Классный час «Спешите делать добрые дела».
Цель: способствовать формированию мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.
Задачи:
Воспитание у учащихся чувства уважения, внимания, сострадания, отзывчивости, чуткости к пожилым людям.
Воспитание нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к собственным бабушкам и дедушкам, интересоваться прошлым.
Ход мероприятия:
«Добро» и «Милосердие».
1.Ведущий.
Есть в разгаре осени
Праздник необычный, —
Небо блещет просинью,
Солнцем симпатичным.
2.Ведущий.
Только называется
Непарадным словом:
Праздник именуют
Днём пожилого.
Учитель:
- Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить на классном часе?
- Эта тема выбрана неслучайно: 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Решение об этом было принято Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году. Второе название этого дня – день добра и милосердия, уважения.
Пожилые люди – это наши дедушки и бабушки. Они наши добрые друзья, члены нашей семьи. Они в семье старше вас, старше ваших мам и пап. Сегодня наше мероприятие посвящено празднику «День пожилого человека». Этот день отмечается во многих странах, а в России с 1992 года. День пожилого человека – праздник чистый и светлый, праздник пожилых родителей, бабушек и дедушек.
Учитель: Мы с вами поговорим о Добре, Милосердии, Уважении.
«Добро» - это все хорошее, положительное, что приносит счастье, благополучие, пользу.
Задание: на доске карточки с пословицами о добре, Соберите правильно пословицы. Соедините начало пословицы и ее конец.
Учись доброму | плохое на ум не пойдёт |
Жизнь дана | на добрые дела |
Доброе слово лечит, | а злое калечит |
Задание: на доске карточки. Выберите слова, которые объясняют слово – «Милосердие» ( забота, зло, сострадание, равнодушие, насилие, жестокость)
- «Милосердие» - это готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.
II. Традиция почитания старших.
Учитель: Знаете ли вы, что традиция почитания старших уходит своими корнями в далёкое прошлое? - Ещё в Библии речь идёт о том, что необходимо почитать старших, и тогда можно прожить долгую счастливую жизнь. Русские люди считали, что надо почитать ( уважать) отца, мать и всех старых по возрасту люди.
Учитель: Какое отношение к пожилым людям в наше время? К сожалению, не всегда люди относятся с уважением, милосердно, с добром к старикам. Дети не помогают им, не уступают место в транспорте. Оцените поступок мальчика, посмотрев мультфильм .
(Мультфильм « Шел трамвай 10 номер »)
- Поддержать, оказать посильную помощь – вот одна из важных наших задач. Но и это лишь небольшая частичка нашего долга перед людьми старшего поколения. Ребята отгадайте мои загадки и доскажите словечко.
1.Кто любить не устаёт,
Пироги для нас печёт,
Вкусные оладушки?
Это наша…(бабушка)
2.Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый…..(дед)
3. Дедушка и бабушка
Были молодыми,
А когда состарились –
Стали….(пожилыми)
С моей бабушкой вдвоём
Мы и спляшем и споём,
Праздник всем друзьям устроим –
С пирогами стол накроем!
Когда гостей мы встретим с ней?
В Праздник….(пожилых людей)
III. Военное прошлое наших стариков. Выступление гостя.
Учитель: Вы знаете, что ваши прадедушки и прабабушки – это ветераны войны, работники тыла, дети войны. Знаете ли вы, что им довелось испытать? Легко ли им пришлось в годы войны? Мы многое знаем о героях войны, их подвигах. Но не легче приходилось людям в тылу. Они работали на заводах и фабриках, которые обеспечивали фронт всем необходимым. Трудились женщины, старики, дети. Давайте послушаем рассказ человека, который был в тылу в те давние времена……
Выступающий: Во время войны я была маленькой девочкой и находилась в тылу. Моя сестра работала на заводе. Ее смена длилась 12 часов, и часто она ночевала прямо на заводе, чтобы не тратить время на дорогу домой и не опоздать на работу. А я с ребятами соседями были еще маленькими, но стремились тоже помогать фронту. Работали по 6 часов, а потом шли учиться в школу. Выходных дней у нас не было. В цехе было холодно, поэтому мы часто болели. На заводе нас кормили. На первое давали суп: 5-6 горошин, 2-3 кусочка картофеля, вода – вот всё, что можно было найти в тарелке. На второе была каша, в которой попадались мелкие камушки и песок, или давали крапиву.
IV . Пожилой человек в семье. (видеофильм)
1.Учитель: Милосердие, доброта, в них нуждаются самые близкие для вас пожилые люди. Взрослые дети обязаны заботиться о своих родителях, бабушках и дедушках так же, как те заботились о них в детстве.
Вы ещё очень молоды. Молодые считают, что они никогда не состарятся, а если это произойдёт, то не скоро. Но, увы. Рано или поздно наступит момент, когда вы станете старым человеком. И вам очень будет не хватать милосердия и доброты со стороны близких.
( Видеофильм « Старый дед и внучек» Л. Толстой)
«Не смейся над старым, и сам будешь стар»- гласит русская пословица.
- Я предлагаю вам сейчас составить правила отношения к пожилым людям.
«Старых людей надо .. (уважать, заботиться, любить, внимание )
«Молодые не должны … (обижать, унижать, оскорблять )
2.Решение проблемных ситуаций в группах
Учитель: С уважением вы должны относиться не только к своим дедушкам и бабушкам, но и ко всем пожилым людям. Ведь рядом с нами живет много стареньких людей и они могут нуждаться в вашем милосердии, чуткости, тактичности, помощи. Давайте мы с вами решим как вам поступить в проблемных ситуациях.
Ситуация 1: У Саши дома был старенький больной дедушка. К мальчику в гости пришли друзья. Они громко включили музыку. Дедушка попросил сделать ее потише, так как ему плохо. Саша ответил:
-Дед, не мешай нам наслаждаться музыкой. Расскажите, как бы поступили вы.
Ситуация 2:Бабушка лежала на диване. Вдруг у нее поднялось давление и срочно надо было выпить таблетку. Она попросила внучку Катю принести таблетки из спальни с тумбочки. Катя ответила:
- Возьми сама, я смотрю мультфильм. Расскажите как бы вы поступили.
Ситуация 3: Старушка плохо видела. Она долго стояла у перехода и не знала, как ей перейти дорогу. Тут подошел мальчик Вова. Старушка попросила помочь перейти дорогу. Вова сказал: - Старуха, а правил дорожного движения не знает! Расскажите, как бы вы поступили.
3.Игра «Солнышко – добрые слова».
- Давайте же и мы покажем фото наших дедушек и бабушек и скажем добрые слова о них. Простые слова «спасибо» и «пожалуйста» они способны согреть душу старых людей.
Нужно быть всегда внимательными и заботливыми к близким.
VI. Рефлексия.
Учитель: Ребята, давайте окружим тех, кто слаб и немощен, теплом и заботой. Ведь это наши с вами бабушки и дедушки. Я обращаюсь ко всем мальчишкам и девчонкам: любите и цените своих бабушек, будьте добрыми, чуткими к ним, не причиняйте боли своими словами и поступками! Они достойны уважения и доброго отношения к ним. Ведь эти люди, дали жизнь нашим родителям, вынесли на своих плечах тяжкие испытания войной, разрухой, голодом и выстояли в них. Запомните, старость надо уважать.