ответить на вопрос

ДЛЯ ЧЕГО МНЕ ЭТО НУЖНО, И НУЖНО ЛИ ВООБЩЕ?

В.Гюго писал: «правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности».

В2: В мире тысячи профессий (более 50 тыс.), но это не значит, что нужно перебрать все. Профессиональное самоопределение – от слова предел-граница. Значит, надо ограничить круг профессий, из которых нужно выбирать. Слово эксперту.

Эксперт 1: эти границы очерчены формулой (на доске)


ХОЧУ+ МОГУ+НАДО = ПРАВИЛЬНЫЙ ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Как объяснить эту формулу. В ней 4 величины:

Хочу – все, что нравится, к чему лежит душа. То, чем хотел бы заниматься каждый трудовой день. Какие профессии тебе нравятся, чем интересно заниматься?


Могу – что мне по силам, по способностям, по умениям. Знаешь ли, какие требования предъявляет выбранная тобой профессия?

Надо – что нужно для общества. Насколько реально найти работу по выбранной тобой профессии? Где можно получить интересующую тебя профессию?

Осознанный выбор – выбор, при котором человек учитывает свои личные стремления (хочу), свои возможности (могу) и потребности общества (надо).

Эксперт 2: как работает эта формула? Обратимся к профессиограммам наших оптантов (какая профессия по душе и обосновать свой выбор).

Например:

Ученики

Монолог «Темная лошадка».

Учитель: Может, кто-то хочет прокомментировать этот «дельный» совет?

Кто такой веб-дизайнер -специалист по созданию интернет-сайтов,

провизор – специалист по производству, хранению и продаже лекарств, кинолог –специалист по выращиванию и воспитанию собак?

Выбирать профессию по гороскопу нельзя. Это безответственно и глупо. Еще в 18 веке астрологию считали тщетной напрасной наукой.


Историческая справка: Профессии врача, учителя, экономиста считались нужными в 18 веке. В те времена известный историк Татищев предложил такое распределение профессий:

- нужные (образование, здравоохранение, экономика, право);

- полезные (сельское хозяйство, физика, биология, математика);

- щегольские или увеселяющие (искусство, литература);

- тщетные (алхимия, астрология);

- вредительские (колдовские).


Учитель: какие современные профессии относятся к полезным и нужным?

Ежегодно происходит обновление около 500 профессий. Профессии живут 5-15 лет. Потом они или умирают, или изменяются до неузнаваемости, или нарождаются новые. Исчезают старые, возникают новые специальности. Когда-то популярные профессии наполняются новым содержанием. Появляются новые отрасли науки, новые приборы, человек стремится расширить свои знания - с этим связано появление новых профессий. Известный российский психолог Климов предложил выделять следующие типы профессий:


Основные типы профессиональной деятельности:


1. Человек - природа 4. Человек - знаковая система.

2. Человек - техника. 5. Человек – художественный образ.

3. Человек – человек.


1.Человек – природа. Желающие получить профессии любят природу. Предмет изучения - живая и неживая природа: агроном, ветеринар, кинолог, егерь. Чтобы достигнуть успеха, нужно быть внимательным, уметь отмечать закономерности, обладать терпеливостью, выносливостью, логическим мышлением и просто любить все живое.


2. Человек - техника. Деятельность предполагает действия по обслуживанию технических средств. Это профессии управленческого и исполнительного звена. Нужно обладать обширной научной базой в своей сфере, иметь наглядно-образное мышление, хорошую реакцию, сноровку, навыки практической работы. Примеры - водитель, швея, каменщик, инженер, конструктор.


3. Человек – человек. Деятельность предполагает постоянный контакт с людьми. Если вы легко идете на контакт с людьми, умеете убедить их, вам подойдут такие профессии. Важны грамотная речь, неконфликтность, доброжелательность, умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, проявлять выдержку, иметь речевые способности. Сфера деятельности – медицина, образование, сфера обслуживания, госслужба, юриспруденция. Профессии –врач, учитель, юрист и т.п.


4. Человек - знаковая система. Набор определенных знаков, используемых для получения, переработки, хранения и передачи информации. Например, алфавит, математические формулы, коды, схемы, карты и т.п. профессии: переводчик, корректор, бухгалтер, кассир, радист, специалист телефонной и сотовой связи и др. Нужно обладать усидчивостью, вниманием, скрупулезностью, иметь абстрактное мышление.


5. Человек – художественный образ. Профессия предполагает создание произведений искусства. Писатель, художник, актер, композитор, искусствовед, парикмахер, повар. Многое решает талант. Чтобы достичь определенных высот в творчестве, нужно иметь яркое воображение, мыслить образами, обладать чувством прекрасного и уметь воплощать его в жизнь.


В2: Умные люди просчитали, какие профессии будут в цене в ближайшие 10 лет (см.таблицу. Ролики рекламные.)


Сценка «Вредные советы».


Учитель: если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Эти слова принадлежат древнеримскому философу Сенеке. Если не знаешь, чего хочешь, берись за любое дело и делай с максимальной отдачей. И в труде обретешь себя и свое счастье.

Есть хорошее выражение – «найти себя». Как вы его понимаете?

- открыть в себе талант, способности, дарование.

- узнать, что нравится, чем хочется заниматься.

- найти применение своему таланту.

- найти свое призвание.

Учитель: Найти себя – значит понять свое призвание, назначение, определить свои склонности, интересы. Можно ли это сделать в день окончания школы?

Найти себя - это длительный процесс. И он может продолжаться всю жизнь.


Чтобы немного разобраться в себе, мы выполним шутливый тест с геометрическими фигурами. Используя 3 геометрические фигуры:


, , , нарисуйте человечка из 10 элементов.

