Конспект классного часа «Сказки учат многому…» Профилактика жестокого обращения в школе.
Ребята, на улице я встретила Буратино, он был такой грустный, потерянный, обиженный. Оказывается он ушел из своей сказки, т.к. его обижали, обманывали и никто не хотел с ним дружить. Он не понимает, почему с ним так поступают и что ему делать. Ребята, поможем Буратино и познакомим его с основными правами, чтобы никто не мог его обижать, обманывать и жестоко обращаться с ним. Но для этого, вы сами должны хорошо знать эти права. Давайте повторим их. У каждого ребенка есть права, но существуют свои обязанности. Например, у всех детей есть право на заботу, ласку. Это значит, что не только вы должны быть окружены заботой и лаской, но и вы должны дарить свою заботу и ласку окружающим. Сейчас я предлагаю вам почувствовать, как приятно о ком-то заботиться и какая это ответственность.
Ребята, представьте, что вы подобрали на улице маленького котенка. На улице очень холодно, идет снег, ваш котенок очень замерз и дрожит. Возьмите его на ручки-в ладошки. Чтобы его согреть подышите в ладони (пауза). Прижмите его к груди…. А теперь посмотрите на своего котенка с нежностью и любовью. Улыбнитесь ему, и он улыбнется вам в ответ. А теперь отпустим его, куда он побежал? Конечно к своей семье.
Ребята, это значит что у каждого из вас есть право на заботу и ласку, и обязанности – дарить их другим. Это очень приятно, согласитесь. Наш котенок согрелся и побежал к своей семье. Как хорошо, когда есть семья, где тебя любят, ждут, заботятся.
Как вы думаете, почему в сказке «Волк и семеро козлят», волк злой, жестокий, хитрый. ( Потому, что он один у него нет ни дома, ни семьи, ни друзей).
Давайте сделаем вывод: если нет семьи, дома, друзей, волк становится скверным, жестоким. Каждый человек имеет право на семью.
Каждый член семьи имеет свои права и обязанности. Все имеют право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. Вспомните, в каких сказках нарушались права на жизнь, свободу героев.
«Колобок»,
- Как называется сказка? (Это русская народная сказка "Колобок”.)
- С кем встретился Колобок? (Колобок встретился с зайцем, волком, медведем, с Лисой)
- Они были знакомы Колобку? (Они были не знакомы.)
- Что сделала лиса, когда встретила Колобка? (Она притворилась ласковой, приветливой, глухой. Она обманывала Колобка. Сказала, что любит его, а на самом деле, хотела его съесть.)
- Какую ошибку совершил Колобок с точки зрения личной безопасности? ( Ушел один из дома, поверил Лисе, вступил с ней в разговор)
- Какой был Колобок? (Колобок был весёлый, доверчивый, беззаботный, бесхитростный, глупый.)
У каждого из нас есть право на личную неприкосновенность, жизнь свободу. Но соблюдаются ли они на самом деле. Вспомните драки, ссоры между мальчишками, обиды размолвки между девчонками. А не лучше ли вашу злость направить в игру, а друг другу говорить только добрые слова.
«Красная Шапочка»
-Куда мама отправила Красную Шапочку? ( К бабушке, в другую деревню)
-Зная доверчивость и общительность дочери, какой наказ дала мать дочери? (Идти прямо по тропинке, никуда не сворачивая)
- Последовала ли Красная Шапочка родительскому наставлению? ( Девушка им не следует - напротив, она действует согласно советам волка: остановиться, «оглянуться вокруг» и послушать, «как сладко поют птицы».)
- К чему привело непослушание девочки? (Волк съел бабушку и Красную Шапочку)
Дидактическая игра «Давайте говорить комплименты». Детям предлагается говорить друг другу комплементы, касаясь личных качеств, настроения, внешности. Мы с вами закрепили право-право на свободу и личную неприкосновенность.
Если каждый будет помнить это право, то в обществе будет меньше насилия и жестокости. Всем нам хочется жить в большой и дружной семье, но у каждого свое понятие о семье. Все люди должны иметь свой дом. У каждого человека есть право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь.
В каких сказках было нарушено это право? (ответы детей)
- «Теремок»,
«Три поросенка».
«Кот, Лиса и Петух»;
- Какой в сказке Петушок? ( Непослушный, доверчивый)
- Какая в сказке Лиса? (Обманщица, хитрая, злая)
- Что помогло Лисе заманить Петушка в свои лапы? (Ее хитрость, ласковый голос, подманивала угощением - горошком)
- Как бы следовало поступить Петушку в ситуации, когда Лиса заговорила с ним? (уверенно говорить «Нет», не реагировать на подкупы Лисы)
- Правильно ли сделал Петушок, что громко кричал и звал на помощь своего друга? (Да)
Подвижная игра «Найди свой дом». Дети делятся на группы и выбирают себе дом (обручи) разные по цвету. С началом звучания музыки, дети выбегают из своих «домиков», бегают, играют. С прекращением музыки дети должны собраться в своих домиках, побеждает та группа, которая быстрее соберется.
Молодцы! Мы закрепили одно право на неприкосновенность жилища и обязанности по сохранению жилища в чистоте и порядке. Ребята, а как вели себя герои сказок, которые хотели завладеть жилищем других?
Они вели себя плохо, все ломали, крушили, вели себя жестоко по отношению к владельцам. «Три поросенка»
Можно сделать вывод: нарушают права и обращаются жестоко те, у кого нет ни жилья, ни друзей, ни доброго имени.
А у вас ребята у всех есть имена. Кто вам их дал? Правильно, вам их дали родители при рождении. Представьте, что исчезли все имена. Мы даже не сможем обращаться друг - другу. Видите, как необходимо имя человеку. Все с рождения имеют право на имя, получают документ при рождении – свидетельство о рождении.
Дидактическая игра «Назови ласково». Дети встают вкруг и называют своего соседа ласковыми именами.
Понравилось? Вы уже знаете, что каждое имя может прославить или ославить человек, который его носит. Старайтесь жить так, чтобы свое имя могли произносить с гордостью.
Дети, мы живём в огромном мире. Нас окружают разные люди. Одни взрослые добрые, честные; любят и заботятся о детях. Но есть и другие: хитрые, жестокие. Они могут притвориться ласковыми, приветливыми, любящими - пытаясь похитить детей.
Ребята, мы познакомились с нашими правами, которые защищают нас от жестокого обращения, обмана. Для чего они нужны? ( Чтобы жилось хорошо, и в мире был порядок. )
Буратино, ты запомнил, какие права закреплены с рождения за тобой, и защищают тебя от обмана, жестокости, насилия? Буратино благодарит всех детей и приглашает к себе в сказку.
Бондаренко Марина Николаевна, учитель-логопед
ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения»