СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Социология рока"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час содержит информацию о музыке нового поколения - роке. Приводит примеры отрицательного влияния рока на организм человека

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Социология рока"»

Классный час на тему:

«Музыка нового поколения» (социология рока).


Цель: Подробно рассказать учащимся о музыке нового поколения – роке. Показать положительные и отрицательные стороны рока. Указать на то, к чему может привести долгое прослушивание тяжёлого рока.


Тип: Комбинированный.


Метод ведения: беседа.


Оборудование: плакаты, магнитофон, аудио кассета с записями рок-музыки.


Проведение классного часа:


Звучит рок музыка:


Учитель:

Одной из наиболее популярных и дискуссионных разновидностей молодёжной музыке является рок. Своеобразную версию рок-музыки дали психиатр и журналист (Забродин и Александров). Она является критической и в то же время аналитической, с акцентом на энергетику, психологические и социальные аспекты. Рок – это не просто музыка. Рок – это образ жизни. участники ансамбля «Битлз» в своё время заявляли: « это энергетический центр новой культуры и новой революции» (арт-рок, компьютерный рок, «мейнстрим», «новая волна», хард-рок, джаз-рок, рок-опера, симфо-рок, электроник-рок,и тд.).

Истоки рока надо искать в религиозных песнопениях американских негров. Жёсткий ритм, громкость, преобладание низких нот – присущи ритуальной музыке древних народов. В них используется тип звуков, который не просто привлекает внимание, но пугает и завораживает, гипнотизирует.

Вторым источником рока стала музыка городских негритянских гетто, пригородов, где селились негры, мигрировавшие с плантаций в промышленные города. Третий стимул дало появление проигрывателей и грампластинок. Появляются студии и радиостанции.

Следующий толчок дала индустрия электроинструментов. Электрогитары, электроорганы, электробасгитары и голос, усиленный микрофоном меняют атмосферу.

С появлением средств записи и тиражирования поп и рок музыка – приоритеты молодёжи ХХ века. Рок отличает особый МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ на слушателя. В нём преобладает интенсивное коллективное переживание. С точки зрения психотерапевта Калитеевской Е.Р., рок – субкультура части молодёжи, символ особого рода жизни. Общение в ней ритуально и сводится к информации о рок-концертах. «Уход в рок» связан с отказом от самореализации во внешнем мире. «Звуковая завеса» и «рифмоформулы» отделяют подростков и молодёжь от мира взрослых и сплачивают в массу.

Рок обращён к коллективу, а не к индивидууму. Это современный инвариант карнавальной культуры молодёжи. Своими поклонниками рок воспринимается как образ жизни. Можно выделить три компонента рок-концерта: содержательно-смысловой, музыкальный и зрелищно-коммуникативный.

Рок по-своему продолжает и традиции шлягера. Но по сравнению с традиционным шлягером рок более категоричен и агрессивен. Даже мотивы социального протеста в роке подаются через конфликт поколений. Молодёжь отталкивала перспектива убивать и быть убитым на очередной войне. Одни участвовали в антивоенном движении, другие поддерживали негров в борьбе за их права, работали учителями в школах, расположенных в гетто. Третьи уходили от общества в движение хиппи. Рок отреагировал на это заменой «Я и Ты» оппозицией «Мы и Они».

Группа стала осознаваться как коллектив-звезда. Изменились манера поведения, причёски и костюмы, внешность. Есть группы с глубоким смыслом, исполняющие песни на родном языке («Аквариум», «Кино» и др.).


Звучи отрывок из песни группы «Кино»


Но могут обыгрываться и иностранный язык, и шумовые эффекты.


Звучит музыка группы «Парк Горького» (отрывок)


Учитель:

Разные группы молодежи предпочитают разные направления рок-музыки, хотя в пик молодёжного движения 60-х гг. они сливались, создавая смесь подросткового «попа» и молодёжного «рока», рок-н-ролла, народной музыки («фольк») и классики. Рабочие подростки отличаются от студентов по вкусам, возможностям, стилю жизни, степени и характеру альтернативы традиционным ценностям («стиляги», «хиппи», «битники», «панки» и т.)

Это говорит о том, что рок как социокультурное явление это нечто большее, чем музыка.

В роке можно найти всё: от сексуальной революции и наркотиков до религиозных мотивов. Так появляется опера-мистерия «Иисус Христос – суперзвезда».

Рок даёт иллюзию свободы выбора и притягивает к себе людей, нуждающихся в опере. Эта концентрация характерна для подростков. «Рок-вселенная» им кажется иным миром, где возможно всё. Под воздействием рок-музыки выделяются стресс-гормоны, влияющие на информацию в мозгу. Громкая ритмичная музыка вызывает резонанс клеточных структур организма, особое «звуковое опьянение». Ярые поклонники рока, подобно, наркоманам, могут испытывать тягу к сильным раздражителям, что приводит к психической болезни и умственной деградации. В качестве примера хочу привести несколько историй болезней рокеров.


истории болезней:


1. Олег, 19 лет. С 6 класса увлекается роком. После техникума работал на заводе, играл в рок-ансамбле. Интересы связаны только с музыкой. Поклонник «металла». Речь не развита. Зависит от музыки: если не слушает постоянно, чувствует себя больным. Диагноз: психопатия полиморфная.

2. Дмитрий, 20 лет. Работает на заводе. Работа не интересует, но нравится компания. Увлечение: джаз-рок. Бритвой вырезал на левом предплечье название любимого ансамбля. Пассивен. Привязанностей нет. Диагноз: психопатия полиморфная.


Высказывания учащихся:


Учитель:

Диагнозы ясны. Отклонения в поведении поклонников тяжелого рока, «металла» – факт. Музыка нужна им в увеличивающихся дозах.

Ритм способен вызывать экстаз и танцевальный транс. Громкость: «Битлз» – 500-600 ватт. «Дорз» – 20-30 тыс. ватт. Пол Маккартни – 50 тыс. ватт. «Эй Си /Ди Си» – 70 тыс. ватт. Это лишает способности ориентироваться, мыслить, анализировать.


Звучит музыка:


Учитель:

Японские журналисты обошли крупнейшие рок-залы Токио, задавая три вопроса: Как вас зовут? Где вы находитесь? Какой теперь год? Ни один опрошенный не ответил. Отечественные учёные обнаружили, что после 40 минут прослушивания рока семиклассники на время забывали таблицу умножения.

Переизбыток высоких и низких частот вызывает травмы мозга, и даже смерти. На рок-концертах нередки контузии звуком, звуковые ожоги, потери слуха и памяти. Пол Маккартни разрушил (звуком, во время концерта) деревянный мост в Венеции, а «Пинк Флойд» – каменный мост в Шотландии. На озере, расположенном рядом с концертным залом, где выступал этот ансамбль, однажды всплыла оглушённая рыба.

Под воздействием рок-музыки, имитирующей агрессию, в состоянии нервного возбуждения могут совершаться убийства и самоубийства. В качестве примера хочу привести несколько трагических историй:

1965 г. на концерте «Битлз» – в США – убито и затоптано насмерть 100 человек.

1981 г. концерт «Ху» – в США – убито 11 человек.

1984 г. концерт «Кисс» – Бразилия – 42 раненых.

Один из поклонников группы «Эй Си / Ди Си» под влиянием песни «Колокол Ада» застрелил 16 человек. Пятеро поклонников этой группы пошли гулять в парк, чтобы танцевать под записи любимых музыкантов. Войдя в экстаз, четверо связали и убили пятого, в ритме песни втыкая в него ножи.


Высказывания учащихся:


Учитель:

Рок-музыка – триумф вульгарности. В роке вульгарным образом открыта folk-культура, и рокеры принимают folk. Общие элементы рока: «страсть, алкоголь, любовь, горе».

Рок – статус народной (популярной) порнографии. В одежде подчёркиваются секс-символы.

Рок-элита считает постыдным для рок-музыкантов вести моральный образ жизни и преуспевать. «Мученик» рока должен вести ночной образ жизни, принимать наркотики, предпочитать эксперименты в сексе и (в идеале) умереть молодым. Именно насилие, секс и наркотики и являются неотъемлемой частью рока.


Рок можно высмеять, но в нём остаётся нечто. Традиционная критика рока неадекватна. В роке больше хлама, чем качества. Но он заметен. Используются символизм, образность, непосредственный лиризм и ремесло. Не все рокеры понимают, что вульгарность – суть рока. Они думают, что они поэты.


Звучит музыка:

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!