Использовать нужно все 3 вида фигур, качество не имеет значения. Только 10 элементов, если больше - зачеркните, меньше- дорисуйте. Время - 30 сек.

Ч ерез 30 сек.

Подсчитайте количество

6-8 шт – тип руководителя, ярко выраженное стремление к лидерству.

5 шт- ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности, профессионал, продумывающий свою деятельность.

4 шт – разнообразие интересов и талантов, способности к индивидуальной работе.

3 шт – тип ученого, рационален, объективен, легко переходит с одного вида на другой.

2 шт- интерес к искусству и человеку, все новое тонко чувствует.

1 шт- изобретатель, художник, обладающий богатым воображением.

Вывод: конечно, это тест не отражает множества всех ваших талантов, но может быть поможет задуматься о себе и развивать свои способности.

В теме урока есть слова «Каким быть?»


Знаешь ли ты себя?

Попробовать хоть иногда посмотреть на себя со стороны, каким тебя могут увидеть люди, соответствует ли это тому, каким ты себя видишь.

Ты по-своему ощущаешь и воспринимаешь окружающий мир, у тебя свои особенности памяти и мышления, способности, интересы, тебе присуща большая или меньшая сила эмоциональных переживаний.

У тебя сильная или слабая воля, легкий или трудный характер, своя судьба.

Я – внутреннее Я - это целый мир, принадлежащий тебе и только тебе.

Колесо жизни

Существует выражение «Хороший человек – не профессия». Используется с иронией. А чтобы быть профессионалом, надо ли быть хорошим человеком?

У каждого своя система жизненных ценностей. В основу этой системы ценностей положено мировоззрение первых поселенцев Канады, которые воспринимали жизнь как колесо. Согласно этому мировоззрению, все в жизни должно быть в гармонии и равновесии.

1. Нарисуйте большой круг.

2. В центре большого круга нарисуйте маленький круг и пометьте его как центр.

3. Нарисуйте 8 спиц.

4. Обозначьте каждую спицу так:

- духовная (жизненные ценности, идеалы, мировоззрение, моральные принципы);

- интеллектуальная (ум, творчество, любознательность);

- эмоциональная (самоконтроль, проявление чувств);

- физическая (физическое развитие, здоровье);

- социальная (место в обществе, семья, школа, их влияние);

- профессиональная (профессия);

- экологическая (отношение к экологии);

- психологическая (характер, способности, гармония с собой и окружающими, развитие человека как личности).


Обозначьте на спице свою степень на современном этапе:

Большой круг и ближе к нему + (положительная расцветка)

Малый круг – наименьшее.

1. Соедините на спицах отметки сплошной линией.

2. Ответьте:

- получился ли круг?

- в каком аспекте вы более всего благополучны?

3. Какие сферы жизнедеятельности вы бы хотели совершенствовать?

4. Что показывает выполнение этого задания?


Положительные и отрицательные стороны профессий

В1: Послушаем притчу о строительстве храма. На строительство Сартского Собора подошел путник и спросил:

- Что вы делаете?

- Камни ношу (труд принудительный).

- Деньги зарабатываю (труд как источник существования).

- Храм строю (труд как служение великой цели).


Учитель: О чем притча? Об отношении к труду , о мотивации, которая должна перерасти в профессионализм, компетентность, творческая активность, повышение квалификации, начало возможности достижения высших результатов труда.


В2: Но к этому надо добавить слагаемые профессионального успеха:

- простое человеческое обаяние;

- сохранение душевного состояния, настроение;

- искренность – внешняя и внутренняя привлекательность;

- умение общаться;

- мысленно держать в уме портрет серьезного преуспевающего человека;

- умение трудиться с радостью;

- ответственность, совестливость, честность – качества настоящего профессионала-мастера.


Учитель: Предлагаю прочитать характеристику человека, состоявшегося как личность.

Ученица: И в атомный век,

Не атом владычит,

А человек!

Машины - лишь

Верные слуги его,

Им без него

Не свершить ничего.

Ни в горной глуши

Рассекретить руду,

Ни в дикой степи

Проложить борозду.

Ни город построить,

Ни сжечь его в прах.

Судьбы планеты

Он держит в руках.

Со всей ее болью

С борьбой ее трудной

И с солнечной новью

И с ядерной бомбой,

Нависшей над веком,

Очень ответственно

Быть человеком!






Заключение.

Учитель: На земле очень много профессий.

О профессии каждый мечтал.

Есть профессии –нежная песня.

Есть профессия- литый металл.

Но всегда – и как было когда-то

И сейчас в 21 наш век-

Я хочу пожелать вам, ребята,

Чтобы вырос из вас ЧЕЛОВЕК!

Выбор профессии - дело не одного дня. Сегодня мы только говорили об этом, а удачный выбор зависит от вас. Учтите все обстоятельства, связанные с будущей трудовой деятельностью, состояние своего здоровья и негативные факторы профессии. Это позволит вам надолго сберечь свои жизненные силы и достичь больших успехов в жизни и карьере.

Готовясь к реальной жизни в условиях высокой конкуренции на современном рынке труда очень важно быть лучшим. Готовы?

(далее выступают ученик и мама )

Рефлексия:

В1: Мы узнали:

В2: Судьба не случайность, а предмет выбора. Мы творим нашу собственную жизнь и называем ее судьбой.

В1: Мы поняли:

В2: Несчастлив тот, кто не нашел себя, для кого в мире не оказалось работы.

В1: Мы удивляемся:

В2: Истинное сокровище - найти себя в труде.


Счастливая преуспевающая личность – это профессионал, мастер, человек!

Ибо как сказал Вольтер: «Труд освобождает нас от 3 великих зол! Скуки, порока и нужды».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!